Технологическая карта урока (для учителей)
консультация по алгебре

Сидоренко  Елена Николаевна

Данная презентаия создана для учителей всех предметов  средней и старшей школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологическая карта как способ проектирования урока и средство формирования универсальных учебных действий учащихся основной школы. 1

Слайд 2

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя! Д.И. Менделеев 2

Слайд 3

Приоритетная цель школьного образования Развитие способности ученика: самостоятельно ставить учебные цели проектировать пути их реализации контролировать и оценивать свои достижения формирование умения учиться 3

Слайд 4

Универсальные учебные действия (УУД) Термин «универсальные учебные действия» означает: в широком значении - умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта УУД лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, формируются в контексте разных учебных предметов 4

Слайд 5

Универсальные учебные действия 5

Слайд 6

познавательные регулятивные коммуникативные Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС Метапредметные 6

Слайд 7

Метапредметные результаты – это результаты, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях . 7

Слайд 8

Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся? 8

Слайд 9

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь. Японская мудрость Его величество – Урок! Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий . 9

Слайд 10

Традиционный и современный урок различаются по следующим показателям: цели урока роль и функции учителя на уроке изменение отношений между учителем и учащимися логика построения процесса обучения использование межпредметных связей внедрение коллективной учебной деятельности 10

Слайд 11

Я учусь ! Меня учат 11

Слайд 12

Что такое конспект урока? План-конспект урока: ТЕМА ТИП УРОКА ВИД УРОКА ЦЕЛЬ УРОКА ЗАДАЧИ УРОКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ХОД УРОКА СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12

Слайд 13

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного материала путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам в соответствии с ФГОС второго поколения. 13

Слайд 14

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. 14

Слайд 15

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. 15

Слайд 16

Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?» Технологическая карта – «Как учить? » 16

Слайд 17

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы 17

Слайд 18

Технологическая карта урока Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Виды формируемых УУД 18

Слайд 19

Тема Цель Задачи Формируемые УУД Личностные : Регулятивные : Познавательные : Коммуникативные : Основные понятия Ресурсы : Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Предметные УУД Предмет : Класс : Тип урока : 19

Слайд 20

Технологическая карта урока Представляет собой конструктор , число проектируемых элементов которого (модулей) можно увеличить или уменьшить 20

Слайд 21

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: в ней должен быть описан весь процесс деятельности; должны быть указаны операции, их составные части 21

Слайд 22

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты. Задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формируемые умения ( универсальные учебные действия) Контроль результатов учебной деятельности 1 2 3 4 5 6 Общий вид технологической карты урока , реализующего формирование УУД Предмет ___________________________________________________ Класс _____________________________________________________ Тема урока ________________________________________________ Тип урока __________________________________________________ Цель деятельности учителя _________________________________ Планируемые образовательные результаты __________________ Методы и формы обучения _________________________________ Оборудование ______________________________________________ Наглядно-демонстрационный материал _______________________ Основные понятия __________________________________________ 22

Слайд 23

Этап урока I . Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. II . Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» III . Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. IV . «Открытие» учащимися новых знаний Цель Познакомить с….. V . Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в определении склонения. VI .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в ……………., самоконтроль усвоения знаний. VII . Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. VIII . Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. IX . Д/ з . 23

Слайд 24

1 2 3 4 5 6 Мотивация ( самоопределение ) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Учитель : Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. И я хочу представить вас, как замечательных, любознательных ребятишек, которые очень внимательны и активны на уроках. Учащиеся входят в класс и рассаживаются Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности , желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные : осознают познавательную задачу. Регулятивные : планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. 24

Слайд 25

Постановка учебной задачи ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность Б еседа по теме урока Учитель: Итак, перед нами еще один город этой Удивительной страны Синтаксис. В этом городе тоже живут предложения. Но они не простые, а…….. ( Сложные ). Как называется этот город? «Сложное предложение». Формулируем тему урока. Это и есть тема сегодняшнего урока. Запишем ее в тетрадь. Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия Отвечают на вопросы, строят высказывания . Личностные : имеют мотивацию к учебной деятельности . Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи . Регулятивные : самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование Коммуникативные : задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы , формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения . 25

Слайд 26

Рефлексия деятельности ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания Учитель : Скажите, выполнили мы сегодня поставленные цели? - Чему мы научились, что узнали? Дайте оценку нашей работе: выберите одного из предложенных на вашем столе снеговиков и покажите мне. Урок понравился – выбираете снеговика с улыбающимся лицом и наклейте его на кластер. Скоро Новый год. Мне хочется, чтобы он принес вам только счастье, удачу. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Личностные : приобретают мотивацию к процессу образования.. Познавательные : устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и исследовательских , аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: Оценивают свою работу. 26

Слайд 27

Оцени урок 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Я выполнял задания… 4. Я понял, что… 5. Теперь я могу…. 6. Я научился… 7. Я смог…. 8. У меня получилось… 9. Урок дал мне для жизни… 10. Мне захотелось… 27

