Арифметическая прогрессия
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Васинова Александра Николаевна

Технологическая карта урока

Предмет: алгебра

Класс: 9

УМК: Алгебра 9 класс Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_progressiiii_avtosohranennyy.docx106.67 КБ
Файл urok_progressiya_avtosohranennyy.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: алгебра

Класс: 9

Школа: МБОУ «Новокарьгинская СОШ»

Учитель: Васинова Александра Николаевна

УМК: Алгебра 9 класс Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк

Тема урока

Арифметическая прогрессия

Цель урока

Образовательная: повторение и обобщение знаний по теме, проверка умения и навыков учащихся, подготовка к ОГЭ

Развивающая: развитие умения видеть и применять изученные формулы в решении задач; формирование интереса к изучению математики.

Воспитательная: развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, умения общаться, умения оценивать свои достижения.

Задачи

Образовательные: повторить теоретический материал по теме, совершенствовать навыки работы учащихся с формулами;

Развивающие: учить детей приёмам мыслительной деятельности, опираясь на их субъектный опыт, мотивируя каждый шаг учебной деятельности. Развивать самостоятельность учащихся; логическое мышление, грамотную речь. Способствовать формированию интеллектуальных умений и владению мыслительными операциями, анализом и синтезом, умением делать выводы, обобщением. Создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. Продолжить формирование умения самоконтроля, взаимоконтроля, развить навыки продуктивного общения со сверстниками.

Воспитательные: воспитывать стремление детей к совершенствованию знаний. Воспитывать культуру учебного труда. Воспитывать навыки коммуникативной деятельности. Формировать объективную самооценку знаний.

Планируемые результаты обучения

Личностные: осознание ценностей математического знания, как важнейшего компонента познания реального мира.

Предметные:

  • Знать определения арифметической, характеристическое свойство арифметической прогрессии, формулу п-го члена арифметической прогрессии, формулы для нахождения суммы п первых членов арифметической прогрессии.
  • Уметь применять теоретические знания для решения основных типов заданий по теме из открытого банка ОГЭ
  • Продолжить дальнейшую работу по выработке умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в коллективе; умение учиться в общении со сверстниками; умение высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Компетенции, формируемые на уроке

Общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.

УУД

Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, осознают необходимость изучения математики, проявляют положительное отношение к урокам математики, интерес к прочному усвоению учебного материала, способам решения учебных задач, доброжелательное отношение к сверстникам;

стимулирование стремления к саморазвитию, формирование самооценки

 Регулятивные УУД: целеполагание - как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планирование - как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка - как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения; принимают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средств её достижения,  используют наряду с основными и дополнительные средства получения информации.

 Коммуникативные УУД: включаемость в коллективное обсуждение вопросов, постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать свою точку зрения

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия, умение осознанно применять полученные знания на практике, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Основные понятия

Арифметическая прогрессия, разность арифметической прогрессии, сумма n-членов прогрессии.

Ресурсы

  1. Учебник: Алгебра 9 класс Ю.Н Макарычев, Н.Г. Миндюк
  2. Компьютер, проектор
  3. Презентация к уроку «Арифметическая прогрессия».
  4. Карточки для парной работы.
  5. Тест.
  6. Оценочный лист.
  7. Карточки для групповой работы.
  8. Карточки для индивидуальной работы.

Тип урока:

Совершенствование умений и навыков.

 Формы работы учащихся

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная самостоятельная работа.

Приёмы обучения

речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность.

Необходимое техническое оборудование

мультимедийное оборудование, раздаточный материал, мел, классная доска, рабочие карты урока (карты самооценки).

Использование педагогических технологий

На уроке использовался системно -деятельностный метод обучения.

Методический инструментарий

Методы: по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный

по виду источника знаний: словесно-наглядно-практический

по форме совместной деятельности: самостоятельная работа учащихся, работа учащихся в парах

Методы мотивирования учебной активности учащихся: стихи, апелляция к эмоциям детей, апелляция к жизненному опыту детей, практическое задание.

