Использование ИКТ на уроках математических дисциплин
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

В материале отражены одельные моменты использования ИКТ на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Текст и презентация1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках математических дисциплин

Учитель математики Яковлева Елена Николаевна.

Математика, являясь языком науки и техники, в наше время всё шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в традиционно далёкие от неё области. Она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Именно поэтому использование ИКТ на уроках математики логично и необходимо. Тем более, что еще задолго до появления информатики, как школьного предмета, преподавание математики имело своей целью выработку навыков в использовании простейших вычислительных алгоритмов.

В обучении математике должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации математики, внедрение новейших компьютерных технологий. Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею. Кроме того, увеличение умственной нагрузки на уроках математики, сложность предмета заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока. Использование ИКТ на уроке позволяет учителю создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся.

В настоящее время ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяют использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.

Все педагогические технологии по существу являются информационными, так как учебный процесс невозможен без обмена информацией. Сегодня под термином "информационные технологии" понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.

Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творческих способностей учителя и учащихся. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения. Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты

  Информационная технология может
 быть реализована в трех вариантах:

 1. Как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);

2. Как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);

3. Как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).

Психологи отмечают, что современные дети – это дети экранной динамичной информации. Информация на экране монитора, проектора или телевизора воспринимается ими намного лучше, чем печатная книжная информация. Конечно, печально осознавать, что современные дети очень мало читают, однако, при подготовке к уроку необходимо учитывать данный фактор.

Однако, поддерживая и развивая компьютеризацию обучения, не следует отбрасывать опыт прошлого. Полезно помнить старую притчу: кто стреляет в прошлое из пистолета, получит от него выстрел из пушки. Нужно помнить, что появление в свое время книгопечатания не повлекло за собой исчезновения живого общения из практики преподавания; также и появление компьютеров не должно повлечь за собой исчезновения ни печатных носителей информации, ни живого общения. Живое человеческое общение всегда сохранится в качестве незаменимой основы процесса обучения и воспитания

Компьютер, укомплектованный звуковой картой, колонками, видеопроектором, позволяет сделать урок живым и красочным. На качественно новом уровне реализуется принцип наглядности обучения. Анимация, видеоизображение, звук делают изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом, превращая процесс обучения в более комфортный для ученика.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик активно участвует в процессе. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий. Мой кабинет математики оснащен следующим оборудованием: ноутбук, МФУ, проектор с экраном. Есть возможность выхода в сеть Интернет через Wi-Fi.

Я постараюсь выделить основные направления применения ИКТ, которые использую в обучении математики:

  1. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.  А именно применение презентаций, созданных в программе PowerPoint.
  • Организация восприятия новой информации - заинтересовать новой темой, вовлечь в совместную работу. Для этого можно создать ребус, кроссворд, который разгадывается в начале урока или просто загадать загадку.

     Но можно и создать проблемную ситуацию, предложив ответить на поставленные вопросы.

  • Проверку подготовленности класса к уроку.
  • Объяснение нового материала. На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства,  он позволяет  обеспечить  высокий уровень наглядности. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
  • В  презентации статический чертеж  мы можем «оживить», т.е. показать последовательные шаги построения, показать динамику дополнительных построений, необходимых для доказательства, чертежи строятся на глазах у учеников, при доказательстве теорем появляется возможность многократного повторения логической цепочки одновременно с дополнительными построениями и выделением всех необходимых элементов.
  • Решение различных задач с объяснением каждого этапа. В этом случае возможна демонстрация пошагового решения задачи.
  • Проведение устных упражнений. Например, решение задач по геометрии, выполненных на готовых чертежах.

Сейчас компьютер дома – это уже норма, поэтому данный материал ученики могут скачать и смело использовать в самостоятельной подготовке, и роль учителя сводится к проведению консультаций в вопросах, вызвавших затруднения и контролирующей функции.

Есть еще множество способов применения презентаций. Презентации просто незаменимы при проведении внеклассных мероприятий по математике, ведь ни что так не может заинтересовать, привить любовь к математике как внеурочная деятельность – интересные игры, построенные на математических фактах и занимательных задачах.

Презентации, созданные в PowerPoint, это своего рода мини-конспекты урока. Компьютерная  презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимальной эффективности.

