Программа внеурочных занятий по математике в 5-9 классах
рабочая программа по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Бритвак Галина Анатольевна

Программа рассчитана на 5 лет последовательной работы  и опирается на разработки,указанные в списке к программе, находящиеся в свободном доступе . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_5-9_klassy.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»  пгт. Кожва

                            Рабочая программа

                        по внеурочной   деятельности  

             «Занимательные математические задачи»

                        Составители:   Бритвак Г.А.- учитель математики

                                              Денисова Л.В.- учитель математики

                                пгт. Кожва

                                     2016 г.

                                                

                 Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта. Программа рассчитана на пять лет (170 часов) и предназначена для учащихся 5-9 классов.

Главное направление программы – формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Программа включает в себя темы и задачи, которые могут быть условно разнесены на три раздела:

- углубление школьного курса;

- факультативный материал;

- олимпиадные задачи начального уровня.

Данная программа может быть полезна в нескольких аспектах.

     Независимо от способностей развитое мышление способствует развитию личности молодого человека.

Развивая логическое, в том числе и математическое мышление ребёнка , создается база для более свободного выбора им своих будущих увлечений.

Решается проблема систематичности занятия математикой.

Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности. Для 5-7 классов материал представлен на уровне занимательных математических задач. В 8-9 классах программа внеурочной деятельности поможет взглянуть на уже известные темы с разных точек зрения, значительно расширить и углубить круг математических вопросов.

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Цель обучения: - формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

-обучение деятельности- умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

-формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

- обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

Задачи:

  • Создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • Формирование  у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
  • Развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.

Общая характеристика программы.

В основу программы внеурочной деятельности легла современная концепция преподавания математики: различные формы игровых занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование, расширение знаний в различных областях. В программе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Всё это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.

                          Содержание программы.

В программе для 5-7 классов применяется материал из различных разделов математики.

  • Старинные занимательные задачи, задачи-шутки, математические игры, логические задачи;
  • Олимпиадные задачи;
  • Первые шаги в геометрию;
  • Геометрия на плоскости;
  • Натуральные числа, дроби: действия с числами, делимость, чётность, приближённые значения;
  • Решение текстовых задач;
  • Числовые и буквенные выражения;
  • Комбинаторика, вероятность;
  • Уравнения и системы уравнений;

В 8-9 классах:

  • Арифметические, логические задачи, математические игры;
  • Геометрия на плоскости;
  • Уравнения и графики известных функций;
  • Комбинаторика;
  • Системы счислений;
  • Делимость;
  • Степень числа;
  • Задачи на построение, разрезание, геометрические преобразования;
  • Принцип Дирихле;
  • Олимпиадные задачи;
  • Прогрессии;
  • Метод математической индукции;

Планируемые итоговые результаты деятельности.

Участие школьников во внеурочной деятельности предполагает формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике.

Личностные:

- установление связи с целью учебной деятельности и её мотивом-  определение того, - « какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

-построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

- реализация принципа Я, включая самоотношение и самооценку;

-нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

Регулятивные :

-определение образовательной цели, выбор пути её достижения;

-рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;

-выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;

-оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение  цели, способов взаимодействия;

-контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;

-формирование умения коллективного взаимодействия.

Познавательные :

-умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;

-умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщённый способ действия; моделировать задачу и её условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

Изучение курса даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1)в личностном направлении:

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

креативность мышления, инициатива,  находчивость, активность при применении математических знаний для решения конкретнных жизненных задач;

2) в метапредметном направлении

умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

умение понимать и использовать  математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы, диаграммы);

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

умение планировать и осуществлять деятельность , направленную на решение задач исследовательского характера.

3)в предметном направлении6

умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

развитие направлений о числе, овладение навыками устного счёта;

овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных  представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

умение применять изученные понятия , результаты, методы решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин  с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера, ресурсных возможностей интернета.

                   Тематическое  планирование материала.

