Дидиактический материал по теме "Простейшие тригонометрические уравнения"
учебно-методический материал по алгебре (10 класс)

Кузнецова Надежда Васильевна

           В данной работе представлен разноуровневый дидактический материал  (в 4-х уровнях сложности) для отработки и проверки знаний учащихся по теме «Простейшие тригонометрические уравнения». Это позволяет использовать его  в классах различного профиля: уровень 1-2 – в классах гуманитарного профиля; уровень 1-3 в общеобразовательных классах (универсальный профиль);  уровень 1-4 в классах физико-математического профиля. Ко всем уравнениям даны ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_po_teme.doc510.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное

бюджетное  учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 7

г. Соль – Илецка» Оренбургской области

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «ПРОСТЕЙШИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ»

(с учетом уровневой дифференциации).

Учитель математики МОБУ СОШ № 7

Кузнецова Надежда Васильевна

                         

               

  1-й уровень (состоит в достижении обязательного уровня математической подготовки, определенного стандартом математического образования).

Нечетные варианты                                                                         Чётные варианты

 

  1. sin x =1                                                                   1. cos x = 1
  2. cos x = -1                                                                2. sin x = -1
  3. cos x = 0                                                                 3. sin x = 0
  4. 2sin(-x) = 0                                                             4. 5cos(-x) = 0
  5. 3ctg (-x) = 0                                                             5. 2tg(-x) = 0
  6. 2cos x = 1                                                               6. 2sin x = 1
  7. 2sin x =                                                              7. 2cos x =
  8. 3tg x =                                                                 8. 2tg x = 2
  9. 2cos x = -                                                            9. 2sin x = -
  10. 2sin x = – 1                                                              10. 2cos x = - 1

Ответы:

  1.  + 2πn,  nZ                                                     1. 2πn,  nZ
  2. π + 2πn,  nZ                                                     2.  -  + 2πn,  nZ
  3.  +πn,  nZ                                                        3. πn,   n Z
  4. πn,  nZ                                                             4.  + πn, nZ
  5.  + πn, nZ                                                       5. πn,  nZ
  6. + 2πn,  nZ                                                 6. ( - 1)n  + πn,  nZ
  7. (- 1)n + πn,  nZ                                              7. +2πn,   n Z
  8.  + πn,  nZ                                                    8.  + πn,  nZ
  9.  + 2πn,   nZ                                             9.  ( -1)n+1+πn,  nZ
  10.  ( - 1)n+1+πn,   nZ                                          10. +2πn,   nZ

 2-й уровень (несколько усложнен по сравнению с уровнем 1. Он не только способствует достижению учащимися обязательного уровня математической подготовки, но и создает условия для овладения алгебраическими знаниями и умениями на более высоком уровне).

Нечетные варианты                                                             Чётные варианты

  1. sin x = 1                                                 1. cos = 1
  2. sin ( + 3x) = 0                                        2. cos ( - 2x) = 0
  3. cos 2x = - 1                                               3. sin 3x =  - 1
  4. tg (2π – x) = 1                                           4. tg (π – x) = 1
  5. 2sin 0,5x = 1                                             5. 2cos 0,5x = 1
  6. cos 4x = -                                            6. sin 4x = -        
  7. tg ( - 2x) = -                                         7. tg ( - 2x) =  -
  8. ctg 4x =                                               8. ctg 3x = -
  9. sin = -                                              9. cos  = -
  10. ctg 3x = - 1                                              10. ctg 4x = 1                      

Ответы (к уравнениям 2 уровня):

Нечетные варианты                                                                 Чётные варианты

  1. π + 4πn ,                                                     1. 4πn,
  2.  +  ,                                                       2. ,
  3.  + πn ,                                                      3. -  + ,
  4. -  + πn,                                                       4. -  + πn,   
  5.  (- 1)n + 2πn ,                                             5.  + 4πn,  
  6.  ,                                                  6. ( - 1)n+1,
  7. ,                                                       7.            
  8.                                                          8.
  9.   (- 1)n+1                                             9.
  10.                                                           10.                                              

3-й уровень (дает возможность учащимся достаточно интенсивно овладевать основными знаниями и умениями и научиться применять их в разнообразных усложненных ситуациях).

