Открытый урок внеурочной деятельности "Витамины-основа здоровья", 6 класс
план-конспект занятия (6 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

Открытый урок внеурочной деятельности проведен в соответствии с ФГОС стандартами, способствует формированию УУД, построен в соответсвии с возрастными особенностями детей, проведен на высоком уровне, оценен положительно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

 школа им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва.

            Класс: 6а

Учитель: Кужугет Нонна Чанчык-ооловна, учитель 1 категории биологии и химии, стаж 28лет.

 Предмет: Биология. Внеурочная деятельность.

Тема: Витамины – основа здоровья.

        Цели:

Предметно-дидактическая: формирование представлений о витаминах, их роли и значении  в развитии организма.

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

        Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • обучающиеся готовы к саморазвитию и самообразованию:
  • ответственно относятся к выполнению учебных задач;
  • демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

  • ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
  • работают с информацией, преобразуют  ее;
  • находят причинно-следственные связи;
  • оценивают работу и работу своих одноклассников.

Предметные:

  • имеют представления о витаминах, их роль для развития организма, продукты, содержащие различные витамины;
  • умеют проводить химический эксперимент по обнаружению витаминов в продуктах питания;
  • умеют оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи;
  • называют группы витаминов, меры по  профилактике  гипо- и авитаминозов;
  • понимают важность сохранения своего здоровья.

Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала.
  • По способу организации деятельности: индивидуально - групповой.
  • По ведущему методу: проблемно-поисковый.

        Методы:

  • проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
  • словестные (беседа, диалог);
  • наглядные (работа с рисунками, муляжи);
  • практический (химический эксперимент, составление таблиц, работа с рефлексивными карточками);
  • дедуктивный (анализ, применение знаний, обобщение).

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Основные понятия: витамины, гиповитаминоз, авитаминоз.

Средства обучения:

  • вид используемых на уроке средств ИКТ: слайд – презентации, презентации «Витамины»;  
  • инструктивные карточки, задания, оценочные листы-звездочки, ромбики, треугольники;
  • наглядные пособия: картинки, муляжи плодов и овощей, лекарственные препараты (витамины);
  • набор продуктов: подсолнечное масло, рыбий жир, яблочный сок, крахмальный клейстер;
  • набор химической посуды: пробирки, стеклянная палочка, химические стаканы, пипетка;  
  • набор химических реактивов: соль железа, раствор брома, йод.

        Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, указка, мел.

        Ход урока (см. Технологическую карту).

Технологическая карта урока

Этап

Методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Формируемые УУД

1.Организационный. Инициация.

(приветствие, знакомство)

- Здравствуйте дорогие ребята. Говорить друг другу «Здравствуйте» – это значит желать здоровья.

- Улыбнитесь друг другу. Улыбка - это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу - Здоровье и Радость.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку. Настраиваются на урок.

Самопроверка

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2.Актуализация знаний,

способов действия в новых условиях.

Словесный, наглядный

-Задумывались ли вы над тем, сколько времени вы сидите, лежите, много двигаетесь? Как питаетесь?

- Что такое здоровье? Что значит быть здоровым?

        

   

- Выберите слова характеристики здорового человека (слайд 1).

- Отказ от вредных привычек, курение, употребление мучного и сладкого в больших количествах. Двигательный режим, заниматься физкультурой, делать зарядки, играть на воздухе.

Словесная

оценка учителя

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, информационный поиск

3. Создание проблемной ситуации.

Дедуктивный. Проблемный, наглядный

- Вы  выбрали прекрасную характеристику здорового человека.  И чтобы быть именно таким человеком надо вести здоровый образ жизни.

        - А что значит вести здоровый образ жизни?

- Питание – это необходимая потребность организма, обязательное условие существование человека.

Но только при правильном, сбалансированном питании можно сохранить здоровье, молодость, красоту и работоспособность.

Вступают в диалог с учителем.

Примерные ответы:

 двигательный режим, заниматься физкультурой, делать зарядки, играть на воздухе. Закаливание, соблюдение личной гигиены,  правильное питание.

Заслушивание

ответов

учащихся.

Познавательные: формулирование проблемы, поиск путей решения.