                                5 класс

№ занятия

                                      Содержание

Кол-во часов

1

Старинные задачи, задачи-шутки

1

2

Знакомство с геометрическими фигурами на плоскости

1

3

Геометрические фигуры на плоскости и геометрические тела в пространстве. Многоугольники и многогранники

1

4

Геометрические фигура на плоскости. Отрезок, ломаная

1

5

Деление натуральных чисел, признаки делимости

1

6

Деление натуральных чисел с остатком. Периодичность остатков

1

7

Решение олимпиадных задач

1

8

Решение олимпиадных задач

1

9

Геометрические фигуры на плоскости. Луч, прямая

1

10

Геометрические фигуры на плоскости. Угол и окружность

1

11

Числовая прямая, модуль числа

1

12

Действия с числовыми и буквенными выражениями

1

13

Числовые неравенства

1

14

Часть величины и дробь. действия с дробями

1

15

Десятичная запись числа. Системы счисления

1

16

Действия с обыкновенными дробями

1

17

Геометрические фигуры на плоскости. Квадрат, прямоугольник

1

18

Геометрические фигуры на плоскости. Прямоугольный треугольник

1

19

Делители и кратные. Простые и составные числа

1

20

Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями

1

21

Задачи на работу и движение

1

22

Геометрические фигуры на плоскости. Площади

1

23

Геометрические фигуры на плоскости. Вычисление площадей на клетчатой бумаге

1

24

Задачи на раскраски, замощения и разрезания

1

25

Задачи на переливания и взвешивания

1

26

Задачи с возрастами

1

27

Геометрические задачи на плоскости. Длина окружности . площадь круга

1

28

Чётность

1

29

Объёмы простейших тел в пространстве

1

30

Комбинаторика

1

31

Пропорции

1

32

Задачи на части и проценты

1

33

Математические игры, стратегии

1

34

Инварианты, конструкции

1

 

                

                                6 класс

№ занятия

                                Содержание занятия

Кол-во часов

1

Старинные русские занимательные задачи, шутки по математике  

1

2

Координаты и ориентация

1

3

Делители и кратные

1

4

Целые числа. Сложение и вычитание целых чисел

1

5

Олимпиадные задачи

1

6

Олимпиадные задачи

1

7

Геометрия на плоскости. Замечательные отрезки в треугольнике

1

8

Умножение и деление целых чисел

1

9

Действия с числовыми и буквенными выражениями. Модуль числа

1

10

Геометрия на плоскости. Равенство треугольников

1

11

Делимости. Задачи на наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное

1

12

Остатки при делении. Периодичность остатков

1

13

Пропорции. Текстовые задачи на смеси и проценты

1

14

Текстовые задачи на работу и движение

1

15

Геометрия на плоскости. Равнобедренный треугольник, ромб

1

16

Комбинаторика

1

17

Задачи с числами и нумерациями

1

18

Перпендикулярность прямых и отрезков

1

19

Действия с дробями

1

20

Десятичные дроби

1

21

Чётность, разбиение на пары

1

22

Геометрия на плоскости. Окружность

1

23

Задачи на суммирование

1

24

Логические задачи

1

25

Осевая симметрия

1

26

Координаты на плоскости. Расстояние между двумя точками

1

27

Логические задачи. Принцип Дирихле

1

28

Задачи с инвариантами

1

29

Текстовые задачи на целочисленные решения

1

30

Зависимость величин. Построение графиков

1

31

Математические игры и стратегии

1

32

Деревья, графы и турниры

1

33

Развёртки многогранников

1

34

Исторические задачи по арифметике народов мира

1

                        7  класс

№ занятия

                                    Содержание

Кол-во часов

1

Старинные занимательные задачи и задачи-шутки

1

2

Геометрические построения. Знаменитые задачи древности

1

3

Задачи на делимость и остатки

1

4

Решение олимпиадных задач

1

5

Решение олимпиадных задач

1

6

Степень с целым показателем

1

7

Геометрия на плоскости. Признаки равенства треугольников. Построение треугольников

1

8

Геометрия на плоскости. Площадь треугольника

1

9

Уравнения с одной и двумя переменными.

