Технология критического мышления на уроках математики.
статья по алгебре (5, 6, 7, 8 класс)

Табольская Людмила Ивановна

Как увлечь ребенка? Как научить его думать и рассуждать...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кашинская основная общеобразовательная школа»

Учитель математики- Табольская Л.И. 2020г.

Технология Критического мышления на уроках математики.

Если ребенок остается пассивным на уроке изо дня в день, из недели в неделю, то развитие его познавательных способностей ограничивается лишь простым воспроизведением содержания предмета. Как правило, и учитель задает чаще стереотипные вопросы, направленные на воспроизведение материала урока. На то, чтобы ученики могли высказать свое мнение, не остается времени.

В результате, большая часть школьников, зачастую не понимает того, что слышит, о чем читает и даже того, что им говорят. От учащихся ожидается лишь умение запоминать информацию. Так или иначе, но общение на традиционном уроке мало способствует пробуждению мотивации учащихся.

Для меня очень важно, чтобы уроки не были скучными, монотонными и не сводились бы к простому пересказу материала школьного учебника. Поэтому в классе стараюсь создать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет ученикам думать, открывать новое, размышлять, находить скрытые возможности своего организма, сомневаться, спорить и приходить к общему мнению. В этом мне помогает использование на уроках технологии развития критического мышления.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для развития мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

В своей работе практикую стратегии, позволяющие разнообразить работу с учебными текстами, применяю доступные приемы, которые делают учение увлекательным и осмысленным. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения. Кроме того, при использовании данной технологии формируется самостоятельное мышление, ученик обучается методам и способам самостоятельной работы и получает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель – ученик». Посредством использования технологии развития критического мышления создаю условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Технологию развития критического мышления использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности, создавая соответствующие ситуации на различных этапах урока, на дополнительных занятиях по математике.

Часто на уроках математики я использую трех фазовую структуру урока:

 - «Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

 – Осмысление (получение новой информации)

 – Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

Так, например, в своей работе я использую следующие приемы:

  • Прием «Пометки на полях»

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. 

  • Приём «З-У-Х».

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. В начале урока, заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы - «Хочу узнать» - это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы - «Узнали».

Пример. Алгебра 8 класс. Тема урока «График уравнения у = кх +b»

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Линейное уравнение вида

 ах + bу + с = 0 можно представить в виде у = кх +b, если b≠0

Как зависит расположение графика у = кх + b от b

Как по графику можно определить знак к и величину b

Как по уравнению прямой можно определить положение графика на координатной плоскости

Коэффициент к отвечает за «крутизну» графика функции у = кх + b. Чем больше к, тем круче график

Графиком уравнения

у = кх b,является прямая

Точка пересечения графика с осью Оу (0; b) позволяет найти b. Если b˃0, то график сдвигается вверх вдоль оси Оу, если b˂0 , то график сдвигается вниз вдоль оси Оу.

Расположение графика у = кх +b зависит от знака к.

Если b=0, а к˃0, то график лежит в I и III координатных четвертях.

Если b=0, а к˂0, то график лежит во II и IV координатных четвертях.

По уравнениям графиков можно сделать выводы об их взаимном расположении. Если к равны, то прямые параллельны, если к не равны, то прямые пересекаются.

  • Прием «Учебный мозговой штурм»

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Тема: «Длина окружности».

Метод: «Мозговой штурм». Форма взаимодействия: групповая.

 На уроке вводится ситуация, решить которую обучающиеся могут входе совместного обсуждения идей в мозговом штурме.

1. Введение задачи для мозгового штурма. – На уроке необычный гость. Баба Яга ты, что здесь делаешь? – Летела к лешему, ступа повредилась, починил лохматый. Только сдается мне, что скорость у неё не та стала. Как бы проверить? – Очень просто. Ты пролети круг. Я время замечу. – Как же мой путь измерить? Он же не прямой? – Как вычислить скорость ступы?

2. Запись предложений детей на доску. – Как найти путь круговой траектории? – Какой из предложенных вариантов самый легкий? – Самый точный? – Почему?

3. Формулировка темы урока, определение задач собственной деятельности, составление плана работы на уроке. У обучающихся развивается умение наблюдать, анализировать, участвовать в диалоге друг с другом, делать выводы, оценивать свои действия. Формулы выводятся учащимися в результате практической работы по измерению длины окружности и площади круга.

