Методическая разработка урока Музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Барковская Наталия Геннадьевна

Тема урока: «Народное искусство Древней Руси»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: формирование у учащихся представлений о народном искусстве Древней Руси, через традиции и обычаи музыкальной культуры.

Планируемые результаты

Метапредметные: создавать условия для познавательно - активной и творческой деятельности; анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека; умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Предметные: развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческое воображение посредствам восприятия произведений Римского-Корссакова: «Пляска скоморохов» и Тихона Хренникова «Во кузнице».

Личностные: Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа; воспитывать духовно- нравственные качества учащихся через приобщение их к народной культуре и русскому искусству.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, презентация, аудиозаписи произведений.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Народное искусство Древней Руси»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: формирование у учащихся представлений о народном искусстве Древней Руси, через традиции и обычаи музыкальной культуры.

Планируемые результаты

Метапредметные: создавать условия для познавательно - активной и творческой деятельности; анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека; умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Предметные: развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческое воображение посредствам восприятия произведений Римского-Корссакова: «Пляска скоморохов» и Тихона Хренникова «Во кузнице».

Личностные: Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа; воспитывать духовно- нравственные качества учащихся через приобщение их к народной культуре и русскому искусству.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, презентация, аудиозаписи произведений.

Добрый день. Сегодня я проведу у вас урок музыки.

(Распевание-приветствие)

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы проверим

то, как вы усвоили знания с предыдущих уроков.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют, отвечают на вопросы.

Л: проявление эмоциональной отзывчивости.

2.  Актуализация знаний.

(5 минут)

(Проверочная работа)

О чем вы говорили на прошлом уроке?

(проверка домашнего задания)

Какой композитор изображен на экране?

Что такое баллада?

С какой балладой Шуберта вы познакомились на прошлом уроке?

Сколько действующих лиц было раскрыто в балладе? Какие?

Отвечают на вопросы.

Шуберт

вокальная или инструментальная пьеса романтического характера

«Лесной царь»

4 – рассказчик, отец, сын, Лесной царь

Л: проявление эмоциональной отзывчивости,

П: способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

Слайд 1

Русская Духовная музыка

Слайд 2

Крещение Руси В X веке, а точнее в 988, произошло очень важное событие для русского народа – Крещение Руси. Киевский князь Владимир (Красно Солнышко) по примеру своей бабушки – княгини Ольги – провозгласил на Руси христианскую веру, веру в единого бога – Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра. Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях

Слайд 3

Церковное пение Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Еще одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения – a capella . Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках

Слайд 4

Овладевая церковной музыкальной культурой, пришедшей на Русь из Византии, неизвестные создатели гимнов и распевщики не могли сразу запеть на чужом языке, поэтому они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры с иноземной, византийской выразился в таком явлении, как знаменный распев, обладавший поразительной внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью. Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя – знак )

Слайд 5

Образы русской народной духовной музыки Шестопсалмие (знаменный распев) Мужская группа Московского хора молодежи и студентов Художественный руководитель и дирижер Борис Тевлин Свете тихий (киевский распев) Московский хор молодежи и студентов Художественный руководитель и дирижер Борис Тевлин

Слайд 6

Икона «Троица» В XV в. в русской иконописи активно развивается богословское учение о Троице, триедином боге – Отце, Сыне, Святом Духе. Самой известной иконой того времени стала «Троица» Андрея Рублева, ученика русского святого Сергия Радонежского. В этот период появляется многоголосная церковная музыка. Как в народной многоголосной протяжной песне, три голоса церковных песнопений плавно текут, как три ленты, переплетаются и снова звучат параллелью

Слайд 7

Многоголосное пение В русской православной церкви с середины XVII в. стало распространятся многоголосное пение. Так как количество голосов в пении колебалось от трех до сорока восьми, то сочинения и исполнение такой музыки требовало большого мастерства – знания вокальных возможностей человеческого голоса, искусство управления хором. В XVIII в. В русской музыке появился новый жанр – многоголосный духовный концерт

Слайд 8

Родился композитор 16 октября 1745 года в городе Глухове на Украине. Музыкальное образование композитор получил в Киевской Духовной Академии, которую не закончил. Там он начал писать собственные произведения. В 1758 году, за исключительные вокальные данные будущий композитор был послан в Петербург. Он стал солистом в Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича. Березовский часто участвовал в представлениях итальянской оперы, играл на скрипке. С 1765 года композитор 9 лет жил в Италии, куда был направлен для совершенствования. В Болонье Березовский занимался под руководством знаменитого тогда падре Мартини, выдержал экзамен Болонской филармонической академии на звание академика-композитора. В тот же день держал экзамен и юный Моцарт. Титул члена Академии был почетным: он давал право быть капельмейстером – руководителем хорового коллектива или оркестра Максим Созонтович Березовский

Слайд 9

«Не отвержи мене во время старости» Этот духовный концерт М. Березовского – одно из самых значительных произведений этого жанра. Примечателен тот факт, что немногочисленные биографические сведения, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что это произведение было сочинено музыкантом в возрасте 16-18 лет, в то время, когда ему сопутствовал успех: его произведения исполнялись, а самому композитору оказывали внимание при царском дворе. Впереди была Италия, учеба у признанного в Европе музыканта и педагога падре Джованни Мартини

Слайд 10

Да исправитсЯ молитва моя (Жертва вечерняя) Павел Григорьевич Чесноков Композитор Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в — русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций. Родился : 24 октября 1877 г., Воскресенск. Умер : 14 марта 1944 г. Образование : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского Ирина Архипова, меццо-сопрано Государственный камерный хор Министерства культуры СССР Художественный руководитель и дирижер Валерий Полянский