4.Целеполагание

Проблемный, наглядный

- А теперь расшифруйте анаграмму: («АМВИТИНЫ ОСВАНО РОЗДОВЬЯ») (слайд 2).  

- О чём мы сегодня будем говорить? (слайд 3)

- Давайте попробуйте сформировать цель урока.

- Какую цель мы поставим перед собой?  (слайд  4).

- Наш сегодняшний девиз (слайд 5).

Девиз урока: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!».

Высказывают свои мысли, аргументируя, тем самым ставят перед собой познавательные и учебные задачи.

Расшифровка анаграммы:

«Витамины – основа здоровья» (слайд 3).

 - О витаминах.

- Цель урока: узнать о витаминах.

(Примерные ответы: какие витамины бывают, где они содержатся. Значение витаминов в нашей жизни).

Озвучивают девиз урока.

Самопроверка по эталону

Познавательные:

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

5. «Открытие» нового знания

Проблемный, наглядный

- В природе не существует продуктов, которые содержали бы все необходимые человеку вещества. Поэтому важно, чтобы питание было разнообразным. Именно это служит основной его сбалансированности. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода – из них состоит наше тело, из них состоит и наша пища.

- Как вы думаете, что является источником витаминов?

- Большинство витаминов не образуются в организме и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей.         Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребёнка регулярно.

- Давайте послушаем выступления ребят. Они работали над  презентациями о «Витаминах». 

- Теперь, пожалуйста, из данного набора муляжей выберите продукты и овощи, содержащие витамины –

А, С, Д.

- Посмотрите на слайд 6 и подумайте, какие витамины содержат данные овощи?

- Спасибо ребята. А теперь отгадаем загадки (слайд 7).

- Наше тело может выполнять различные движения. Мы можем научиться движению многих животных. Это очень полезно для нашего здоровья. Танцуем вместе с животными!

Примерные ответы: Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ.

Первое выступление ученика Чигден Аганак: «Про Витамины».

Второе выступление ученицы Дыртык Чимиза: «Авитаминоз, гиповитаминоз. Что это такое?».

Учащиеся сообща выполняют задания. Работают с муляжами плодов, овощей и продуктов питания.

Разбирают по группам витаминов:

- Витамин «А»- морковь, помидор, сливочное масло.

- Витамин «С» – шиповник, лимон, малина.

- Витамин «Д» – рыбий жир, молоко, яйцо.

Отгадывают загадки.

Физминутка:  «Здоровье- в движении!»

Самопроверка по эталону

Словесная

оценка учителя

Познавательные: умение структурировать знания;

 осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли, осознанно и произвольно воспринимать полученную информацию.

6. Учебные действия по реализации и применению нового знания.

Наглядный.

Дедуктивный (применение знаний).

Проблемный практический.

- Теперь давайте быстренько вспомним, что сейчас мы узнали?

- Почему в рационе детей обязательно должны быть ягоды, овощи и фрукты?

-Какие группы витаминов вы узнали?

-Давайте сейчас поэкспериментируем.

Практический эксперимент: «Обнаружение витамина в продукте питания».

 Для этого разбейтесь на три группы.  В каждой группе должен быть химик, лаборант, консультант. Распределите обязанности (слайд 8).

- Определите, какие витамины содержатся в данных продуктах питания. Работаете по  инструктивной карточке

 (слайды 9, 10, 11). (Приложение 2)

Алгоритм работы:

1)  Осмыслите задание.

2) Продумайте последовательность действий.

3)  Дайте устный и письменный ответ по результатам эксперимента. (Приложение 2)

- Перед уроком меня попросили передать Вам письмо от Карлсона (слайд 12). (Приложение 3).

-Ребята, верно ли Карлсон составил меню? Давайте определим, какие продукты полезны и какие вредны для нашего Карлсона, отметьте их в своих тетрадях (слайд 13).

-Давайте проверим, верно ли вы определили. (слайд 14).

- Чтобы наш Карлсон быстро поправился, какие советы вы можете ему дать ребята? Посоветуйте ему рецепты здоровья! Мы их отправим Карлсону!

– Основными источниками витаминов и минеральных веществ являются – ягоды, фрукты и овощи.

- Витамины не образуются в организме человека, а поступает вместе с пищей.

- Витамины А, В, С, Д, Е.