Методы контроля: самоконтроль и взаимоконтроль.

Средства:

Предметные: письменные и устные упражнения, презентация.

Практические: письменные и устные упражнения

Интеллектуальные: анализ, синтез

Ход урока

  1. Организационный момент (3 мин)

Дорогие ребята, дорогие гости. Я рада приветствовать вас на нашем уроке алгебры.

Есть притча о царе

«Однажды царь решил выбрать себе из придворных первого помощника. Он позвал их всех к огромному замку. «Кто откроет этот замок без ключа, тот и будет первым помощником». Но никто даже не двинулся с места. И только один подошел и дернул замок, который тут же открылся, так как не был закрыт на ключ. тогда царь сказал: «Ты будешь моим первым помощником, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».  

Желаю вам, чтобы вы надеялись на собственные силы и не боялись сделать попытку понять то, что порой кажется непонятным, чтобы этот урок принёс вам много открытий, и хорошего настроения.

II.  Мотивация учащихся.

-Задумывались ли вы, зачем нужны математические знания? Перед Вами высказывание американского математика Норберта Винера: «Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает».

-А значит, наша задача на уроке заключается в том, чтобы навести порядок в том объеме информации, который мы рассмотрели на предыдущих уроках.

Проблема:

-1. В жизни бывает так, что величины изменяются с течением времени на одно и то же значение.

Например:

-  поезд едет со скоростью 80 км/час, он за каждый час увеличивает пройденный путь на одно и то же количество километров.

-  Верблюд, идущий по пустыне, ежедневно уменьшает свои запасы воды в горбах на одно и то же количество.

-  Человек каждый год увеличивает свой возраст на одну и ту же величину.

-  Ребята, как можно объединить все эти примеры?

-Тогда попробуйте сформулировать тему урока.

- Запишите число и тему урока «Арифметическая прогрессия».

-Какова же учебная задача?                                                                                                                                                           Повторить и обобщить знания по данной теме; готовиться к итоговой аттестации в форме ОГЭ

Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность) 

III.   Актуализация опорных знаний.

  1. Игра «Истинно или ложно?» Знание теоретического материала.

- Верны ли данные утверждения (ответ аргументируйте).

Зачитывает поочередно вопросы:

1.Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число.

2. Формула n-го члена арифметической прогрессии   .

3. В формуле https://mega-talant.com/uploads/files/119119/100726/105972_html/images/100726.008.png, d называется знаменателем арифметической  прогрессии

 

4.   https://mega-talant.com/uploads/files/119119/100726/105972_html/images/100726.009.png

5. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии равна https://mega-talant.com/uploads/files/119119/100726/105972_html/images/100726.011.png 

 

  1. А чтобы окончательно убедиться в своих знаниях и формулах арифметической прогрессии вам предлагается карточка, в которой вы должны «Найти пару» соединив их стрелкой. (Взаимопроверка).

                                     

пифагор

 

Решение  задач ОГЭ (устного характера). Базовый уровень.  «Я сам» (Марафон).

1. Даны пятнадцать чисел, первое из которых равно 6, а каждое следующее больше предыдущего на 4. Найти пятнадцатое из данных чисел.

2. Дана арифметическая прогрессия: 33; 25; 17; … . Найдите первый отрицательный член этой прогрессии.

3. В арифметической прогрессии  https://oge.sdamgia.ru/formula/15/15b4f8f00c591228cb92f88164bdc3a3p.png  известно, что  https://oge.sdamgia.ru/formula/d3/d33871894fef050f171f0d2eae320c2bp.png. Найдите четвёртый член этой прогрессии.

4. Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии: …; −9; x; −13; −15; … Найдите член прогрессии, обозначенный буквой .

5. Арифметическая прогрессия может быть задана формулой an=7n+3. Какое из следующих чисел не является членом этой прогрессии?

            1) 73    2) 80   3) 24    4) 63

 

Ответы: 1)62; 2) -7; 3)7; 4) -11;  5) 63

 

IV. Работа в парах.  (практическая направленность).  Решение задач из тренировочных вариантов ОГЭ.

Зная эти формулы, можно решить много интересных задач литературного, исторического и практического содержания.

