Программа курса внеурочной деятельности «Витамин для мозга »
рабочая программа по алгебре (8 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Витамин для мозга» разработана на 34 часа.
Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:
- Программ УМК, авторских программ А.Г. Мерзляка, А.Г. Мордковича, Л.С. Атанасяна.
Цели изучения курса внеурочной деятельности:
- формирование у учащихся умений и навыков по решению нестандартных задач;
- формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, и дальнейшему обучению в 10-11-х классах или в колледже;
- развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся;
- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
Программа курса внеурочной деятельности
«Витамин для мозга »
для учащихся 8 классов
Калининград, 2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Витамин для мозга» разработана на 2023-2024 учебный год.
Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина;
- Положения о рабочих программах в МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина;
- Программ УМК, авторских программ А.Г. Мерзляка, А.Г. Мордковича, Л.С. Атанасяна.
Цели изучения курса внеурочной деятельности:
- формирование у учащихся умений и навыков по решению нестандартных задач;
- формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, и дальнейшему обучению в 10-11-х классах или в колледже;
- развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся;
- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Витамин для мозга» рассчитана в 8 классе на 34 часов в год.
УМК:
- Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. – М.: ВЗМШ при МГУ, 1983.
- Виленкин Н.Я. и др. Алгебра. Учебник для 9 класса с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2006.
- Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре 8 – 9 кл. – М.: Просвещение, 1995.
- Говоров В.М. и др. Сборник конкурсных задач по математике – М.: Просвещение, 1983.
- Горнштейн П.И. и др. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2003.
- Колесникова С.И. Математика. Интенсивный курс подготовки к Единому Государственному экзамену. М.: Айрис-пресс, 2004.
- Мерзляк А.Г. и др. Алгебраический тренажер. – М.: Илекса, 2001.
- Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл. – М.: Мнемозина, 2000.
- Никольская И.Л. Факультативный курс по математике. – М.: Просвещение, 1995.
- Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1995.
- Электронный учебник «Алгебра 7 – 11».
- Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 1986.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
- Предметные результаты:
Учащийся научится в 8 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на профильном уровне):
Элементы теории множеств и математической логики
- Оперировать на профильном уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
- задавать множества перечислением их элементов;
- находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях;
- оперировать на профильном уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;
- приводить примеры и контрпримеры для подтверждения своих высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов.
Числа
- Оперировать понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь, рациональное число, арифметический квадратный корень;
- использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;
- использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении сложных задач;
- выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
- оценивать значение квадратного корня из положительного целого числа;
- распознавать рациональные и иррациональные числа;
- сравнивать числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
- выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
- составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Тождественные преобразования
- Выполнять сложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
- выполнять сложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;
- использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;
- выполнять сложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратными корнями.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- понимать смысл записи числа в стандартном виде;
- оперировать на профильном уровне понятием «стандартная запись числа».
Уравнения и неравенства
- Оперировать на профильном уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство, неравенство, решение неравенства;
- проверять справедливость числовых равенств и неравенств;
- решать линейные неравенства и неравенства, сводящиеся к линейным;
- решать системы сложных линейных уравнений, неравенств;
- проверять, является ли данное число решением уравнения (неравенства);
- решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения;
- изображать решения неравенств и их систем на числовой прямой.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.
Функции
- Находить значение функции по заданному значению аргумента;
- находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;
- определять положение точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на координатной плоскости;
- по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;
- строить графики сложных функций, графики кусочных функций;
- проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности);
- определять приближенные значения координат точки пересечения графиков функций;
- оперировать на профильном уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
- решать задачи олимпиадного уровня на прогрессии без применения формул.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);
- использовать свойства функций, графики при решении задач из других учебных предметов.
Текстовые задачи
- Решать сложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
- строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
- осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
- составлять план решения задачи;
- выделять этапы решения задачи;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
- решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
- решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
- находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
- решать сложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку).
Геометрические фигуры
- Оперировать на базовом и профильном уровне понятиями геометрических фигур;
- извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
- применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
- решать сложные геометрические задачи.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Отношения
- Решать сложные геометрические задачи, связанные с понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать отношения для решения задач прикладного характера.
Измерения и вычисления
- Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
- применять теорему Пифагора, Фалеса, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности, площади, применять формулы в повседневной жизни.
Геометрические построения
- Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выполнять построения на местности, необходимые в реальной жизни.
Геометрические преобразования
- Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать движение объектов в окружающем мире;
- распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.
Векторы и координаты на плоскости
- Оперировать понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
- определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать векторы для решения задач прикладного характера.
История математики
- Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
- понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
- Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
- Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
- Личностные результаты:
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
- Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Содержание курса внеурочной деятельности
- Введение. Первоначальные сведения. (1 ч)
Цели и задачи элективного курса. Вопросы, рассматриваемые в курсе, и его структура. Знакомство с литературой, темами творческих работ. Требования, предъявляемые к участникам курса.
- Целые рациональные уравнения (10 ч)
Преобразование алгебраических уравнений. Решение алгебраических уравнений методом подбора. Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители. Решение алгебраических уравнений методом замены переменной. Однородные уравнения. Решение алгебраических уравнений методом введения параметра.
3. Дробно-рациональные уравнения (6 ч)
Общие положения. Сведение рационального уравнения к алгебраическому. Решение рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х≠0. Решение рациональных уравнений методом замены переменных.
4. Неравенства (8 ч)
Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости. Доказательство неравенств. Обобщенный метод интервалов.
