ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Земля Альфа» Направленность: естественнонаучная.
методическая разработка по астрономии (5 класс)

Воронцова Варвара Александровна

Возраст учащихся:  9 - 13 лет  Срок реализации: 1 год (72 часа)

Автор – разработчик: Воронцова В. А. методист  и педагог дополнительного образования

Кострома, 2021 г.

Новизна состоит в том, что программа рассчитана на реализацию творческих потребностей современного ребенка (ребенка поколения «альфа»). Дети поколения альфа ищут сюжеты для маленьких историй, о которых можно снять видео и выставить на оценку в интернет сеть. Это веяния нового времени и предпочтения в самовыражении ребят. Данная программа даст не только пищу для размышления о защите нашей планеты от пагубного влияния человека, но и возможности использовать изученный материал, полученные знания на практике в сюжетах своих видео. Предположительно, стоит создать аккаунт программы «Земля Альфа», как территорию в сети интернета для набора популярности, оценки и  продвижения целей программы не только среди обучающихся, но и в обществе.

Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому обучающемуся получить не только естественнонаучные знания, умения ориентироваться в информационном поле, но и развить технологическую  и информационную грамотность.

Процесс обучения организован с целью достижения следующего результата: готовность к преобразованию деятельности. Ключевая компетенция при освоении программы – умение учиться, что соответствует ФГОС третьего поколения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методист Воронцова В. А.115.92 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЛАНЕТАРИЙ»​​

Согласовано

на заседании педагогического совета

ГБУ ДО «Планетарий»

Протокол № __ от

«___» ___________ 2021

«Утверждаю»

 Директор ГБУ ДО «Планетарий»

____________ С. Ю. Сахарова

Приказ № __________

«       »_________________2021

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

  «Земля Альфа»

Направленность: естественнонаучная.

Возраст учащихся:  9 - 13 лет

Срок реализации: 1 год (72 часа)

Автор – разработчик: Воронцова В. А.

методист  и педагог

дополнительного образования

Кострома, 2021

Нормативно-правовые документы.

   Рабочая общеразвивающая дополнительная программа "Космический навигатор" составлена в соответствии:

  1. с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ с дополнениями и изменения от 30.12.2014 года, 30.07.2015 года, 19.12.2016 года;
  2. с приказом Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
  3. с постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ  № 41 от 04.07. 2014 г.  «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  4. с приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 03. 09. 2019 г. «Об утверждении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»;
  5. с письмом Минобрнауки  России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  6. с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. Письмо Минобрнауки России от 18.11. 2015 № 09-3242 ММ;
  7.  с образовательной программой Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Костромской области «Планетарий».

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Основные характеристики программы:
  1.  Дополнительная общеразвивающая программа "Земля Альфа" реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования:  нацелена на освоение  астрономических знаний и умений, знаний естественнонаучного цикла; на развитие естественнонаучной и технологической грамотности, творческого и системного мышления, информационной грамотности и социально-экологического воспитания.

1.2 Актуальность программы обусловлена потребностями не только детей и родителей, но и педагогов - предметников естественнонаучной направленности. Приказом Минобрнауки России от 07.06.2017 N 506 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089" в школы вернулась астрономия. Астрономия - введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом".  

Сегодня такие предметы как: химия, биология, физика, экология, география, астрономия и окружающий мир вынесены в общий естественнонаучный цикл. Педагоги и методисты ожидают в недалеком будущем симбиоз этих предметов. Современная астрономия - уникальная дисциплина, сегодня она шагнула далеко вперед, пополнив научные исследовательские материалы, и все это - благодаря космической технике. Обзорные и наблюдательные технические устройства, вынесенные на  орбиту нашей планеты, помогают получать все больше новых знаний. Появляются новые науки и перспективные профессии, соединяющие в себе несколько естественнонаучных профилей.

Астрономические вопросы всегда вызывали интерес у школьников всех возрастов. Далеко не на каждый вопрос найдется ответ в доступной энциклопедии. И, в первую очередь, ребёнок должен познакомиться со своей планетой, и научиться бережно относится к ее ресурсам и всему живому. Растет новое поколение детей -  поколение α (альфа). Именно это поколение – поколение Альфа, как считают психологи, будут восстанавливать планету, беречь ее и разумно пользоваться ее ресурсами. Ребенок нового поколения должен увидеть реальный мир и  получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в коммуникативной деятельности. Цели образования определили специфику содержания и главные принципы отбора учебного материала для данной программы из курса астрономии и  других предметов естественнонаучного цикла. Данная программа сохранит и разовьет интерес к познанию окружающего мира,  вытащит ребят из виртуальной сети, даст основные умения использовать научную астрономическую и географическую информацию для исследований. Организуя познание, программа раскроет обучающимся сущностные особенности предметов, будет способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к объектам окружающей среды.

