Урок «Решение уравнений»
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Тема урока: «Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения» Тип урока: урок «открытия» нового знания Методическое обеспечение: компьютер, телевизор; презентация. Какие приемы используют преподаватель для формирования УУД (указать каких УУД): «эмоциональный вход в урок», «подводящий диалог», «смена ролей», «интеллектуальная разминка», работа в парах, «математическое исследование», «самопроверка по эталону». Формирование личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД. Методическая цель: Показать методику организации учебной деятельности в парах, создание условий для проявления познавательной активности учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx534.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК   «Решение уравнений»

Дата: 03.04.2017 г.                   Класс: 7 класс                 Предмет: алгебра

ФИО преподавателя: Мандрова Лидия Геннадьевна

Тема урока: «Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методическое обеспечение: компьютер, телевизор; презентация.

Какие приемы используют преподаватель для формирования УУД (указать каких УУД): «эмоциональный вход в урок», «подводящий диалог», «смена ролей», «интеллектуальная разминка»,  работа в парах, «математическое исследование», «самопроверка по эталону».

Формирование личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных  УУД.

Методическая цель: Показать  методику организации учебной деятельности в парах, создание условий для проявления познавательной активности учеников

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/ занятия (мероприятия), на которых технологии применяются

1.

Здоровьесберегающая технология

В течение всего урока

2.

Информационно-коммуникативная технология

При подготовке урока; актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

3.

Технология проблемного обучения

Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем

4.

Игровая технология

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

5.

Технология развития критического мышления

Повторение материала и систематизация знаний; этап включения в систему знаний

6.

Педагогика сотрудничества

Формулирование темы урока, постановка цели; повторение материала и систематизация знаний; этап включения в систему знаний и повторения

7.

Гуманно – личностная  (создание ситуации успеха)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону; включение нового знания в систему знаний и повторение

8.

 Групповые технологии

Организация совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов

9.

Технология развивающего обучения

В течение всего урока

Методы: объяснительно – иллюстративный, проблемный, исследовательский, практический..

Урок

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения

Основная цель урока

формирование умений и навыков разложения многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Разложение многочлена  на множители с помощью  формул сокращенного умножения

Личностные: личностное самоопределение; уважительно-доброжелательное отношение к людям.

Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование, коррекция.

 Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения

 Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Основные понятия

Многочлен, разложение на множители, формулы сокращенного умножения.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная работа,

работа в парах, группах,

фронтальная работа.

Презентация

Тетрадь

Карточки индивидуальных заданий

Учебник Алгебра. 7 класс. Ю.Н.Макарычев. Просвещение, 2014

Планируемые результаты:

Знать:

  1. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности
  2. Разложение разности квадратов на множители
  3. Способы разложения многочлена на множители

Уметь:

  1. Владеть навыками работы с формулами сокращенного умножения
  2. Применять способы разложения многочлена на множители

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель:

психологическая подготовка к общению, создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Создает эмоциональный настрой на учебную деятельность

Приветствие учителя.

Здравствуйте! Ребята, сегодняшний урок хочу начать словами русского математика, кораблестроителя,  академика Алексея Николаевича Крылова: « Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».

Приветствие учащихся

Личностные: самоопределение, настраиваются на урок

2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии

(9 мин)

Цели:

включение учащихся в учебную деятельность;

актуализировать учебное содержание достаточное для восприятия нового знания;

зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы;

самостоятельно осуществить пробное учебное действие

Организует актуализацию изученных способов действий, необходимых и достаточных  для восприятия нового материала: понятие квадрата двучлена, понятие удвоенного произведения, представлять квадрат суммы и квадрат разности в виде многочлена, раскладывать многочлен на множители, используя вынесение общего множителя за скобки и способ группировки.

Фиксирует актуализированные способы действий в речи.

Организует актуализацию мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Организует обобщение актуализированных знаний.

Представим себе, что сегодня наш класс – научно-исследовательский институт. А вы - сотрудники различных лабораторий по проблемам математики. Но прежде, чем войти в лаборатории НИИ, вам необходимо пройти испытание, которое будет пропуском в эти лаборатории

        1. Устный счет.