Каждая пара получает по одной задаче. Выполнив задания, учащиеся расскажут, где, кроме математики, применяют знания по теме «Прогрессии»

Задача 1: При хранении брёвен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?

                         

             

Задача 2.  Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого, они в первый месяц отложили 750 рублей, а в каждый следующий месяц откладывали на 100 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев, и смогут ли они купить ему телефон 

Дано: (an)-   арифметическая прогрессия, a1 = 750, d = 100, n = 10

Найти: S10

Решение: a10 = a1 +9d = 750 + 900= 1650

S10 = ( ( a1+ a10) n) : 2 = ((750 + 1650) 10) : 2 = 12000 ( рублей у родителей Андрея)

Ответ: да, смогут.

Задача 3. Чтобы благоустроить стадион учащиеся и родители школы запланировали посадить деревья. Учащиеся и родители 1 класса планируют посадить 20 деревьев, а каждый последующий класс на 10 деревьев больше. Сколько классов в школе, если планируют посадить 770 деревьев?

Дано: (an) – арифметическая прогрессия, а1=20, d= 10, an =770. Найти: n

Ответ: в школе 11 классов.

Где вам может пригодиться умение работать с формулами?           (На других уроках)

-А знаете ли вы, что арифметическая прогрессия применяется и в литературе: у А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» есть такие строки: «…не мог он ямба от хорея, как мы не бились, отличить

 Интересно, а вы сможете?

 Ямб – это стихотворный размер с ударением на чётных слогах 2; 4; 6; 8…

Вопрос: Что это за последовательность? (Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2)

Хорей – это стихотворный размер с ударением на нечётных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию   1; 3; 5; 7…

V. Этап психологической разгрузки. (3 мин)

- У Вас на столах лежат листы, на которых написаны цифры от 1 до 9. Теперь раскрасьте ряд двумя разными цветами в любом порядке.

А пока Вы раскрашиваете, я расскажу про замечательного математика по фамилии Рамсей. Он жил в начале ХХ века. Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определенные математические закономерности. Вспомните, когда Вы смотрите на звезды, то может показаться, что расположены они в самом случайном порядке. Но еще в древности люди увидели там созвездия.

И вот на ваших карточках казалось бы цифры раскрашены в случайном порядке. Но Рамсей доказал, что это не так, доказав следующий факт: Обратите внимание, что хотя бы три каких – либо числа одного цвета обязательно составляют арифметическую прогрессию. Как я это сделала, показано на слайде. Какие числа образуют прогрессию?  (3, 6, 9)

Найдите такие числа в своих рядах.

        

VI.    Этап контроля и самоконтроля знаний.  Самостоятельная работа.

-Для того, чтобы проверить свои умения использовать знания при решении задач, я предлагаю вам выполнить тестовую самостоятельную работу, (с последующей самопроверкой).

 

VII.   1) Работа по учебнику  № 612

           2) Решение задач из тренировочных вариантов ОГЭ.

тренировочный вариант № 27. Задание 14 (стр.251)

  1.  Оцените свою работу за весь урок в карте самооценки
  2. Домашнее задание
  3. Рефлексия (подведение итогов урока)


Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Учитель: У каждого из вас на столе человечки (красного, зелёного, жёлтого цвета), на доске - гора – вершина учебы в нашей школе. На вершине горы – сдача ОГЭ.  Уходя из класса, прикрепите на доску одного из них.

Человечек зеленого цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”.

Человечек желтого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём участие, я отвечал с места, я сумел выполнить большинство заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.

Человечек красного цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я был не готов”.

-Спасибо за активную работу на уроке. Я довольна вашей работой. Урок окончен.

Учитель: У каждого из вас на столе карточки (розовая, зелёная, жёлтая). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

Карточка розового цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”.

Карточка зеленого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.