1. 3.  Отличительные особенности программы "Земля Альфа".

Новизна состоит в том, что программа рассчитана на реализацию творческих потребностей современного ребенка (ребенка поколения «альфа»). Дети поколения альфа ищут сюжеты для маленьких историй, о которых можно снять видео и выставить на оценку в интернет сеть. Это веяния нового времени и предпочтения в самовыражении ребят. Данная программа даст не только пищу для размышления о защите нашей планеты от пагубного влияния человека, но и возможности использовать изученный материал, полученные знания на практике в сюжетах своих видео. Предположительно, стоит создать аккаунт программы «Земля Альфа», как территорию в сети интернета для набора популярности, оценки и  продвижения целей программы не только среди обучающихся, но и в обществе.

Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому обучающемуся получить не только естественнонаучные знания, умения ориентироваться в информационном поле, но и развить технологическую  и информационную грамотность.

Процесс обучения организован с целью достижения следующего результата: готовность к преобразованию деятельности. Ключевая компетенция при освоении программы – умение учиться, что соответствует ФГОС третьего поколения.

— для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— для сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— для ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернет, статистических материалах;

— для соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

В данной программе приоритетным направлением выбраны:

- естественнонаучные базовые знания о планете Земля, космической технике; аппаратах исследования ближнего и дальнего космоса; технологиях, сохраняющих безопасную жизнедеятельность человека на Земле.

 - умения и навыки наблюдать, понимать и объяснять объекты и процессы, происходящие в естественной среде, искусственной и социальной среде, анализировать, планировать, систематизировать, выбирать способы разработки и моделирования. Например: разведка и добыча полезных ископаемых на Луне и астероидах; разработка  устойчивой космической экосистемы для орбитальных станций, лунных баз и длительных перелетов; проектирование сооружений в условиях меняющейся планеты.

 - воспитания индивидуальности; сознательности и активности; наглядности; доступности, научности и позволяет использовать Интернет в учебном процессе как источник систематической информации о Земле по астрономии и космонавтике.

Программа составлена для учащихся с третьего по шестой класс, с учетом их первоначальных знаний, интереса к космосу. В программе показана взаимосвязь наук и в частности: астрономии и экологии, географии и космонавтики

Программа " Земля Альфа " предназначена для  обучающихся  9-13 лет,  так как  помогает обучающимся формировать представление о себе, о своей деятельности сегодня,  о будущей  профессии, прогнозировать и планировать.  

  • предусматривает возможности как для индивидуального, так и коллективного познавательного процесса (самостоятельные работы, работы в паре и группе, учебные прогулки, практические работы, работа с виртуальными учебными средами, а также веб-материалами и другими информационными источниками);
  • предусматривают дифференцированные учебные задания, содержание и степень сложности которых поддерживают индивидуальный подход к учащемуся и повышают познавательную мотивацию;
  • предусматривают современные познавательные среды, а также учебные материалы и

средства ИКТ,

  • предусматривают различные методы обучения, в т.ч. активное обучение: ролевые игры, обсуждения, дискуссии, проектное обучение, практические и исследовательские работы (наблюдение и анализ природных объектов и процессов, объяснение факторов, влияющих на процессы и объекты, решение комплексных проблем).

  1. Педагогическая целесообразность. Программа "Земля Альфа" позволяет восполнить отсутствие систематической информации по астрономии и космонавтике для учащихся среднего возраста. Главная особенность этой программы – развитие познавательного интереса детей к астрономии и наукам о Земле. Формирует шкалу  ценностей учащихся, увязывая решение проблем с общим экологическим наследством человечества, успехи и развитие науки для научно-технического прогресса.

Познаваемый материал подается в форме проблемного обучения и увязывается с повседневной жизнью учащегося. Учитываются  индивидуальные особенности учащихся и всестороннее развития их способностей, большое внимание уделяется формированию познавательной мотивации учащихся – учим учиться.

В программе реализуется и гражданско-патриотическое воспитание, изучение истории космонавтики, патриотическое воспитание; гуманитарные аспекты: расширение знаний по астрономии, космологии, географии, экологии, физике, химии, биологии, робототехнике.