а) Представьте в виде квадрата одночлена

 

б) Представьте  одночлен в виде удвоенного произведения

1) 50x;  2) 4xy;  3) 6ab;  4) 36a2 b

в) Представьте в виде многочлена

;  ;  

4)

г) Разложите многочлен на множители

1) 6m + 6n;  2) 4 – 12x;  3) -mn –mp;  4) 2a + 3ab;

 5) 10x – 5y;  6) 5ab - 5ac

Индивидуальная деятельность.

Устный счет с проговариванием

Личностные: самоопределение Познавательные: целеполагание, ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

корректирует свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.

2.Математический диктант

- Квадрат суммы двух выражений  (1)

- Квадрат разности двух выражений  (2)

- Разность квадратов двух выражений (3)

- Разность кубов двух выражений (4)

- Сумма кубов двух выражений (5)

Я рада, что вы прошли это испытание.

- Скажите, где применяются формулы сокращенного умножения. А вы знаете значение термина исследование?

Исследовать – подвергнуть научному изучению.  Исследователь – человек, занимающийся  научными исследованиями. Сегодня мы продолжим изучение способов разложения многочленов на множители.

«А лучший способ изучить чтолибо  это открыть самому»  сказал известный математик Дьёрдь По́йа.

Эти слова я предлагаю взять в качестве девиза нашего урока.

Коллективная деятельность. Взаимопроверка и самооценка. Дети меняются тетрадями с соседом по парте, сверяют с ответами на экране, ставят плюсы и минусы. Отвечают на вопросы учителя.

Как настоящие исследователи начнем с теории.

Перед вами на столах «Карта урока». Впишите свою фамилию и имя.

В первом пункте «Устный счет» за правильные ответы поставьте «+», а при наличии ошибок «-».

1. Выбери верное утверждение. В средней колонке галочкой отметьте верное утверждение

Разложение многочлена

 на множители

 - это

Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов

Представление многочлена в виде произведения одночлена и многочлена

Вписывают в колонки ответы.

Работа с эталоном.

Взаимодействуют с соседом по парте.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение представлять информацию в письменной форме.

Регулятивные: 

выстраивать  поиск решения заданий

2. Какие способы разложения многочленов на множители вы знаете? Впишите в таблицу способы разложения многочлена на множители. Любое исследование предполагает наличие проблемы, постановку цели  и выдвижение гипотез. Все учёные – исследователи работают по определенному плану. Теорию мы повторили, сейчас проверим ваши практические навыки разложения многочлена на множители.

Проговаривают вслух, какие способы они записали.

Следующее задание для групп

3. Распределите многочлены по способам разложения на множители и выполните их разложение

I

II

III

1 ряд

10a+25b

a²+ab-2a- 2b

х²-25  

2 ряд

5a²-5a

ax-3x-4a+12

х²+8х+16

3 ряд

-2х²у+6ху²

6mx-2m+9x-3

a2-4ab+4b2

Коллективная деятельность Работа в группах (по рядам)

3. Выявление места и причины затруднения

(3мин)

Цели:

организовать фиксацию места, где возникло затруднение;

организовать выявление и фиксацию причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для выполнения задания

Организует выявление места и причины затруднения.

 

Проверяем выполнение задания №3

Какие многочлены вы разложили с помощью вынесения общего множителя за скобки?

Какие многочлены вы разложили с помощью способа группировки?

Каким способом разложили на множители многочлены в третьем столбце?

- В чем возникло затруднение (проблема)?

- Почему большинство справились с разложением на множители предыдущих многочленов?

- Что мы использовали при разложении этих многочленов на множители?

- Какую особенность вы заметили у многочленов третьей группе?

Выясняют, в каком месте возникло затруднение, почему возникло затруднение.

Проговаривают причину затруднения.

Многочлены третьей группы:

1.Двухчлен является разностью квадратов

2.Трехчлен является полным квадратом суммы

3.Трехчлен является полным квадратом разности

Личностные:

Проявлять интерес к учебной деятельности.

