Старшеклассникам о нравственном идеале. Читаем увлекательные книги Е. И. Казимирчак-Полонской на внеурочных занятиях.
методическая разработка по астрономии (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Истомина Елена Евгеньевна

Старшеклассникам о нравственном идеале. Читаем увлекательные книги

Е. И. Казимирчак-Полонской на внеурочных занятиях.

Истомина Елена Евгеньевна,

   Занятия по духовно-нравственной тематике  сегодня востребованы обществом - это наиболее продуктивные начинания по изменению к лучшему самых трудных, проблемных процессов.

   Сложность заключается в том, мы идём во многом неизведанным путём, занимаемся темой, к которой решаешься прикоснуться только после долгих размышлений: «Сияет во мгле глубина алтарей, куда взор мой глядеть не дерзает». Перед тобой дети, и на каждого из них ты в какой-то степени повлияешь. У тебя, как у каждого учителя, есть дар убеждения, есть возможность получить знания о вере, ты владеешь методикой, в отдельных случаях общаешься с детьми чаще, чем родители. Задаёшься вопросом: как обрести это чувство меры, найти слова? Но в чём-то тебе и проще: дети чище взрослых, их душа откликается на искренние слова.

      Главное учительское оружие – слово.

      Мы часто говорим со старшеклассниками о людях, чей духовный опыт бесценен - о тех, кто всей своей судьбой доказал, что праведная жизнь возможна.

    На внеклассном занятии я познакомила старшеклассников с замечательной книгой - автобиографической повестью монахини Елены (Казимирчак-Полонской) «О действии благодати Божией в современном мире». Методика работы такова: фрагменты текста выложила на слайды и прочитала ученикам 10-11 класса (книга была в одном экземпляре), попросила письменно высказать свои суждения. Впоследствии отрывки из работ были выложены на слайды и обсуждены в классе.

    Впечатление было сильным. История служения матушки Елены, монахини в миру,  учёной-астронома Казимирчак-Полонской, доверие воле Божьей во всех обстоятельствах многотрудной жизни захватили юных слушателей.  Я попросила ребят поделиться своими мыслями…

   О чём же написали старшеклассники обычной школы? Мы начали свою работу с осмысления слов митрополита Сурожского Антония, который матушка Елена приводит в своей книге: «Бог призвал нас быть его посланниками на земле, и Он посылает нас туда, где мрак, чтобы быть светом, где безнадёжность, чтобы быть надеждой, где радость умерла, чтобы быть радостью». Большую часть жизни Елена Ивановна трудилась в атеистическом Советском Союзе, открыто исповедуя Православие.

    В первую очередь ученики отметили цельность характера матушки, верность жизненной задаче. «На меня произвело впечатление, что Елена Ивановна с самого детства задавалась серьёзными вопросами и имела глубокую веру, что бы ни случалось и не происходило в её жизни» (Иван, 10 кл.) В юности, увидев в необычном преображении природы Божье чудо, она укрепилась в вере, получив ответ на свой дерзновенный вопрос о смысле жизни. Девушка,  родившаяся  в нерелигиозной семье, дала себе клятву посвятить себя, свои таланты исследованию тайн мироздания. Прославлять Творца - такую высокую цель ставила перед собой одарённая 16-летняя гимназистка Елена Полонская.

   Елена Полонская получила прекрасное образование, учёную степень, признание на государственном и международном и уровне как автор открытий в области астрономии, воспитала талантливых учёных.  Достигла высот в изучении богословия, в зрелом возрасте по благословению нашего уважаемого патриарха Кирилла, который был в 80-е годы  ректором Ленинградских духовных школ, читала лекции студентам духовной академии в Ленинграде, создала общину в честь преподобного Сергия Радонежского. Где-то далеко в небе летит планета № 2006 , названная в её честь.

