Интегрированный урок по математике и истории. "Решение задач с помощью линейных уравнений. Третий поход Ивана Грозного на Казань"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Конспект интегрированного урока по математике и истории. Тема по математике "Решение задач с помощью линейных уравнений" . Тема по истории "Третий поход Ивана Грозного на Казань"
По математике - это заключительный урок по данной теме. По истории - это уро новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka_matematika._istoriya.docx | 365.3 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
Предмет: Алгебра. История России
Класс: 7
Тема урока: Решение задач с помощью уравнений. Внешняя политика Ивана Грозного
Тип урока: Комбинированный урок
Деятельностная цель: формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, умения работать по намеченному плану, выделять главное, выражать собственное мнение; воспитывать умение слушать товарищей, работать в группе.
Содержательная цель: выявление уровня знаний учеников по теме, систематизация и обобщение знаний по данной теме, формирование умения применять на практике полученные знания.
Задачи:
Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся по темам «Решение линейных уравнений и уравнений, сводящихся к линейным», «Решение задач с помощью уравнений»; развивать умение составлять уравнения по условию задачи, решать линейные уравнения с одной переменной.
Развивающие: продолжить развивать интерес к предмету, самостоятельное мышление, математическую речь, умение устанавливать закономерности, математические и познавательные способности, умение работать самостоятельно и в группах.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда; способствовать выявлению личностных качеств учащихся; убедить учащихся в жизненной значимости получаемых знаний
Планируемые результаты обучения:
Предметные: продолжить развивать умение составлять уравнения при решении задач, решать линейные уравнения с одной переменной.
Познавательные: развивать способности к индивидуальной учебной работе, умение извлекать нужную информацию из разных видов источников, систематизировать и анализировать её; способности сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета; совершенствовать компетенции, необходимые для аргументации, обоснования своей точки зрения; использовать логические действия для выполнения учебной задачи.
Регулятивные: развивать способности определять цели и задачи работы, умение выполнять задание в соответствии с поставленной задачей, планировать время выполнения учебной задачи; умение анализировать допущенные ошибки и определять причины их возникновения.
Коммуникативные: формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Личностные результаты: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Межпредметные связи: География, История.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, в малых группах.
Оборудование урока: интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал.
2-3 минуты Приветственное слово.
У: Перед два учителя, поэтому, как вы уже догадались, сегодня у нас необычный урок. Как вы думаете, что мы хотим показать вам этим уроком? Связаны ли между собой математика история? Какая самая простая связь математики и истории?
Что мы с вами изучали на прошлых уроках? « Решение уравнений», «Решение задач с помощью уравнений». Сегодня у нас с вами заключительный урок по этой теме. Античный афоризм «Незнающие пусть научатся, знающие – вспомнят еще раз».
Пока мы даже не знаем тему исторической части сегодняшнего урока, давайте подумаем, какая задача стоит перед нами на этот урок? «Применение на практике математических знаний».
Эпиграф: «Приобретать знания – храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство». Так гласит восточная мудрость. А если так, давайте попробуем использовать уравнения в нестандартной ситуации и перейдем к получению исторических знаний.
5 минут Угадывание темы урока. Определение целей и задач урока. Работа в группах: решение уравнений. (Приложение 1)
История: Внешняя политика И.Г., поход на Казань
8-10 минут Задача 1. (Приложение 2) Учащийся решает у доски, остальные в тетради.
История: Комментарии к задаче. Описание похода.
2 минуты Физкультминутка
А теперь, ребята, встали,
Глазки дружно повращали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
7-8 минут Задача 2. (Приложение 2) Решают самостоятельно в малых группах. Проверка
История: Результаты похода на Казань.
Рефлексия: 3 минуты Знаменитый математик Карл Фридрих Гаусс сказал: «Математика — царица всех наук». Это изречение утверждает превосходство всевозможных формул и цифр. Мы все понимаем, что математика – снова многих наук: физики, астрономии, химии, биологии, информатики. Также математика тесно связана с архитектурой, музыкой, географией, социальными науками, историей. И не только математика связана со многим науками. Также история связана с химией, физикой и другими науками. Поэтому, какую бы область для себя не выбрали, чтобы преуспевать в ней, нужно быть широкообразованным человеком. Без знаний математики вы не сможете быть хорошим программистом, экономистом. Даже хорошим филологом нельзя быть без математики, только математика учит анализу, который лежит в основе анализа литературных произведений.
