Разработка программы внеурочного занятия по математике в 8 классе "Проектированно- ориентированные задачи"
календарно-тематическое планирование по алгебре (8 класс)
Я разработала курс на 34 урока ,для подготовки 8 классников к решению 5 первых задач ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43, ул. Мира 7а
тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Заместитель директора по ВР Директор МБОУ «СОШ № 2»
воспитывающей деятельности __________Н.Б.Шихмирзаева _____________И.В.Бархатова
Протокол №___ от «___» ______2022г. «___»_____________2022г. Приказ № ____________
Руководитель МО________О.Г.Голубок от «___» ______________2022г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Развитие функциональной грамотности через практико-ориентированные задания. »
для 8в класса
1 час в неделю (всего 35часов)
Учитель: Саляева Роза Ризовна
2022-2023год
г.Тарко-Сале
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. В 2019-2020 учебном году ФИПИ ввел ряд изменений в КИМах ОГЭ по математике, на которые нужно обратить особое внимание в ходе подготовки к экзамену. Структура ОГЭ по математике претерпела некоторые изменения: отсутствует разделение на блоки «алгебра» и «геометрия», некоторые вопросы формулируются по-новому, появился новый блок – «практико-ориентированные задачи», объединённые одной тематикой, это задачи 1-5. Решение практико-ориентированных задач на уроках математики преследует конкретные цели: научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может встретиться в повседневной жизни, доказать, что всем нужно учиться математике, доказать, что математика нужна вообще всем и каждому, чем бы человек ни занимался, какой бы профессией ни овладевал, где бы ни учился, а так же готовиться к Государственному Экзамену, в который входят практико-ориентированные задачи.
Цели курса:
- обеспечение сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений;
- развитие математических способностей;
- формирование интереса к предмету;
- подготовка учащихся к ОГЭ по математике;
- развитие логического и творческого мышления.
Задачи курса:
–обоснование понятия практико-ориентированных задач, внедрение данного типа задач в образовательный процесс средней школы для развития ключевых компетенций и подготовки к ОГЭ по математике;
– оценка результативности использования практико-ориентированных задач при подготовке к ОГЭ по математике, их влияние на повышение качества образовательного процесса.
Место курса в учебном плане
Программой отводится - 35 часов, 1 час – в неделю.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
Формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и поиска решения практико-ориентированных задач;
Формирование навыка решения определенных типов задач в структуре задач ОГЭ;
уметь работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными; уметь преобразовывать знаки и символы в доказательствах и применяемых методах для решения образовательных задач;
приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач;
выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических фактов, совокупности методов и способов решения; уметь представлять в словесной форме, используя схемы и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и кластеры, основные идеи и план решения той или иной математической задачи;
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД
- определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с математическими объектами;
- формулировать собственные версии или применять уже известные формы и методы решения математической проблемы, формулировать предположения и строить гипотезы относительно рассматриваемого объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной деятельности;
- определять пути достижения целей и взвешивать возможности разрешения определенных учебно-познавательных задач в соответствии с определенными критериями и задачами;
- выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного круга задач, определять и находить условия для реализации идей и планов (самообучение);
- самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые при работе с определенной математической моделью;
- уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя различные схемы, ресурсы построения диаграмм, ментальных карт, позволяющих произвести логико - структурный анализ задачи;
- уметь планировать свой образовательный маршрут, корректировать и вносить определенные изменения, качественно влияющие на конечный продукт учебно-познавательной деятельности;
- умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом учебно-познавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми средствами и формами организации сотрудничества, а также индивидуальной работы на уроке;
- умение отбирать соответствующие средства реализации решения математических задач, подбирать инструменты для оценивания своей траектории в работе с математическими понятиями и моделями;
Познавательные УУД
- умение определять основополагающее понятие и производить логико-структурный анализ, определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и инструментов;
- умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне второстепенных данных;
- умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений;
- умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя определенные существенные признаки или критерии;
- умение выявлять, строить закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений на математическом языке;
- умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений, наиболее вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по определенным логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий, суждений и математических законов;
- умение строить математическую модель при заданном условии, обладающей определенными характеристиками объекта при наличии определенных компонентов формирующегося предполагаемого понятия или явления;
- умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей основные свойства и характеристики;
- умение задавать план решения математической задачи, реализовывать алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи;
- умение строить доказательство методом от противного;
- умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс посредством поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего образовательного пространства;
- уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать соотношение рассматриваемых объектов;
- умение переводить, интерпретировать текст в иные формы представления информации: схемы, диаграммы, графическое представление данных;
Коммуникативные УУД
- умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного взаимодействия в условиях командной игры или иной формы взаимодействия;
- умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки организаторского характера;
- умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других участников команды;
- корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды, аргументировать доводы, выводы, а также выдвигать контаргументы, необходимые для выявления ситуации успеха в решении той или иной математической задачи;
- умение пользоваться математическими терминами для решения учебно-познавательных задач, а также строить соответствующие речевые высказывания на математическом языке для выстраивания математической модели;
- уметь строить математические модели с помощью соответствующего программного обеспечения, сервисов свободного отдаленного доступа;
- уметь грамотно и четко, согласно правилам оформления КИМ-а ОГЭ заносить полученные результаты - ответы.
В силу большой практической значимости данный курс представляет собой совокупность важных и полезных советов, знаний, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметного роста в плане математического усвоения основного содержания изучаемого предмета, эти занятия помогут стать толчком в развитии интереса к предмету и способствуют положительной тенденции в плане подготовки к основному государственному экзамену по математике.