5. Системы уравнений и неравенств (4 ч)
Решение систем уравнений. Графический способ решения систем неравенств
6. Квадратный трехчлен в задачах (4 ч)
Квадратный трехчлен, его график. Теорема Виета. Задачи на максимум и минимум.
7. Итоговое занятие (1 ч)
Защита презентаций и творческих проектов.
Формы организации учебных занятий:
1. Урок открытия нового знания:
- Лекция,
- Беседа,
- Мультимедиа-урок,
- Проблемный урок,
- Конференция,
- Комбинированный урок.
2. Урок рефлексии:
- Практикум,
- Самостоятельная работа,
- Комбинированный урок.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний):
- Конференция,
- Консультация,
- Практикум,
- Обсуждение,
- Обзорная лекция,
- Беседа,
- Комбинированный урок.
4. Урок развивающего контроля:
- Устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой),
- Математический диктант,
- Тест,
- Самостоятельная работа,
- Контрольная работа,
- Зачет,
- Экзамен,
- Защита проекта, реферата,
- Комбинированный урок.
Основные виды учебной деятельности:
- По форме организации: участвуют во фронтальной работе, работают в группах, в парах, работают индивидуально.
- По форме выполнения задания: слушают, пишут, решают устно и письменно, читают, объясняют, наблюдают, строят модель (схемы, чертеж, выкладку, математические записи), отвечают, считают, проверяют, комментируют, проговаривают вслух («про себя»), оценивают, дополняют.
- По характеру познавательной деятельности (активности): действуют по алгоритму; планируют деятельность; переносят знания, умения в новую ситуацию; ищут другие способы решения; исследуют; моделируют; самостоятельно составляют; решают проблему.
- По видам мыслительной деятельности: сравнивают, устанавливая различное или общее; анализируют, синтезируют, абстрагируют, конкретизируют, обобщают, доказывают, устанавливают закономерность, рассуждают, делают индуктивный вывод, делают дедуктивный вывод, проводят аналогию, высказывают гипотезу, выявляют способ решения, находят причинно-следственные зависимости, классифицируют, систематизируют, структурируют, выявляют существенное; выделяют главное в учебной информации, самостоятельно формулируют правило, закон.
- По видам учебной деятельности: воспринимают или выделяют учебную цель, задачу; разъясняют, с какой целью на уроке выполнялась определенная практическая деятельность; устанавливают границу между известным и неизвестным; устанавливают несоответствие между условиями новой учебной задачи и известными способами действий; определяют способ выполнения учебного задания; планируют этапы и последовательность выполнения учебного задания; осуществляют самоконтроль своих действий и полученных результатов, соотносят их с алгоритмом и устанавливают их соответствие или несоответствие; исправляют ошибки; оценивают отдельные операции и результаты учебной деятельности; дают прогностическую оценку своих возможностей относительно решения поставленной перед ними учебной задачи.
8 класс
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Витамин для мозга»
№ урока п/п | Тема | Кол-во часов | 8 «__» класс | 8 «__» класс | ||||
Дата | Форма организации занятия | Виды учебной деятельности (на весь раздел) | Дата | Форма организации занятия | Виды учебной деятельности (на весь раздел) | |||
1 | Введение. Первоначальные сведения. | 1 | ||||||
Тема 1 | Целые рациональные уравнения | 10 | ||||||
2 | Преобразование алгебраических уравнений | 1 | ||||||
3 | Преобразование алгебраических уравнений. Практикум | 1 | ||||||
4 | Решение алгебраических уравнений методом подбора | 1 | ||||||
5 | Решение алгебраических уравнений методом подбора. Практикум. | 1 | ||||||
6 | Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители | 1 | ||||||
7 | Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители. Практикум. | 1 | ||||||
8 | Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители | 1 | ||||||
9 | Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители. Практикум. | 1 | ||||||
10 | Решение алгебраических уравнений методом введения параметра | 1 | ||||||
11 | Решение алгебраических уравнений методом введения параметра. Практикум. | 1 | ||||||
Тема 2 | Дробно-рациональные уравнения | 6 | ||||||
12 | Дробно-рациональные уравнения. Общие положения | 1 | ||||||
13 | Сведения решения дробно-рационального уравнения к алгебраическому | 1 | ||||||
14 | Решение дробно- рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х≠0 | 1 | ||||||
15 | Решение дробно- рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х≠0. Практикум | 1 | ||||||
16 | Метод замены переменных в дробно-рациональных уравнениях | 1 | ||||||
17 | Метод замены переменных в дробно-рациональных уравнениях. Практикум. | 1 | ||||||
Тема 3 | Неравенства | 8 | ||||||
18 | Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости | 1 | ||||||
19 | Доказательство неравенств | 1 | ||||||
20-21 | Метод интервалов | 2 | ||||||
22-23 | Обобщенный метод интервалов | 2 | ||||||
24-25 | Обобщенный метод интервалов. Практикум. | 2 | ||||||
Тема 4 | Решение систем уравнений и неравенств | 4 | ||||||
26-27 | Решение систем уравнений | 2 | ||||||
28-29 | Графическое решение систем неравенств | 2 | ||||||
Тема 5 | Квадратный трехчлен в задачах | 4 | ||||||
30-31 | Квадратный трехчлен. График квадратного трехчлена | 2 | ||||||
32-33 | Теорема Виета | 2 | ||||||
34 | Итоговое занятие | 1 | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Открытый урок внеурочной деятельности "Витамины-основа здоровья", 6 класс
Открытый урок внеурочной деятельности проведен в соответствии с ФГОС стандартами, способствует формированию УУД, построен в соответсвии с возрастными особенностями детей, проведен на высоком уровне, о...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Курс практической грамотности. Трудности русского языка» 10класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Курс практической грамотности.Трудности русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общ...