1

10

Текстовые задачи на работу и движение

1

11

Логические задачи

1

12

Геометрия на плоскости. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника

1

13

Геометрия на плоскости. Параллелограмм

1

14

Неравенства

1

15

Задачи на чётность и симметрию

1

16

Частота и вероятность

1

17

Математические игры

1

18

Пропорциональные отрезки в треугольнике. Трапеция

1

19

Сумма. Среднее арифметическое и средняя скорость

1

20

Линейная функция, график линейной функции

1

21

Делимости, задания на целочисленные решения

1

22

Геометрия на плоскости. Свойство окружности

1

23

Множества точек на координатной плоскости

1

24

Геометрия на плоскости. Многоугольники

1

25

Комбинаторика

1

26

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

27

Графические решения уравнений и систем  уравнений

1

28

Тождества. Многочлены. Разложение многочлена на множители

1

29

Геометрия на плоскости. Геометрические множества точек на плоскости

1

30

Геометрические преобразования на плоскости

1

31

Геометрия на плоскости. Задачи на построение

1

32

Текстовые задачи на проценты и смеси

1

33

Геометрия в пространстве и геометрия на сфере

1

34

Приближённые вычисления. Абсолютная и относительная погрешности

1

                        8 класс

№ занятия

                                   Содержание

Кол-во часов

1

Олимпиадные задачи, задачи «Кенгуру»

1

2

Уравнение и график прямой. Модуль . график модуля функции

1

3

Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора

1

4

Логические задачи

1

5

Олимпиадные задачи

1

6

Начальные построения с помощью циркуля и линейки

1

7

Рациональные дроби

1

8

График квадратичной функции

1

9

Площади многоугольников на клетчатой бумаге

1

10

Квадратные уравнения

1

11

Чётность

1

12

Текстовые задачи. Задачи на движение, работу, проценты

1

13

Теорема Фалеса. Подобие треугольников

1

14

Математическая эстафета

1

15

Теорема Виета

1

16

Числовые неравенства

1

17

 Замечательные отрезки и точки в треугольнике

1

18

Множество точек на координатной плоскости

1

19

Математические игры

1

20

Степень с целым показателем

1

21

Признаки делимости. Остатки от деления

1

22

Метрические соотношения между элементами прямоугольного треугольника

1

23

Степень с рациональным показателем

1

24

Системы счисления

1

25

Делимости. Задания на остатки и на целочисленные значения

1

26

Окружности

1

27

Принцип Дирихле

1

28

Тригонометрия

1

29

Окружности

1

30

Комбинаторика

1

31

Задачи на построение с помощью циркуля и линейки

1

32

Отношение площадей треугольников

1

33

Векторы как направленные отрезки

1

34

Решение занимательных задач

1

                                9 класс.

№ занятия

                                      Содержание

Кол-во часов

1

Олимпиадные задачи

1

2

Графики известных функций. Преобразование графиков. Графики функций, содержащих знак модуля

1

3

Принцип Дирихле.

1

4

Принцип Дирихле

1

5

Делимость

1

6

Делимость и остатки

1

7

Олимпиадные задачи

1

8

Планиметрия. Решение прямоугольных треугольников

1

9

Планиметрия. Параллельные прямые

1

10

Замечательные точки в треугольнике

1

11

Комбинаторика

1

12

Олимпиадные задачи

1

13

Игры. Чётность. Симметрия

1

14

Арифметические и логические задачи

1

15

Логические задачи

1

16

Планиметрия. Что нужно знать по теме «Окружность»

1

17

Что нужно знать по теме «Окружность»

