Разработка урока по теме "Формулы сокращенного умножения"
план-конспект занятия по алгебре (7 класс)

Черниговская Татьяна Анатольевна

Цели урока:

  1. Найти способы доказательства формул сокращённого умножения, не рассматриваемые ранее.
  2. Развивать умения самопроверки и взаимопроверки;
  3. Воспитывать чувства коллективной ответственности, взаимовыручки, умения распределять задания внутри небольшого коллектива.

Задачи:

  1. Доказать формулы сокращённого умножения геометрическим методом.
  2. Найти приём возведения в третью, четвёртую и более высокие степени суммы двух чисел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_fsu.doc51.5 КБ
Office presentation icon formuly_sokrashchennogo_umnozheniya_otkrytyy_urok.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель Черниговская Т. А.                                                                                     класс 7

Тема "Формулы сокращенного умножения" (слайд 1)

Цели урока:

  1. Найти способы доказательства формул сокращённого умножения, не рассматриваемые ранее.
  2. Развитие умений самопроверки и взаимопроверки;
  3. Воспитание чувства коллективной ответственности, взаимовыручки, умения распределять задания внутри небольшого коллектива.

Задачи:

  1. Доказать формулы сокращённого умножения геометрическим методом.
  2. Найти приём возведения в третью, четвёртую и более высокие степени суммы двух чисел.

Ход урока: (слайд 2)

Сегодня на уроке мы ещё раз вернёмся к формулам сокращённого умножения. Это тема, где есть над чем поразмыслить . Вопросов набралось немало, на некоторые из них мы с Вами попытаемся ответить на сегодняшнем уроке. Но сначала потренируем память и проведем мозговой штурм.

1. На центральной доске выписаны формулы, у каждой формулы свой номер. Учитель читает формулировку - левую часть какой-либо формулы (читает один раз), а ученики на листочках записывают номер этой формулы. Двое работают на откидных досках. В конце получится число. Это число мы и проверяем.(слайд 3)

Каждая группа выделяет по одному человеку учащихся, которые отвечают на вопросы на листочках, которые сдают в комиссию, а остальные работают в тетради.                  

Формулировка

Формулы

1. Квадрат суммы двух выражений.

2. Куб разности

3. Разность квадратов двух выражений.

4. Куб суммы

5. Квадрат первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.

6. Произведение разности двух выражений и их суммы

1.(a+b)3 = a3+3a 2 b+3a b 2+b3

2. (a-b)2=a2-2ab+b2

3. (a-b)(a+b)=a2-b2

4. (a-b)3 = a3-3a 2 b+3a b 2-b3

5. (a+b)2=a2+2ab+b2

Правильный ответ                              543123

(слайд 4)

Максимум 6 баллов

2.  А теперь продолжим  работу, и применим теоретические знания на практике

0,25a2 – 1=
1 -12p+36p
2=
5b3 – 15ab=
a
2 – 10b +25b2 =

a2 – 6ab+9b2=

9z2 -25=
p
2 +36 -12p=
y
6 +2y3 +1=

2a5 -4a3=
4x4-12x2+9=
49x
2 – 121a2=
25x2-10xy+y2=

Сейчас вам предстоит разложить на множители несколько многочленов. Работать вы будете в своих группах, но через 5 минут вы должны сдать контрольные листы в комиссию. За это задание можно заработать максимум 6 баллов. (слайд 5)

3. Разминка окончена. Давайте вспомним, а каким образом была нами доказана формула квадрата суммы двух слагаемых? (слайд 6.) Правильно, используя алгебраический способ умножения многочленов. А теперь попробуйте сами вывести эти же формулы, используя геометрический способ. Учитель предлагает подумать, какую фигуру нужно изобразить (какие измерения должны быть у этой фигуры), чтобы вывести формулу квадрата суммы двух чисел.

Как можно вывести формулу квадрата суммы трех слагаемых, четырех слагаемых? (слайды 7,8)

Сегодня на уроке мы довольно часто говорили о формуле квадрата суммы. Обратимся к ней еще раз (слайд 9)

4.Ребята, давайте подумаем, как возвести сумму двух слагаемых в 3,4,5 и т.д. степени? (слайды 10,11)

5. Теперь каждой группе предстоит выбрать задачу, которая ей показалась наиболее интересной, разобрать ее и представить решение на общее обсуждение.

Каждой группе выдаются листы с контрольным заданием. После подготовки решения один  человек из  группы, представляет решение на доске. А контрольный лист сдается в комиссию (за решение максимум 10 баллов)

6. После того, как решение квадрата суммы трех и четырех слагаемых появляется на доске, все остальные учащиеся должны записать его себе в тетрадь.

7. На доске постепенно  заполняется таблица возведения двух чисел в 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 степень. Учащимся предлагается проанализировать как ведут себя степени каждого слагаемого. А затем проанализировать поведение коэффициентов. На электронной доске появляется треугольник Паскаля.

Итог урока.

Сегодня на уроке мы доказали известные нам формулы сокращённого умножения, используя свойства площадей геометрических фигур, а также рассмотрели много интересного материала, который будет нам полезен при дальнейшем изучении математики. Как говорил Декарт: «Особенно мне нравилась математика верностью и очевидностью своих рассуждений» что и подтвердил наш урок.

