Урок по теме "Вычисление производных"
план-конспект урока по алгебре (10 класс)

Лемехова Галина Михайловна

На данном уроке формируется умение применять теорию при нахождении производной. оценивается степень усвоения теоретического материала и практических навыков применения формул при нахождении производной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нахождение производных54.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум в 10 классе (базовый уровень). Учитель математики Лемехова Г.М.

Тема: «Вычисление производных».

Эпиграф: «Не любить математику нельзя, ее можно только не знать».

Цели урока:

Обучающие: формировать умение применять теорию при нахождении производной;

оценить  степень усвоения теоретического материала и практических навыков применения формул при нахождении         производной.

Развивающие: улучшить имеющиеся знания и навыки, побудить учащихся к активной

Развить способность принимать самостоятельное решение

Воспитательные: воспитывать умение работать с имеющейся информацией и познавательную активность, воспитывать коммуникативных навыков и мобильности;

Ход урока.

1. Повторение формул и правил дифференцирования.

 а). Записать формулы и правила дифференцирования (с/проверка по кодоскопу).

 б).Устное задание: вычислить производные.

х5;  x3; х-2;1,3; 

2. Проверка практических навыков нахождения производных.

а). Задание: верно  ^, неверно –

Ключ: ^  -  ^  ^  -  -  ^  ^  ^  - (с/проверка)

б).  Задание. В клетках таблицы в беспорядке записаны функции и их производные. Для каждой функции найдите производную и запишите соответствие номеров клеток.

Например: 1-9.

ВАРИАНТ 1

x5

x

2x

1

2

1

2

3

4

5

x-3

sin x

5x4

-3x--4

6

7

8

9

10

-3

-2 х -5

-

ax

11

12

13

14

15

A

cos x

0

10х -6

16

17

18

19

20

Ключ: 1-9; 2-4; 3-5; 6-10; 7-18; 8-17; 11-14; 12-19; 13-20; 15-16.

Например: 1-2.

ВАРИАНТ 2

x7

7x6

-3

-4x-5

1

2

3

4

5

0

2sin x

x

-3x

2cosx

6

7

8

9

10

2x5

10x4

-

-cosx

11

12

13

14

15

20x-6

sinx

-3

1

16

17

18

19

20

Ключ:1-2; 3-6; 4-17; 5-16; 7-10; 8-20; 9-19; 11-14; 12-13; 16-18. (с/проверка)

Дополнительные  задания. (с/проверка)

Функция задана формулой f(x)=3х3-4х2-х.

1.  Решить уравнение f ′ (x) = 0;

2. Решить неравенство  f ′ (x)>0.

3. Отработка правил дифференцирования (каждому выдается карточка-подсказка).

_____________________________________________________________________________

Карточка - подсказка

Нахождение производной функции с использованием правил нахождения производных:  

 1). (U+V) ′ =U  + V ;   2). (К∙ U) ′  = K ∙ U ;    3).(UV) ′= U V + UV ;       4).

Инструкция по выполнению задания:

1.Рассмотрите формулу, задающую функцию, и определите структуру ее правой части.

2.Найдите производную каждой из составляющих ее структурных частей.

3.В зависимости от структуры правой части формулы  (сумма, произведение или частное)  примените известное правило нахождения производной.

4.Запишите ответ.

Задание .Найдите производную функции

y= 3х5 + 4cosx

Вариант объяснения решения:

1.Правая часть формулы, задающей функцию, представляет собой сумму двух функций:  у=+        (= 3х5  и  = 4cosx.)

2.Производная первой функции имеет вид ′ =  3∙ (х5)′=3∙5х4=15х4,

a второй ′= - 4sinx

3.Применяя правило нахождения производной суммы, находим производную заданной функции как сумму найденных производных: y′=′+

y′= 15х4 - 4sinx

4. Производная заданной функции имеет вид y′=(5 + 4cosx)  = 15х4 - 4sinx

____________________________________________________________________

а). Задание: найти производную функции(выбор ответа):

1. y=2x4 + 2cosx.

a).y = 8x3 -2sinx; б). y = 2x3 -2sinx;

в). y = 2x3/5-2sinx; г). y = 8x3 +2sinx.

