Урок по теме "Логарифмическая функция"
методическая разработка по алгебре (10 класс)

Методическая разработка содержит: 1) план урока; 2) технологическую карту урока; 3) презентацию к уроку; 4) раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгебра 10 класс

Тема урока: «Логарифмическая функция, её свойства и график».

Тип урока:  изучение нового материала.

Цели урока:

  • сформировать представление о логарифмической функции, ее основных свойствах;
  • закрепить умение применять свойства взаимно обратных функций для исследования функции;;
  • содействовать развитию умений выявлять свойства логарифмической функции по графику;
  • развитие  умения анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать, использовать;
  • развитие умений работать в парах, микрогруппах (навыки общения, диалога, принятие совместного решения)

Используемые технологии: технология развития критического мышления, технология работы в сотрудничестве, технология «Лекционно-семинарская система обучения».

Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, проектор, раздаточный материал, оценочные листы.

План урока.

I. Орг.момент.

II.  Введение в новую тему.

III. Актуализация знаний.

IV. Изучение нового материала.

V.  Рефлексия.

Примечание. Не выделен этап «Домашнее задание». ДЗ будет даваться постепенно в рамках других этапов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Логарифмическая функция, её свойства и график.

Слайд 3

«Лекция с остановками» Лекция читается «дозировано». После каждой смысловой части делается остановка, идет обсуждение проблемного вопроса, поиск коллективного ответа на основной вопрос, выполняется групповое или индивидуальное задание .

Слайд 4

«В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления» В.П.Ермаков

Слайд 5

Лекция № 14. Логарифмическая функция. План. 1. Определение логарифмической функции. 2. Свойства логарифмической функции.

Слайд 6

Задание № 1 . x 1 2 4 8 -3 -2 -1 0 1 2 3 x 1 2 4 8 -3 -2 -1 0 1 2 3 x 1 2 4 8 3 2 1 0 -1 -2 -3 x 1 2 4 8 3 2 1 0 -1 -2 -3 x 1 3 9 -2 -1 0 1 2 x 1 3 9 -2 -1 0 1 2 x 1 3 9 2 1 0 -1 -2 x 1 3 9 2 1 0 -1 -2

Слайд 7

Задание № 2 .

Слайд 8

Лекция № 14. Логарифмическая функция. План. 1. Определение логарифмической функции. 2. Свойства логарифмической функции.

Слайд 9

Примеры логарифмических функций:

Слайд 10

Примеры:

Слайд 11

Основные свойства функции: 1 . область определения; 2. множество значений; 3. четность, нечетность; 4. нули; 5. промежутки монотонности; 6. промежутки знакопостоянства ; 7. наибольшее и наименьшее значения; 8. наличие асимптот; 9. общие точки всех графиков функций данного вида.

Слайд 12

Функции и являются взаимно обратными. Следовательно, их графики симметричны друг другу относительно прямой у = х.

Слайд 13

Задание № 3 . 1) А) В) Б) Г)

Слайд 14

Задание № 3. 2) А) В) Б) Г)

Слайд 15

при a>1 при 0

Слайд 16

Задание № 4. Определите свойства функции 1 . Область определения 2. Множество значений 3. Четность, нечетность 4. Нули 5. Промежутки монотонности 6. Промежутки знакопостоянства 7. Наибольшее и наименьшее значения 8. Наличие асимптот 9. Общие точки всех графиков функций данного вида

Слайд 17

Свойства функции при a>1 : D( у ) = (0; +∞); E( у ) = (- ∞ , + ∞) ; 3. не является ни чётной, ни нечётной; 4. нули: y = 0 при x = 1 ; 5. возрастает на (0, + ∞) ; 6. y>0 на (1 ; +∞) ; y<0 на (0 ;1); 7. не принимает наибольшее и наименьшее значения; 8. ось ОУ является асимптотой графика функции; 9. общая точка графиков – (1; 0).

Слайд 18

Свойства функции при 00 на (0 ; 1) ; y<0 на (1 ; +∞) ; 7. не принимает наибольшее и наименьшее значения; 8. ось ОУ является асимптотой графика функции; 9. общая точка графиков – (1; 0).

Слайд 19

№ a > 1 0 < a < 1 1 D(y) = (0, + ∞) 2 E( у ) = (- ∞ , + ∞) 3 не является ни чётной, ни нечётной 4 нули: y = 0 при x = 1 5 возрастает на (0, + ∞) убывает на (0, + ∞) 6 y>0 на (1 ; +∞) ; y<0 на (0 ;1) y>0 на (0 ; 1) ; y<0 на (1 ; +∞) 7 не принимает наибольшее и наименьшее значения 8 ось ОХ является асимптотой графика функции 9 общая точка графиков – (1; 0) Основные свойства функции

Слайд 20

Задание № 5.

