Урок музыки в 7 классе:" Развитие музыкального искусства в древнем мире"
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

Цель: Провести обобщаюший анализ зарождения и развития многих жанров музыкального искусства и искусства в целом в Древнем мире.

 

Задачи:

а) В игровой форме выявить отличительные особенности развития музыки в той или иной стране или исторической эпохе:

  1. Первобытная эпоха.

а)описать один из обычаев, который сохранился до наших дней во многих племенах Африки, показывающий ярко развитие музыки и музыкальных инструментов.

  1. Египет

а)задать вопрос: Самый любимый музыкальный инструмент у египтян? Раскрыть его развитие и эволюцию создания.

б) на основе рассказа египтянина с запутанным сюжетом выявить ошибки и исправить их;

в)задать вопрос: По каким источникам учёные узнали о развитии искусства в этой стране?

3. Япония

а)представить ребятам новые сведения об отношении японцев к музыке: выражение «дипломатическая нота»( имеет двойной смысл: официальный документ и музыкальное произведение);

б)назвать музыкальное произведение, автора и историческое событие, которое легло в основу его образности. (Звучат «Вариации на тему японской народной песни «Вишня»)

  1.  

а)вспомнить один из литературных источников. Где главным действующим лицом является лира;

б)задать вопрос: Какие два крупных музыкальных жанра зародились в Древней

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 7 классе

Тема: « Развитие музыкального искусства в древнем мире»

        Разработала и провела

Учитель музыки МБОУ «Гимназия№3»

                                                                                                                       Харчева М.В

Цель: Провести обобщаюший анализ зарождения и развития многих жанров музыкального искусства и искусства в целом в Древнем мире.

Задачи:

а) В игровой форме выявить отличительные особенности развития музыки в той или иной стране или исторической эпохе:

  1. Первобытная эпоха.

а)описать один из обычаев, который сохранился до наших дней во многих племенах Африки, показывающий ярко развитие музыки и музыкальных инструментов.

  1. Египет

а)задать вопрос: Самый любимый музыкальный инструмент у египтян? Раскрыть его развитие и эволюцию создания.

б) на основе рассказа египтянина с запутанным сюжетом выявить ошибки и исправить их;

в)задать вопрос: По каким источникам учёные узнали о развитии искусства в этой стране?

3. Япония

а)представить ребятам новые сведения об отношении японцев к музыке: выражение «дипломатическая нота»( имеет двойной смысл: официальный документ и музыкальное произведение);

б)назвать музыкальное произведение, автора и историческое событие, которое легло в основу его образности. (Звучат «Вариации на тему японской народной песни «Вишня»)

4.Греция

а)вспомнить один из литературных источников. Где главным действующим лицом является лира;

б)задать вопрос: Какие два крупных музыкальных жанра зародились в Древней Греции?

б)обучающая:

С помощью карточек и метода выбора и сравнения визуального лото проверить знания ребят, используя индивидуальный опрос:

1.Первобытная эпоха.

а)выбрать названия первобытных инструментов, соответствующих именно этой эпохе (гусли, тыквенная бутыль, барабан, арфа,морская раковина, тростниковая флейта, чуринга, скрипка, птичьи кости);

б)зарисовать любой первобытный инструмент

2. Япония.

а)предлагается большой выбор изделий прикладного искусства в магазине. Выбрать соответствующие этой стране (фарфоровые вазы, матрёшки, гравюры, вышитые платки, фигурки из слоновой кости, деревянные ложки, керамика, ювелирные  изделия из золота, картины с изображением животных).

3.Греция.

а)посещения музея скульптур и выявления различий во внешности скульптур Греции и Рима;

б)предлагаются варианты слов,характеризующих музыку Греции и Рима)

Задача: правильно расставить карточки с названием характера музыки.ю соответствующее тому или иному государству.

в)воспитывающая:

Воспитывает уважение к музыкальным традициям других народов, любознательность и творческий подход в развитии познавательных способностей к постижению знаний.

Ход урока

  1. Сегодня, ребята, у нас необычный урок- урок- путешествие. Это не урок географии, а урок музыки. Поэтому  путешествие будет музыкальным, и поможет нам  в этом музыкальная карета. Снег, дожди и ливни сделали карету не такой яркой, какой она была  в начале пути, но зато она- в умелых руках. А руководить будем мы ею с помощью знаний, эрудиции вашей любознательности и, конечно, любви к музыке.

