Рабочая программа
календарно-тематическое планирование по астрономии на тему
Рабочяя прграмма кружка "Юный астроном"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_yunyy_astronom.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
«СОГЛАСОВАНО»
«29» августа 2013года «УТВЕРЖДАЮ»
Председатель методического Директор МБОУ «СОШ № 24»
совета школы № 24
_____________ Калачева В.В. ____________ Попова О.Б.
Приказ № ____ от 30.08.2013
«РАССМОТРЕНО»
«28» августа 2013 года
Председатель методического объединения
_______________Сулейманова Л.И.
Программа занятий
Внеурочной деятельности
«Юный астроном»
для обучающихся 2,3 классов
на 2013-2014 учебный год
Учитель:
Ершова Нина Николаевна
Пояснительная записка
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа – человек - вселенная и т.д. Дети начальных классов способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, живое и неживое, название материалов и предметов, свойств физических явлений и т.д. Наряду с тем, что представления детей обосновных свойствах и отношениях объективного мира носят неопределенный характер, они играют очень важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения, мировидения. Актуальность выбранного направления состоит в том, что развивая представления детей о космосе, расширяется кругозор,развиваются мыслительные способности, активизируются восприятие, воображение, способность рассуждать и делать выводы, что является немаловажным. Знакомя детей с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи патриотического воспитания,воспитывать чувство гордости за свою страну, которая первой запустила спутник, отправила человека покорять космическое пространство.
- Рабочая программа кружка «Юный астроном» в 2-3 классах составлена на основе авторской программы Е.К. Страута «Практические основы астрономии»
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Астрономия как наука о наиболее общих законах природы, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в культурном развитии общества способствует формированию современного научного мировоззрения.
Сложившаяся ситуация обозначила следующие проблемы:
➢ отсутствие упорядоченных системных знаний у детей;
➢ отсутствие адаптированных программ для школьников по теме «Формирование представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях». Вследствие этого возникла необходимость дополнения и систематизации знаний в виде разработки конспектов разных видов деятельности по данному разделу, комплексного использования нескольких видов деятельности, организации детской деятельности в рамках перспективного планирования по данной тематике. Накопленный опыт работы по разделу «Развитие элементарных естественнонаучных представлений» позволил создать методическое пособие – рабочую программу «Юный астроном» (далее Программа).
Цель Программы:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам;
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Для достижения поставленной цели определены задачи:
➢ формировать знания, представления детей об устройстве Солнечной системы и основных космических явлениях;
➢ формировать знания, представления о покорителях космоса; обеспечить условия для развития поисково-познавательной деятельности детей;
➢ развивать инициативу, познавательную активность, самостоятельность, критическое отношение к миру, собственный познавательный опыт детей.
Решение задач планируется осуществлять на основе комплексного использования нескольких видов деятельности.
Основой работы по Программе явились принципы:
➢ наличие системного подхода к подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательных задач;
➢ соответствие развивающей среды особенностям саморазвития и развития школьников;
➢ прогнозирование, видение предметов и явлений окружающего мира в их движении, изменении и развитии;
➢ оптимальное соотношение процессов развития и саморазвития;
➢ занимательность изложения материала;
➢ формирование творчества на всех этапах обучения;
➢ деятельностный подход к развитию личности;
➢ ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования).
Ожидаемые результаты - сформированность знаний, представлений об устройстве Солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса; развитие мыслительных способностей, умений самостоятельно делать выводы, умозаключения.
В структуре Программы выделяется три раздела, отражающих основные направления деятельности по теме «Формирование у школьника представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях»:
➢ «Мир планет» - предполагает углубление и расширение представлений детей о Солнце, планетах, Солнечной системе, космических телах, вселенной с использованием наглядно-демонстрационного материала (карт, иллюстраций, фотографий, модулей), помогает получить представление об окружающем мире с последующим углублением в ходе поисковой деятельности.
