Статья "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ"
статья

Шаповалова Вероника Николаевна

в статье ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ автор делится своим опытом по созданию и использованию ЭОР на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shapovalovoy_v.n.odt193.46 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ

В.Н. Шаповалова

МАОУ Заревская СОШ с УИОП

городского округа Домодедово

Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным

 Блез Паскаль

Перемены, происходящие в системе образования на фоне внедрения новых образовательных стандартов в школе, коснулись и математического образования. Учитель должен стремиться сделать процесс обучения более эффективным, доступным, направленным на развитие индивидуальности ребенка наряду с воспитанием нравственных и других качеств. Для реализации этого существует довольно широкий набор современных образовательных технологий. С одной стороны, это хорошо, что есть выбор, с другой стороны – нужно правильно определить и уметь целесообразно применить наиболее эффективную технологию на разных этапах урока, при изучении различных тем, при работе в разных классах. На любую готовую технологию накладывается индивидуальность учителя и ребенка. Билл Гейтс говорил: «Технологии – это всего лишь инструмент, и только в руках умелого мастера с помощью инструмента можно получить качественный результат».

В век информации и информационных технологий школьное образование должно быть «на уровне». Именно в школьный период взросления ребенок осваивает информационное пространство, и задача учителя – помочь правильно ориентироваться в этом бесконечном пространстве. ИКТ-компетентность на данный момент – необходимая составляющая профессионализма учителя, требующая постоянного самообразования, так как информационные технологии продолжают интенсивно развиваться и совершенствоваться.

Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса: создание уроков с использованием ИКТ; творческая проектная деятельность обучающихся; дистанционное обучение; конкурсы; дополнительные занятия по выбору; творческое взаимодействие с педагогами.

Самые распространенные формы использования ИКТ – это создание и использование мультимедийных сценариев уроков, текстовых работ (вариантов заданий, таблиц, памяток, схем, чертежей); обобщение методического опыта (цифровое портфолио); подготовка к ОГЭ и ЕГЭ с использованием Интернет-ресурсов; использование различных ЭОР; создание и использование мониторингов по отслеживанию результатов обучения.

Для мониторинга знаний можно использовать как готовые программные продукты, так и создавать их самим. Программы для мониторинга результатов обучения можно создавать с использованием Электронных таблиц (Microsoft Excel, OpenOffice Calk и др.) и использовать для этого возможности наглядного представления числовой информации в виде диаграмм и использования формул и функций.

Если класс оборудован интерактивным комплексом и ПК-рабочими местами учащихся, то компьютеры можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении и контроле, при этом лишь необходимо наличие соответствующего программного обеспечения и готовность учеников работать с данным ПО на компьютере.

В качестве примера такой программы приведу информационный продукт, созданный в среде MS Ecxel для урока обобщения и контроля знаний по теме «Масштаб» (математика, 6 класс).

Книга «Мониторинг темы «Масштаб» состоит из трех листов: Задание, Протокол группы и Протокол класса.

Ученики решают задачи, заполняя выделенные ячейки таблиц и поля для записи решения. В полях для записи ответов записывают свои результаты в соответствии с условием задач. При правильном заполнении решения задачи группа получает баллы за задание. Максимальный балл – 2, если допускаются ошибки, то возможно набрать как 1, так и 0 баллов. (Рис.1)

Рис.1

После выполнения заданий группа переходит на лист Протокола группы, заполняет таблицу данными, получает оценку и видит диаграмму успеха своей работы. (Рис.2)

Рис.2

Группа сообщает сигнальными карточками результат (количество набранных баллов), учитель заполняет Протокол класса. На экране формируются диаграммы, иллюстрирующие Мониторинг балловой шкалы и шкалы оценок за работу по группам всего класса. Осталось распечатать Протокол «Мониторинга знаний учащихся класса по теме «Масштаб». Результат готов. (Рис.3)

Рис.3

Данная работа полностью отвечает требованиям ФГОС, формирует все УУД у учащихся, учитель выступает в роли тьютора, работа проводится в группах – ребята имеют возможность обсудить результаты (прийти к правильному решению сообща), сразу виден результат группы и класса (учитель получает сведения о допущенных ошибках в конкретной группе, ученики оценивают свои результаты). Программа может применяться и при дистанционном обучении: если ученика не было на уроке,  он может выполнить эту работу самостоятельно с обратной связью. Большой плюс этого продукта - его можно сделать типовым для проверки знаний по любой теме. Для этого достаточно только менять условия задач и формулы для сверки ответов, а листы Протоколов класса и группы - готовые. Кто владеет навыками работы с ЭТ,  вполне может создавать такие программы – они занимают немного времени при составлении, а проверить результат позволяют сразу, что  важно при сегодняшней загруженности учителя.

Практика показывает, что ребята с удовольствием и довольно быстро выполняют подобные проверочные работы, а статистика результатов мониторингов говорит о повышении качества обучения. Подобные работы, как правило, не только повышают мотивацию учащихся к изучению предмета, но и побуждают их к познавательным действиям не только в рамках математики, но и других наук.

Список используемой литературы:

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
  2. Салмин А.А. Электронные таблицы. Учебное пособие.– Самара.: ФГОБУ ВПО «ПГУТИ», 2013. - 162 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

Урок на тему:    Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Цели урока:Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;Сформировать представлен...

Электронный протокол с использованием электронных таблиц с автоматизированным вычислением

Электронный протокол "Отчёт о проведении соревнований по лёгкой атлетике - 2016 г "...

Презентация к статье ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ

Презентация ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ иллюстрирует наглядно материал для статьи ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ИСПОЛЬЗ...

Технология проведения уроков с использованием электронного учебника

Возможности использования электронного учебника...