Конспект урока алгебры 7 класс по теме " Квадрат суммы и квадрат разности "
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Царева Елена Борисовна

Конспект урока изучения нового материала   по теме " Квадрат суммы и квадрат разности ", учебник  Ю.Н.Макарычев , «Алгебра, 7» - М. : Просвещение, 2019.

Технология деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 66.59 КБ
Файл презентация к уроку772.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Квадрат суммы и квадрат разности"

Тип урока: открытие новых знаний.

Образовательные технологии: технология деятельностного метода.

Основные цели (для ученика):

-знать формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений;

-уметь вывести формулы;

-знать формулировки формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений, уметь применять их при преобразованиях выражений,  вычислениях.

Основные цели (для учителя):

1) способствовать открытию учащимися  алгоритма возведения в квадрат двучлена;

2) сформировать умение пользоваться алгоритмом возведения в квадрат суммы и разности двух выражений;

3) повторить и закрепить понятие степени числа, навыки вычисления площади прямоугольника.

Планируемые результаты:

Личностные    

- развивать умение слушать;  ясно, точно излагать свои мысли в  устной и письменной речи;

- формировать представления о математике как способе познания.

Метапредметные:  развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в другом разделе математики; формироватьумение работать в группах.

Предметные: развивать  умение работать с математическим текстом  (анализировать, извлекать необходимою информацию).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Учебник: Математика, 7 класс Макарычев, «Алгебра, 7» - М. : Просвещение, 2019.

Оборудование: доска магнитная, компьютер, мультимедийный проектор, экран, портрет Евклида, набор геометрических фигур, раздаточный материал.

Демонстрационные материалы: шаги алгоритма.

Раздаточный материал: наборы из четырёх фигур на каждую парту: два разных квадрата со стороной a и со стороной b, два одинаковых прямоугольника со сторонами a и b.

План урока

  • Организационный момент.
  • Актуализация опорных знаний (устная работа).
  • Изучение нового материала (исследовательская работа)
  • Первичное закрепление материала.
  • Геометрический смысл формул квадрата суммы двух выражений.
  • Физминутка.
  • Закрепление изученного материала.
  • Проверка усвоения изученного материала (первичный контроль знаний).
  • Домашнее задание.
  • Подведение итога урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация и самоопределение к учебной деятельности

Здравствуйте! Садитесь.

-Вспомните, какую последнюю тему мы с вами изучали в курсе алгебры?

-Скажите, а всегда ли вам удаётся быстро и без ошибок выполнить умножение многочленов?

-А хотели бы научиться делать это быстрее и легче?

-В некоторых случаях это действительно возможно и сегодня вы этому научитесь.

Откройте тетради. Запишем число, классная работа. И на время отложим тетради.Работаем устно или записываем ответы маркером на планшетах.

-Умножение многочленов.

-Нет, не всегда.

-Да.

Актуализация и фиксирование

индивидуального затруднения в пробном  действии.

действи

Повторим те знания и умения, которые окажутся на  сегодняшнем уроке актуальными, т.е.

нужными.

1) Упражнение по чтению математических выражений.

-Прочитайте следующие выражения, используя слова: «сумма», «разность», «квадрат», «куб»,

«произведение».

(a + b)3

a2 + b2

a·b

2ab

(a + b)2

(a – b)2

2) Запишите следующие словосочетания на математическом языке:

квадрат числа семь

квадрат выражения 2у

произведение a и 3b

удвоенное произведение 7n и  3k

квадрат суммы выражений 5x и 4y

квадрат разности выражений 3х и 1.

3) Как найти площадь прямоугольника?

-Запишите выражение для нахождения его площади прямоугольника со сторонами a и b.

-Как найти площадь квадрата?

-Запишите выражение для нахождения площади квадрата со стороной а, (a+b). (a-b)?

4) Как умножить многочлен на многочлен? Что является результатом такого умножения?

Проверте, правильно ли выполнено  умножение многочленов на слайде. Как исправить ошибку?

( 3-х) (х+2)

(5+y) (4+y)

(a+8) (a+8)

(4-x)(4-x)

-Что особенного в последних двух произведениях?

