Разработка урока по теме «Показательная функция»
план-конспект урока по алгебре (10, 11 класс)

Черниговская Татьяна Анатольевна

Цели урока:

1. Образовательные:

-обеспечить усвоение новых  знаний о показательной функции, её свойствах;

-создать условия для развития умений самостоятельно получать  знания на основе  исследовательской деятельности, анализа ситуации, классификации данных.

2. Развивающие:

-устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;

-развивать  познавательный  интерес учащихся.

3. Воспитательные:

-воспитывать  умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь, проявлять культуру общения;

-развивать  умения для  преодоления трудностей при решении математических задач; воспитывать такие качества характера, как настойчивость и целеустремленность  в достижении цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pokazat_funktsiya_10.doc95 КБ
Файл pokazat_funkts_10.pptx575.56 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Показательная функция»

Учитель Черниговская Т.А.

Класс: 10

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы: проблемного изложения, практический.

Технологии обучения: технология проблемного обучения, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Используемые средства обучения:, Интерактивная доска, презентация Power Point, чертёжные инструменты.

Цели урока:

1. Образовательные:

- обеспечить усвоение новых  знаний о показательной функции, её свойствах;

-создать условия для развития умений самостоятельно получать  знания на основе  исследовательской деятельности, анализа ситуации, классификации данных.

2. Развивающие:

-устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

-развивать  познавательный  интерес учащихся;

3. Воспитательные:

-воспитывать  умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь, проявлять культуру общения;

-развивать  умения для  преодоления трудностей при решении математических задач; воспитывать такие качества характера, как настойчивость и целеустремленность  в достижении цели.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Подготовка к уроку (проверка отсутствующих на уроке, наличие тетрадей, проверка готовности рабочих мест, готовности учащихся к работе.)

  1.  Актуализация знаний обучающихся

Мозговой штурм, учащимся  предлагается быстро и устно ответить на вопросы

Вопросы:

  1. Что называется функцией? (зависимость одной переменной от другой)
  2. Наглядный способ представления функции? (график)
  3. Что такое независимая переменная? (переменная Х)
  4. Множество значений, принимаемых независимой переменной? Как обозначают? (область определения функции, обозначается D)
  5. Множество значений, принимаемых независимой переменной? Как обозначают? (область значений функции, обозначается Е)
  6. О какой функции речь? Чем больше х, тем больше у. (возрастающей)    
  7. О чем речь? Чем меньше х, тем больше у. (убывающая функция)          
  8. Какой буквой обозначается множество действительных чисел?  (R)        
  1. Изучение нового материала

Задание: сравнить и построить графики двух функций: y=x2 и y=2x. (У доски два ученика, остальные работают  в тетрадях). При выполнении задания отвечают на вопросы:

Как называется первая функция? (степенная, квадратичная)

Почему такое название? (аргументом функции является основание степени)

Что является ее графиком? (Парабола)

Является ли вторая функция степенной? (нет)

Что является аргументом функции? (показатель степени)

Как вы думаете будут  называться такие функции? (показательными).

Как будет сформулирована тема урока? Учащиеся  самостоятельно формулируют тему урока (слайд 1): Показательная функция, ее  свойства и график.

Определим  и цели урока (дать определение показательной функции, рассмотреть некоторые свойства и научится применять эти свойства при выполнении заданий)

Какие функции будем называть показательными?

Учащиеся формулируют определение показательной функции и записывают его в тетрадь. (слайд 2):

 Учитель предлагает учащимся поработать по вариантам  

1 вариант                                                        2 вариант

- построить графики функций

у=2х,                                                                                у=(1/2)х

на отрезке[-3;3]  с шагом 1

Что же представляет собой график такой функции. Попробуйте построить графики показательных функций.

Практическая работа.  (5 минут)   (в рабочих тетрадях)

                По истечении отведенного времени учащиеся  проверяют правильность построения графиков на экране.

Затем учащимся предлагается в парах в одной координатной плоскости построить графики функций:  y=3x, y=5x, y=10x.  или  y=(1/3)x, y=(1/5)x, y=(1/10)x.  

После выполнения работы по одному учащемуся из пары обосновывают свой ответ и делают вывод.

Применяя алгоритм исследования известных функций, учащиеся самостоятельно выводят свойства показательной функции, и строят ее график в зависимости от основания функции (слайд 3-6). Делают выводы.

Сравните  графики  и сделайте вывод от чего будет зависеть внешний вид графика показательной функции? (от числа, стоящего в основании) Каким образом это зависит? (если основание больше 1, то график показательной функции будет схематически соответствовать графику функции у=2х, а если основание от 0 до 1, то графику функции у=(1/2)х).

Учитель предлагает схему исследования

На экране появляются графики функций, обучающиеся называют свойства, которые демонстрируются. Студенты делают записи в тетрадях(слайд 7-10).

Применение показательной функции. (слайд 11-12)

Показательная функция часто используется при описании различных физических процессов, например, закон радиоактивного распада.

С помощью показательной функции выражается зависимость давления воздуха от высоты подъема.

IV. Закрепление изученного.

Выполнение заданий. Функции заранее записаны на доске

;       ;       ;       ;        ;        ;       ;  ;        ;        .