Слайд 21

Задание № 5. 1. Ось Оу является вертикальной асимптотой графика логарифмической функции. 2 . Показательная и логарифмическая функции - взаимно обратные функции. 5. Множество значений функции - множество всех действительных чисел. 6. Монотонность логарифмической функции зависит от основания логарифма. 8. Логарифмическая кривая - это экспонента. 9. Логарифмическая функция не является ни чётной, ни нечётной.

Слайд 22

«В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления» В.П.Ермаков

Слайд 23

Задание № 6. № 1 2 3 4 5 Ответ б 231 а, в в ln2



Предварительный просмотр:

Задание  №1.  Заполните таблицу.

х

1

2

4

8

х

1

2

4

8

х

1

3

9

х

1

3

9

_________________________________________

 

Задание  №1.  Заполните таблицу.

х

1

2

4

8

х

1

2

4

8

х

1

3

9

х

1

3

9

_____________________________________________________

Задание  №1.  Заполните таблицу.

х

1

2

4

8

х

1

2

4

8

х

1

3

9

х

1

3

9

х

1

2

4

8

х

1

2

4

8

х

1

3

9

х

1

3

9



Предварительный просмотр:

 Задание № 3. 1) Определите, на каком рисунке изображен график функции, обратной функции , где a > 1.

       

А)                                                                            Б)

               

                                                                                   

 

      В)                                                                                  Г)                                                                            

          

 

2) Определите, на каком рисунке изображен график функции, обратной функции , где  0

       

А)                                                                         Б)

         

В)                                                                                    Г)

     



Предварительный просмотр:

Задание № 5.  Выберите  номера верных утверждений.

1.

Ось Оу является вертикальной асимптотой графика логарифмической функции.

2.

Показательная и логарифмическая функции  -  взаимно обратные функции.

3.

График функции   при a>1 расположен выше оси ОХ.

4.

Область определения логарифмической функции – множество всех действительных чисел.

5.

Множество  значений логарифмической функции 

 множество всех действительных чисел.

6.

Монотонность логарифмической функции зависит от основания логарифма.

7.

Не каждый график логарифмической функции проходит через точку с координатами (1; 0).

8.

Логарифмическая кривая  - это  экспонента.

9.

Логарифмическая функция не является ни чётной, ни нечётной.

10.

Логарифмическая функция имеет наибольшее значение и не имеет наименьшего значения при а > 1 и  наоборот при 0 < a < 1.

___________________________________________________

Задание № 5.  Выберите номера верных утверждений.

1.

Ось Оу является вертикальной асимптотой графика логарифмической функции.

2.

Показательная и логарифмическая функции  -  взаимно обратные функции.

3.

График функции   при a>1 расположен выше оси ОХ.

4.

Область определения логарифмической функции –

 множество всех действительных чисел.

5.

Множество  значений логарифмической функции 

 множество всех действительных чисел.

6.

Монотонность логарифмической функции зависит от основания логарифма.

7.

Не каждый график логарифмической функции проходит через точку с координатами (1; 0).

8.

Логарифмическая кривая  - это  экспонента.

9.

Логарифмическая функция не является ни чётной, ни нечётной.

10.

Логарифмическая функция имеет наибольшее значение и не имеет наименьшего значения при а > 1 и  наоборот при 0 < a < 1.

Задание № 5.  Выберите  номера верных утверждений.

1.

Ось Оу является вертикальной асимптотой графика логарифмической функции.

2.

Показательная и логарифмическая функции  -  взаимно обратные функции.

3.

График функции   при a>1 расположен выше оси ОХ.

4.

Область определения логарифмической функции – множество всех действительных чисел.

5.

Множество  значений логарифмической функции 

 множество всех действительных чисел.

6.

Монотонность логарифмической функции зависит от основания логарифма.

7.

Не каждый график логарифмической функции проходит через точку с координатами (1; 0).

8.

Логарифмическая кривая  - это  экспонента.

9.

Логарифмическая функция не является ни чётной, ни нечётной.

10.

Логарифмическая функция имеет наибольшее значение и не имеет наименьшего значения при а > 1 и  наоборот при 0 < a < 1.

___________________________________________________

Задание № 5.  Выберите номера верных утверждений.

1.

Ось Оу является вертикальной асимптотой графика логарифмической функции.