-Как я могла бы записать эти произведение короче?

-Как правильно их прочитать?

-Попробуйте через 10 секунд сказать, чему будет равно следующее выражение:(5x2 – 7y)2

Работают на планшетках маркерами. Показывают результат учителю.

- Надо его длину умножить на ширину.

-Умножить сторону квадрата на саму себя. Возвести сторону во вторую степени.

Работают на планшетках маркерами. Показывают результат учителю.

Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.

Одинаковые выражения.

(a+8)2  ,  (4-x)2

-Квадрат суммы a и 8. Квадрат разности 4 и х.

3.Выявление места и причины затруднения

-Получилось?

-А что не получилось?

Мы знаем как выполнить задание, используя правила умножения многочленов. Но известноое нам правило не дает возможности справиться с заданием быстро.

Возведите двучлены в квадрат, не используя правила умножения многочленов:

а) (а + b)2;                 б) (аb)2        

-Получилось?

-Нет.

 -Быстро возвести в квадрат разность выражений

-Нет.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Почему возникло затруднение?

-Значит, какова будет цель нашего урока?







-Как мы поймем, что цель урока достигнута?

-Мы не знаем как это делать.

-Узнать правило быстрого возведения в квадрат суммы и разности.

-Научиться применять это правило при решении задач.

- Сможем сформулировать это правило (произнести, записать), сможем быстро возвести двучлены в квадрат.

5.Реализация построенного проекта

Тогда  давайте  попробуем вместе вывести это правило.

 Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Так появились формулы сокращённого умножения. Их несколько. Сегодня  вам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул.

Можно выбрать два пути.

1) геометрический. Здесь вам пригодится умение находить площадь прямоугольника, площадь квадрата, применять свойство площадей.

2)алгебраический. Здесь вам пригодится умение умножать многочлены, замечать закономерности.

Предлагаю работу в группах  (конверт2) или  в парах (конверт 1). Выбираем один из конфертов с материалами для исследования и работаем. Необходимые записи делаем в тетрадях. Распределите работу в группе и не забудьте выбрать того, кто будет знакомить с результатами исследования  вашей группы класс. Через 5 минут обсудим результаты

Обсуждение результатов- слушаем представителей групп.

1)Именно этот способ обоснования справедливости формул изложен  в книге «Начала» древнегреческого математика Евклида (IV-III в. до н.э.)

2) На слайдах фиксируем выводы.

Мы вывели с вами первые формулу из нового раздела алгебры «Формулы сокращённого умножения».

-Какое название можно дать каждой из этих формул?

-Запишите тему урока «Квадрат суммы и квадрат разности», затем запишите  выведенные формулы себе в тетрадь и выделите их.

1)На магнитной доске собирает квадрат из набора двух разных квадратов и двух равных прямоугольников.

Записывает  полученную формулу.

2) Заметили закономерность: Результатом умножения является трехчлен, у которого:

1-й  член – квадрат  первого  выражения;

2-й  член – произведение  первого  и  второго  выражений;

3-й  член – квадрат второго  выражения.   

Записывает  полученные формулы.

-Квадрат суммы. Квадрат разности.

-Прежде чем приступать к   использованию формул  на практике, давайте научимся их правильно читать (это нам поможет их запомнить).Сформулируйте эти формулы словесно

Сформулировалиформулы сами. Обратимся  к странице учебника, прочитаем. Расскажите  друг другу (работа в паре)

Обратим внимание на знаки слагаемых в правой части формул. Чем похожи? Чем отличаются?

Упражнение 1. Расставьте знаки. Самопроверка по образцу.

Упражнение 2

Расположим в верном порядке шаги алгоритма нахождения квадрата суммы (разности) двух выражений.

Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение

первого и второго выражения плюс квадрат второго выражения.

Знаком перед удвоенным произведением.

Работают в тетрадях с печатной основой.

Даны шаги алгоритма в неверном порядке. Ученик выходит к доске и расставляет их в нужном порядке.

6 .Первичное закрепление с проговариванием

во внешней речи

А теперь внимательно пройдёмся по этому алгоритму:

-Один ученик читает шаг алгоритма, а я его выполняю:

 Чтобы возвести в квадрат сумму двух

выражений (5x2 – 7y)2

надо...