Познавательные: 

Уметь анализировать, обобщать, делать выводы;

Уметь формулировать проблему.

Коммуникативные

Уметь формулировать и аргументировать свое мнение.

4. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение у учебной деятельности;

определить цель и тему урока;

определить шаги, которые необходимо выполнить для реализации поставленной цели.

Организует коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение у учебной деятельности;

Помогает сформулировать  цель и тему урока.

Уточняет цель и тему урока.

Организует составление совместного плана действий.

Как настоящие учёные - исследователи, мы должны выдвинуть гипотезу: как выполнить задание?

- Какая из известных формул может быть использована для первого двучлена 3 группы? ((a – b)(a + b) = ). (1)

- Какая из известных формул может быть использована для первого трехчлена 3 группы? ((a + b)2 = +2ab+. (2)

-Какая из известных формул может быть использована для второго трехчлена 3 группы?

(). (3)

- Как мы называем операцию замены многочлена произведением?

- Сформулируйте тему нашего исследования (урока)

Какова цель исследования (урока)

– Молодцы!  Запишите тему.

Что вас мотивирует на успешную деятельность?

Фиксируют отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение у учебной деятельности.

Формулируют цель и тему урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Постановка гипотезы

Коммуникативные:

излагают свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии Регулятивные:

определяют цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;

выдвигает версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Познавательные

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

5. Реализация построенного проекта

(5 мин)

Цели:

организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

зафиксировать новый способ действия в речи и в знаках;

зафиксировать преодоление затруднения.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

х²-25 =x2-52= (x-5)(x+5)

Алгоритм  разложения разности квадратов на множители:

1.Представить двучлен в виде разности квадратов.

2.Выполнить разложение по формуле (1)

( a – b )( a + b ) = .

х²+8х+16= х²+2х4 +42= (x+4)2= (x+4)(x+4)

Алгоритм  разложения трехчлена

на множители:

1.Убедимся, что трехчлен является полным

 квадратом и содержит сумму квадратов

одночленов х и 4, а также удвоенное произведение этих одночленов.

2.Выполнить разложение по формуле (2)

(a+b)2 =+2ab+.

a2-4ab+4b2= a²-2a2b +4b2 =(a-2b) 2=(a-2b)(a-2b)

Алгоритм  разложения трехчлена

на множители:

1.Убедимся, что трехчлен является полным квадратом и содержит сумму квадратов одночленов a и 2b, а также

удвоенное произведение этих одночленов.

2.Выполнить разложение по формуле (3)

).

Подтверждение гипотезы.

Формулируют алгоритмы разложения многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения.

Регулятивные: выполняют учебное действие в соответствии с целью;

работают  по коллективно составленному плану;

Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Коммуникативные

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(7 мин)

Цель:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении заданий с их проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

№ 884 (а, д, и) № 889 (а, б, в)

Двучлены представим в виде разности квадратов.

Во всех примерах воспользуемся формулой (1)

№ 835 (а, в)

В первом примере воспользуемся формулой (3)

Во втором примере воспользуемся формулой (2)

Выполняют задания по эталону,

проговаривают, как рассуждают,

обосновывают решение.

Коммуникативные:

Уметь формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя математические термины;

Познавательные: Уметь строить логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные:

Уметь осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

7.Физминутка

(1 мин)

Цель:

Снятие психологического напряжения, усталости.

Организует выполнение физминутки

Итак, пришла пора размяться нам физически. Учитель читает стихотворение.

Один, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочки потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

Учащиеся выполняют произвольные упражнения

Личностные:

уметь применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, включаться в общую деятельность

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 мин)

Цели:

Проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности.

Организует выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднения.

1 вариант.

а) x²-81;

б) m²-20m+100;

в) 25x²+40x+16;

г) a²-10a +25

2 вариант.

а) x²-25;

б) x²-16x+64;

в) 49x²+56x+16;

г) a²+10a +25

Какие ошибки допущены? В чем причина?

Выполняют самостоятельную работу.