2) Следующим важным направлением я считаю применение на уроке компьютерных тестов. Во-первых, это позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя ее скорректировать. Значительно экономит время урока. Так как итоговая аттестация выпускников проводится в форме тестирования, это направление становится не только важным, но и просто необходимым. Применение разноуровневой дифференциации, осуществление контроля знаний на качественно новом уровне дидактического принципа наглядности – вот главные положительные стороны.

Создано большое количество различных пакетов программ тестирования. Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы.

Использование ИКТ на уроке позволяет рационально организовать рабочее время учителя и учеников: учителю не потребуется писать на доске мелом, отвернувшись от класса, развешивать иллюстрации, менять демонстрируемый материал и т.д. Заранее подготовленная информация к уроку появляется в нужно время,  в заранее продуманном темпе и объеме. Время, сэкономленное на уроке, может использоваться для увеличения объема информации или тренировочных упражнений.

.

Презентации, особенно по математике, дело хлопотное. Здесь не просто картинку вставить да текст написать. Непросто выполнить чертежи, непросто анимировать их, причем так, чтобы не подавить воображение учащихся, а способствовать  его развитию, непросто, создавая слайды, продумать и реализовать интерактивную составляющую данного инструмента.

Можно использовать и презентации, сделанные другими учителями. Но  не всегда они содержат всю нужную информацию для реализации задумок учителя, но почти всегда их можно отредактировать.

Тестовая система компьютерного контроля – одна из самых распространенных компьютерных систем контроля знаний. Использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, что позволяет проводить контроль чаще  и снижает фактор  субъективности. В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся. (скриншоты, ссылка)

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)- учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Значительно упрощают подготовку учителя к уроку, так как представляют собой модули получения новых знаний, практического и контролирующего характера, позволяют дифференцировать и индивидуализировать работу на уроке.

Информационные компьютерные технологии позволяют использовать Internet ресурсы в подготовке к урокам, а именно в поиске учебной и методической литературы. Создаю  библиотеку учебной и методической литературы, презентаций, тренажеров, тестов, которые позволяют разнообразить, углубить преподавание математики.

Информационные компьютерные технологии предоставляют ученикам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов, проектов предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы.

Приход ИКТ на смену традиционной методике, безусловно, способствует усилению эффективности учебного процесса. Технология привносит качественные изменения в педагогический процесс, способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективно организовать процесс обучения, повышает интерес учащихся к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся.

     В контексте вышесказанного следует, что компьютерная техника подобна музыкальному инструменту, который без таланта композитора и исполнителя, увы, молчит. Следовательно, современному учителю необходимо научиться умело, использовать имеющийся на вооружении технический арсенал – революционный инновационный продукт технического прогресса, для эффективной организации учебного процесса. И, тогда ваши ученики станут чуть талантливее, самостоятельнее, активнее, а главное творчески мыслящими, и тогда не учитель будет заполнять собой все пространство урока, а его ученики.

Урок можно сравнить  с  дорогой в будущее

 

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется.

 (Н. Рыленков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ

Новая парадигма образования состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консульт...

Использование контрольно-измерительных материалов (тестов) при изучении экономических вопросов на уроках обществоведческих дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся

Представленная тема работы является актуальной в данное время, так как экзаменационная работа по обществознанию единого государственного экзамена включает содержательный блок «Экономическая сфер...

«Использование элементов технологии критического мышления для развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин»

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.Главная задача курса истории...

Учебное пособие по дисциплине "Основы права" Использование проблемных заданий при преподавании дисциплины Основы права.

Учебное пособие написано для активизации познавательной деятельности студентов при преподавании дисциплины "Основы права". Проблемные задания можно использовать также для самостоятельной работы студен...

Использование металлоконструктора на уроках "Математические представления" ФГОС Пр.1599 вариант 2

Актуальность, место в программе, примерные темы занятий.Программа учебного предмета «Математические представления и конструирование» уделяет особое внимание практической направленности зна...

Опыт работы по использованию педагогических технологий при изучении математических дисциплин в средней школе

В статье раскрывается опыт работы по использованию педагогических технологий при изучении математических дисциплин в средней школе...