Карточка желтого цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов”.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 «Незнающие пусть научатся, а знающие – вспомнят еще раз»

Слайд 2

2 “Высшее назначение математики… состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает” Американский математик Норберт Винер сказал:

Слайд 3

3 Арифметическая прогрессия 19.03

Слайд 4

4 «Истинно или ложно» 1. Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число. 2. Формула n- го члена арифметической прогрессии 3. В формуле , d называется знаменателем арифметической прогрессии 4. 5. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии равна

Слайд 5

5 «Найди пару»

Слайд 6

6 Решение задач ОГЭ. Базовый уровень. 1. Даны пят­на­дцать чисел, пер­вое из ко­то­рых равно 6, а каж­дое сле­ду­ю­щее боль­ше преды­ду­ще­го на 4. Найти пят­на­дца­тое из дан­ных чисел. 2. Дана ариф­ме­ти­че­ская про­грес­сия: 33; 25; 17; … . Най­ди­те пер­вый от­ри­ца­тель­ный член этой про­грес­сии 3 . В арифметической прогрессии известно, что а 1 = - 2, d = 3. Найдите четвёртый член этой прогрессии 4. Вы­пи­са­но не­сколь­ко по­сле­до­ва­тель­ных чле­нов ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии: …; −9; x ; −13; −15; … Най­ди­те член про­грес­сии, обо­зна­чен­ный бук­вой x . 5 . Арифметическая прогрессия может быть задана формулой a n =7n+3. Какое из следующих чисел не является членом этой прогрессии? 1) 73 2) 80 3) 24 4) 63 Ответы: 1)62 ; 2) – 7; 3) 7; 4) -11; 5) 63

Слайд 7

7 Работа в парах Задача 1 . При хранении брёвен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен? Задача 2. Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого, они в первый месяц отложили 750 рублей, а в каждый следующий месяц откладывали на 100 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев, и смогут ли они купить ему телефон ? Задача 3 . Чтобы благоустроить стадион учащиеся и родители школы запланировали посадить деревья. Учащиеся и родители 1 класса планируют посадить 20 деревьев, а каждый последующий класс на 10 деревьев больше. Сколько классов в школе, если планируют посадить 770 деревьев?

Слайд 8

8 А.С. Пушкин «Евгений Онегин» «…не мог он ямба от хорея, как мы не бились, отличить»

Слайд 9

9 Психологическая разгрузка Фрэнк Пламптон Рамсей а нглийский математик 1903 – 1930 г.г . Рамсей жил в начале XX века . Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определенные математические закономерности. 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 10

10 Самостоятельная работа . Вариант 1 Вариант 2 №1 Б . 14 № 1 В. – 28 №2 А. 4 № 2 Б. 30 №3 Г. 0 №3 А. 6 №4 А. -3 ; 7 №4 Г. -23; -32 №5 260 № 5 528

Слайд 11

11 Домашняя работа Составить две задачи по теме "Арифметическая прогрессия", их условия и решения оформить на отдельных листах. Решение задач из тренировочных вариантов ОГЭ №25 - №26, з адание 14 № 614 из учебника

Слайд 12

12 Рефлексивная мишень Поставьте точку или плюс в соответствующей четверти круга, отмечая оценку от 0 до 10 баллов; а) своей деятельности на уроке; б) содержания урока; в) своего эмоционального состояния; г) взаимодействия с другими учениками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 9 классе "Понятие арифметической прогрессии. Свойства арифметической прогрессии".

Это урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся  с  понятием арифметическая прогрессия,  изучить свойства арифметической прогрессии,  способы ее задания.З...

Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых n членов.

Тип урока - обобщение знаний (в классе коррекции). Может быть использован и в обычном классе....

Урок на тему: « Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»

План урока на тему "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии" разработан для учащихся 9 класса. УМК: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Уро...

Арифметическая прогрессия. Сумма N первых членов арифметической прогрессии.

Презентация используется для обобщения изученного. В ней представлены задачи разного типа по данной теме. Есть задания для подготовки к ГИА....

Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии

Урок изучения нового материала. Содержит конспект урока и презентацию к уроку. Алгебра - 9. Учебник Макарычева Ю.Н....