(Я беру карточки с названием музыкальных инструментов первобытной эпохи).

- Что-то странно¸ ребята! Карета привезла нас туда, где нет высоких зданий ,природа богата экзотическими растениями и животными, и вообще, музыкальные инструменты имеют странный вид и названия. Куда мы попали?

(Зачитываются все карточки и задаётся вопрос всему классу. К доске выходит дин ученик, вставляет в карету название «Первобытная эпоха» и выбирает названия инструментов первобытной эпохи.)

Фронтальный опрос:

- Раскройте один из источников возникновения музыки.

(Оценивается работа ученика у доски всем классом, затем приглашается  « первобытный художник» и зарисовывает любой первобытный инструмент).

- а сейчас мы представим себе, что мы – первобытные музыканты. Всё, что у нас есть – это наши руки и ударные инструменты: ручки. Давайте постараемся воспроизвести звуки оркестра, которые организованы ритмически.

(Класс делится на две группы: 1 группа выстукивает ручками равномерный ритм, 2 группа- ритм с мелкими длительностями)

- Да, примерно так мы можем представить себе первобытный оркестр, который был неотъемлемой частью многих обрядов.

Вопрос: Вспомните обычай, сохранившийся до наших дней во многих племенах Африки, который способствовал развитию музыкального искусства в древности.

Дети: Обряд посвящения юношей в мужчины. Кроме того, что он должен был ловко запрячь буйвола или правильно расставить сети для рыбной ловли, он должен был сделать  сам музыкалный инструмент. Он уходил далеко в лес и часами упражнялся,сочиняя свою мелодию.

- Значит, так происходило совершенствование  и музыкальных инструментов и музыки в целом!

2. Ну, что же, наше путешествие продолжается, и наша карета потихоньку продвигается и выбирается из лесной чащи: меняется климат, солнце всё больше обогревает землю, нам становится жарко, и мы замечаем, что едем по песчаной местности. Вдруг мы слышим звуки удивительной мелодии, в которой очень красивые восточные интонации.

(Звучит древнеегипетский танец Эль- Шуан).

- Ребята, куда мы попали? Куда привезла нас карета?

(Индивидуальная работа ученика с карточками названий государств)

Вопрос : Как называется это произведение?

Дети: Танец Эль- Шуан.

Вопрос: Назовите самый любимый музыкальный инструмент у египтян и расскажите о нём. (Лира, арфа, флейта)

Дети : Самый любимый музыкальный инструмент у египтян - арфа.

Дети: В 4 династии правления фараонов она выглядела как простой иероглиф, напоминающей подобие лука. В 12 династии правления из настенных фресок мы видим более современный вид арфы. Уже в 20 династии правления её украшали драгоценными камнями, черепаховой костью. Подножие украшалось изображениями голов богов и богинь.

- Да, действительно, интересна история развития этого инструмента! Рядом мы замечаем человека, лицо которого закрыть капюшоном. И слышим довольно странный рассказ об этой стране – что- то здесь не так!

Сейчас вы послушаете его рассказ, а ваша задача - исправить неправильные слова и записать их в тетрадь. Слушайте!

-Начинаясь в глубине Африки, несёт свои воды река Волга, орошая берега. Как зёрнышко быстро произрастает в плодородной земле, так проросло на плодородной волжской земле зерно человеческой цивилизации- Египет. Далеко- далеко срели песков видны огромные по величине хранители истории – соломенные избушки и близлежащие постройки. Они погребли в себе на многие тысячелетия своеобразное искусство, выражающее традиции и культуру народа. Только в конце XIX  века люди всего мира смогли с ним познакомиться. Заходя в эти избушки, поражаешься красоте убранства помещений, творческой фантазии художников. Вот мы попали в одну из комнат, где стоят дубовые столы, табуретки, предметы деревенского быта.

Заходя в другую комнату, мы видим прекрасные художественные творения Шишкина, Васнецова, особенно запоминаются картины с изображением животных, которые играют на барабане или танцуют польку. Да, прекрасно искусство древнего народа – величественно и многообразно.

Я, думаю, что вы прекрасно справились с этим заданием!

Вопрос: По каким источникам учёные узнавали о развитии музыки в этой стране?

Дети: По настенным фрескам в гробницах и папирусам.

  1. Путешествие продолжается. Высоко поднимается солнце…Мы приезжаем в другую страну и заходим в один из магазинов, который предназначен для туристов. Удивительно! Нас поразили внешним видом необычные изделия этого народа маленьких размеров и необычной формы!