Социокультурная составляющая программы: основы психологии личности и группы, лидерские и организаторские практики, проводятся специалистом психологом; практики социального творчества и активности; развитие гибких навыков и современной технической грамотности.

Данная программа помогает расширить знания об основных методах  научного познания природы,  характерных для естественных наук  (экспериментальном и теоретическом); физических и химических  явлениях; величинах, характеризующих явления; законах, которым явления подчиняются.

Практическая значимость программы.

Личностно-ориентированное обучение выявит избирательность обучающегося к содержанию, виду, форме учебного материала, его мотивации, протекания процесса самореализации, предпочтения к видам деятельности.

Основу организации учебной деятельности составит решение системы учебных естественнонаучных задач, которые создают условия для развития комплексного стиля мышления, способствуют пространственному мышлению во временном аспекте, помогут принимать самостоятельные решения, действовать в природе с позиции экологической целесообразности, уметь применять естественнонаучную терминологию и пользоваться астрономическими понятиями, справочниками, вести и регистрировать наблюдения. Внимание к стихийным природным явлениям и процессам, а также советы и рекомендации о поведении в сложных ситуациях, связанных с природными бедствиями.

Программа "Земля Альфа" востребована среди обучающихся  Костромской области, проводится  в течение учебного года.  Стоит отметить, что в настоящий момент внедрение элементов естественнонаучного образования способствует более высокой мотивации к обучению и успешному выбору карьеры в будущем.

     1.5 Цели программы "Земля Альфа":

сформировать естественнонаучную и технологическую грамотность, как составляющие естественнонаучной компетенции; дать целостное представление о естественнонаучных фактах и теориях, а также связанных с ними практик и перспективных профессий;

развить естественнонаучное мировоззрение учеников, закладывая основу для непрерывного обучения на протяжении всей жизни.

     1.6 Задачи программы "Земля Альфа":

  • привить устойчивый интерес к предметам естественнонаучного направления;
  • расширить интеллектуальные и практические знания и умения в области астрономических исследований и космических экспериментов, позволяющих изучать явления природы на планете Земля, новейшие достижения науки и техники в космической отрасли;
  • научить вести наблюдения, применять метод дистанционного зондирования Земли; находить  решения качественных задач естественнонаучного цикла в области астрономии, физики, биологии, географии, экологии и космонавтики.
  • вовлечь обучающихся в исследовательскую деятельность,  и побудить к созданию проекта;
  • сформировать компетенции (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных)  в исследовательской деятельности учащихся: самостоятельно добывать новые знания, работать с большим информационным полем,  вести исследовательскую деятельность и разрабатывать проекты,  применять знаний, анализировать и систематизировать полученную информацию; делать выводы и умозаключения;
  • развить внутреннее побуждение к самосовершенствованию, повышение интеллектуального уровня, лидерские качества, развить эмоциональный интеллект, адаприруемость;
  • воспитать патриотизм и гражданские чувства у подростков, эффективное общение.

1.7  Возраст учащихся:  9 - 13 лет позволяет усвоить необходимость общечеловеческого разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества и разрешения глобальных проблем нашей планеты Земля.

" Земля Альфа"  -  модифицированная программа на основе базовой образовательной  программы «Астрономия». Изменения в программе «Земля Альфа» внесены  с учетом особенностей организации ГБУ ДО «Планетарий». Комплектование групп для изучения программы осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей учащихся. Количество детей в группе не более 15 (пятнадцати) человек; зачисление в группу в течение года производится на основании заявления родителей, без иных дополнительных условий;  учитываются уже имеющиеся знания и компетенции  каждой конкретной группы учащихся.  Интегрированный подход  дает возможность рекомендаций родителям.  

В программе учитываются возрастные особенности:

интеллектуальные особенности поколения «альфа» в этом возрасте  - он пока ещё принимает все, что ему говорят, но уже подвергает сомнению и  критике. Он четко осознает свои желания в конкретной ситуации, и легко высказывается о непринятии тех соображения, которые идут вразрез с его желаниями.

  • Все эти нюансы учитываются при составлении заданий и упражнений:  способность к логическому мышлению, способность  к сложному восприятию времени и пространства, к проявлению творческого воображения и творческой деятельности. Учитывается умение прогнозировать последствия своих поступков. Педагоги проявляют исследовательский интерес к потребностям каждого ученика в обучении.