Учащиеся распределяются по рядам на 3 группы. в каждой группе распределяются по ролям. Лаборант знакомит ребят  с техникой безопасности при работе с химическими веществами. Химик проводит эксперимент. Консультант консультируется с учителем по необходимости.

По истечению 5 мин. высказывают свои ответы. Затем идёт корректировка и обобщение. По результатам эксперимента заполняют таблицу на доске.

Ребята советуются в группах.

Сверяют ответы со слайдом 14.

Составляют рецепты:

1. Воздерживаться от  очень сладкого и соленого,  от жирной пищи.

2. Овощи и фрукты – полезные продукты.

3. Соблюдать режим дня.

Словесная

оценка учителя.

Самопроверка.

Взаимопроверка.

Познавательный: умение структурировать знания;

 осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

 оценка и самооценка качества и уровня усвоения; коррекция.

Коммуникативные: участие в совместной деятельности; изложение собственных мыслей, строить диалог.

Личностные: ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию, осознанию научной познаваемости окружающего мира; уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

 

7. Рефлексия

Словесный (беседа).

-  С какими  новые понятиями вы сегодня познакомились  ребята?

- От чего зависит здоровье?

- Как влияют вредные привычки на здоровье?

- Что нужно знать и уметь, чтобы всегда быть здоровым?

- Что узнали для себя нового?

- Пожалуйста, продолжите предложения (слайд 15)

- Как оцените свою работу? Если вы достигли цели и узнали много нового, если ваше настроение хорошее и  бодрое, то поднимите звёздочки.

-Если что-то не поняли, или думаете, поработать над этой темой, поднимите ромбики.

-Если кто-то ничего не понял – поднимите треугольник.

- От кого зависит здоровье человека?

- Самые ценные, основные источники витаминов и минеральных веществ – это  ягоды, фрукты и овощи!

(слайд 16).

- Я желаю Вам здоровья.

Это – самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь! (слайд 17).

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Запись в тетрадях:  «Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам».

Самопроверка.

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая само регуляция, участие в подведении итогов урока; самооценка; выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

8. Домашнее задание

 - Составить для себя режим дня, если у вас его нет

Найти пословицы о здоровье. Записать в тетрадях.(слайд 18).

Запись в дневниках.

Приложение 1.

Задание первой группы

Среди данных овощей и фруктов найдите  продукты богатые Витамином А.

Задание второй группы

Среди данных овощей и фруктов найдите  продукты богатые Витамином С.

Задание третьей группы

Среди данных овощей и фруктов найдите  продукты богатые Витамином Д.

Приложение 2.«Познание в эксперименте»

Инструктивная карточка №1

Первая группа. Определение Витамина А в подсолнечном масле.

В пробирку налейте 1мл подсолнечного масла и добавьте  к нему 1 мл раствора соли  железа. При наличии Витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Инструктивная карточка №2

Вторая группа. Определение Витамина Д в рыбьем жире

В пробирку налейте 1 мл рыбьего жира прилейте  к нему 1 мл раствора брома. При наличии Витамина Д появляется зеленовато-голубое окрашивание.

Инструктивная карточка №3

Третья группа. Определение Витамина С в яблочном соке

Налейте в пробирку 2мл сока и добавьте  к нему 10мл воды.  Затем влейте немного крахмального клейстера. Далее по каплям добавляйте раствор иода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15сек.

Приложение 3. Письмо от Карлсона

Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.

        Ваш Карлсон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОБЖ в 8 классе "Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье"

Урок-проект по ОБЖ в 8 классе по теме: "Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье"...

Открытый урок по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Разработка открытого урока для 6 класса....

Открытый урок по биологии в 11 классе по теме "Факторы, определяющие здоровье человека"

Факторы, определяющие здоровье человека.Урок биологии в 11 классе.Цель урока: Дать представление о том, что такое  здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровы...

Открытый урок Внеурочной деятельности "Информатика в играх " в рамках ФГОС для 8-9 классов

Использование современных образовательных технологий во внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (разработка занятия).Образовательная  программа к курсу «Новые техноло...

План-конспект открытого урока по английскому языку "Здоровое питание" 10 класс

План-конспект открытого урока по английскому языку "Здоровое питание" 10 класс...