      В чём заключалось подвижничество матушки Елены? Вдумаемся в обстоятельства её жизни…Читаем у ребят: «Елена Ивановна приехала в Советский Союз из идейных побуждений, по собственной воле, полностью поменяв относительно благополучную жизнь в послевоенной Польше. Она мечтала о научном и духовном образовании российской молодёжи.  Неужели Елене Ивановне как одарённому человеку нельзя было создать сколько-нибудь подходящих условий? Ей пришлось работать на износ, вновь защищать диссертацию, сдавать научный атеизм: «перековка» щла полным ходом… Выдерживать давление со стороны администрации института, запрещавшей самое дорогое-посещение храма. Несколько месяцев жить под открытым небом, потому что квартира полностью сгорела. Елене Ивановне суждено было похоронить маленького сына Серёжу, которого руководство института запретило провожать в последний путь по христианскому обряду».  Елена Ивановна несколько дней провела у могилы сына, только ночью оставаясь в одиночестве. 

   «Мне понравилось в Елене Ивановне невероятное чувство долга и мужество, пишет ученик 10 класса Андрей,- В самый сложный момент она преподавала с больным ребёнком на руках. Воодушевлённая верой в Бога, держалась стойко после смерти сына, хотя для матери это самый жестокий удар». «Меня поразило то, что эта с виду хрупкая женщина справилась с такими сложными проблемами. Когда у неё умер сын, то она уже через несколько дней должна была выйти на работу и трудилась по 18 часов. Студенты с пониманием отнеслись к её горю, тихо сидели на занятиях. Её уважали за самоотверженность, потому что, когда была нужна её помощь, то она, несмотря на свои проблемы, шла и помогала любому» (Ангелина). «После похорон сына перед ней извинились те, кто на неё доносил, предавал, так им было стыдно перед истинно верующим человеком».

   Елена Ивановна открыто говорила о своей вере со студентами, в этом состоял её подвиг в условиях гонений. Она действовала по слову Псалтыри «Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей».

   Она не сломалась во время многодневных допросов, а следователь, который вёл её дело, уверовал и помог освободить из тюрьмы. « Когда матушка Елена оказалась в Бутырской тюрьме по подозрению в шпионаже, её студенты, вызванные на допрос, говорили  о ней только хорошее.  С учётом атмосферы всеобщего страха это был благородный поступок. Уроки порядочной, интеллигентной Елены Ивановны не прошли даром!» (Ангелина, 10 класс).

   Одной из любимых цитат матушки Елены были слова митрополита Сурожского Антония: « И наше место не только там, где покойно, на совершении литургии, где мы защищены Божьим присутствием, а и там, где мы в одиночку стоим, как присутствие Христово во мраке обезбоженного мира».

   Мы обратились к эпизоду повести, в котором матушка рассказывает об одной встрече в оккупированной фашистами Варшаве. Именно там, в опаснейшей обстановке, её жизненная философия проверялась на прочность.  Судьба свела Елену с неким Николаем, казаком, перешедшим на сторону врагов. Матушке понадобилась его помощь, она должна была рискнуть и вернуться в свою квартиру за вещами, и Николай решил воспользоваться её бедственным положением. Встреча закончилась полным раскаянием запутавшегося человека, и матушка подарила ему в час прощанья фамильную икону в серебряном окладе! Вдумаемся в комментарий учеников (устно они высказались: Его же убьют и свои, и чужие! Ему не выбраться).

Написали ребята следующее:

Андрей: «Это невероятной души женщина, способная  видеть нечто хорошее даже в самый сложный момент. Глядя страху в лицо, она не ломалась; смогла отдать семейную икону малознакомому человеку».

Катя: «Елена Ивановна подарила свою фамильную икону Николаю, чтобы с ним всегда был Бог и была частичка её души, тепла, любви, которая наставила бы его на правильный путь».

Кирилл: «Николай понял, что нельзя предавать Родину».

Саша: «Елена увидела, что Николай осознал свои ошибки, она поверила в этого человека, одна из всех! Не случайно он сказал Елене: «Вы меня спасли».

  Ученики делают справедливый вывод о том, что матушка была способна изменить человека духовно благодаря своей искренней любви к людям, умению чувствовать лучшее, светлое в душе человека.  Десятиклассник Александр выразил эту мысль так: «Елена Ивановна в человеке видела то, что он сам в себе не видит». Она поняла: блудный сын Николай  больше не способен на преступление, он неминуемо погибнет, и теперь ему нужнее всего на свете её икона Николая Угодника. Казак вряд ли выживет физически, но спасти душу может.

