Рабочая программа
календарно-тематическое планирование по астрономии на тему

Рабочяя прграмма кружка "Юный астроном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_yunyy_astronom.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа № 24»

«СОГЛАСОВАНО»

«29» августа  2013года                                                                                                                                                                     «УТВЕРЖДАЮ»

Председатель методического                                                                                                                                                            Директор МБОУ «СОШ № 24»

совета школы  № 24

_____________ Калачева В.В.                                                                                                                                                              ____________      Попова О.Б.

                                                                                                                                                                                                                 Приказ №  ____ от 30.08.2013

«РАССМОТРЕНО»

«28» августа 2013 года

Председатель методического объединения

_______________Сулейманова Л.И.

Программа занятий

Внеурочной деятельности

«Юный астроном»

для обучающихся 2,3 классов

  на 2013-2014 учебный год

Учитель:

Ершова Нина Николаевна

Пояснительная записка

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа – человек - вселенная и т.д. Дети начальных классов способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, живое и неживое, название материалов и предметов, свойств физических явлений и т.д. Наряду с тем, что представления детей обосновных свойствах и отношениях объективного мира носят неопределенный характер, они играют очень важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения, мировидения. Актуальность выбранного направления состоит в том, что развивая представления детей о космосе, расширяется кругозор,развиваются мыслительные способности, активизируются восприятие, воображение, способность рассуждать и делать выводы, что является немаловажным. Знакомя детей с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи патриотического воспитания,воспитывать чувство гордости за свою страну, которая первой запустила спутник, отправила человека покорять космическое пространство.

  • Рабочая программа кружка «Юный астроном» в 2-3 классах составлена на основе авторской программы Е.К. Страута «Практические основы астрономии»  

Программа рассчитана на 34 часа  (1 час в неделю).

Астрономия как наука о наиболее общих законах природы, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в культурном развитии общества способствует формированию современного научного мировоззрения.

Сложившаяся ситуация обозначила следующие проблемы:

отсутствие упорядоченных системных знаний у детей;

отсутствие адаптированных программ для школьников по теме «Формирование представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях». Вследствие этого возникла необходимость дополнения и систематизации знаний в виде разработки конспектов разных видов деятельности по данному разделу, комплексного использования нескольких видов деятельности, организации детской деятельности в рамках перспективного планирования по данной тематике. Накопленный опыт работы по разделу «Развитие элементарных естественнонаучных представлений» позволил создать методическое пособие – рабочую программу «Юный астроном» (далее Программа).

Цель Программы:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
  • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам;
  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации 
  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Для достижения поставленной цели определены задачи:

формировать знания, представления детей об устройстве Солнечной системы и основных космических явлениях;

формировать знания, представления о покорителях космоса; обеспечить условия для развития поисково-познавательной деятельности детей;

развивать инициативу, познавательную активность, самостоятельность, критическое отношение к миру, собственный познавательный опыт детей.

Решение задач планируется осуществлять на основе комплексного использования нескольких видов деятельности.

Основой работы по Программе явились принципы:

наличие системного подхода к подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательных задач;

соответствие развивающей среды особенностям саморазвития и развития школьников;

прогнозирование, видение предметов и явлений окружающего мира в их движении, изменении и развитии;

оптимальное соотношение процессов развития и саморазвития;

занимательность изложения материала;

формирование творчества на всех этапах обучения;

деятельностный подход к развитию личности;

ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования).

Ожидаемые результаты - сформированность знаний, представлений об устройстве Солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса; развитие мыслительных способностей, умений самостоятельно делать выводы, умозаключения.

В структуре Программы выделяется три раздела, отражающих основные направления деятельности по теме «Формирование у школьника представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях»:

«Мир планет» - предполагает углубление и расширение представлений детей о Солнце, планетах, Солнечной системе, космических телах, вселенной с использованием наглядно-демонстрационного материала (карт, иллюстраций, фотографий, модулей), помогает получить представление об окружающем мире с последующим углублением в ходе поисковой деятельности.

