Конспект урока алгебры в 7 классе по теме "Применение формул сокращённого умножения"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Формулы сокращённого умножения". Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, самостоятельная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Урок алгебры 7 класс

Учитель математики МОУ СОШ №8 п. Катасон – Кудрявцева Татьяна Викторовна
Тема урока: «Применение формул сокращенного умножения».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.

Цель урока: систематизировать знания и умения учащихся применять формулы сокращённого умножения для преобразования многочленов.
Планируемые результаты:

предметные: уметь воспроизводить и применять  в процессе реальной ситуации формулы сокращенного умножения;

личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению

метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.

коммуникативные: уметь обрабатывать информацию;  уметь работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения;

познавательные: выбирать способы решения примеров в зависимости от конкретных условий;

регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности; контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

 

Задачи урока:

  • образовательные (формирование познавательных УУД): организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и умений применять формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены.
  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  создание условий для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельности, где каждый может проявить себя, воспитание познавательного интереса к предмету. умение слушать и вступать в диалог.
  • развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать умение формулировать и высказывать свои мысли, применять знания на практике; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; развитие математической речи.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, карточки с домашним заданием, оценочные листы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

(Слайд 1) Здравствуйте, ребята! Садитесь! Отметка отсутствующих в журнале. Начать наш урок я хотела бы со слов русского математика Софьи  Васильевны Ковалевской  « У       математиков  существует свой язык – это формулы»  (Слайд 2):

Как вы думаете, какой теме мы посвятим наш урок? Правильно, формулам сокращённого  умножения.

Формулы сокращённого умножения, ребята широко применяются в математике, особенно в старших классах. Где же нашли применение формулы сокращённого умножения?

(Ответы учащихся.  При разложении многочлена на множители, упрощении выражений,  при решении уравнений, раскрытии скобок)

Мы с вами уже говорили, что при сдаче ОГЭ необходимы знания формул сокращённого умножения.

 Прежде, чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы, в левом столбце написаны цели, выберите те, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак “+” или допишите

свою. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, выставляя количество заработанных баллов в оценочные листы.

На предыдущих уроках вы уже хорошо познакомились с формулами сокращенного умножения. Сегодня вы покажете, как вы знаете эти формулы, как умеете их применять. Запишите в тетрадях число, «Классная работа», и тему урока.

  1. Актуализация знаний

А) Наш путь мы начнём  с повторения формул и правил. На доске выписаны формулы, у каждой свой номер. Называю левую или правую часть, вы записываете номер этой формулы. В конце получится число, его и проверим.

1) а3 + в3 = (а + в) (а2 – ав + в2)

2) (а – в)2 = а2 – 2ав +в2

3) (а – в) (а + в) = а2 – в2

4) а3 – в3 = (а – в)(а2 + ав + в2)

5) (а + в)2 = а2 + 2ав + в2

  • Квадрат разности двух выражений.
  • Произведение суммы двух выражений и неполного квадрата их разности.
  • Разность квадратов двух выражений.
  • Сумма кубов двух выражений.
  • Квадрат первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
  • Произведение разности двух выражений и их суммы.
  • Разность кубов двух выражений.

Ответ: 2131534.

Оцените себя (5 баллов).

Б) Устный счёт

1) Назовите квадраты выражений:  7а, 3х2, (- 2у), (4с5m), 12n, 9у3.

2) Найдите удвоенное произведение выражений:

3а и 2х;  4у и 5m;  7b и 3n; 5с и 4к.

3) Найдите ошибку:

(а –b)(a +b) = (а + b)2;         (а + b)(a – ab + b2)= a3 – b3 ;     a2 + 2ab + b2 = (a – b)2

  1. Работа по теме урока

Задание №1: Замените https://fs02.urokimatematiki.ru/e/000280-002.gif одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством. (Индивидуальное задание.) Взаимопроверка. («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки)

1

https://fs02.urokimatematiki.ru/e/000280-003.gif

a

2

https://fs02.urokimatematiki.ru/e/000280-004.gif

2m

3

https://fs02.urokimatematiki.ru/e/000280-005.gif

3b

4

https://fs02.urokimatematiki.ru/e/000280-006.gif

0,4y

5

https://fs02.urokimatematiki.ru/e/000280-007.gif

x2, y2

6

https://fs02.urokimatematiki.ru/e/000280-008.gif

x3, 64

- Какими формулами вы пользовались в данном задании?

Задание №2: Игра “Алгебраическая мозаика”. Составить из предложенных выражений формулы. Кто больше.

3х, 5у, 3х, 5у, 9х2, 30ху, 27х3, 125х2, 15ху, 25у2 , 125у3 .

Ответы: (Всего 7 формул. («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки)

  • (3х + 5у)2 = 3х2+30ху+25у2
  • (3х – 5у)(3х + 5у) = 9х2– 25у 2
  • 27х+ 125у3 = (3х + 5у)(9х2+ 15ху+25у2)
  • (5у – 3х)= 25у2 – 30ху + 9х2

Задание №3: Решите уравнение

(Двое  учащихся  решают у доски с объяснением решения, остальные учащиеся в тетрадях)

  1. (5х – 3)2 – (5х – 2)(2 + 5х) = 0
  2. 36b2 – 25 = 0

4.Физкультминутка. Зарядка для глаз.

Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!

5.Контроль знаний. Разноуровневая самостоятельная  работа.

I  - уровень

Раскройте скобки:

1.(2х – 4у)2;      2.(6а – 3с)(6а + 3с);      3. m4 – 16x2.

II – уровень

Преобразуйте выражение в многочлен стандартного вида

1.(2a – m)(2a + m) + m2;   2. (4x + 5y)2 – 40xy;     3. m3 + (2 – m)(m2 + 2m + 4)

III -   уровень

Разложите многочлен на множители:

1.4а2 + 4ab + b2 – x2;         2. 3х2 + 18ху + 27у2;      3. а5b2 + 27a2b5

После решения самостоятельной работы учителем раздается эталон решенной самостоятельной работы.

Работы самостоятельно оцениваются и выставляются оценки в оценочные листы.

Не забудьте поставить себе балл за выполнение задания: «5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки и т.д. до 1 балла.

6.Итоги урока. Рефлексия.

 Итак, ребята, наш урок подошёл к концу.  Дифференцированная домашняя работа. Применив формулы сокращенного умножения, заполни таблицу: даны 5 пар выражений на оценку «3» - 3 любых пары, «4» - 4 пары, «5» - заполнена вся таблица.

1 и 2 выражения

Многочлен равный квадрату суммы этих выражений

Многочлен равный квадрату разности этих выражений

Разность квадратов этих выражений

-4а и2 b

 

7а и  3b        

 

 

 

2 и 0,4bx2

 

 

 

x2b и -8

 

 

 

9 и m2у2

 

 

 

Ребята, ещё будет творческое задание, подготовить сообщение: «Деятельность Пифагора Самосского»,  «Деятельность Евклида».

Сдайте оценочные  листы. Я посчитаю средний балл за все задания и выставлю вам оценки в журнал.

Ребята, достигли ли Вы своей цели на этом уроке? (Слайд 14). В оценочном листе подчеркните свой ответ. И продолжите одно из предложений:

«Мне понятно…»

«Я запомнил…»

«Мне на уроке…»

«Я думаю…»

«Урок для меня показался…»

«Своей работой на уроке я …»

Учащиеся подводят итог в листах самооценки, определяют уровень усвоения и сдают оценочные листы.

Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это не удивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно когда он учится овладевать какой - либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь их не допускать.

Урок закончен. До свидания!

Оценочный лист

Фамилия  и имя _______________________________________________

Цели

Задания

Баллы

1. Получить новые знания

Актуализация знаний

2.Показать свои знания

Устная работа

3.Получить хорошую оценку

Заменить *одночленом

4.

Алгебраическая мозаика

Самостоятельная работа

Итог:            Оценка

Достиг ли ты своей цели?

Оцени степень усвоенности материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-игры по алгебре в 7 классе на тему: формулы сокращённого умножения

Данная разработка поможет при проведении итогового урока проверки знаний учащихся...

Урок алгебры 7 класс по теме "Формулы сокращённого умножения"

Заключительный урок по теме "Формулы сокращённого умножения"...

урок алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращённого умножения"

в презентации представлены задания для обобщения ФСУ (квадрат суммы, квадрат разности и разность квадратов). В процессе решения заданий дети узнают интересные факты о кошках....

Тест по алгебре 7 класс по теме:" Формулы сокращенного умножения."

Тест по алгебре 7 класс по теме:" Формулы сокращенного умножения."...

Конспект урока для 7 класса на тему «Формулы сокращенного умножения».

Цель урока: изучить и закрепить на практике формулы сокращённого умножения.  «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».Задачи:- образовательные (формирование познавательн...