 Возвести в квадрат первое выражение. (5х)2

Умножить первое выражение на второе и

удвоить это произведение 2·5х·7у

 Возвести в квадрат второе выражение. (7у)2

Записать знаки (+-) между  полученными одночленами.

 (5х)2 +2·5х·7у+(7у)2

Если можно, - упростить полученный многочлен.

25х2 + 70ху + 49у2

П 32, пример1, пример 2. дают образец записи решения таких примеров.

-Посмотрим, как у вас получится применять алгоритм для выполнения подобных задач.

-Решаем №799(а,б,е,ж) из учебника.Ученик у доски, класс работает в тетрадях. Продолжим работу с коментированием (слайды в помощь)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по

эталону.

Физкультминутка.

После небольшого отдыха проверим, как мы научились применять формулы сегодняшнего урока.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Проверим по образцу. Если ответы совпали+,
нет ?

Поднимите руки, кто выполнил без ошибок. Выясняем вопросы. Над чем нужно еще поработать?

8.Включение в систему знаний и повторение.

Формулы сокращенного умножения применяются для упрощения выражений, для рационального решения некоторых числовых выражений.

Предлагаю на выбор одно из заданий.

№810а б, № 818а, №820 а

Для учеников, у которых были ошибки в самостоятельной работе, задания на карточках с печатной основой.

Задание 1.

Заполни пропуски (поставь знак «+» или «-»):

         1. (р – а)² = р² □2ра □а²

       2. (8 – у)² = 64 □16у□у²

       3. (s + z)² = s²□2sz□z²

       4. (t -10)² = t² □20t □100

       5. (d – m)(d – m) = d²□2dm□m²

Задание 2.

Заполни пропуски и продолжи решение:

а) (5 + m)² = □² + 2□□  +□ ²=__________

  б) (2c – d)² =□ ² - 2□□+□²=_____________

  в) (3p + 4k)² =□ ² + □□□+ 16k²=_________

  г) (6а  +□)² =□ ² + 2□□ + 25х²=_________

   д) (□- 4х )² = 25x4 у² - 2□□+□²=__________

9.Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог. Чему мы учились сегодня на уроке?

-Какие цели ставили в начале урока?

-Достигли мы их?

Домашнее  задание:

п 32(примеры 1,2, формулы(1, 2)№800, 801, 803 (а-г), 830

-Вспомните наш сегодняшний урок. Вспомните, как вы работали на этом уроке.

-Выберите одно из утверждений, которое соответствует вашему состоянию и продолжите его.

Цель этапа:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Задание конверта №1

У вас набор из четырёх фигур:
                                                          меньший квадрата со стороной
a,
                                                          больший квадрат со стороной b,
два одинаковых прямоугольника со сторонами a и b.
Подпишите на каждой данной фигуре  выражение её площади.
Составьте из всех этих фигур новый квадрат. Чему равна сторона составленного квадрата?
Запишите выражение для вычисления площади  этого квадрата.

 -Из каких частей состоит составленный вами квадрат?  
Если фигура состоит из нескольких частей, то площадь всей фигуры равна сумме площадей частей, из которых она состоит.
Запишите равенство, которое отражает это свойство площадей для вашего случая.

Упростите правую часть полученного равенства.

Вы вывели первую формулу из нового раздела алгебры «Формулы сокращённого умножения».

Задание 2

Распределите задания в группе (столбец I)  и  по  правилу умножения   многочлена на многочлен выполни действия, полученные ответы  запишите  в Ш столбце таблицы

I

II

III

1)  

2)  

3)  

4)

 (y + b) (y +b)

 (с + d ) (c +d)

(x – y) (x – y)

(m - n) (m- n)

Посмотрите внимательно на I и III столбцы. Есть  ли  в них  нечто  общее?
Какую закономерность заметили?

Сформулируйте вывод (выбери нужное в скобках):

Результатом умножения является (одночлен, двучлен, трехчлен), у которого:

1-й  член – (квадрат, куб, произведение, удвоенное произведение)  первого  выражения;

2-й  член – (квадрат, куб, произведение, удвоенное произведение)
первого  и  второго  выражений;

3-й  член – (квадрат, произведение, удвоенное произведение) второго  выражения.       

