Иррациональные уравнения. Подготовка к ЕГЭ.
методическая разработка по алгебре (10 класс)

Косткина Марина Александровна

В 10 классах математика изучается на расширенном уровне (основная часть выпускников сдает ЕГЭ-профиль) в соответствии с этим реализуется  программа в объёме 210 часов из расчёта 6 часов в неделю: 4-алгебры, 2-геометрии. На изучение темы «Иррациональные уравнения» отводится 4 часа, данный урок является заключительным.

Тип урока: обобщения, систематизации и практического применения знаний.

Цели урока: Обобщить, систематизировать изученный материал по теме «Иррациональные уравнения. Подготовка к ЕГЭ». Закрепить основные методы решения иррациональных уравнений и уметь их применять, способствовать развитию речи;  воспитывать  культуру поведения на уроке при различных видах работ.

Задачи:                                

образовательные (формирование познавательных УУД):

- повторить определение иррационального уравнения, виды равносильных и неравносильных    преобразований уравнений, методы решений уравнений;

      - тренировка умения анализировать условие задания для выбора нестандартного способа    решения;

      - провести диагностику выявления уровня подготовленности детей по теме «Иррациональные     уравнения. Подготовка к ЕГЭ»

воспитательные  (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

     - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;

      - осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

развивающие (формирование регулятивных УУД):

             - работать над развитием понятийного аппарата, развивать навыки самоконтроля  и оценки  результатов деятельности, совершенствовать навыки культуры общения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планируют учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Мотивация учебной деятельности

Актуализация опорных знаний и способов действий.

 Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

В беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы

5

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Целеполагание

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими  тему и целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

2

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Этап обобщения изученногоматериала.

Знать методы решения

иррациональных уравнений, проверка

навыков решения

уравнений и задач

Д.З

Мотивирует учащихся выбрать

маршрут проверки

На доске некоторые

учащиеся выполняют д.з., остальные проверяют и оценивают свою работу.

10

Познавательные: отработка  алгоритмов решения показательных уравнений умения анализировать,обобщать.

 Личностные: формировать способность  к самоопределению

Регулятивные: умения сверять свои действияч с целью и исправлять ошибки.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в письменной речи.

Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

выполняют физкультминутку

5.Этап подготовки

к ЭГЭ

Уметь различать типы иррациональ-ных уравнений, выбор метода решения, проверка

навыков решения

иррациональных уравнений из банка ЕГЭ.

Мотивирует учащихся выбрать

индивидуальный

маршрут: профиль (база), вариант.

Выполняют

С.Р., по выбранному

Маршруту, в рабочих  тетрадях.

19

Познавательные:  формировать умения и  навыки решения различных уравнений, формирование познавательного интереса к предмету через практические задачи Личностные: самоопределение.

Регулятивные: определение степени успешности своей работы.

Коммуникативные: учебное сотрудничество, умение слушать и слышать, оформление своих мыслей в письменной речи.

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы класса в целом.

Учащиеся сдают

тетради

5

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

7. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

1

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап – 1 мин.

Косткина М.А. Здравствуйте,  ребята!  Садитесь!

Открыли тетради, записали:    дату 23.10.18         Классная работа

Для того, чтобы хорошо работать на уроке, нужен настрой.  

Начнем, как всегда, с задачи на внимание.

Карточка с заданием

-Какого цвета окружность?

-Какое число записано в квадрате?

-В какой геометрической фигуре записано число ?

Магия окружности позволит нам сконцентрироваться,

и даст возможность двигаться в разных направлениях.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы:

синяя окружность;

 

 расположен внутри окружности.

2. Мотивация учеб-ной деятельности – 5 мин.

Итак, прежде чем провести устные упражнения проверим домашнее задание задачник №188(2); задачи из банка ЕГЭ №№570,576.

 устные упражнения.

;;

;  ;

Равносильны ли уравнения: 5х + 10 = 0  и  х + 2 = 0,

х2 = 25  и  х = 5

х - 1| = 3

Установить, какое из двух уравнений является следствием другого?

х = - 3  и  х2 = 9;х – 5 = 0  и  х(х - 5) = 0

 

3. Целеполагание – 2 мин.

Косткина М.А.

- Как называются эти уравнения? Так как же будет звучать тема нашего урока?

Косткина М.А. - тема нашего занятия «Иррациональные уравнения. Подготовка к ЕГЭ» 

Подумайте и задайте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответ на уроке.

- Давайте попробуем определить цели нашего сегодняшнего урока, что мы должны делать на уроке?  

- Итак, цели поставлены. Начинаем работу.

  • -Какие методы решения иррациональных уравнений вы знаете?