На вопрос: « Что искала в своей жизни матушка Елена? Нашла ли?» ребята ответили:

Егор: «Елена Ивановна искала в жизни справедливость».

Илья: «Я думаю, что Елена Ивановна была сильной и доброй женщиной. Она была хорошим учителем и знала, за что стоит. Она желала хорошего всем людям вместе. Она не боялась посвятить свою жизнь Богу, она исполняла свой долг перед Богом».

Катя: «Она положительно влияла на своих студентов, потому что была инициативной, не жалела личного времени для послевоенной молодёжи. Занимаясь со студентами наукой, готовя великолепные конференции, Елена Ивановна помогала понять, что всё создано Богом. Она даже пригласила к студентам профессионального художника, и с его помощью молодые люди изобразили масляными красками звёздное небо, кометы, планеты». Её жизнь имела высокий смысл, ученики это ценили».

Ангелина: «Она была очень добра, не держала обид, сразу прощала. Люди это замечали. Матушка Елена - это пример для подражания».

Александр: «У неё была добрая душа; Бог велел прощать, и она соблюдала правила.

   Елена Ивановна искала в жизни доброту и искренность, хотела, чтобы каждый знал и уважал Бога».

Кирилл: «Она искала в жизни смысл и нашла: смысл жизни в религии».

   Мы можем заключить: дети поняли, что жизнью движет только воля в сочетании с убеждениями.

   Особенное впечатление на ребят произвели последние годы  жизни матушки, которые пришлись на сложные в материальном отношении 90-е, когда слепая тяжелобольная 89-летняя женщина  руководила многочисленной общиной имени преподобного Сергия Радонежского, организуя помощь одиноким людям. Не думая о себе, она до конца будет заботиться о тех, за кого умер Христос  - за несчастных, нуждающихся. Матушка учила молодёжь быть внимательными, говорила, что не стыдно придти к больному старику даже с маленьким куском хлеба, сахара. Очень полезно знать об этом современным молодым людям, которые должны обратить внимание на то, какие грозы вновь собрались над русской старостью…

   Елена Ивановна Казимирчак-Полонская явила всей своей жизнью пример подвижничества в миру.

 Рассказ о её судьбе заставляет  размышлять о главном:    "И вот встает перед каждым из нас вопрос: за жизнь, которую я прожил, будь она коротка или очень длительна, оказался ли я человеком, просто человеком? Оказался ли я христианином? Я называю себя человеком, я называю себя христианином – но правда ли это?..» Митрополит Сурожский Антоний.

   Её биография, несомненно, интересна современным старшеклассникам и может быть изучена на уроках мхк, дкп, истории, астрономии, внеклассных занятиях.

   Фотографии на слайдах авторские, мне подарил их молодой учёный, сотрудник Пулковской обсерватории Филипп Чистяков, к которому я обратилась в социальной сети. Совершенно незнакомый человек  откликнулся, выполнил просьбу о снимках с места упокоения Елены Ивановны. Произошло это не сразу – была зима, всё  занесено снегом. Но весной, когда снег растаял, он сделал снимки  и  прислал вместе с чудесными фотографиями обсерватории, их с интересом посмотрели ученики. Мы помним

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски  духовных  и  нравственных  идеалов  Андреем  Болконским  и  Пьером  Безуховым" по роману Л.Н. Толс...

Люблю читать! (Список книг для тех, кто любит читать хорошую литературу)

Статья -помощь в выборе книг для читающих детей и не только....

Доклад:« Роль классного руководителя в воспитании нравственных идеалов учащихся через внеклассную работу»

Выступление на районном семинаре посвященному нравственному воспитанию школьников...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Нравственно-патриотическое воспитание. "Воспитательный аспект урока изобразительного искусства и внеурочных занятий"

Уроки изобразительного искусства имеют большие возможности в реализации воспитательной направленности образования. Приобщение учащихся к мировому художественному наследию становится условием формирова...

Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)

Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием....

Сценарный план внеурочного занятия в 8 классе "Идеалы русской культуры"

Данное занятие позволяет учителю работать над формированием духовно-нравственных качеств учащихся....