«Технический прогресс» - позволяет детям в доступной форме с использованием иллюстраций, фотографий, тематических выставок, познать историю развития авиации; от первых летательных аппаратов до космических станций. Дети знакомятся с различными техническими средствами (воздушный шар, дирижабль), отмечая их достоинства и

недостатки.

«Покорители космоса» - даёт представления о первых живых существах, полетевших в космос (собаках, обезьянах), о первом полете человека в  космос; первых космонавтах Ю.Гагарине, Г.Титове, А.Леонове, женщинах- космонавтах В.Терешковой, С.Савицкой.

Реализация Программы осуществляется в рамках работы кружка «Юный астроном» один раз в неделю, с сентября по май. Непосредственно образовательная деятельность проводится во второй половине дня. Продолжительность

непосредственно образовательной деятельности соответствует возрасту детей (8-9 лет - 30 минут),санитарно-эпидемиологическим нормативам.

Образовательный процесс при реализации Программы строится следующим образом:

два раза в месяц организуется познавательно-исследовательская деятельность (исследовательская деятельность, проблемные ситуации, моделирование, экспериментирование, дидактические игры т т.п.);

один раз в месяц - чтение художественной и познавательной литературы (стихи, рассказы, сказки, мифы, легенды, загадки, словесные игры);

один раз в месяц – продуктивная деятельность (аппликация, рисование (нетрадиционной техники), лепка (из соленого теста, пластилина),

конструирование (из бросового материала, коробок, строительного материала).

Условия реализации Программы:

работа кружка может проводиться как в игровой группы, так и вне группы (на улице и т.д.);

педагог, обладающий энциклопедическими знаниями и владеющий методикой школьного воспитания;

методическое обеспечение – плоскостной макет Солнечной системы, плакаты «Солнечная система», «Карта звездного неба», иллюстрации и

портреты космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Леонова, В. Терешковой, С. Савицкой и др., конструкторов К. Э. Циолковского, С. П. Королева; глобус, карта России, мини планетарий, макет «Солнечная система», наглядно-дидактические пособия «Космос», «От кареты до ракеты», «Человек вышел в космос», игры «Солнечная система», «Медвежонок в  космосе», «Собери созвездия», «Планеты и солнце» и т.д., игрушки для игр детей на космическую тематику, в том числе и из бросового материала, мини- лаборатория для экспериментирования, подзорные трубы и т.п.; напольный и настольный конструкторы и др.

Реализация данной Программы предполагает использование

следующих форм работы с детьми:

Игры-путешествия. В данной форме используется метод игровых ситуаций, решение ситуативных задач, что позволяет обеспечивать личностно - деятельностный характер усвоения знаний. В их основе лежит познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и освоение информаций. Так, путешествие по солнечной системе организует Звездочет, который знакомит детей с небесными телами, астероидами: кометами, метеоритами;

Игры-экспериментирования. Дети овладевают знаниями, представлениями, способами практических действий. Учебный материал представлен таким образом, чтобы побуждать детей к рассуждению, анализу, установлению причинно-следственных связей, самостоятельным выводам и обобщениям;

Чтение познавательной и художественной литературы;

Тематические выставки.

Методическое обеспечение программы

  • 1. Левитан Е.П. Астрономия для умненьких детей, Москва, 2005г.
  • 2. Учебные задания для учащихся 8 класса  «Практические основы астрономии» Е.К. Страут, Москва 1988г
  • 3. Сокровища звездного неба. Ф.Ю. Зигель М, 1990г (Путеводитель по созвездиям и луне)
  • 4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом» Творческий центр Сфера, Москва 2001г.
  • 5. Энциклопедический словарь юного астронома. М. Педагогика,1986г.
  • 6. Скоролупова О.А. «Большое космическое путешествие» (игровая неделя) Москва, 2006г.