ЗАДАЧИ УРОКА: повторить определение иррационального уравнения, виды равносильных и неравносильных преобразований уравнений, методы решений уравнений; 

 провести диагностику выявления уровня подготовленности детей по теме «Иррациональные уравнения. Подготовка к ЕГЭ»

 Отработать навыки различия типов уравнений и применения необходимых алгоритмов. Тренировка умения анализировать условие задания для выбора нестандартного способа решения.

Учащиеся  устно решают и  определяют тему урока.Записывают дату и тему урока в тетрадь.

«Иррациональные уравнения. Подготовка к ЕГЭ»

- Обобщить знания по теме «Решение Иррациональных уравнений».

Знать: методы решения уравнений и уметь их применять.

  • Возведение обеих частей в степень;
  • По определению арифметического

корня;

  • Введение новой переменной;
  • Функционально-графический;
  • Разложение на множители;
  • Выделение полного квадрата;
  • Анализ условия уравнения.

4.  Этап обобщения изученного материа-ла - 10 мин.

- Выполните проверку  домашнего задания, с помощью ответов  учащихся у доски и оцените вашу работу.

Проверяют выполненную работу, исправляют ошибки ,задают вопросы, оценивают.

5. Физкультминутка

- 2  мин.

-Устали?  Прежде чем идти дальше, давайте отдохнем!

1. Сцепите руки в замок над головой и потянитесь. Учёные говорят, что в этот момент выделяется гормон удовольствия.

2. Быстро поморгайте

3. Теперь закройте глаза.

4. Предствьте, что вы на берегу моря и ваше лицо нежно ласкает солнышко…

Слушают музыку моря….

5. Этап подготовки к ЕГЭ - 19 мин.

А теперь второй этап урока. Подготовка к ЕГЭ.

- Заметим тип подготовки: базовый уровень (№1 и№2) или профильный (№ 3,4,5,задача).

 Вы можете решать с товарищем один вариант, а можете разные.

Выполняйте задания по выбору, в случае необходимости обращайтесь к товарищу или к учителю.

Решим задачу с практическим содержанием …

- Кто первый, проверяем решение на доске.

-решаем уравнение

-Желающий к доске. Выяснить кто решает (2 вариант). Готовое

решение сканировать (в крайнем случае использовать презентацию решений учителя)

за каждое  верное решение задания базы - 1балл

за каждое  верное задание профиля - 2 балла.

 ИТОГ с учетом проверки д.з.

11 баллов и выше - оценка отлично

10 - 8 баллов - оценка хорошо;

Решают и решения записывают в рабочий лист.

6. Рефлексия – 5 мин. (подведение итогов урока)

А теперь подведем итоги урока.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления. (синквейн.) Сдают рабочие тетради с самооценкой.

7.  Домашнее задание - 1 мин.

№163(4) ;188(4)инд.задания банка ЕГЭ№№573,905.Найти текстовые из банка ЕГЭ по данной теме.

 

Уравнение.

Иррациональное, сложное.

Анализируем, решаем, записываем.

Главное-учёт ОДЗ

Творчество!

Урок.

Динамичный, важный, умный.

Учит, формирует, объясняет.

Занятие формирует новое знание.

Наука.

Задача.

Трудная, непонятная.

Заставляет мыслить, подбирать ответ.

Мастерство.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классная работа.

Слайд 2

Внимание!

Слайд 4

Решить уравнения: 1) ; х = 4 2) ; корней нет 3) ; корней нет 4 ) х = 1 ; х = 6) х = 3 или х = 3 7) ; х = 3 х = 1

Слайд 5

Равносильны ли следующие уравнения? 5х + 10 = 0 и х + 2 = 0 , х 2 = 25 и х = 5 х - 1| = 3 Установить, какое из двух уравнений является следствием другого? х = - 3 и х 2 = 9 х – 5 = 0 и х(х - 5) = 0

Слайд 6

т ема: Иррациональные уравнения. Подготовка к ЕГЭ. Цели урока: -обобщить, систематизировать изученный материал; -знать методы решения уравнений и уметь их применять для решения практических задач.

Слайд 7

Методы решения иррациональных уравнений. Возведение обеих частей в степень ; По определению арифметического корня ; Введение новой переменной; Функционально-графический; Разложение на множители; Выделение полного квадрата; Анализ условия уравнения.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа «Иррациональные уравнения»

 1 вариант

1. Решить уравнения:  1) = 6;   2) = х + 4;  

3) (х2 16)  = 0;  4) = 4;     5)  =   .

2. Решите задачу:

Самостоятельная работа «Иррациональные уравнения»

 2 вариант

1. Решить уравнения:   1) = 3;    2) = 2х  + 1;

3) (y2 64) = 0;    4) = 7;   5)  =   .