Домашнее задание.

  1. Выполнить практическое задание. 

Обязательный уровень:

Дополнительная часть:

  1. 212 =(20+1)2 =
  2. 392 =(40-1)2 =
  3. 1012
  4. 10,12 
  5. 9,92 
  6. 19 · 21
  7. 352 - 342
  8. 132 + 2 ·13 · 7 + 7
  1. 2+ 2ав + 6х)2 
  2. 1322 
  3.  (х2 + 2а)4 
  4. (5а + 1)6
  5. 822
  6. 632
  7. 2 + 2а + 3с + в)2
  8. (5ав + 7вс)5

2. Вывести формулы :   (а+в-с)2  ;    (а-в+с)2   ;    (а-в)3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать в класс! Формулы сокращенного умножения

Слайд 2

Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. (Анатоль Франс, французский писатель 19 столетия )

Слайд 3

Работаем самостоятельно: 1.(a+b) 3 = a 3 + 3 a 2 b +3 a b 2 +b 3 2. (a-b) 2 =a 2 -2ab+b 2 3. (a-b)(a+b)=a 2 -b 2 4. (a-b) 3 = a 3 -3a 2 b+3ab 2 -b 3 5. (a+b) 2 =a 2 +2ab+b 2

Слайд 4

543123 Правильный ответ

Слайд 5

Разложить на множители Работа в группах 0,25a 2 – 1 1 -12p+36p 2 5b 3 – 15ab a 2 – 10b +25b 2 a 2 – 6ab+9b 2 9z 2 -25 p 2 +36 -12p y 6 +2y 3 +1 2a 5 -4a 3 4x 4 -12x 2 +9 49x 2 – 121a 2 25x 2 -10xy+y 2

Слайд 6

в в а а Квадрат суммы двух слагаемых (a + b) 2 = ав ав в 2 a 2 a 2 +2ab+b 2 Формулы сокращённого умножения

Слайд 7

Формулы сокращённого умножения Квадрат суммы трех слагаемых (a + b +с ) 2 =

Слайд 8

Формулы сокращённого умножения Квадрат суммы четырех слагаемых (a + b +с+ d) 2 =

Слайд 9

Формулы сокращённого умножения Квадрат суммы двух слагаемых (a + b) 2 = (а+в)(а+в) = a 2 +2ab+b 2

Слайд 10

Формулы сокращённого умножения (a+b) 6 = Четвертая степень двух слагаемых (a + b) 4 = Шестая степень двух слагаемых

Слайд 11

Формулы сокращённого умножения (a+b) 3 = Куб суммы двух слагаемых Пятая степень двух слагаемых (a+b) 5 =

Слайд 12

Работа в группах 1 . Квадрат суммы трех слагаемых (a+b+с) 2 = 2. Квадрат суммы четырех слагаемых (a+b+с+d) 2 = ( Доказать двумя способами)

Слайд 13

Работа в группах 3. Вывести формулы четвертой и шестой степени для двух слагаемых 4. Вывести формулы третьей и пятой степени для двух слагаемых

Слайд 14

Треугольник Паскаля 1 1 1 1 2 1 1 3 3 1 1 4 6 4 1

Слайд 15

Используя изученные формулы, вычислить: Обязательный уровень: Дополнительная часть: 21 2 =(20+1) 2 = 39 2 =(40-1) 2 = 101 2 10,1 2 9,9 2 19 · 21=(20-1)(20+1)= 35 2 - 34 2 13 2 + 2 ·13 · 7 + 7 (в 2 + 2ав + 6х) 2 132 2 (х 2 + 2а) 4 (5а + 1) 6 82 2 63 2 (х 2 + 2а + 3с + в) 2 (5ав + 7вс) 5 Практическое задание

Слайд 16

Домашняя работа: 1. Выполнить практическое задание . 2. Вывести формулы (а+в-с) 2 (а-в+с) 2 (а-в) 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок+презентация"Формулы сокращенного умножения "

Урок изучения нового материала. Сопровождается презентацией....

Обобщающий урок-игра "Формулы сокращенного умножения"

Урок-игра на закрепление формул сокращенного умножения. Представлен ход урока со всеми используемыми материалами....

Урок - исследование "Формулы сокращенного умножения". - 7 класс

В работе  представлен конспект урока и презентация....

Урок-проект "Формулы сокращенного умножения"

данный урок был разработан для того, чтобы повысить интерес к занятиям, облегчить восприятие нового материала...

Урок - путешествие "Формулы сокращенного умножения и их применение"

План-конспект открытого урока по математике в седьмом классе на тему "Формулы сокращенного умножения и их применение" позволит учителю провести интересный урок-путешествие в страну "Полиномия". В...

Учебно-методическая разработка по теме "Формулы сокращенного умножения"

Учебное пособие содержит задания для заучивания формул и применения при упрощении выражений, решении уравнений и другие задания на внимание, обдумывание и применение.  Для каждой формулы подобран...

Методическая разработка по математике. Формулы сокращенного умножения. Математическое лото.

В игровой форме запоминаем формулы сокращенного умножения, учимся быстро применять их при разложении многочленов на множители....