Вопрос: Нам нужен экскурсовод. Куда мы попали?

(Выходит ученик и ставит карточку с название этой страны в карету и выбирает названия изделий, соответствующих этой стране)

- Странное зрелище открылось бы перед нами. Если бы вдруг мы оказались на дипломатическом приёме в каком – либо государстве древности, где происходила аудиенция  посланника этой страны. Развернув верительные грамоты, дипломат обращался к иностранному правительству не с речью, а с пением. Поэтому у жителей этой страны выражение «дипломатическая нота» имеет двойной смысл: это и документ, это и музыкальное произведение. Интересно, где это происходило? Давайте посмотрим на ответ экскурсовода!

(Проверка правильности ответа ученика)

- Но вот заиграла музыка. И она нам знакома. Мы с удовольствием её подхватываем и исполняем.

(Исполнение японской народной песни «Вишня»)

Вопрос: Назовите музыкальное произведение, которое возникло на основе темы этой песни, и кто автор?

Дети: Д.Б.Кабалевский. Вариации на тему японской народной песни «Вишня».

Вопрос: Какое историческое событие вошло в тему музыкального образа?

(Прослушивание отрывка)

- Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в 1945 году американскими самолётами. Это мы слышим из тяжёлых ударов аккордов, напоминающих набат колокола.

4. Под впечатлением этой музыки мы отъезжаем из Японии и следующую страну нам представляет музыкальный инструмент – лира

Вопрос: Название страны?

(Ученик работает с карточками названия стран)

Вопрос: Название литературного источника, где лира помогает главному герою.

Дети: Легенда «Орфей и Эвридика»

Вопрос: Какие два музыкальных жанра возникли в этой стране?

Дети: Опера и балет

Вопрос: Что они представляли из себя в то время?

Дети: Во время театрализованных спектаклей артисты нараспев читали слова (опера) и при этом пританцовывали(балет)

Вопрос: Что они представляли из себя в XVI веке?

Дети: Они стали самостоятельными жанрами.

-Перед вами картины, передающие сюжет литературного произведения.

Вопрос: Какой музыкальный инструмент лёг в основу этого произведения?:(многоствольная флейта, флейта, свирель, дудочка?

(К доске выходит ученик и выбирает)

Вопрос: В чём смысл легенды? Вспомните содержание!

Дети: В безобразном тоже бывает прекрасное. Уродливое существо- полубог, полукозёл Пан влюбилось в нимфу. Она, увидев его, пустилась в бегство и превратилась в тростник. Тогда он срезал тростник ,связал его стебли и стал играть, вспоминая  нимфу. Так возник музыкальный инструмент – многоствольная флейта Сиринга.

- Да, ребята, не только греческий народ уделял музыке достойное внимание, но и соседний с Грецией народ. В искусстве они заимствовали кое- какие детали, но своё  индивидуальное не создавали практически. Итак, мы попадаем в музей древних скульптур и видим прекрасные творения древнегреческих скульпторов. Но… рядом стоят скульптуры которые изменились внешне…

Дети: Их лица стали более воинственные, одежда стала более суровой. Это древнеримские скульптуры.

-И соседи эти…

Дети: Римляне!

- На доске два варианта характера музыки. Соответствующей музыке этих народов Нужно правильно их сгруппировать.

(Совместная работа учители и учеников)

- Наше путешествие подходит к концу. Мы продолжим его в следующей четверти.На карете мы будем преодолевать временные границы развития музыки. Раскрывая всё большую красоту музыки и внутреннего мира человека, познающего это великое искусство!  Урок окончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Элективный курс в 9-м классе «Музыкальное искусство с Древних времён до начала XX века».

Пояснительная записка.О том, что такое музыка во всеобщем понимании, мы можем прочесть во многих литературных изданиях, связанных с музыкой. По этой теме существует огромное количество статей. Традици...

Авторская разработка урока музыки по теме «Влияние музыкального искусства на психическое здоровье человека»

Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей сегодня живет исключительно ею. Это их страсть. При этом многие  стали менее отзывчивыми к чу...

Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....

Презентация к уроку музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси".

Презентация к уроку музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси"....

Методическая разработка урока Музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси"

Тема урока: «Народное искусство Древней Руси»Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Образовательная цель: формирование у учащихся представлений о народном искусстве...