Можно ли  выражения  I cтолбца  записать  короче? Используя определение степени, запишите произведение двучленов во II столбец.

Вы нашли наиболее простой способ умножения суммы  и разности двух выражений на себя т.е. вывели формулы. Это первые  формулы из нового раздела алгебры «Формулы сокращённого умножения».

Алгоритм возведения в квадрат суммы (разности) двухвыражений.

 Чтобы возвести в квадрат сумму(разность) двухвыражений, надо...

Возвести в квадрат первое выражение.

Умножить первое выражение на второе и удвоить это произведение.

Возвести в квадрат второе выражение.

Записать знаки + (-)межлу  полученными одночленами (перед квадратом всегда +)

Если можно, - упростить полученный многочлен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Чтобы переварить знания надо поглощать их с аппетитом” Анатоль Франс французский писатель

Слайд 2

Прочитайте следующие выражения, используя слова: «сумма», «разность», «квадрат», «куб», « произведение » (a + b) 3 a 2 + b 2 a·b 2ab ( a + b ) 2 ( a – b ) 2

Слайд 3

Запишите следующие словосочетания на математическом языке: квадрат числа семь квадрат выражения 2у произведение a и 3b удвоенное произведение 7n и 3k квадрат суммы выражений 5x и 4y ква драт разности выражений 3х и 1 .

Слайд 4

7 2 (2у ) 2 3ab ( 5x + 4y ) 2 ( 3х - 1 ) 2 .

Слайд 5

a b a a+b a+b S=( a+b ) 2 S=a 2 S= ab

Слайд 6

( 3 + х )(х+2) =3x+6+ х 2 +2x= х 2 +5x+6 (5 - y )(4 - y ) =20-5y-4y-y 2 =20-9 y-y 2 (a+8)( a+8 ) = a 2 + 8a + 8a +64= a 2 +16a+64 (4-x)(4-x) =16-4x-4x+x 2 = 16-8x+x 2 (5 - y )(4 - y ) =20-5y-4y + y 2 =20-9y + y 2

Слайд 7

( 3 + х )(х+2) =3x+6+ х 2 +2x= х 2 +5x+6 (5 - y )(4 - y ) =20-5y-4y + y 2 =20-9 y + y 2 (a+8)( a+8 ) = a 2 + 8a + 8a +64= a 2 +16a+64 (4-x)(4-x) =16-4x-4x+x 2 = 16-8x+x 2 (a+8) 2 (4-x) 2

Слайд 8

(5x 2 – 7y) 2 Возведите двучлены в квадрат, не используя правила умножения многочленов: а) ( а + b ) 2 ; б) ( а − b ) 2

Слайд 9

Цель урока : у знать правило быстрого возведения в квадрат суммы или разности. Научиться пользоваться алгоритмом возведения в квадрат суммы и разности двух выражений . .

Слайд 10

Геометрическая интерпретация формулы квадрат суммы b b a+b a (a + b) ² a ²+2 ab+b ² b a a ² a b a b b ² b a b b

Слайд 11

№ I 1. ( y + b ) ( y + b ) 2. (с + d ) ( c + d ) 3 . ( x – y ) ( x – y ) 4 . ( m - n ) (m- n) III y 2 + 2 yb + b 2 c 2 + 2 cd + d 2 x 2 – 2xy + y 2 m 2 – 2mn + n 2 II ( y + b ) 2 (c + d) 2 (x – y) 2 (m - n) 2 Исследовательская работа

Слайд 12

ФОРМУЛЫ СОКРАЩЁННОГО УМНОЖЕНИЯ квадрат суммы ( а+ b )² = а² +2а b + b ² квадрат разности (а- b )² = а² -2а b + b ² Как вы думаете, почему данные формулы называются формулами сокращённого умножения?

Слайд 13

(а + в) 2 = а 2 + 2ав + в 2 Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.

Слайд 14

(а - в) 2 = а 2 - 2ав + в 2 Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.