 1. Практическое вычисление числа π в исследовательской работе – Возьмите круг. Измерьте линейкой диаметр. Результат измерений запишите в тетрадь d = … – Обмотайте нитью круг, отметьте точку соединения начала и конца. Выпрямите, измерьте длину окружности. Запишите С – … – Найдите с помощью калькулятора отношение длины окружности к диаметру. Запишите С /d = … – Перенесите результаты измерений в таблицу на доске.

 – Почему получились разные значения отношения С к d? Выберем самые разные 10 значений, вычислим среднее арифметическое значение этого отношения. – Какое число получилось?

 Мозговой штурм, работа в группах, интересные фабула задач, примеры составленные обучающимися, позволяют дать больший по объёму материал, поддерживать интерес у обучающихся к материалу на протяжении всего урока.

  • Прием «Верные и неверные утверждения».

На доске или слайде записаны верные и неверные утверждения. До изучения новой темы ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, а знак «-» там, где неверное. Ученики работают в парах. Затем предлагаю учащимся поделиться своим мнением с классом. Заслушав ответы учащихся, заполняю первый столбец таблицы (столбец А). Подводя итоги работы над таблицей, подвожу учеников к мысли, что отвечая на вопросы, мы пока не знаем, правы мы или нет. Ответы на вопросы можно найти, изучив материал параграфа, прочитав предложенный текст и др.  Ученики приступают к работе над текстом, а затем, по окончании работы, возвращаются к вопросам, рассмотренным в начале урока, делятся своим мнением с классом. В результате заполняется столбец Б. Но это пока еще не значит, что учащиеся правильно ответили на все вопросы. Окончательно таблица заполняется (столбец В) на стадии рефлексии, после обсуждения полученных результатов.

 Алгебра 8 класс. Тема «Свойства линейных неравенств»

№ п/п

Утверждения

А

Б

В

Верите ли вы, что…  (Верю (+), не верю (-))

1.

Любое слагаемое можно перенести из одной части неравенства в другую, при этом знак неравенства не меняется

2.

Знаки ˂ и ˃ называются знаками нестрогого неравенства, а знаки ≥ и ≤  знаками строгого неравенства

3.

Знак «не меньше» - это ≤

4.

К обеим частям неравенства можно прибавить одно и то же число, при этом знак неравенства не меняется

5.

Если из обеих частей неравенства вычесть одно и то же число, то знак неравенства изменится на противоположный.

6.

Обе части неравенства можно умножить на одно и то же положительное число, оставив знак неравенства без изменения.

7.

Обе части неравенства можно умножить на одно и то же отрицательное число, оставив знак неравенства без изменения.

8.

Любые неравенства можно складывать почленно

9.

Неравенства одного знака с положительными членами можно почленно перемножать

10.

Если а ˂ b и b ˂ с, то а ˂ с

Преимущества технологии развития критического мышления:

  • работа в паре, микрогруппе развивает интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного математического текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
  • развивает активное слушание;
  • предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

Практика показывает, что активные методы и формы обучения - очень мощный инструмент в руках учителя. Методически верно организованные они требуют от учащихся активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствуют сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.


Литература:

  •  Бутенко, А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: учебно – методическое пособие / А. В. Бутенко, Е. А Ходос. – М.: МИРОС, 2002. – 176 с.
  •  М.Г. Ермолаева. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб. 2007.
  •   И. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки: Издательство: Каро, 2009 г.
  •  И.В. Муштавинская, С.И. Заир-Бек: Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат – М., 2000.
  • Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование, № 10, 1999.
  • Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления на уроках математики

Тема урока:« Приведение подобных слагаемых» Форма урока :урок изучения нового материала с применением ИКТ. Цель урока: Изучить и  отработать алгоритм приведения подобных слагаемых...

Технология критического мышления на уроках математики

Тема урока:« Приведение подобных слагаемых» Форма урока :урок изучения нового материала с применением ИКТ. Цель урока: Изучить и  отработать алгоритм приведения подобных слагаемых...

«Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Мастер-класс. Данная тема раскрывается на примере понятия квадрат....

Мастер-класс по теме «Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Цель мастер-класса:Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала всоответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критическогомышления.Цел...

Презентация опыта работы по теме самообразования: "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Современный учебный процесс сильно отличается от того, который был 10 – 15 лет назад. Увеличилось число предметов, сложнее стал материал в учебниках. Резко увеличилась нагрузка на учителя и ученика. У...

Мастер – класс "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Задачи мастер-класса:обобщить опыт работы по теме "Формирование УУД учащихся с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики";продемонст...