1. «Выбери показательную функцию». Устно (обучающиеся выбирают верный ответ, обосновывая выбор)

2.  «Из выбранных показательных функций укажи возрастающую и убывающую функции» Устно (обучающиеся отвечают, обосновывая выбор)

3. «Изобрази схематически график функции;   ; » Письменно (обучающиеся строят графики в рабочих тетрадях, два человека выполняют построения у доски для взаимопроверки с учащимися).

Самостоятельная работа

(Дидактический материал к уроку по теме «Показательная функция» – карточки с заданиями по 2 вариантам)

 

Вариант №1

Ответы

 

 

Вариант  №2

Ответы

1.

9,80

1

1.

3-2

1/9

2.

аx> 1 при а… ,х….

а> 1,х> 0 или

0< а< 1,х< 0

2.

Убывает ли y = 8 – x ?

да

3.

Множество значений x, для которых определены значения y(x), называются…

Область определения

3.

        >

х<2

4.

Область определения показательной функции

R

4.

Через какую точку обязательно пройдёт график  y = аx?

(0,1)

5.

Область определения

y = 2x+3

Любое число

5.

Множество значений показательной функции

E(аx)= R+

6.

Решите неравенство 3x<34

х <4

6.

Сравнить числаи 1

<1

7.

y = аx . при а> 1 функция …

возрастает

7.

Название точки пересечения
y = а
x с осью Оx

Ноль функции, Не пересекает

8.

Возрастает ли

y =         ?

нет

8.

Возрастает ли
y = ?

да

V. Подведение итогов. Домашнее задание.  

Ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какую функцию называют показательной? Назовите ее свойства.

Вспомните цели урока и проведите самоанализ, достигли ли вы их на уроке.

Запишите домашнее задание:

-выучить определение, свойства показательной функции,  знать построение графика.

-№199,201

-Дополнительное задание: с помощью графика функции, используя свойства возрастания и убывания,  выполнить задания:

1. Сравнить:

а) 53 и 55;  

б) 47 и 43;  

в) 0,22 и 0,26;  

г) 0,92 и 0,9.

2) Решить графически уравнения:
1) 3x=4-x,                        2) 0,5х=х+3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Показательная функция Алгебра. 10 класс

Слайд 2

Показательная функция – это функция вида , где x – переменная, - заданное число, >0,  1. Определение Примеры:

Слайд 3

Построить график функции y = 2 x x y -1 8 7 6 5 4 3 2 1 - 3 - 2 -1 0 1 2 3 х у 3 8 2 4 1 2 0 1

Слайд 4

Построить график функции у = Показательная функция y= возрастает при a>1.

Слайд 5

Построить график функции у=( Показательная функция y= убывает при 0

Слайд 6

Графики показательной функции: Т.к. , то график любой показательной функции проходит через точку (0; 1)

Слайд 7

Область определения показательной функции: D (y)=R – множество всех действительных чисел. Область значений показательной функции: E (y)=R+ - множество всех положительных чисел.

Слайд 8

Показательная функция обладает следующими свойствами: D(f) : множество R всех действительных чисел; E(f) : множество всех положительных чисел; f(x)>0 при любом значении х; Показательная функция у=а х является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если а>1 ,и убывающей, если 0<а<1 ; Не является ни четной, ни нечетной; Не ограничена сверху, ограничена снизу; Не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значения; Непрерывна.

Слайд 9

В одной координатной плоскости построить графики функций: у = ( , у = ( , у = ( , у = ( Переменная х может принимать любое значение ( D (y)=R ), при этом значение у всегда будет больше нуля ( E (y)=R+ ). Графики всех данных функций пересекают ось Оу в точке (0; 1), Все эти функции являются убывающими, так как большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции

Слайд 10

В одной координатной плоскости построить графики функций: y=2 x , y=3 x , y=5 x , y=10 x . Переменная х может принимать любое значение ( D (y)=R ), при этом значение у всегда будет больше нуля ( E (y)=R+ ). Графики всех данных функций пересекают ось Оу в точке (0; 1). Все данные функции являются возрастающими, так как большему значению аргумента соответствует и большее значение функции.

Слайд 12

Рост древесины происходит по закону: A - изменение количества древесины во времени; A 0 - начальное количество древесины; t - время , к, а- некоторые постоянные.

Слайд 14

Рост народонаселения Изменение числа людей в стране на небольшом отрезке времени описывается формулой , где N 0 - число людей в момент времени t=0, N -число людей в момент времени t, a -константа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Показательная функция, ее свойства и график

Представлен  ход урока, презентация,, лист контроля учета учащихся, конспкт, графики в Excel...

Методическая разработка урока по теме "Показательная функция, её свойства и график"

Материал содержит подробный конспект урока в 10 классе по теме "показательная функция, её свойства и график" и презентацию по этой теме. ...

Разработка урока по теме "Показательная функция, ее свойства и график"

Материал для урока по математике  в системе НПО - СПО для 1 курса. Создан план-конспект урока + презентация....

Обобщающий урок по теме "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств."

Урок проводится с использованием компьютера и мультимедийного проектора. В ходе урока проводится тест "Показательная функция" с самопроверкой, работа по вариантам, работа по рядам с проверкой консульт...

Обобщающий урок по теме "Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства"

Повторение и закрепление учебного материала по теме "Показательная функция". Решение показательных уравнений и неравенств....

разработка уроков по теме: "Показательная функция".

Теоретическая и практическая части материала....

Методическая разработка урока по теме: "Показательная функция"

Технология проектной деятельности, технология обучения в сотрудничестве,инвидидуально - групповая технолония....