Самопроверка по эталону и правильные ответы отмечают знаком «+», а при наличии ошибок ставят знак «-». Выясняют место и причины допущенных ошибок, проводят анализ, исправляют ошибки.

Личностные: понимание личной ответственности за будущий результат

Регулятивные:

работают по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно;

создают письменные тексты для решения задач самостоятельно.

Познавательные

сравнивают объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.

9.Включение в систему знаний и повторение

(7 мин)

Цели:

тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным

Организует выполнение обучающимися заданий на использования нового содержания совместно с ранее изученным.

№890 (ж, з)

1.Представить двучлен в левой части уравнения в виде разности квадратов.

2.Выполнить разложение по формуле (1)

3.Произведение равно нулю, если один из множителей равен нулю. Задача свелась  к решению двух более простых уравнений.

Итак, разложение на множители с помощью формул сокращённого умножения может пригодиться нам для решения уравнений.

№891 (в, г)

Резервные задания № 893(ж, з)

Решение заданий по эталону с комментированием  на доске и в тетрадях.

Записывают подробное решение примеров.

Коммуникативные

уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя математические термины.

Познавательные:

уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

10. Рефлексия деятельности на уроке

( 3 мин )

Цели:

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке;

поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке, организует  коммуникативное взаимодействие для анализа своей деятельности.

Оценивает обучающихся, дает комментарии.

Дает комментарий к домашнему заданию.

Наш рабочий день исследователя в лаборатории по проблемам математики подходит к концу.

В начале урока я спрашивала, где применяются формулы сокращенного умножения, и вы мне ответили «для быстрого счета при упрощении выражений»

Если я повторно задам этот же вопрос, что вы мне ответите?

Мы достигли поставленной цели?

Проанализируйте свою работу на уроке.

Предлагается выразить своё отношение к полученной информации с помощью стратегии «Чемодан»

-«Чемодан» - если открытая на уроке информация нужная и будет использоваться на практике

- «Мясорубка», если полученная информация, недостаточно осознанна или требует дальнейшего осмысления, использование на практике предполагается

- «Корзинка», если информация, полученная на уроке, является не нужной или уже знакомой

Оценки за урок вы поставите сами.

Домашнее задание: №892; по желанию №894 или № 879

Анализируют, выбирают соответствующую своим ощущениям карточку, высказывают своё мнение (по желанию).

Оценивают свою работу в оценочных листах.

Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости

Личностные:

осознание собственных достижений при освоении темы;

уметь проводить самооценку результатов своей деятельности;

понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности.

Регулятивные:

уметь соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные

уметь формулировать и аргументировать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Решение квадратных уравнений»

Тема и номер урока в теме: Решение квадратных уравнений, 1 урок Базовый учебник: Алгебра, 8 класс, Ш.А.Алимов, М., «Просвещение», 2009 год Цель урока: открытие учениками совместно с учителем...

Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»

 Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...

презентация к уроку решение систем уравнений и неравенств графическим способом

презентация к уроку" решение  систем уравнений и неравенств графическим способом"...

Бинарный урок "Решение квадратных уравнений и редактор формул в WORDe"

Обобщающий урок по теме "Решение квадратных" уравнений" (алгебра 8 класс) и по теме "Редактор формул в текстовом редакторе WORD". На уроке проверяется осознанное умение учащихся применять различные сп...

Урок. Решение тригонометрических уравнений, 10 класс

Обобщающий урок в 10 классе  по теме "Решение тригонометрических уравнений". Рассматриваются различные способы решения тригонометрических уравнений....

Конспект урока "Решение иррациональных уравнений методом замены переменных"

Представлен конспект урока по  теме: «Решение иррациональных уравнений методом замены переменных». Основная цель данного урока познакомить учащихся с решением иррациональных уравнений...

Открытый урок Тема урока: "Решение квадратных уравнений по формуле"

Тип урока:  Урок закрепления знаний, комбинированный с элементами игры и кейс – технологий.Цели урока.-обучающие: закрепить  и систематизировать знания о квадратных уравнениях в ходе в...