Домашнее задание: Задача 3 (Приложение 2)
Приложение 1
1 группа
Решите уравнение:
6 П | -0,04 М | ||
1,4 И | 7,5 Й | ||
9 Р | Т | ||
-0,75 О | -16 А | ||
-0,3 Х | -20Е |
9 | -20 | 1,4 | 7,5 | ||
2 группа
Решите уравнение:
6 Ж | -0,04 Д | ||
1,4 С | 7,5 Ь | ||
9 Т | П | ||
-0,75 О | -16 Л | ||
-0,3 Х | -20Е |
-0,75 | -0,3 | -0,75 | -0,04 | |
3 группа
Решите уравнение:
6 В | -0,04 Н | ||
1,4 С | 7,5 Т | ||
9 У | Ц | ||
-0,75 О | -16 А | ||
-0,3 И | -20В |
-0,3 | -20 | -16 | -0,04 | -16 |
4 группа
Решите уравнение:
6 О | -0,04 Р | ||
1,4 В | 7,5 Т | ||
9 У | З | ||
-0,75 Г | -16 Н | ||
-0,3 И | -20М |
-0,75 | -0,04 | 6 | -16 | 6 | -0,75 | 6 | |
5 группа
Решите уравнение:
6 О | -0,04 Р | ||
1,4 К | 7,5 З | ||
9 Ь | М | ||
-0,75 Г | -16 С | ||
-0,3 Н | -20А |
-0,3 | -20 | 1,4 | -20 | 7,5 | -20 | -0,3 | 9 | |
6 группа
Решите уравнение:
6 Н | -0,04 7 | ||
1,4 1 | 7,5 Г | ||
9 О | 5 | ||
-0,75 Р | -16 8 | ||
-0,3 2 | -20 Д |
1,4 | -03 | 7,5 | 9 | -20 | |||
Приложение 2
Маршрут Ивана Грозного
Поход начался 3 июля 1552 года. Двигаться одной походной колонной, растянувшейся на большое расстояние, было бы опасно. Разделенные войска, двигавшиеся по южному и северному направлениям, прикрывали друг друга. Сторожевой полк, Левой руки полк и Государев полк во главе с царем шли через Владимир, Муром на реку Суру, к устью реки Алатырь, где тогда же был заложен одноименный город. Большой полк, Правой руки полк и Передовой полк, которыми командовал князь М. И. Воротынский, двигались к Алатырю через Рязань и Мещеру. У Борончеева Городища за рекой Сурой колонны объединились.
Задача 1
Расстояние от Коломны до Владимира Иван Грозный со своим полком преодолел за 6 дней. Путь от Владимира до Борончеева Городища через Муром примерно на 102 км короче пути от Коломны до Борончеева Городища через Рязань. Войска прибыли в Борончеево Городище одновременно. Иван Грозный со своим полком преодолевали в среднем 25 км в день, а Большой полк – 23 км в день. Какое расстояние преодолел Иван Грозный со своим полком?
Вооружение войск Ивана Грозного
Московская армия решила усилить обстрел города с приступной стороны. Для этого срубили башню высотой 15 м (с 4-этажныйй современный дом), прикатили ее к крепости и поставили между Арскими и Царевыми воротами. С башни обстреливали город «аки с небес».
Летописец сообщает: «И башню великую поставиша против ворот Арских и на ней уготовиша пушки и пищали многия и биша день и ночь непрестани». О числе орудий, стоявших в этой гигантской башне, точных сведений нет. Князь А.М. Курбский в послании Ивану Грозному сообщает о том, сколько, по его мнению, находилось там пушек и пищалей. Эти сведения использованы для составления следующей задачи:
Задача 2
Число пушек в огромной передвижной башне у Арских ворот было на 40 меньше, чем установленных там же пищалей. Число других орудий, которые привезла с собой русская армия для осады Казани, было в 1,5 раза больше, чем количество пушек и пищалей вместе. Найдите число пушек, пищалей, установленных в передвижной башне, если известно, что вооружение русской армии составляло 150 единиц.
Ученые считают, что Курбский ошибся, так как никакая башня не могла вместить столько пушек и пищалей.
Численность и состав войска Ивана Грозного
В осаде было задействовано огромное количество войск и орудий. Русские войска, насчитывавшие 150 тысяч человек, имели численный перевес над осаждёнными (33 тысячи человек), кроме того, русские имели многочисленную артиллерию (150 орудий). Русская армия была представлена всеми родами войск: конницей, стрельцами, татарскими отрядами хана Шигалея, мордовскими и черкесскими воинами, а также иностранными наёмниками: немцами, итальянцами, поляками. Дворянская конница составляла главную силу царского войска. Также, к русскому войску довольно неожиданно присоединилось войско донских казаков.
Задача 3
Войско Ивана Грозного, штурмующее Казань, состояло из 150 тысяч ратников и было многонациональным. Число касимовских татар составляло 60% от числа русских, участвующих в штурме Казани. Астраханских татар было на 15 тысяч человек меньше числа касимовских татар. Число чувашей составляло числа астраханских татар, а татар московских, казанских, нижегородских, черкасов (кабардов), черемисов (мари и удмуртов) вместе было в три раза больше, чем чувашей. Кроме этого в состав войска входили татары ногайские, мещеряки, мордовцы, наемные воины (немцы, поляки, англичане), общее количество которых было 15 тысяч человек. Сколько русских принимало участие в штурме Казани?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений
Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...
Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме:«Решение физических задач с помощью линейных уравнений»
Математика настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке математике можно найти связь, с какой либо дисциплиной.Общие задачи интеграции выстроил...
Урока "Решение задач с помощью линейных уравнений"
Разработка урока с использованием компетентностных задач...
Урока "Решение задач с помощью линейных уравнений"
Разработка урока с использованием компетентностных задач...
Урока "Решение задач с помощью линейных уравнений"
Разработка урока с использованием компетентностных задач...
Открытый (интегрированный) урок по физике и математике в 7 классе по теме: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений»
Данный урок "Решение физических задач с помощью линейных уравнений" был проведен в рамках городского семинара для учителей физики и математики «Интеграция уроков физики и математики ка...
Интегрированный урок по математике и информатике "Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным, с использованием электронных таблиц Ms Excel."
Урок комплексного применения знаний и умений...