Календарно-тематический план.

№ п/п

урока

Наименование раздела программы

Тема

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Коли-чество

часов

Тип

(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подго-

товки обучающихся (результат)

Дата проведения

Введение

1

1

Предмет астрономии 

1

Диагностика;

Аппликация

«Волшебный лунный свет»

Что изучает астрономия. Связь с другими науками. Масштабы во вселенной. Астрономические наблюдения и их особенности. 

Выявить представление детей о Солнечной системе, Солнце, небесных

телах; созвездиях; о Луне; об

уникальности планеты Земля. Стимулировать желание выполнять

коллективную работу, используя

различный материал: гуашь, восковые

мелки, природный материал,

фломастеры. Развивать

пространственное и логическое

мышление, творческое воображение

Практические основы астрономии

20

2

Звезды и созвездия

1

беседа

Звезды. Созвездия.

Звезды. Созвездия.

3

Созвездия (легенды)

1

Беседа

На основе легенд познакомить с

возникновением созвездий, их

названиями. Познакомить с

нахождением Полярной звезды на

звездном небе.

Созвездия.

4

Созвездия (легенды)

1

беседа

Созвездия.

5

Изготовление подвижной карты звездного неба

1

Практическая работа

Изготовление подвижной карты звездного неба

6

Общее знакомство со звездным небом

1

Практическая работа

7

Ориентировка на небе по подвижной карте

1

Практическая работа

8

Астрономия древнего мира и средних веков

1

беседа

9

Борьба за научное мировоззрение

1

беседа

Н. Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей

10

Астрономия в 18 – 20 веках

1

лекция

11

Небесная сфера

1

лекция

 «небесная сфера», «небесный экватор», «небесный меридиан»

12

Небесные координаты

1

практика

13

Карта звездного неба

1

Практическая работа

14

Карта звездного неба

1

Практическая работа

«Звездный

коллаж»

(аппликация

+ рисование)

Обучать детей рисованию методом

отпечатывания, развивать умение

рисовать с помощью мыльных пузырей,

совершенствовать навыки силуэтного

вырезывания, закрепить навыки

симметричного вырезывания. Развивать

у детей чувство композиции; учить

гармонично размещать детали на листе

бумаги, создавать красивую

композицию.

15

Вид звездного неба на различных широтах

1

лекция

Уметь описывать и объяснять изменение вида звездного неба в течение суток и в течение года, изменение продолжительности дня и ночи в течение года на разных широтах

16

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика

1

практика

«эклиптика», зодиакальное созвездие.

17

Телескоп

1

беседа

П.

Клушанцев

«О чем

рассказал

телескоп»

Знать назначение, виды и возможности современных телескопов.

18

Движение и фазы Луны

1

лекция

19

Наблюдение Луны в телескоп (бинокль)

1

Вечернее занятие

20

Затмения Солнца и Луны

1

беседа

Затмения Солнца и Луны

Затмения Солнца и Луны

21

Календарь

1

лекция

Виды календарей.

Знать виды календарей

Движение небесных тел

5

22

Движение планет. Состав и масштабы Солнечной системы.

1

беседа

Геоцентрическая система мира. Гелиоцентризм.Представление о Земле в древнем мире, средних веках.Сведения о телах входящих в состав солнечной системы, характеристики, закономерности.

Геоцентрическая система мира. Гелиоцентризм

23

Конфигурациии условия видимости планет

1

лекция

Внутренние и внешние планеты. Соединения и противостояния.

Внутренние и внешние планеты. Соединения и противостояния.

24

Определение расстояний в Солнечной системе

1

Среднее расстояние от Земли до Солнца. Метод радиолакации. Геометрический способ определения расстояний, параллактическое смещение. Параллакс, определение размеров светил.

Геометрический способ определения расстояний, параллактическое смещение. Параллакс, определение размеров светил.

