Четные и нечетные функции
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Конспект урока по теме "Четные и нечетные функции" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_algebre.docx | 178.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Четные и нечетные функции» 9 класс
Цели:
вспомнить ранее изученные свойства функции;
познакомиться с чётными и нечётными функциями и их графиками;
выработать умение строить графики чётных и нечётных функций и определять по графику вид функции.
План урока:
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания
- Сообщение темы, целей урока.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного при выполнении заданий.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
- Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! В предыдущем параграфе мы обсуждали те свойства функций, которые в той или иной степени были нам знакомы.
Ребята, какие свойства функции вы знаете?
(Д(у), Е(у), монотонность, ограниченность сверху, снизу, Выпуклость вверх, вниз)
- ПДЗ.
1)№10.15. Свойства функции: 1) D(у)=[-1;3]
2) E(y)=[2;4]
3) возрастает на хϵ [-1;0]U [1;3], убывает на хϵ[0;1]
4) ограничена снизу унаим=2, ограничена сверху унаиб=4
5) выпукла вверх при хϵ[-1;1]
2) Тестирование.
I вариант | II вариант | |
2.Область определения у= |
| |
a) (-∞;-1)U(-1;1)U(1;+∞); б) (- ∞;0)U (0;+ ∞); в) [-10; +∞); г) (-1;1); д) (-∞;+∞) е) (-∞;5) U (5;+ ∞); ж) (3;+ ∞) | ||
3) На рисунке дан график функции у=f(x). Данная функция: а) выпукла вверх; б) выпукла вниз; в) не выпукла. | 3) На рисунке дан график функции у=f(x). Данная функция: а) выпукла вверх; б) выпукла вниз; в) не выпукла. | |
4) На рисунке дан график функции у=f(x). Определите для данной функции унаим: а) 0; б) 3; в)4; г)-3 | 4) На рисунке дан график функции у=f(x). Определите для данной функции унаиб: а) 0; б) 5; в)4; г)-3 | |
5) На рисунке дан график функции у=f(x). Определите для данной функции унаиб: а) 0; б) 3; в)4; г)-3 | 5) На рисунке дан график функции у=f(x). Определите для данной функции унаим:а) а) 0; б) 3; в)4; г)-3 |
- Сообщение темы, целей урока.
Слайд1. Китайская пословица гласит:
"Я слушаю, - я забываю;
Я вижу, - я запоминаю;
Я делаю, - я усваиваю"
Что же мы должны сегодня услышать, увидеть и сделать? Посмотрим на тему урока.
СЛАЙД№2
Сегодня мы продолжаем разговор о свойствах числовых функций. Речь пойдёт о чётных и нечётных функциях.
Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и тему урока: “Чётные и нечётные функции”.
Цель нашего урока усвоить определение чётной и нечётной функции и их основные свойства, научиться определять- четная функция или нет, научиться строить графики таких функций и применять эти знания к решению задач.
4.Изучение нового материала.
СЛАЙД №3
ЗАДАНИЕ Функция задана формулой f(x)= х2. Найти: а) D(f); б) f(2), f(-2), f(-x).
Что вы увидели? (f(-x)= f(x)). Дана функция, знак которой не меняется при изменении знака x.
Для данной функции выполняется два условия: 1) f(-x)= f(x); 2) D(f) симметрична относительно нуля.
Такая функция называется четной.
СЛАЙД №4 (определение четной функции). Запишите определение.
Приведите примеры ч.ф.: y = x2 y = –x2 y = x4 y = x6 y = x8 +2 x2
Четные функции обладают важным свойством: График четной функции симметричен относительно оси ординат. СЛАЙД №5 (графики ч.ф.)
СЛАЙД №6
ЗАДАНИЕ Функция задана формулой f(x)= х3
Найти: а) D(f); б) f(1), f(-1), f(-x).
Что вы увидели? (f(-x)= -f(x)). Дана функция, знак которой меняется при изменении знака x.