Нечетные варианты                                                         Чётные варианты

  1.                                           1.  
  2. 2cos x + 1 = 0                                         2.
  3. tg 2x =  - 1                                              3.
  4.                                                4.
  5.                                                  5.
  6.                                         6.
  7.                                       7.
  8.                                          8.
  9.                                              9.
  10.                                        10.

Ответы (к уравнениям 3 уровня):

Нечетные варианты                                                                   Четные варианты

  1.                                            1. (-1)n+1
  2.                                            2.
  3.                                               3.
  4.                                               4.
  5.                                               5.
  6. (- 1)n                                 6.
  7.                                      7. ( - 1)n
  8.                                                       8.
  9.                                                9.
  10. ( - 1)n+1                              10. ( - 1)n+1

     

   4-й уровень (задания, требующие не только свободного владения приобретенными знаниями и умениями, но и творческого подхода, проявления смекалки и сообразительности).

     Вариант 1                                                                        Вариант 2

  1.                                                     1.
  2.                                      2.
  3.                                         3.
  4.                                          4.
  5.                                           5.
  6.                                                6.
  7.                                      7.
  8.                         8.

      Вариант 3                                                Вариант 4

  1.                                                       1.  
  2.                                                2.
  3.                                               3.
  4.                                                  4.  
  5.                                                  5.
  6.                                                      6.

7.                                    7.

8.                                             8.

Система упражнений предназначена для закрепления навыков решения простейших тригонометрических уравнений, а также для развития умений работать с получающимися в результате решения уравнений сериями корней.

 Уравнения 1-3 необходимы для закрепления навыков работы с усложненным (линейным) аргументом.

 Уравнения 4-6 позволяют научиться исключать из одной серии корней другую – постороннюю.

 Уравнение 7 позволяет отработать навыки объединения двух серий корней и записывать их в виде одной серии.

 Уравнение 8 позволяет научиться видеть, что одна из серий содержится в другой и выбирать в этом случае для записи правильного ответа нужную серию.

Ответы:

           Вариант 1                                                                          Вариант 2                              

  1.                                1.
  2.                                   2.
  3.                                  3.
  4.                                                                   4.

                                                              

      5.                                                          5.

                                                              

      6.                                                         6.

               

                                                             x = (- 1)n         

    7.                                                                                    7.        

                                                                             

  8.                                                                         8.            

     

                                                                                    

           Вариант 3                                                                                 Вариант 4

  1.                                           1. x=( - 1)n+1
  2. x= (- 1)n+1                           2.
  3.                                                  3.
  4.                                                                        4.                      

                                                    

5.                                                                          5.

 

                                                   

6.                                                                           6.                  

                                                        

7.                                                                             7.                              

       

                                                             

8.                                                                               8.                                            

     

                                                              

Литература:

Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Задачник для общеобразовательных  учреждений. – М.: Мнемозина,2000

Кривоногов В. В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал "Система заданий по теме решние тригонометрических уравнений", 10 класс

Дидактический материал "Система заданий по теме "решение тригонометрических уравнений" составлен по 3-м урвням....

Конспект урока по теме: ”Тригонометрические уравнения. Решение простейших тригонометрических уравнений вида sinx = a. “

Разобраны свойства функции sinx. Приведено решение уравнения sinx=a. Разобраны 4 примера....

Тема 17. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Решение простейших тригонометрических уравнений. Общий приём. Метод разложения на множители.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 17. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Решение простейших тригонометрических уравнений. Общий приём. Метод разложения на множители.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Материал для проведения урока алгебры и начала математического анализа в 10 классе по теме "Тригонометрические уравнения"

Материал содержит план урока, подборку уравнений и методические приемы по обеспечению усвоения обучающимися предложенной темы....

Дидактический материал по теме «Простейшие тригонометрические уравнения»

Дидактический материал по теме «Простейшие тригонометрические уравнения»...

Конспект урока «Тригонометрические уравнения. Отбор корней при решении тригонометрических уравнений».

Конспект урока «Тригонометрические уравнения. Отбор корней при решении тригонометрических уравнений»....