1

18

Арифметическая и геометрическая прогрессии

1

19

Суммирование и ряды

1

20

Планиметрия. Свойства треугольников и параллелограммов

1

21

Площади. Решение задач на клетчатой бумаге

1

22

Тригонометрия

1

23

Тригонометрия

1

24

Векторы . что нужно знать по данной теме

1

25

Текстовые задачи

1

26

Уравнения прямых, метод координат

1

27

Геометрическое место точек на плоскости

1

28

Задачи на построение

1

29

Доказательство неравенств

1

30

Метод математической индукции

1

31

Задачи с окружностями

1

32

Системы алгебраических уравнений

1

33

Построения, разрезания, геометрические преобразования

1

34

Геометрические головоломки

1

 

(Пояснение к программе: чтобы увидеть занимательность , необходимо иметь предложенную литературу ( из списка литературы- № 2,3,4,5,6))

              Список учебно-методической литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования второго поколения.

2.Занимательные математические задачи . дополнительные занятия для учащихся 5 классов.  Составители А.М. Быковских, Г.Я. Куклина, Новосибирск.  2010г

3. Занимательные математические задачи . дополнительные занятия для учащихся 6 классов. Составители А.М.Быковских, Г.Я. Куклина. Новосибирск, 2010г

4. Занимательные математические задачи . Дополнительные занятия для учащихся 7 класса . Составители А.М.Быковских, Г.Я.Куклина. Новосибирск, 2010г

5.Подготовительные курсы по математике для учащихся 8 классов. Составители А.М.Быковских, Г.Я.Куклина. Новосибирск. 2010г

6.Подготовительные курсы по математике для учащихся 9 классов. Составители А.М.Быковских, Г.Я.Куклина. Новосибирск. 2010г

7. Учебник по математике для 5 класса. Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков, Мнемозина , 2014г

8.Учебник по математике для 6 класса. Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков, Мнемозина, 2014г

9. Учебник геометрии 7-9 классы.  Л.С.Анатасян, Просвещение, 2015г

10. Математические олимпиады. Фарков А.В. , Экзамен, 2013г

11.Виват, математика! Занимательные задачи и упражнения. Н.Е.Кордина, Учитель, 2013г

12. Вычисляем без ошибок. С.С.Минаева, Экзамен, 2014г

4. Экранно-звуковые пособия:

Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов.

5. Технические средства обучения

  1. Мультимедийный компьютер.
  2. Мультимедиапроектор.
  3.  Экран (на штативе или навесной).
  4.  Интерактивная доска.

6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1.  Доска магнитная с координатной сеткой.
  2.  Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.
  3.  Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных).
  4.  Комплект для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).

Эта программа внеурочной деятельности прошла экспертизу в 2016 году. Рекомендована для использования, но необходимо внести дополнения:

1)Указать формы контроля.

2)не разработаны методы проверки достижений учащихся.

3)Не указаны формы работы с детьми.

Так что придётся вам это сделать самим.

К этой программе есть литература к каждому занятию (в списке литературы эти книги  под номерами 2) и 3) ), постараюсь выслать в ближайшее время.

 Удачи в работе.       Денисова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочных занятий «Реальная математика» для учащихся 7 класса

Данная программа  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта и примерных программ. Программа составлена с использованием программы курса по выбору, опубликованного: ...

программа внеурочных занятий "Занимательная математика" 5 класс

Программа имеет научно-познавательную направленностьи  предназначена для внеурочной деятельности с учащимися пятых, шестых  классов...

Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классе "Занимательная математика"

Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классах "Занимательна математика" рассчитана на 1 час занятий в неделю.Всего 35 занятий в год....

Внеурочное занятие по математике для 8-9 классов.Викторина-игра по математике для 8-9 классов

Викторина-игра для использования во внеурочной деятельности, на неделе  математики....

Разработка программы внеурочного занятия по математике в 8 классе "Проектированно- ориентированные задачи"

Я разработала курс на 34 урока ,для подготовки 8 классников к решению 5 первых задач ОГЭ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 5 класс

Пояснительная записка Актуальность программы определена тем, что обучающиеся 5 класса должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.Данная п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 6 класс

Пояснительная запискаДанная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное ...