Программа курса внеурочной деятельности «Витамин для мозга »
рабочая программа по алгебре (8 класс)

Левшунова Ольга Сергеевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Витамин для мозга» разработана на 34 часа.

Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:

 

  • Программ УМК, авторских программ А.Г. Мерзляка, А.Г. Мордковича, Л.С. Атанасяна.

 

Цели изучения курса внеурочной деятельности:

  • формирование у учащихся умений и навыков по решению нестандартных задач;
  • формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, и дальнейшему обучению в 10-11-х классах или в колледже;
  • развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся;
  • создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_vitamin_dlya_mozga_matematike._34ch.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

Программа курса внеурочной деятельности

«Витамин для мозга »

для учащихся 8 классов

Калининград, 2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Витамин для мозга» разработана на 2023-2024 учебный год.

Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина;      
  • Положения о рабочих программах в МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина;
  • Программ УМК, авторских программ А.Г. Мерзляка, А.Г. Мордковича, Л.С. Атанасяна.

Цели изучения курса внеурочной деятельности:

  • формирование у учащихся умений и навыков по решению нестандартных задач;
  • формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, и дальнейшему обучению в 10-11-х классах или в колледже;
  • развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся;
  • создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Витамин для мозга» рассчитана в 8 классе на 34 часов в год.

УМК:

  1. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. – М.: ВЗМШ при МГУ, 1983.
  2. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра. Учебник для 9 класса с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре 8 – 9 кл. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Говоров В.М. и др. Сборник конкурсных задач по математике – М.: Просвещение, 1983.
  5. Горнштейн П.И. и др. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2003.
  6. Колесникова С.И. Математика. Интенсивный курс подготовки к Единому Государственному экзамену. М.: Айрис-пресс, 2004.
  7. Мерзляк А.Г. и др. Алгебраический тренажер. – М.: Илекса, 2001.
  8. Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл. – М.: Мнемозина, 2000.
  9. Никольская И.Л. Факультативный курс по математике. – М.: Просвещение, 1995.
  10. Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1995.
  11. Электронный учебник «Алгебра 7 – 11».
  12. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 1986.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

  1. Предметные результаты:

Учащийся научится в 8 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на профильном уровне):

Элементы теории множеств и математической логики

  • Оперировать на профильном уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
  • задавать множества перечислением их элементов;
  • находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях;
  • оперировать на профильном уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;
  • приводить примеры и контрпримеры для подтверждения своих высказываний.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов.

Числа

  • Оперировать понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь, рациональное число, арифметический квадратный корень;
  • использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;
  • использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении сложных задач;
  • выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
  • оценивать значение квадратного корня из положительного целого числа;
  • распознавать рациональные и иррациональные числа;
  • сравнивать числа.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
  • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
  • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Тождественные преобразования

  • Выполнять сложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
  • выполнять сложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;
  • использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;
  • выполнять сложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратными корнями.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • понимать смысл записи числа в стандартном виде;
  • оперировать на профильном уровне понятием «стандартная запись числа».

Уравнения и неравенства

  • Оперировать на профильном уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство, неравенство, решение неравенства;
  • проверять справедливость числовых равенств и неравенств;
  • решать линейные неравенства и неравенства, сводящиеся к линейным;
  • решать системы сложных линейных уравнений, неравенств;
  • проверять, является ли данное число решением уравнения (неравенства);
  • решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения;
  • изображать решения неравенств и их систем на числовой прямой.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.

Функции

  • Находить значение функции по заданному значению аргумента;
  • находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;
  • определять положение точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на координатной плоскости;
  • по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;
  • строить графики сложных функций,  графики кусочных функций;
  • проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности);
  • определять приближенные значения координат точки пересечения графиков функций;
  • оперировать на профильном уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
  • решать задачи олимпиадного уровня на прогрессии без применения формул.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);
  • использовать свойства функций, графики при решении задач из других учебных предметов.

Текстовые задачи

  • Решать сложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
  • составлять план решения задачи;
  • выделять этапы решения задачи;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
  • решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
  • решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
  • находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
  • решать сложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку).

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом и профильном уровне понятиями геометрических фигур;
  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
  • решать сложные геометрические задачи.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Отношения

  • Решать сложные геометрические задачи, связанные с понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения задач прикладного характера.

Измерения и вычисления

  • Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
  • применять теорему Пифагора, Фалеса, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности, площади,  применять формулы в повседневной жизни.

Геометрические построения

  • Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять построения на местности, необходимые в реальной жизни.

Геометрические преобразования

  • Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать движение объектов в окружающем мире;
  • распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.

Векторы и координаты на плоскости

  • Оперировать понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
  • определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать векторы для решения задач прикладного характера.

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.

  1. Личностные результаты:
  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  • Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  • Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  • Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
  1. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Смысловое чтение. Обучающийся сможет находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.
  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Содержание курса внеурочной деятельности

  1. Введение. Первоначальные сведения.  (1 ч)

Цели и задачи элективного курса. Вопросы, рассматриваемые в курсе, и его структура. Знакомство с литературой, темами творческих работ. Требования, предъявляемые к участникам курса. 

  1. Целые рациональные уравнения (10 ч)

Преобразование алгебраических уравнений. Решение алгебраических уравнений методом подбора. Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители.  Решение алгебраических уравнений методом замены переменной. Однородные уравнения. Решение алгебраических уравнений методом введения параметра.

3. Дробно-рациональные уравнения (6 ч)

Общие положения. Сведение рационального уравнения к алгебраическому. Решение рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х0. Решение рациональных уравнений методом замены переменных.

4. Неравенства (8 ч)

Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости. Доказательство неравенств. Обобщенный метод интервалов.

5. Системы уравнений и неравенств (4 ч)

Решение систем уравнений. Графический способ решения систем неравенств

6. Квадратный трехчлен в задачах (4 ч)

Квадратный трехчлен, его график. Теорема Виета. Задачи на максимум и минимум.

        7. Итоговое занятие (1 ч)

Защита презентаций и творческих проектов.

Формы организации учебных занятий:

1. Урок открытия нового знания:

  • Лекция,
  • Беседа,
  • Мультимедиа-урок,
  • Проблемный урок,
  • Конференция,
  • Комбинированный урок.

2. Урок рефлексии:

  • Практикум,
  • Самостоятельная работа,
  • Комбинированный урок.

3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний):

  • Конференция,
  • Консультация,
  • Практикум,
  • Обсуждение,
  • Обзорная лекция,
  • Беседа,
  • Комбинированный урок.

4. Урок развивающего контроля:

  • Устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой),
  • Математический диктант,
  • Тест,
  • Самостоятельная работа,
  • Контрольная работа,
  • Зачет,
  • Экзамен,
  • Защита проекта, реферата,
  • Комбинированный урок.

Основные виды учебной деятельности:

  1. По форме организации: участвуют во фронтальной работе, работают в группах, в парах, работают индивидуально.
  2. По форме выполнения задания: слушают, пишут, решают устно и письменно, читают, объясняют, наблюдают, строят модель (схемы, чертеж, выкладку, математические записи), отвечают, считают, проверяют, комментируют, проговаривают вслух («про себя»), оценивают, дополняют.
  3. По характеру познавательной деятельности (активности): действуют по алгоритму; планируют деятельность; переносят знания, умения в новую ситуацию; ищут другие способы решения; исследуют; моделируют; самостоятельно составляют; решают проблему.
  4. По видам мыслительной деятельности: сравнивают, устанавливая различное или общее; анализируют, синтезируют, абстрагируют, конкретизируют, обобщают, доказывают, устанавливают закономерность, рассуждают, делают индуктивный вывод, делают дедуктивный вывод, проводят аналогию, высказывают гипотезу, выявляют способ решения, находят причинно-следственные зависимости, классифицируют, систематизируют, структурируют, выявляют существенное; выделяют главное в учебной информации, самостоятельно формулируют правило, закон.
  5. По видам учебной деятельности: воспринимают или выделяют учебную цель, задачу; разъясняют, с какой целью на уроке выполнялась определенная практическая деятельность; устанавливают границу между известным и неизвестным; устанавливают несоответствие между условиями новой учебной задачи и известными способами действий; определяют способ выполнения учебного задания; планируют этапы и последовательность выполнения учебного задания; осуществляют самоконтроль своих действий и полученных результатов, соотносят их с алгоритмом и устанавливают их соответствие или несоответствие; исправляют ошибки; оценивают отдельные операции и результаты учебной деятельности; дают прогностическую оценку своих возможностей относительно решения поставленной перед ними учебной задачи.

8 класс

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Витамин для мозга»

№ урока п/п

Тема

Кол-во часов

8 «__» класс

8 «__» класс

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

1

Введение. Первоначальные сведения.

1

Тема 1

Целые рациональные уравнения

10

2

Преобразование алгебраических уравнений

1

3

Преобразование алгебраических уравнений. Практикум

1

4

Решение алгебраических уравнений методом подбора

1

5

Решение алгебраических уравнений методом подбора. Практикум.

1

6

Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители

1

7

Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители. Практикум.

1

8

Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители

1

9

Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители. Практикум.

1

10

Решение алгебраических уравнений методом введения параметра

1

11

Решение алгебраических уравнений методом введения параметра. Практикум.

1

Тема 2

Дробно-рациональные уравнения

6

12

Дробно-рациональные уравнения. Общие положения

1

13

Сведения решения дробно-рационального уравнения к алгебраическому

1

14

Решение дробно- рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х0

1

15

Решение дробно- рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х0. Практикум

1

16

Метод замены переменных в дробно-рациональных уравнениях

1

17

Метод замены переменных в дробно-рациональных уравнениях. Практикум.

1

Тема 3

Неравенства

8

18

Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости

1

19

Доказательство неравенств

1

20-21

Метод интервалов

2

22-23

Обобщенный метод интервалов

2

24-25

Обобщенный метод интервалов. Практикум.

2

Тема 4

Решение систем уравнений и неравенств

4

26-27

Решение систем уравнений  

2

28-29

Графическое решение систем неравенств

2

Тема 5

Квадратный трехчлен в задачах

4

30-31

Квадратный трехчлен. График квадратного трехчлена

2

32-33

Теорема Виета

2

34

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Открытый урок внеурочной деятельности "Витамины-основа здоровья", 6 класс

Открытый урок внеурочной деятельности проведен в соответствии с ФГОС стандартами, способствует формированию УУД, построен в соответсвии с возрастными особенностями детей, проведен на высоком уровне, о...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Курс практической грамотности. Трудности русского языка» 10класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Курс практической грамотности.Трудности русского языка" разработана  в  соответствии с  требованиями ФГОС среднего (полного) общ...