2.

Показательная и логарифмическая функции  -  взаимно обратные функции.

3.

График функции   при a>1 расположен выше оси ОХ.

4.

Область определения логарифмической функции –

 множество всех действительных чисел.

5.

Множество  значений логарифмической функции 

 множество всех действительных чисел.

6.

Монотонность логарифмической функции зависит от основания логарифма.

7.

Не каждый график логарифмической функции проходит через точку с координатами (1; 0).

8.

Логарифмическая кривая  - это  экспонента.

9.

Логарифмическая функция не является ни чётной, ни нечётной.

10.

Логарифмическая функция имеет наибольшее значение и не имеет наименьшего значения при а > 1 и  наоборот при 0 < a < 1.



Предварительный просмотр:

Задание № 6.                           Самостоятельная работа

1. Найдите область определения функции:  у= log3 (3-х) 

  1. (0; +∞)    б) [0;+∞)  в) (-∞; 3)   г) (-∞;3]

2. Установите соответствие между функциями и областями определения:    А) у = log0,3 x               Б) у = log5 (-х)              В) у = lg х│       

1) х≠0               2) х>0                     3)  x<0                   4)

А

Б

В

3. Какие из перечисленных функций являются возрастающими?

а) у=log5 х ;   б)                  в) у= logπ х   г)

 4. Укажите рисунок, на котором изображен график функции

 

а)                       б)                    в)                       г)

 5. Сравните числа: ln   и   ln

______________________________________________________________

Задание № 6.                           Самостоятельная работа

1. Найдите область определения функции:  у= log3 (3-х) 

  1. (0; +∞)    б) [0;+∞)  в) (-∞; 3)   г) (-∞;3]

2. Установите соответствие между функциями и областями определения:    А) у = log0,3 x          Б) у = log5 (-х)              В) у = lg х│       

1) х≠0               2) х>0              3)  x<0             4)

А

Б

В

3. Какие из перечисленных функций являются возрастающими?

а) у=log5 х ;   б)                  в) у= logπ х   г)

 4. Укажите рисунок, на котором изображен график функции

а)                       б)                    в)                       г)

5. Сравните числа: ln   и   ln

Задание № 6.                           Самостоятельная работа

1. Найдите область определения функции:  у= log3 (3-х) 

  1. (0; +∞)    б) [0;+∞)  в) (-∞; 3)   г) (-∞;3]

2. Установите соответствие между функциями и областями определения:    А) у = log0,3 x               Б) у = log5 (-х)              В) у = lg х│       

1) х≠0               2) х>0                     3)  x<0                   4)

А

Б

В

3. Какие из перечисленных функций являются возрастающими?

а) у=log5 х ;   б)                  в) у= logπ х   г)

 4. Укажите рисунок, на котором изображен график функции

 

а)                       б)                    в)                       г)

 5. Сравните числа: ln   и   ln

______________________________________________________________

Задание № 6.                           Самостоятельная работа

1. Найдите область определения функции:  у= log3 (3-х) 

  1. (0; +∞)    б) [0;+∞)  в) (-∞; 3)   г) (-∞;3]

2. Установите соответствие между функциями и областями определения:    А) у = log0,3 x          Б) у = log5 (-х)              В) у = lg х│       

1) х≠0               2) х>0              3)  x<0             4)

А

Б

В

3. Какие из перечисленных функций являются возрастающими?

а) у=log5 х ;   б)                  в) у= logπ х   г)

 4. Укажите рисунок, на котором изображен график функции

а)                       б)                    в)                       г)

5. Сравните числа: ln   и   ln

Задание № 6.                           Самостоятельная работа

1. Найдите область определения функции:  у= log3 (3-х) 

  1. (0; +∞)    б) [0;+∞)  в) (-∞; 3)   г) (-∞;3]

2. Установите соответствие между функциями и областями определения:    А) у = log0,3 x               Б) у = log5 (-х)              В) у = lg х│       

1) х≠0               2) х>0                     3)  x<0                   4)

А

Б

В

3. Какие из перечисленных функций являются возрастающими?