2. y=x3 – 3sinx

а). y =x2 - 3cosx; б). y = x4/4 + 3cosx;

в). y = 3x2 -3cosx;  г). y = 3x2 +3cosx.

3 . y=x5 - cosx.

a).y = 5x4 -sinx; б). y = 5x4 +sinx;

в). y =x4 +sinx; г). y = x6/6 -sinx

4. y=x7 – 5sinx

а). y =x6 - 5cosx б). y = x8/8+ 5cosx;

в). y = 7x6+5cosx;  г). y = 7x6 -5cosx.

5. y=2x3 + 3cosx.

a).y = 6x2 -3sinx; б). y = 6x2 +3sinx;

в). y  = 2x2-3sinx; г). y = x4/2 +3sinx.

6. . y=x6 - 2cosx.

a).y  = x5 -2sinx; б). y = x7/7 +2sinx;

в). y  =6x5 +2sinx; г). y = 6x5 -2sinx

7. y=2x2 +sinx

а). y =4x +cosx; б). y = 4x - cosx;

в). y = 2x + cosx;  г). y = 2x3/3 – cosx

8.  y=x2 - 3cosx.

a).y = 2x -3sinx; б). y =2 x+3sinx;

в). y =x - 3sinx; г). y = x3/3 +3sinx

9. . y=x5 – 3sinx

а). y  =x4 - 3cosx б). y = x6/6+ 3cosx;

в). y  = 5x4- 3cosx;  г). y  = 5x4 + 3cosx.

10. . y=x6 - 3cosx.

a).y = 6x5 -3sinx; б). y = 6x5 +3sinx

в). y =x5 -3sinx; г). y = x7/7 +3sinx;

Ключ: 1-а, 2-в, 3-б, 4-г, 5-в, 6-в, 7-а, 8-б, 9- в, 10-б. (вз/проверка)

б). Вариант 1.

Решите уравнение f (x)=f ′ (x), если f(x)=x2+1.

Ответ: 1.

б). Вариант 2.

Решите уравнение f (x)=f ′ (x), если f(x)=x2.

Ответ:0;2

в). Вариант1.

Определите, при каких значениях х выполняется неравенство q′ (x) > f ′ (x), если q(x) =-x2 +4x, а f(x)= х+6.

Ответ:

в). Вариант2.. 

Определите, при каких значениях х выполняется неравенство q ′ (x) 2-7х.

Ответ: 

Выполнение задания 3а-оценка «3»; 3а,б- оценка «4»; 3а,б,в- оценка «5».

4. а).Фронтальная работа. Найти производные функций:

 б). Индивидуальная работа.

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

1

2

3

4

1. f(x)=(3+4x)(4x-3)

Найдите f’(-1)

1. f(x)=(2-5x)(5x+2)

Найдите f’(-1)

-32

32

50

-50

2. f(x)=5x8-8x5

Найдите f’(-1)

2. f(x)=9x6-6x9

Найдите f’(-1)

80

-80

108

-108

3. g(x)=

Найдите g′(-1)

3. g(x)=

Найдите g′(-1)

-2

4

-4

2

Ключ: В.1:  1-1;  2-2; 3-3.  В.2: 1-3; 2-4; 3-1. (вз/проверка)

Подведение итогов.

5. Домашнее задание: составить  в любой форме тест по вычислению производных с ключом ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Производная. Правила и формулы вычиления производных"

Урок обобщения и закрепления знаний по теме. 10 класс ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по теме: «Производная и её применение на уроках физики».

Учащимся была показана целостность знаний, получаемых на уроках математики и физики, их прикладном характере и эффективности использования при решении физических задач....

Урок по теме: «Производная, геометрический смысл производной»

Урок по теме: «Производная, геометрический смысл производной»...

Итоговый урок по теме " Производная .Применение производной"

Итоговый урок для 11 класса по "теме" Производная .Применение производной"...

Разработка урока и презентация "Производная. Геометрический и механический смысл производной"

Цели:• Обобщить и систематизировать материал по данным темам, провести подготовку к контрольной работе, к сдаче ВНО.•Показать связь понятия производная с геометрией и физикой, показать необходимость з...

Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»

Дидактическая цель:  формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Задачи урока:Позн...