Слайд 28

Достоинства структуры предлагаемой нами технологической карты урока фиксирует: не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у учащихся способов деятельности 28

Слайд 29

использование ТК освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы освобождается время для творчества учителя обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; обеспечивается повышение качества образования; форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Преимущества технологической карты: 29

Слайд 30

Деятельность учителя Дает: комментарий к домашнему заданию; задание на поиск в тексте особенностей... Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу о… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Проверяет готовность обучающихся к уроку. Уточняет тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет контроль ; Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке . 30

Слайд 31

Деятельность обучающихся Ставят цель деятельности, Предлагают вариант формулировки темы урока Выполняют задания в тетради. По очереди комментируют... О босновывают выбор написания... Приводят примеры. Проговаривают по цепочке. В ыделяют (находят, подчеркивают, комментируют) . Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Озвучивают понятие... Выявляют закономерность... Анализируют... Определяют причины... Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают... Находят в тексте понятие, информацию. Слушают, делятся впечатлениями о... Высказывают свое мнение. Осуществляют : самооценку; самопроверку; взаимопроверку; Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему ) 31

Слайд 32

Формирование УУД на разных этапах урока 32

Слайд 33

Виды УУД/ этапы урока Личностные (связь между целью учения и мотивом, моральный выбор) Регулятивные (постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция ) Познавательные ( общеучебные универсальные действия, логические -синтез, анализ, классификация, доказательство, выдвижение гипотез, подведение под понятие) Коммуникативные (учебное сотрудничество, владение речью, умение вести диалог, поиск и выбор информации) Организационный момент, самоопределение к деятельности Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса 33

Слайд 34

Виды УУД/ этапы урока Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Актуализация опорных знаний Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); — синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю 34

Слайд 35

Виды УУД/ этапы урока Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Подготовка к изучению новых знаний, постановка учебной задачи Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 35

Слайд 36

Виды УУД/ этапы урока Личностные Регулятивные Познавательные ( Коммуникативные Работа над новой темой, открытие нового знания Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; — доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация 36

Слайд 37

Виды УУД/ этапы урока Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Закреплене и повторение изученного,включение нового знания в систему знаний и повторение Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка 37

Слайд 38

Виды УУД/ этапы урока Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Рефлекся . Итог урока Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 38

Слайд 39

Технологическая карта позволит учителю : реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы ; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы . 39

Слайд 40

Технологическая карта позволит администрации : контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. 40

Слайд 41

тщательное планирование каждого этапа деятельности; максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности; введение самооценки учащихся на каждом этапе урока Возможности технологической карты: 41

Слайд 42

Анализ урока с позиций требований ФГОС Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. 42

Слайд 43

Схема анализа урока Цель анализа: результативность деятельности учителя по формированию УУД 43

Слайд 44

Требования к качеству деятельности учителя 44

Слайд 45

Требования к качеству деятельности учителя 45

Слайд 46

Требования к качеству деятельности учителя 46

Слайд 47

Требования к качеству деятельности учителя 47

Слайд 48

Требования к качеству содержания урока 48

Слайд 49

Требования к качеству организации урока 49

Слайд 50

Результативность урока (учебные достижения): Результат урока не достигнут или достигнут только учителем; результат достигнут отдельными учащимися; результат достигнут каждым учащимся (б о льшей частью учащихся) Рефлексия учащихся и учителя: эмоциональная, деятельности, результата Оценивание: Понятное детям ( критериальное на основе критериев, известных учащимся, др.) 50

Слайд 51

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно , проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса , гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять контроль результатов учебной деятельности. 51

Слайд 52

Если учитель двигается только в рамках своей узкой предметной парадигмы, то у него нет возможности перспективного развития в новом, ХХ I веке. 52

Слайд 53

Спасибо за внимание! Успехов в работе! 53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Представлена новая форма планирования деятельности учителя и учащихся на уроке, форма технологической карты. Пример технологической карты урока физической культуры в 1 классе....

Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка

Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...

Технологическая карта урока «Путешествие» в 5 классе по учебному предмету «Французский язык» учителей МБОУ СОШ № 13 Калининой О.Е. и МБОУ ООШ № 6 г.Балаково Саратовской области Бердниковой Н.П.

Урок  общеметодологической  направленности, призванный воспитывать культуру общения и выражение эмоций, а также интерес к культуре изучаемого языка, способствует формированию у учащихся ...

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7  Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...

Технологическая карта урока для учителей татарского языка и литературы

Татар теле һәм әдәбияты дәресләренә технологик карта...

Технологическая карта урока английского языка в 5а классе в соответствии с ФГОС, учитель Железняк Т.А. Тема урока: «Talking about places of interest». Степени сравнения прилагательных.

P { margin-bottom: 0.08in; } Тема урока: «Talking about places of interest». Степени сравнения прилагательных .Используемые технологии: технология развития критического мышления на уроках английс...