Результат обучения: формирование умений и навыков решения практико-ориентированных задач основного государственного экзамена по математике (задания №1-5), умение применять полученные знания на практике, в том числе планировать и проектировать свою деятельность с учетом конкретных жизненных ситуаций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Количество часов в рабочей программе |
1.Задачи про форматы листов | 4 |
2.Применение теоремы Пифагора. | 3 |
3. Задачи о теплице | 4 |
4. Задачи о мобильном интернете и тарифе | 4 |
5. Задачи о земледелии в горных районах | 4 |
6. Задачи о дачном участке | 4 |
7. Задачи про шины | 4 |
8. Задачи с зонтом. | 4 |
9. Задачи с планом квартиры. | 4 |
Итого | 35 часов |
ЧТОБЫ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ, НУЖНО УМЕТЬ:
- Выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий.
- Уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, производить возведение числа в степень, извлекать арифметический квадратный корень из числа.
- Уметь переводить единицы измерения.
- Уметь округлять числа.
- Уметь находить число от процента и проценты от числа.
- Уметь находить часть от числа и число по его части.
- Применять основное свойство пропорции.
- Уметь решать уравнения, неравенства.
- Разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на рисунках.
- Анализировать и пользоваться информацией из таблиц.
- Анализировать и пользоваться заданными графиками.
ЧТОБЫ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ, НУЖНО ЗНАТЬ:
- Формулы геометрии:
- Периметр прямоугольника: Р=2(а +b)
- Периметр квадрата: Р =4а
- Длину окружности: С= 2ПR
- Объем параллелепипеда: V= abc
- Площади фигур:
- Площадь прямоугольника: S = ab
- Площадь квадрата: S = а2
- Площадь круга: S = ПR2
- теорему Пифагора: c2= a2 + b2
- Формулы синуса, косинуса, тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урок | Тема | Виды учебной деятельности в классе | Дата проведения занятия |
1 | Задачи про форматы листов | Работа с сайтом ФИПИ https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-2 | |
2 | Задачи про форматы листов | Просмотр презентации | |
3 | Задачи про форматы листов | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
4 | Задачи про форматы листов | Работа с вариантом. Работа с открытым банком заданий. | |
5 | Применение теоремы Пифагора. | Работа с вариантом. Работа с открытым банком заданий. | |
6 | Применение теоремы Пифагора. | Просмотр презентации | |
7 | Применение теоремы Пифагора. | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
8 | Задачи о теплице | Работа с вариантом. Работа с открытым банком заданий. | |
9 | Задачи о теплице | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
10 | Задачи о теплице | Работа с вариантом. Работа с открытым банком заданий. | |
11 | Задачи о теплице | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
12 | Задачи о мобильном интернете и тарифе | Просмотр презентации | |
13 | Задачи о мобильном интернете и тарифе | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
14 | Задачи о мобильном интернете и тарифе | Работа с вариантом. Работа с открытым банком заданий. | |
15 | Задачи о мобильном интернете и тарифе | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
16 | Задачи о земледелии в горных районах | Просмотр презентации | |
17 | Задачи о земледелии в горных районах | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
18 | Задачи о земледелии в горных районах | Работа с вариантом. Работа с открытым банком заданий. | |
19 | Задачи о земледелии в горных районах | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
20 | Задачи о дачном участке | Просмотр презентации | |
21 | Задачи о дачном участке | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
22 | Задачи о дачном участке | Работа с вариантом. Работа с открытым банком заданий. | |
23 | Задачи о дачном участке | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
24 | Задачи про шины | Просмотр презентации | |
25 | Задачи про шины | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
26 | Задачи про шины | Работа с вариантом. Работа с открытым банком заданий. | |
27 | Задачи про шины | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
28 | Задачи с зонтом. | Просмотр презентации | |
29 | Задачи с зонтом. | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
30 | Задачи с зонтом. | Работа с вариантом. Работа с открытым банком заданий. | |
31 | Задачи с зонтом. | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
32 | Задачи с планом квартиры. | Просмотр презентации | |
33 | Задачи с планом квартиры. | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | |
34 | Задачи с планом квартиры. | Работа с вариантом. Работа с открытым банком заданий. | |
35 | Задачи с планом квартиры. | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ |
Материально-техническое обеспечение, интернет-ресурсы
1. Интерактивная доска.
2. Тренинг Яндекс - ОГЭ http://ege.yandex.ru/mathematics-gia/,
модули специализированных уроков по алгебре;
3. Тесты и тренинги на uztest.ru;
4. Открытый банк заданий по математике http://mathgia.ru/or/gia12/Main.html
5. Генератор вариантов ОГЭ-2019 http://alexlarin.net/
Сайты для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике.
http://fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html - демо-версия
http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки
http://www.egetrener.ru - видеоуроки
http://www.mathege.ru - открытый банк заданий
Литература
- И.В. Ященко. Сборник ОГЭ 2020: «Типовые тестовые задания» от разработчиков ФИПИ. Изд. «Экзамен», М.2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочных занятий "Занимательная математика" 5 класс
Программа имеет научно-познавательную направленностьи предназначена для внеурочной деятельности с учащимися пятых, шестых классов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/30/picture-271217-1372578805.jpg)
Программа внеурочных занятий по математике в 5-9 классах
Программа рассчитана на 5 лет последовательной работы и опирается на разработки,указанные в списке к программе, находящиеся в свободном доступе ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-118218-1350454631.jpg)
Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классе "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классах "Занимательна математика" рассчитана на 1 час занятий в неделю.Всего 35 занятий в год....
Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов;
Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/28/picture-1514531-1709109602.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 5 класс
Пояснительная записка Актуальность программы определена тем, что обучающиеся 5 класса должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.Данная п...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/28/picture-1514531-1709109602.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 6 класс
Пояснительная запискаДанная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/28/picture-1514531-1709109602.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Пояснительная запискаДанная программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики школьной программы и во...