«Использование средних статистических характеристик при решении различных задач »
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок-практикум
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДНИХ СТАТИСТИЧЕСКИХ
ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ РЕШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАДАЧ
Цели: продолжить формировать умение использовать средние статистические характеристики (размах, мода, среднее арифметическое, медиана) при решении различных задач (вычисление и интерпретация).
Ход урока
I. Устная работа.
1. Педагогический стаж восьми учителей школы, работающих в старших классах одной школы, следующий:
5 лет, 8 лет, 15 лет, 12 лет, 8 лет, 14 лет, 18 лет, 9 лет.
Найдите моду и медиану этой выборки.
2. Найдите среднее арифметическое и размах ряда:
2; 3; 5; 6; 14; 15; 17; 18.
II. Проверочная работа.
Вариант 1
1. Найдите медиану упорядоченного ряда:
а) ;
б) 11, 12, 18, 23, 29, 31, 37, 42.
2. Найдите медиану неупорядоченного ряда:
8, 11, 4, 17, 35, 21, 19, 50.
Вариант 2
1. Найдите медиану упорядоченного ряда:
а) ;
б) 0,5; 1,2; 1,8; 2,5; 3,5; 4,8; 5,1; 5,9.
2. Найдите медиану неупорядоченного ряда:
21, 13, 18, 11, 27, 32, 23, 41.
III. Формирование умений и навыков.
На данном уроке обобщаются знания по теме «Статистические характеристики». Учащимся предлагаются задания на нахождение всех характеристик и их интерпретацию в зависимости от условия задачи.
Сильным учащимся можно предложить для решения задачи повышенной сложности.
1. В таблице показано число посетителей выставки в разные дни недели:
День недели | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Число посетителей | 604 | 638 | 615 | 636 | 625 | 710 | 724 |
Найдите медиану указанного ряда данных. В какие дни недели число посетителей выставки было больше медианы?
Решение:
Число членов в ряду п = 7. Для нахождения медианы упорядочим ряд: 604, 615, 625, 636, 638, 710, 724.
Медиана Ме = 636. Число посетителей было больше медианы во вторник, субботу и воскресенье.
Ответ: 636; вторник, суббота, воскресенье.
2. Ниже указана среднесуточная переработка сахара (в тыс. ц) заводами сахарной промышленности некоторого региона:
12,2; 13,2; 13,7; 18,0; 18,6; 12,2; 18,5; 12,4; 14,2; 17,8.
Для представленного ряда данных найдите среднее арифметическое, моду, размах и медиану. Что характеризует каждый из этих показателей?
Решение:
Число членов ряда п = 10. Упорядочим ряд:
12,2; 12,2; 12,4; 13,2; 13,7; 14,2; 17,8; 18,0; 18,5; 18,6.
Среднее арифметическое характеризует средний уровень значений и общую сумму всех значений:
Х = 15,08.
Мода Мо = 12,2 показывает значение, встречающееся чаще других (в данном случае слабо выражена, значение 12,2 встречается только 2 раза).
Размах A = xmax – xmin = 18,6 – 12,2 = 6,4 характеризует величину разброса наблюдаемых значений.
Медиана Me = = 13,95 показывает, что половина членов ряда не превосходит по величине 13,95.
Ответ: 15,08; 12,2; 6,4; 13,95.
3. Девочки седьмого класса на уроке физкультуры при прыжках взяли высоты, величины которых (в см) учитель записал в журнал:
90; 125; 125; 130; 130; 135; 135; 135; 140; 140; 140.
Какая высота прыжка наилучшим образом характеризует спортивную подготовку девочек класса?
Решение:
Ряд наблюдений упорядочен: п = 11.
Ряд имеет две моды: Мо1 = 135, Мо2 = 140.
Среднее арифметическое ряда равно Х ≈ 129,5.
Медиана Ме = 135.
Наилучшей характеристикой спортивной подготовки девочек следует признать медиану: мода неоднозначна (135 и 140), а среднее значение занижено за счет одного очень плохого результата 90 см (если этот результат отбросить, то Х = 133,5 см).