➢ «Технический прогресс» - позволяет детям в доступной форме с использованием иллюстраций, фотографий, тематических выставок, познать историю развития авиации; от первых летательных аппаратов до космических станций. Дети знакомятся с различными техническими средствами (воздушный шар, дирижабль), отмечая их достоинства и
недостатки.
➢ «Покорители космоса» - даёт представления о первых живых существах, полетевших в космос (собаках, обезьянах), о первом полете человека в космос; первых космонавтах Ю.Гагарине, Г.Титове, А.Леонове, женщинах- космонавтах В.Терешковой, С.Савицкой.
Реализация Программы осуществляется в рамках работы кружка «Юный астроном» один раз в неделю, с сентября по май. Непосредственно образовательная деятельность проводится во второй половине дня. Продолжительность
непосредственно образовательной деятельности соответствует возрасту детей (8-9 лет - 30 минут),санитарно-эпидемиологическим нормативам.
Образовательный процесс при реализации Программы строится следующим образом:
➢ два раза в месяц организуется познавательно-исследовательская деятельность (исследовательская деятельность, проблемные ситуации, моделирование, экспериментирование, дидактические игры т т.п.);
➢ один раз в месяц - чтение художественной и познавательной литературы (стихи, рассказы, сказки, мифы, легенды, загадки, словесные игры);
➢ один раз в месяц – продуктивная деятельность (аппликация, рисование (нетрадиционной техники), лепка (из соленого теста, пластилина),
конструирование (из бросового материала, коробок, строительного материала).
Условия реализации Программы:
➢ работа кружка может проводиться как в игровой группы, так и вне группы (на улице и т.д.);
➢ педагог, обладающий энциклопедическими знаниями и владеющий методикой школьного воспитания;
➢ методическое обеспечение – плоскостной макет Солнечной системы, плакаты «Солнечная система», «Карта звездного неба», иллюстрации и
портреты космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Леонова, В. Терешковой, С. Савицкой и др., конструкторов К. Э. Циолковского, С. П. Королева; глобус, карта России, мини планетарий, макет «Солнечная система», наглядно-дидактические пособия «Космос», «От кареты до ракеты», «Человек вышел в космос», игры «Солнечная система», «Медвежонок в космосе», «Собери созвездия», «Планеты и солнце» и т.д., игрушки для игр детей на космическую тематику, в том числе и из бросового материала, мини- лаборатория для экспериментирования, подзорные трубы и т.п.; напольный и настольный конструкторы и др.
Реализация данной Программы предполагает использование
следующих форм работы с детьми:
➢ Игры-путешествия. В данной форме используется метод игровых ситуаций, решение ситуативных задач, что позволяет обеспечивать личностно - деятельностный характер усвоения знаний. В их основе лежит познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и освоение информаций. Так, путешествие по солнечной системе организует Звездочет, который знакомит детей с небесными телами, астероидами: кометами, метеоритами;
➢ Игры-экспериментирования. Дети овладевают знаниями, представлениями, способами практических действий. Учебный материал представлен таким образом, чтобы побуждать детей к рассуждению, анализу, установлению причинно-следственных связей, самостоятельным выводам и обобщениям;
➢ Чтение познавательной и художественной литературы;
➢ Тематические выставки.
Методическое обеспечение программы
- 1. Левитан Е.П. Астрономия для умненьких детей, Москва, 2005г.
- 2. Учебные задания для учащихся 8 класса «Практические основы астрономии» Е.К. Страут, Москва 1988г
- 3. Сокровища звездного неба. Ф.Ю. Зигель М, 1990г (Путеводитель по созвездиям и луне)
- 4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом» Творческий центр Сфера, Москва 2001г.
- 5. Энциклопедический словарь юного астронома. М. Педагогика,1986г.
- 6. Скоролупова О.А. «Большое космическое путешествие» (игровая неделя) Москва, 2006г.
Календарно-тематический план.