Для любого ли х значение –х также принадлежит области определения? Т.е. D(f) симметрична относительно нуля? (да)
Такая функция называется нечетной
СЛАЙД №7 (определение нечетной функции). Запишите определение.
Примеры неч.ф.: y = x3 y = –x3 у = х5 у = х7 у = х3+х9 у=х(5-х2)
Нечетные функции обладают важным свойством: График нечетной функции симметричен относительно нач. координат. СЛАЙД №8, №9 (графики неч.ф.)
Задание. Функция задана формулой функция у = 2х + 3. Сравните значения функции при х=-1 и х=1. В самом деле, f(1) = 5, а f (-1) = 1. Как видите, здесь Значит, не может выполняться ни тождество f(-х) = f (х), ни тождество f(-х) = -f(х).
Итак, функция может быть четной, нечетной, а также ни той ни другой.
Изучение вопроса о том, является ли заданная функция четной или нечетной, обычно называют исследованием функции на четность
примеры.
Опр. Если числовое множество X вместе с каждым своим элементом х содержит и противоположный элемент -х, то X называют симметричным множеством. Скажем,
(-2, 2), [-5, 5], (-оо, +оо) — симметричные множества, в то время как [0, +оо), (-2, 3),
[-5, 5) — несимметричные множества. Если функция у = f (х) — четная или нечетная, то ее область определения D (f) — симметричное множество. Если же D (f) — несимметричное множество, то функция у = f(х) не является ни четной, ни нечетной.
5. Закрепление темы.
1)Укажите номера графиков:
а) четных функций; б) нечетных функций; в) функций, не являющихся ни четными, ни нечетными
1). | 6). | ||
2). | 7). | ||
3). | 8). | ||
4). | 9). | ||
5). | 10). |
2. Функция y=f(x) четная. Дан фрагмент графика. Найти f(–3)
1)–5 2)0 3)5 4)–1
3. Функция y=f(x) нечетная. Дан фрагмент графика. Найти f(3)
1 )–4 2)4 3)3 4)–3
4.Найдите значение выражения f(3) + f(-5), если известно, что у=f(x) – четная функция и f(-3)=2, f(5)=-3.
5. Найдите значение выражения f(7) – f(-2), если известно, что у=f(x) – четная функция и f(-7)=0,3, f(2)= - 0,4
6. Найдите значение выражения f(4) – f(-5), если известно, что у=f(x) – нечетная функция и f(-4)=2,5, f(5)= 1,3.
6.Подведение итогов урока.
А теперь подведем итоги урока. Заполните пропуски в формулировке определений и свойств. СЛАЙД № 20,21,22
7.Рефлексия
Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли цели?
Где есть еще трудности? У нас есть еще возможность эти трудности исправить. На эту тему у нас отведен еще один урок.
Оценки за урок
8. Домашнее задание. СЛАЙД №23
На «3» №11.6 (а,б)
На «4» №11.6 (а,б), № 11.3 (а,б),
На «5» №11.6 (а,б), № 11.3 (а,б), №11.4 (а,б),
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему: "Четные и нечетные функции"
Для усвоения понятий четной и нечетной функций полезно, чтобы у учащихся наряду с усвоением определения создавался и наглядный образ четных и нечетных функций, который выражается в свойств...
Четные и нечетные функции. Подготовка к контрольной работе
Урок повторения и обобщения материала...
методическая разработка урока по теме "Четные и нечетные функции"
Данный материал поможет дать понятие о четности или нечетности функции по графическим признакам либо по аналитической форме задания функции. Учебник, по которому велось преподавание дисциплины- ...
Четные и нечетные функции.
Четные и нечетные функции....
Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции.
Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции....
"Четные и нечетные функции"
представлена разработка урока в 10 классе по предмету "Алгебра и начала анализа" с презентацией к уроку...
Открытый урок по алгебре в 9 классе по теме: « Четная и нечетная функции»
Открытый урок по алгебре в 9 классе по теме:« Четная и нечетная функции» Учебник и задачник А.Г. Мордкович Алгебра 9 класс.Урок подготовила и провела Железнова Я.А....