а) у=log5 х ;   б)                  в) у= logπ х   г)

 4. Укажите рисунок, на котором изображен график функции

 

а)                       б)                    в)                       г)

 5. Сравните числа: ln   и   ln



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название предмета

алгебра и начала анализа

Класс

10

№ урока 1

Дата

25.01.2019

Тема урока

Логарифмическая функция, ее свойства и график

Цели урока

Образовательные

обобщить знания, умения по темам "Функция и ее свойства", "Понятие логарифма. Свойства логарифмов"

проконтролировать степень усвоения  терминов, понятий, свойств , изученных и сформированных на предыдущих уроках

продолжить формирование, закрепить основные  УУД по данному учебному материалу

Развивающие

учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия

развивать у учащихся умения выделять главное

развивать самостоятельное мышление, речь учащихся

Воспитательные

пробудить чувство ответственности, долга

дать почувствовать, увидеть, что решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём  интеллектуальном,

профессиональном и волевом развитии

Логарифмическая функция, ее свойства и график

Урок № 1 по теме "Логарифмическая функция"

Тип урока

Урок усвоения новых знаний  

Основные термины и понятия

Логарифм, функция, свойства функции, взаимно обратные функции, график функции, исследование функции, лекция

Наглядность

Обеспечивается посредством электронной презентации

Оборудование

ПК, проектор, раздаточные материалы

Проектор

Раздаточные материалы

Формы работы на уроке

групповая

индивидуальная

Результаты

Этапы урока

Время

Содержание

Виды деятельности

Предметные

Личностные

Метапредметные (УУД)

учителя

учащихся

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1

Организационный момент. Введение в новую тему.

4 мин.

Вопросы, подводящие к осознанию новой темы

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

Составляют план изучения новой темы.

Ценность образования

Умение понять свои  интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно

Умение передавать информацию в  сжатом или развёрнутом виде, составлять план, тезисы, конспект.

Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.

Мотивирует учащихся

Отвечают на вопросы учителя.

 

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Умение осознанно использовать речевые средства

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Формулируют выводы

 

 

 

Умение задавать вопросы по теме

2

Актуализация субъектного опыта учащихся

7 мин.

Повторение материала, необходимого для изучения новой темы

Организует обсуждение способов решения

Работают в группе

Закрепление навыка определения свойств функции по ее графику

Ценность образования

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Умение работать индивидуально и в группе

Организует взаимопроверку

По очереди комментируют

 

Умение понять свои  интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предлагает индивидуальные задания.

Анализируют

 

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Умение выделять главное

Умение  договариваться с людьми

3

Изучение нового материала

15 мин.

"Лекция с остановками"

Диктует.

Выполняют упражнение в тетради.

Усваивают понятие логарифмической функции, вид ее графика, учатся определять своцства

Понимают необходимость поддерживать участников своей группы и помогать им

 

Умение определять понятия,  устанавливать аналогии

Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.

Организует коллективную проверку

Выявляют закономерность

 

 

Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Умение осознанно использовать речевые средства

Подводит обучающихся к выводу

Осуществляют взаимопроверку

 

 

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Умение задавать вопросы по теме

4

Первичное закрепление полученных знаний

10 мин.

Блиц-опрос теории

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Отвечают на вопросы учителя.

Свойства логарифмической функции

Ценность образования

 

Умение наблюдать, читать, слушать

Умение работать индивидуально

Организует проверку выполнения упражнения

Выполняют задания по карточкам.

 

 

Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы.

 

Создает эмоциональный настрой

 

 

 

Умение передавать информацию в  сжатом виде

 

5

Рефлексия. Подведение итогов урока

9 мин.

самооценка, оценка работы группы

Организует оценочные высказывания обучающихся

Осуществляют самопроверку

 

Ценность образования

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Умение задавать вопросы по теме

Подводит обучающихся к выводу

Осуществляют самооценку

Ценность толерантности

Владение основами самоконтроля,  самооценки

Умение  работать с текстом.

Умение осознанно использовать речевые средства

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников

Осуществляют предварительную оценку

Самооценка и самоопределение

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Умение передавать информацию в  сжатом виде

Умение работать индивидуально и в группе

Общее время

45 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».

Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....

Приложение к уроку. Обобщающий урок по теме "Функции"

Обобщение понятия функции в старшей школе. Приложение....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Конспект урока с презентацией «Функции. Графики функции и их свойства» 10 класс

Конспект урока по теме  «Функции. Графики функции и их свойства» в 10 классе. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. К учебнику Алимова и др.Основная работа на уроке идет по презентации, т...

Урок алгебры "График функции. Преобразование графика функции"

Создание речевой среды для обучающихся с нарушениями слуха....

Технологическая карта урока по теме: "Функция. Область определения и область значений функции" в 9 классе

Технологическая карта урокаТема: "Функция. Область определения и область значений функции"Класс: 9 Б...

Разработка урока по алгебре "Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем" (9 класс)

Разработка урока по алгебре "Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем" (9 класс)...