2. Решите задачу:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельная работа «Иррациональные уравнения» 2 вариант = 3 ; ) ² = 3 ²; = 9 ; 5х = 14 ̶ 9; 5х = 5; х = 1. Ответ: 1. 1 вариант = 6 ; ( ) ² = 6 ² ; 56 ̶ 2х = 36; 2х = 56 ̶ 36; 2х = 20; х = 10. Ответ: 10.

Слайд 2

2) = х + 4; 2) = 2 х + 1; 1 вариант 2 вариант Решим уравнение (1): 2х ² + 7 = х² + 8х + 16; х² - 8х - 9 = 0; ; Проверим условие (2): х + 4 ≥ 0 х = 9, то 9 + 4 ≥ 0, вывод: 9 - корень х = -1, то -1 + 4 ≥ 0, вывод: -1 – корень Ответ: -1; 9. ИЛИ ( ) ² = ( х + 4) ²; 2х ² + 7 = х² + 8х + 16; х² - 8х - 9 = 0; ; Проверка: х = 9, то = 9 + 4 (верно); х= - 1, то = - 1 + 4 (верно) Ответ: -1; 9. Решим уравнение (1): 5х ² - 11 = 4х² + 4х + 1; х² - 4х - 12 = 0; ; Проверим условие (2): 2х + 1 ≥ 0 х = 6, то 2·6 + 1 ≥ 0, вывод: 6 - корень х = - 2, то 2·(-2) + 1 < 0, вывод: -2 – не является корнем Ответ: 6 . ИЛИ ( ) ² = (2 х + 1 ) ²; 5х ² - 11 = 4х² + 4х + 1; х² - 4х - 12 = 0; ; Проверка: х = 6, то = 2 ·6 + 1 (верно); х= - 2, то = 2 ·( - 2) + 1 ( неверно) Ответ: 6.

Слайд 3

1 вариант 2 вариант 3) (х 2 16) = 0; 3) (y 2 64) = 0; ОДЗ: 3 – х ≥ 0; х ≤ 3. На своей ОДЗ уравнение равносильно двум уравнениям: х ² - 16 = 0 или 3 – х = 0 х² = 16, х = 3. х = ± 4. Отбор корней с учетом ОДЗ: х ≤ 3 - 4 и 3 – корни, 4 – не является корнем. Ответ: - 4; 3. ОДЗ: 7 – у ≥ 0; у ≤ 7. На своей ОДЗ уравнение равносильно двум уравнениям: у ² - 64 = 0 или 7 – у = 0 у ² = 64, у = 7. у = ± 8. Отбор корней с учетом ОДЗ: у ≤ 7 - 8 и 7 – корни, 8 – не является корнем. Ответ: - 8; 7 .

Слайд 4

1 вариант 2 вариант 4 ) = 4 = 4; 3х – 5 = 4 или 3х – 5 = – 4 3х = 9 3х = 1 х = 3 х = Ответ: 3; 4) = 7 = 7 . Ответ: 4; . = ; ОДЗ: 3 – 2х > 0; – 2х > – 3; х < 1,5. На своей ОДЗ уравнение равно-сильно уравнению х = ± 2. Отбор корней с учетом ОДЗ: 2 – не является корнем, т.к. 2 > 1,5; – 2 – корень уравнения. Ответ: - 2. 5) = х = 5. Ответ: 5.

Слайд 5

1 вариант 2 вариант Задача Дано: Решение: h 1. l = l = l ² = R = 6400 км R · h = 500 · l ² = 16 км h = = 28 км 2. = - ? = = = = = = Ответ: 41,25. Дано: Решение: l Найдем при каком a значении а, v = 90 км/ч: v = = 90 l = 0,9 км = 90 v ≥ 90 км/ч 1,8 а = 90 ² а – наим . а = а - ? = Если а = 4500 км/ч ², то v = 90 км/ч. Если а будет превосходить 4500 км/ч ², то, проехав 0,9 км, автомобиль наберет б льшую скорость, поэтому = = 4500 км/ч ². Ответ: 4500 км/ч ².



Предварительный просмотр:

Задания егэ база +профиль




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.

Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...

Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Задания для подготовки к ЕГЭ 10 класс "Иррациональные уравнения"

Задания для подготовки к ЕГЭ "Иррациональные уравнения"...

"Решение иррациональных уравнений" занятие по подготовке к ЕГЭ

"Решение иррациональных уравнений" занятие по подготовке к ЕГЭ...

Решение сложных иррациональных уравнений и систем, содержащих иррациональные уравнения. Профильный уровень. 11 класс

   Конспект урока содержит теоретический материал, в котором представлены следующие методы решения иррациональных уравнений: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же натуральн...

Карточки-тренажеры для подготовки к ГВЭ. Иррациональные уравнения.

Карточки-тренажеры для подготовки к ГВЭ. Иррациональные уравнения....

Конспект урока для 11 класса по теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"

Конспект урока для 11 класса пр теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"...