Слайд 11

Пляска скомороха Николай Андреевич Римский-Корсаков русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Родился : 18 марта 1844 г., Тихвинн Умер : 21 июня 1908 г., Санкт-Петербург Произведения : Шахеразада , Полёт шмеля, Снегурочка, Садко и др. Либретто : Снегурочка, Садко, Ночь перед Рождеством, Млада и др. «Снегурочка» — опера Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой пьесе Александра Островского. Сочинение : 1881 г. Первое исполнение : 10 февраля 1882 г. Автор либретто : Николай Андреевич Римский-Корсаков Язык : Русский Из 3-его действия Оркестр ГАБТ СССР Дирижер Евгений Светланов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образы русской народной и духовной музыки

Слайд 2

Крещение Руси В X веке, а точнее в 988 г., произошло очень важное событие для русского народа – Крещение Руси. Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях.

Слайд 3

Церковное пение Церковное пение в древности было одноголосным в унисон мужским a capella .

Слайд 4

Знаменный распев – соединение русской культуры и вызантийской . Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя – знак ) .

Слайд 5

Современная нотация

Слайд 6

Древнерусская нотация

Слайд 7

Икона «Троица» А.Рублёва В XV в. в русской иконописи активно развивается богословское учение о Троице, триедином боге – Отце, Сыне, Святом Духе. В этот период появляется многоголосная церковная музыка.

Слайд 8

Многоголосное пение В русской православной церкви с середины XVII в. стало распространятся многоголосное партесное (от слова partes - голоса) пение .

Слайд 9

Образы русской народной духовной музыки Шестопсалмие (знаменный распев) Мужская группа Московского хора молодежи и студентов Художественный руководитель и дирижер Борис Тевлин Свете тихий (киевский распев) Московский хор молодежи и студентов Художественный руководитель и дирижер Борис Тевлин

Слайд 10

Родился композитор 16 октября 1745 года в городе Глухове на Украине. Музыкальное образование композитор получил в Киевской Духовной Академии, которую не закончил. Там он начал писать собственные произведения. В 1758 году, за исключительные вокальные данные будущий композитор был послан в Петербург. Он стал солистом в Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича. Березовский часто участвовал в представлениях итальянской оперы, играл на скрипке. С 1765 года композитор 9 лет жил в Италии, куда был направлен для совершенствования. В Болонье Березовский занимался под руководством знаменитого тогда падре Мартини, выдержал экзамен Болонской филармонической академии на звание академика-композитора. В тот же день держал экзамен и юный Моцарт. Титул члена Академии был почетным: он давал право быть капельмейстером – руководителем хорового коллектива или оркестра. Максим Созонтович Березовский

Слайд 11

«Не отвержи мене во время старости» Этот духовный концерт М. Березовского – одно из самых значительных произведений этого жанра. Примечателен тот факт, что немногочисленные биографические сведения, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что это произведение было сочинено музыкантом в возрасте 16-18 лет, в то время, когда ему сопутствовал успех: его произведения исполнялись, а самому композитору оказывали внимание при царском дворе. Впереди была Италия, учеба у признанного в Европе музыканта и педагога падре Джованни Мартини

Слайд 12

Да исправится молитва моя (Жертва вечерняя) Павел Григорьевич Чесноков Композитор Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в — русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций. Родился : 24 октября 1877 г., Воскресенск. Умер : 14 марта 1944 г. Образование : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

Слайд 13

Пляска скомороха Николай Андреевич Римский-Корсаков русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Родился : 18 марта 1844 г., Тихвинн Умер : 21 июня 1908 г., Санкт-Петербург Произведения : Шахеразада , Полёт шмеля, Снегурочка, Садко и др. Либретто : Снегурочка, Садко, Ночь перед Рождеством, Млада и др. «Снегурочка» — опера Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой пьесе Александра Островского. Сочинение : 1881 г. Первое исполнение : 10 февраля 1882 г. Автор либретто : Николай Андреевич Римский-Корсаков Язык : Русский Из 3-его действия Оркестр ГАБТ СССР Дирижер Евгений Светланов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"

Урок  музыки  в  6  классе Тема:  Фольклорные  традиции  Руси.Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознаком...

Методическая разработка урока музыки "Обряды и традиции Древней Руси"

Учитель музыки Белова А.В.Тема:  «Обряды и традиции  Древней Руси»Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознакомления с древнерусской музы...

Презентация к уроку музыки "Обряды и традиции Древней Руси"

1 слайд - Обряды и традиции  Руси.2 слад - Библейский сюжет3 слайд- Коляда – языческий бог. Символ вечного круговорота жизни: смена дня и ночи, движение от тьмы к свету. Коленда –н...

Разработка урока истории по теме "Искусство Древнего Египта"

Технологическая карта урока "Искусство Древнего Египта" по ФГОС. Можно использовать как разработку открытого урока...

Методическая разработка урока музыки «Человек в зеркале искусства»

Данная методическая разработка дает возможность сформировать у учащихся представление о многогранности художественного восприятия образа человека в искусстве. Использованная технология многоканальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Методическая разработка урока музыки по теме «Народное искусство Древней Руси» 6 класс.

Данная методическая разработка позволяет наилучшим образом донести до учащихся материал урока, путем музицирования на музыкальных инструментах.А так же в разделе вы можете найти интересную презентацию...