Урок астрономии в 11 классе «Развитие представлений о строении мира»
план-конспект урока по астрономии (11 класс) на тему

Цели урока: выяснить, в чем отличие системы Коперника от системы Птолемея; сформулировать выводы в пользу гелиоцентрической системы мира, следовавшие из открытий, сделанных с помощью телескопа; воспроизвести исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира.

Задачи урока: Проанализировать становление системы мира Аристотеля, структуру и содержание геоцентрической системы мира Птолемея; охарактеризовать гелиоцентрическую систему мира Коперника; рассмотреть преимущества и недостатки системы мира Коперника, границы ее применимости; охарактеризовать значение достижений наблюдательной астрономии для подтверждения гелиоцентрической системы мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок астрономии в 11 классе разработала Мезнер Евгения Михайловна, учитель физики МКОУ «Комарская сош» Заринского района

Тема урока: «Развитие представлений о строении мира»

Цели урока: выяснить, в чем отличие системы Коперника от системы Птолемея; сформулировать выводы в пользу гелиоцентрической системы мира, следовавшие из открытий, сделанных с помощью телескопа; воспроизвести исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира.

Задачи урока: Проанализировать становление системы мира Аристотеля, структуру и содержание геоцентрической системы мира Птолемея; охарактеризовать гелиоцентрическую систему мира Коперника; рассмотреть преимущества и недостатки системы мира Коперника, границы ее применимости; охарактеризовать значение достижений наблюдательной астрономии для подтверждения гелиоцентрической системы мира.

Оборудование: Компьютер, ноутбуки , проектор

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов.

Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи смены представлений о строении мира; характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира.

Личностные: высказывать убежденность в возможности познания системы мира.

  1. Организационный момент: Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку. Обучающиеся готовятся к работе, организуют рабочее место, приветствуют учителя.
  2. Мотивация и актуализация учебной деятельности: настройка обучающихся на продуктивную деятельность. В ходе беседы акцентируется внимание на значении точности в измерении промежутков времени и летоисчислении. Необходимо обратить внимание учащихся на различие в требуемой точности измерения времени в древности и в современном мире.

Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездной Вселенной? С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем. Прошли века и тысячелетия, прежде чем возникла и получила глубокое обоснование и развитие наука о Вселенной, раскрывшая нам удивительный порядок мироздания. Недаром еще в древней Греции Вселенную называли Космосом, а это слово первоначально означало “порядок” и «красота».

  1. Этап целеполагания: учитель создает условия для постановки цели и объявляет тему урока. На экране представлены вопросы, позволяющие сформулировать проблему: что являлось предпосылками к развитию картины мира от мифологических представлений до состояния научной теории? В беседе формулируется тема урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, пытаются сформулировать цель и тему урока. Записывают в тетради тему урока.

Вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы.

  1. Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала

Учитель организует работу по восприятию материала. Организует работу с учебником, демонстрирует изображения, иллюстрирующие представления об устройстве мира в различных культурах. Учащимся предлагается представить доклад «Достижения и уровень знаний древнейших астрономов». При обсуждении доклада акцентируется внимание на данных, полученных в древних обсерваториях, их значимости для последующего создания геоцентрической, а затем и гелиоцентрической систем мира. Организуется беседа о представлениях о строении мира, характерных для древности. При этом подчеркивается, что в древности было естественным, осмысляя информацию, получаемую с помощью органов чувств, считать Землю неподвижной, плоской, находящейся в центре мира.

Класс делится на 2 группы. Первая группа в парах изучает геоцентрическую систему мира, вторая – гелиоцентрическую, организует обсуждение тех основных характеристик, которые законспектировали учащиеся в тетради.

  1. Этап применения теоретических знаний в условиях выполнения практических заданий

Выполнение обучающимися в парах практического задания: работа с карточками.

 Карточка

1. В повести Г. Голубева «Улугбек» есть следующая фраза: «…Марс и Венера движутся в одну сторону — с запада на восток, потом останавливаются и вдруг направляются обратно на запад, и так несколько раз за ночь…» Укажите ошибку в приведенном отрывке.

  1. Проверка усвоения материала

Сравнительная характеристика геоцентрической и гелиоцентрической систем мира

Признаки для сравнения

Геоцентрическая система

Гелиоцентрическая система

Автор теории

Перевод названия

Относительно чего рассматривается движение небесных тел: что расположено в центре Вселенной

Движение планет

Что позволяет объяснить

Преимущества

  1.  Этап подведения итогов урока:  учитель объявляет и комментирует домашнее задание.

Формулирует вопросы для подведения итогов урока  учащиеся анализируют материал урока, отвечают на вопросы и подводят итоги.

  1. Рефлексия:   Учитель побуждает учащихся поделится эмоциями, возникшими в течении урока и призывает к изучению предмета физики, учащиеся осмысливают свои ощущения и делятся своими эмоциями об уроке. В ходе обсуждения ответов на рефлексивные вопросы необходимо акцентировать внимание на значимости обеих теорий для развития науки. Учитель напоминает учащимся о проблемном вопросе, сформулированном в начале урока, и предлагает сформулировать ответ на него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 7 классе:" Развитие музыкального искусства в древнем мире"

Цель: Провести обобщаюший анализ зарождения и развития многих жанров музыкального искусства и искусства в целом в Древнем мире. Задачи:а) В игровой форме выявить отличительные особенности развити...

Урок географии. 7 класс.Развитие земной коры(по уч. Алексеева "Полярная звезда")

Это конспект урока по теме "Развитие земной коры" с использованием интерактивной карты ....

Урок в 11 классе "Развитие жизни на Земле"

11 классУрокна тему:  « Развитие жизни на Земле»Целевые ориентации урокаЛичностные: развивать познавательную активность учащихся через  умение анализировать, обобщать, делать логические выво...

Развитие представлений о строении мира

В материале представлена презентация для урока по дисциплине "Астрономия"...

Презентация на тему: "Развитие представлений о строении мира"

Презентация является дополнительным материалом для проведения урока астрономии.Презентация помимо основной темы затрагивает и другие, такие как "Законы Кеплера", "Строение Солнечной сис...

Урок в 7 классе " Развитие читательской грамотности на уроках математики"

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Развитие математической грамотности напрямую связано с развитием навыков смыслового и функциона...