25

Наблюдение планет  в телескоп (бинокль)

1

Вечернее занятие

26

Космические исследования

1

Тематическа

я выставка

«Достижени

я

космонавтик

и»

Через рассматривание иллюстраций,

фотографий, открыток о видах

искусственных спутников, зондах,

космических станциях расширять у

детей представление о необходимости и

значении искусственных спутников,

зондов ( телетрансляции, мобильные

телефоны, интернет и т.д.)

Методы астрофизических исследований

2

27

Обсерватории

1

беседа

«Космическ

ий аппарат»

(современно

е

ракетострое

ние)

Расширять представление детей о

современных мировых достижениях в

строительстве современных

космических аппаратов – ракет.

Познакомить с жизнью и

деятельностью К.Э.Циолковского.

Развивать любознательность,

заинтересованность

28

Спектральный прибор (спектрограф)

1

«Что такое

атмосфера»

Эвристическая беседа

спектрограф

Дать представление об атмосфере, как

защитной оболочке Земли, ее значении

для человека. Познакомить детей с

явлениями природных катаклизмов

(смерчи, ураганы и т.д.), связанные с

атмосферными явлениями.

Уметь описывать и объяснять сущность спектрального анализа.

Природа тел солнечной системы

6

29

Земля- планета Солнечной системы.

1

Лекция

Изготовлени

е макета

«Моя

маленькая

планета»

(папье-маше)

Характеристики Земли. Ее строение, атмосфера, химический состав, магнитное поле. Достижения в освоении космоса.

Знать характеристики Земли. Ее строение, атмосфера, химический состав, магнитное поле. Достижения в освоении космоса

Учить детей изготавливать поделку с

использованием техники папье-маше,

развивать аккуратность, умение понимать и

выполнять поставленные задачи

30

Состав Солнечной системы

1

Беседа

Помочь детям понять содержание

рассказов. Расширять представление

детей о космическом пространстве,

космических объектах (комете, звездах,

созвездиях). Воспитывать

познавательный интерес.

Характеристика планет Солнечной системы.

Знать характеристики планет Солнечной системы.

31

Луна

1

«Почемучки

ны вопросы»

Игра –

путешествие

«Мы гуляем

по Луне»

Физические условия на Луне. Значение научных исследований Луны.

Расширять представление детей об

особенностях лунного рельефа;

атмосфере (возникновение кратеров,

гор, возвышенностей Уточнить представление детей о Луне,

космических телах, развивать

логическое мышление, память,

внимание, воображение. Учить детей

обосновывать свои ответы.

32

Планеты земной группы

1

Рисование

«Лунный

пейзаж»

Е. Левитан «

Звездные

сказки»

Основные особенности планет земной группы:Меркурий, Венера, Марс.

Закреплять навык создания фона с

помощью рисования «по сырому»,

закреплять навык рисования гуашевыми

красками по цветному фону. Учить

детей рисовать фигуру космонавта в

скафандре, передавать в рисунке

характерные особенности космического

корабля, лунохода, роботов,

воспитывать творческую активность.

Воспитывать у детей интерес к

прочитанному; умение обсуждать,

делать выводы, умозаключения.

Уметь описывать и объяснять отличительные особенности каждой из планет: состав и плотность атмосферы, наличие/отсутствие магнитного поля, рельеф поверхности, температурный режим и т. д.

33

Планеты- гиганты

1

Семинар

Физические особенности  и химический состав планет- гигантов. Спутники и кольца планет.

Уметь описывать и объяснять отличительные особенности каждой из планет: состав и плотность атмосферы, наличие/отсутствие магнитного поля, рельеф поверхности, температурный режим и т. д.

34

Малые тела Солнечной системы Итоговое занятие

1

«В гостях у

звездочета»

Астероиды, болиды, метеориты,кометы, метеоры и метеоритные потоки.

Познакомить детей с малыми

небесными телами - астероидами,

метеоритами, маленькими планетами

(их размерами). Помочь понять, какую

опасность представляют собой метеоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...