№ п/п урока | Наименование раздела программы | Тема (этап проектной или исследовательской деятельности) | Коли-чество часов | Тип (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подго- товки обучающихся (результат) | Дата проведения |
Введение | 1 | ||||||
1 | Предмет астрономии | 1 | Диагностика; Аппликация «Волшебный лунный свет» | Что изучает астрономия. Связь с другими науками. Масштабы во вселенной. Астрономические наблюдения и их особенности. | Выявить представление детей о Солнечной системе, Солнце, небесных телах; созвездиях; о Луне; об уникальности планеты Земля. Стимулировать желание выполнять коллективную работу, используя различный материал: гуашь, восковые мелки, природный материал, фломастеры. Развивать пространственное и логическое мышление, творческое воображение | ||
Практические основы астрономии | 20 | ||||||
2 | Звезды и созвездия | 1 | беседа | Звезды. Созвездия. | Звезды. Созвездия. | ||
3 | Созвездия (легенды) | 1 | Беседа На основе легенд познакомить с возникновением созвездий, их названиями. Познакомить с нахождением Полярной звезды на звездном небе. | Созвездия. | |||
4 | Созвездия (легенды) | 1 | беседа | Созвездия. | |||
5 | Изготовление подвижной карты звездного неба | 1 | Практическая работа | Изготовление подвижной карты звездного неба | |||
6 | Общее знакомство со звездным небом | 1 | Практическая работа | ||||
7 | Ориентировка на небе по подвижной карте | 1 | Практическая работа | ||||
8 | Астрономия древнего мира и средних веков | 1 | беседа | ||||
9 | Борьба за научное мировоззрение | 1 | беседа | Н. Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей | |||
10 | Астрономия в 18 – 20 веках | 1 | лекция | ||||
11 | Небесная сфера | 1 | лекция | «небесная сфера», «небесный экватор», «небесный меридиан» | |||
12 | Небесные координаты | 1 | практика | ||||
13 | Карта звездного неба | 1 | Практическая работа | ||||
14 | Карта звездного неба | 1 | Практическая работа | «Звездный коллаж» (аппликация + рисование) | Обучать детей рисованию методом отпечатывания, развивать умение рисовать с помощью мыльных пузырей, совершенствовать навыки силуэтного вырезывания, закрепить навыки симметричного вырезывания. Развивать у детей чувство композиции; учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию. | ||
15 | Вид звездного неба на различных широтах | 1 | лекция | Уметь описывать и объяснять изменение вида звездного неба в течение суток и в течение года, изменение продолжительности дня и ночи в течение года на разных широтах | |||
16 | Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика | 1 | практика | «эклиптика», зодиакальное созвездие. | |||
17 | Телескоп | 1 | беседа | П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп» | Знать назначение, виды и возможности современных телескопов. | ||
18 | Движение и фазы Луны | 1 | лекция | ||||
19 | Наблюдение Луны в телескоп (бинокль) | 1 | Вечернее занятие | ||||
20 | Затмения Солнца и Луны | 1 | беседа | Затмения Солнца и Луны | Затмения Солнца и Луны | ||
21 | Календарь | 1 | лекция | Виды календарей. | Знать виды календарей | ||
Движение небесных тел | 5 | ||||||
22 | Движение планет. Состав и масштабы Солнечной системы. | 1 | беседа | Геоцентрическая система мира. Гелиоцентризм.Представление о Земле в древнем мире, средних веках.Сведения о телах входящих в состав солнечной системы, характеристики, закономерности. | Геоцентрическая система мира. Гелиоцентризм | ||
23 | Конфигурациии условия видимости планет | 1 | лекция | Внутренние и внешние планеты. Соединения и противостояния. | Внутренние и внешние планеты. Соединения и противостояния. | ||
24 | Определение расстояний в Солнечной системе | 1 | Среднее расстояние от Земли до Солнца. Метод радиолакации. Геометрический способ определения расстояний, параллактическое смещение. Параллакс, определение размеров светил. | Геометрический способ определения расстояний, параллактическое смещение. Параллакс, определение размеров светил. | |||