Ответ: 135 см.
4. № 257*.
Решение:
а) Среднее арифметическое увеличится: Х1 = = x + 0,5.
б) Размах увеличится: A1 = (xmax + 6) – xmin = (xmax – xmin) + 6 = A = 6.
в) Мода не изменится.
г) Медиана не изменится, так как в упорядоченном ряду, соответствующем исходному, величина и порядок членов не изменится, кроме величины последнего члена, что не влияет на величину медианы.
Ответ: а) увеличится на 0,5; б) увеличится на 6; в) нет; г) нет.
5. Владелец одного частного предприятия уволил бльшую часть рабочих, а оставшимся снизил зарплату на 20 %. После этого он заявил, что средний заработок его рабочих повысился. Так ли это?
Заработок | Заработок | |||
1000 р. | 400 р. | 800 р. | 320 р. | |
Число рабочих | 200 | 800 | 200 | 120 |
Решение:
Вычисляем средние статистические характеристики:
мода до увольнения Мо = 400;
мода после увольнения Мо = 800;
медиана до увольнения Ме = 400;
медиана после увольнения Ме = 800;
среднее арифметическое
до увольнения X = = 520;
после увольнения X = = 620.
Вычисления подтверждают, что средние характеристики действительно увеличились. Однако простой взгляд на таблицу подтверждает, что жизнь рабочих не улучшилась, а, наоборот, ухудшилась! Не говоря уже о тех, кто потерял работу. Здесь итоги решения математической задачи противоречат здравому смыслу. Математическая модель не всегда адекватна практической ситуации.
В данном случае средние характеристики не являются типичными представителями статистических данных, поэтому их использование приводит к ложному выводу.
Пример этой задачи показывает учащимся, что необходимо не только формально вычислять средние характеристики, но и уметь правильно истолковывать статистическую информацию.
IV. Итоги урока.
– Какие средние статистические характеристики вы узнали?
– Как вычисляются размах ряда? мода? Что они характеризуют?
– Как вычисляется среднее арифметическое ряда? Для чего служит эта характеристика?
– Как вычисляется медиана упорядоченного ряда с четным числом членов? нечетным? Что она характеризует?
Домашнее задание:
1. Найдите размах, моду и медиану ряда:
а) 1; 3; –2; 4; –2; 0; 2; 3; 1; –2; 4;
б) 0,2; 0,4; 0,1; 0,5; 0,1; 0,2; 0,3; 0,5; 0,4; 0,6.
2. В вашем классе соберите данные о месяцах рождения учеников. Месяцы удобнее перечислять не по названиям, а по номерам.
Найдите: а) размах; б) моду; в) среднее арифметическое для экспериментальной выборки.
3. Для упорядоченного ряда, содержащего т чисел, где т – четное число, укажите номера двух последовательных членов, между которыми заключена медиана, если т равно:
а) 6; б) 18; в) 56; г) 240.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование графических возможностей Excel для решения математических задач
Данная статья посвящена использованию Excel для построения графиков элементарных и сложных функций, изучение графических способов решения уравнений и систем уравнений, а также построения трехмер...
Использование редактора блок-схем при решении математических задач на Паскале
Материал содержит конспект урока на тему "Использование редактора блок-схем при решении математических задач на Паскале", презентацию к уроку!...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ ПРИ РЕШЕНИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Современные математики больше имеют дело с множествами и операциями над ними, поэтомунеобходимо изучать в школе множества и учить применять полученные знания на практике.Прежде всего надо...
Использование координатно - векторного метода при решении стереометрических задач
Изучение данного метода является неотъемлемой частью школьного курса геометрии. Но нельзя забывать, что при решении задач координатно- векторным методом необходим навык алгебраических вычислений...
Использование диаграмм Эйлера-Венна при решении логических задач
урок "Использование диаграмм Эйлера-Венна при решении логических задач"...
Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"
Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"...
7 класс Алгебра Использование средних статистических характеристик при решении различных задач
Презентация к уроку Использование средних статистических характеристик при решении различных задач...