Слайд 15

Заполни пропуски (поставь знак «+» или «-»): 1. ( р – а)² = р ² □2ра □а² 2. (8 – у)² = 64 □16у□у² 3. ( s + z )² = s ²□2 sz □ z ² 4. ( t + f )² = t ² □2 tf □ f ² 5. ( d – m )( d – m ) = d ²□2 dm □ m ² ( а+ b )² = а² +2а b + b ² (а- b )² = а² -2а b + b ²

Слайд 16

Заполни пропуски (поставь знак «+» или «-»): 1. ( р – а)² = р ² – 2ра + а² 2. (8 – у)² = 64 – 16у + у² 3. ( s + z )² = s ² + 2 sz + z ² 4. ( t + f )² = t ² + 2 tf + f ² 5. ( d – m )( d – m ) = d ² – 2 dm + m ² ( а+ b )² = а² +2а b + b ² (а- b )² = а² -2а b + b ²

Слайд 17

= + ( 2 + ( + 2 2 2 _ _ ( а ± b )² = а² ± 2а b + b ²

Слайд 18

ФОРМУЛЫ СОКРАЩЁННОГО УМНОЖЕНИЯ квадрат суммы ( а+ b )² = а² +2а b + b ² квадрат разности (а- b )² = а² -2а b + b ² Алгоритм.

Слайд 19

П 32, пример1, пример 2 . (5x 2 – 7y) 2 Алгоритм №799(а , б, е , ж )

Слайд 20

Преобразуйте в многочлен

Слайд 21

Преобразуйте в многочлен

Слайд 22

Преобразуйте в многочлен

Слайд 23

Самостоятельная работа (р – а)² = р² □2ра □а² (8 – у)² = 64 □16у□у² ( s + z )² = s ²□2 sz □ z ² ( t - 10)² = t ² □20 t □100 1 вариант 2 вариант Представьте в виде многочлена: Заполни пропуски (поставь знак «+» или «-»):

Слайд 24

Проверим : 1 вариант 2 вариант (р – а)² = р² - 2ра + а² (8 – у)² = 64 - 16у + у² ( s + z )² = s ² + 2 sz + z ² ( t - 10)² = t ² - 20 t + 100 5 – «5»; 4 – «4»; 3 – «3».

Слайд 25

Проверим : 1 вариант 2 вариант

Слайд 26

Предлагаю на выбор одно из заданий. №810а б, № 818а, №820 а

Слайд 27

ФОРМУЛЫ СОКРАЩЁННОГО УМНОЖЕНИЯ квадрат суммы ( а+ b )² = а² +2а b + b ² квадрат разности (а- b )² = а² -2а b + b ² Как вы думаете, почему данные формулы называются формулами сокращённого умножения?

Слайд 29

Домашнее задание . п 32 (примеры 1,2, формулы1, 2) №800, 801, 803 ( а-г ), 830

Слайд 30

Рефлексия Самым интересным сегодня на уроке было______ Самым сложным для меня сегодня было________ Сегодня я понял____________ Сегодня я научился_________ Сегодня я задумался_________ Сегодняшний урок показал мне_________ На будущее мне надо иметь в виду_________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений.

Урок -объяснение на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. 7 класс....

Сценарий интегрированного урока математики и ОБЖ по теме «Квадрат суммы и квадрат разности. Некоторые экологические проблемы в жизни учащихся нашей школы».

Данный материал предназначен для закрепления темы "Формулы сокращенного умножения", а так же для воспитания нового экологического мышления у учащихся...

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД по теме “Квадрат суммы и квадрат разности”

Тип урока: урок изучения нового материала Тема раздела: “Формулы сокращённого умножения” Тема урока: “Квадрат суммы и квадрат разности” Класс 7 ...

урок алгебы 7 класс по теме Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений

Разработка урока алгебра в 7 классе по теме Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений...

Урок по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»

Урок по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»...

Урок алгебры по теме "Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений"

Первый урок в данной теме. На уроке использован тест, созданный учителем в программе MyTestX. Урок длится 30 минут....

Урок по алгебре по теме : "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений"

Презентация по алгебре  по теме: "Квадрат суммы и квадрат  разности  двух выражений"...