25 | Наблюдение планет в телескоп (бинокль) | 1 | Вечернее занятие | ||||
26 | Космические исследования | 1 | Тематическа я выставка «Достижени я космонавтик и» | Через рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток о видах искусственных спутников, зондах, космических станциях расширять у детей представление о необходимости и значении искусственных спутников, зондов ( телетрансляции, мобильные телефоны, интернет и т.д.) | |||
Методы астрофизических исследований | 2 | ||||||
27 | Обсерватории | 1 | беседа | «Космическ ий аппарат» (современно е ракетострое ние) | Расширять представление детей о современных мировых достижениях в строительстве современных космических аппаратов – ракет. Познакомить с жизнью и деятельностью К.Э.Циолковского. Развивать любознательность, заинтересованность | ||
28 | Спектральный прибор (спектрограф) | 1 | «Что такое атмосфера» Эвристическая беседа | спектрограф | Дать представление об атмосфере, как защитной оболочке Земли, ее значении для человека. Познакомить детей с явлениями природных катаклизмов (смерчи, ураганы и т.д.), связанные с атмосферными явлениями. Уметь описывать и объяснять сущность спектрального анализа. | ||
Природа тел солнечной системы | 6 | ||||||
29 | Земля- планета Солнечной системы. | 1 | Лекция Изготовлени е макета «Моя маленькая планета» (папье-маше) | Характеристики Земли. Ее строение, атмосфера, химический состав, магнитное поле. Достижения в освоении космоса. | Знать характеристики Земли. Ее строение, атмосфера, химический состав, магнитное поле. Достижения в освоении космоса Учить детей изготавливать поделку с использованием техники папье-маше, развивать аккуратность, умение понимать и выполнять поставленные задачи | ||
30 | Состав Солнечной системы | 1 | Беседа Помочь детям понять содержание рассказов. Расширять представление детей о космическом пространстве, космических объектах (комете, звездах, созвездиях). Воспитывать познавательный интерес. | Характеристика планет Солнечной системы. | Знать характеристики планет Солнечной системы. | ||
31 | Луна | 1 | «Почемучки ны вопросы» Игра – путешествие «Мы гуляем по Луне» | Физические условия на Луне. Значение научных исследований Луны. | Расширять представление детей об особенностях лунного рельефа; атмосфере (возникновение кратеров, гор, возвышенностей Уточнить представление детей о Луне, космических телах, развивать логическое мышление, память, внимание, воображение. Учить детей обосновывать свои ответы. | ||
32 | Планеты земной группы | 1 | Рисование «Лунный пейзаж» Е. Левитан « Звездные сказки» | Основные особенности планет земной группы:Меркурий, Венера, Марс. | Закреплять навык создания фона с помощью рисования «по сырому», закреплять навык рисования гуашевыми красками по цветному фону. Учить детей рисовать фигуру космонавта в скафандре, передавать в рисунке характерные особенности космического корабля, лунохода, роботов, воспитывать творческую активность. Воспитывать у детей интерес к прочитанному; умение обсуждать, делать выводы, умозаключения. Уметь описывать и объяснять отличительные особенности каждой из планет: состав и плотность атмосферы, наличие/отсутствие магнитного поля, рельеф поверхности, температурный режим и т. д. | ||
33 | Планеты- гиганты | 1 | Семинар | Физические особенности и химический состав планет- гигантов. Спутники и кольца планет. | Уметь описывать и объяснять отличительные особенности каждой из планет: состав и плотность атмосферы, наличие/отсутствие магнитного поля, рельеф поверхности, температурный режим и т. д. | ||
34 | Малые тела Солнечной системы Итоговое занятие | 1 | «В гостях у звездочета» | Астероиды, болиды, метеориты,кометы, метеоры и метеоритные потоки. | Познакомить детей с малыми небесными телами - астероидами, метеоритами, маленькими планетами (их размерами). Помочь понять, какую опасность представляют собой метеоры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...