эмоциональные особенности этого возраста  характеризуются перепадами настроения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом растёт неприятие вертикальных авторитетов и общепринятых правил, увеличивается вероятность обожания случайных кумиров.

  • Психологи и педагоги обеспечивают эмоциональную безопасность, чтобы учащиеся не проявляли вспыльчивость, проявляли сдержанность и постепенно начинали обретать уверенность в себе. Оказывается поддержка энтузиазму, чувству юмора, свободе высказываний и независимости. Обучающиеся приобретают эмоциональный интеллект, умение оценивать действия других, самостоятельно анализировать свои действия и результат выполненной работы.

 социальные особенности этого возраста – нахождение между двумя группами: взрослых и детей. Он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, которые слышат и оценивают его мнение. Больше не существует естественный авторитет взрослого, который обладает знанием. Растёт желание дружить с группой сверстников, которые имеют с ним общие интересы. Желает быть популярным и узнаваемым, поскорее стать взрослым.

  • Мысли, анализ и творчество – главные на занятии. Доводим любое начатое дело до конца и проводим саморефлексию. Чтобы дать каждому ребенку чувство уверенности в себе, сделать его личные неудачи и недостатки навыков не такими заметными на общем фоне, используются игровые методы, а так же методы формирования у учеников веры в успех, концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах и помощь в «материализации» своих достижений.

  1.8 Формы занятий:

Уровневая дифференциация предусматривает возможность свободного выбора учащимися объема изучаемого материала, решение заданий по астрономии, творческой или проектной работы. Данная программа ориентирована на сочетание коллективных занятий с индивидуальным подходом.

Применение педагогических технологий: проблемное обучение, развивающее обучение, проектные, исследовательские, поисковые, ИКТ, мультимедийных технических и компьютерных средств, которые обеспечивают максимальную наглядность и продуктивность занятий.

Фронтальные задания помогают обучающимся совершенствовать свои коммуникативные навыки, групповые обсуждения и мозговой штурм способствуют развитию познавательной активности каждого ребенка, индивидуальные беседы и комбинированные опросы для приобретения новых знаний и навыков самостоятельной деятельности, наблюдения и ситуационно-ролевые игры, соревнования и конкурсы, турниры и творческие проекты, самооценка и самоконтроль в самостоятельной форме работы – это шанс пробовать себя в роли исследователя.

  1. ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ:
  1.  Объём программы: 72 часа в год.
  2.  Срок реализации программы: 1 учебный год.
  3.  Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Планируемые результаты  освоения курса

программы " Земля Альфа".

Главный результат – это формирование  естественнонаучной компетенции, которая подразумевает естественнонаучную и технологическую грамотность, включает умения наблюдать, понимать и объяснять объекты и процессы, происходящие в естественной, искусственной и социальной среде; анализировать окружающую среду как целостную систему.

При обучении на курсе «Земля Альфа» проявится интерес к астрономии, физике, географии и другим естественным наукам, учащиеся начнут понимать их значение для повседневной жизни и развития общества; будут уметь при решении проблем применять естественнонаучный метод; получат представление о языке астрономии,  начнут  читать и понимать естественнонаучный текст,  находить достоверную информацию по астрономии в сети Интернета и справочниках;  поймут важность устойчивого развития общества в тесной связи с природой;  получат представление о связи астрономии с другими науками естественного цикла, а также о  перспективных профессиях, связанных с научно-техническим прогрессом в космической отрасли и с глобальными  изменениями планеты.

По окончании курса дети будут знать:

о небесной механике (предмете ее исследований, связи с другими науками, основных этапах истории и ученых, внесших наибольший вклад в развитие небесной механики);
о связи между формой орбиты и скоростью движения космических тел;
- астрономические величины: формы орбит космических тел; значения I, II, III космических скоростей (для Земли); значение астрономической единицы расстояний.

- о современном научном мировоззрении (структура, размеры, возраст Вселенной);

- о месте человека во Вселенной и суть антропного принципа;

- о форме Земли, ее внутреннем строении, составе и строении атмосферы, о других оболочках Земли – биосфере и ноосфере;

- о сравнительных размерах тел Солнечной системы;

- о малых телах Солнечной системы.

- о лунном рельефе (моря, кратеры, горы), о диапазоне изменения температуры на Луне, об отсутствии на Луне атмосферы;

- об исследовании Солнечной системы с помощью автоматических межпланетных станций;

- общие сведения о Земле (средний радиус, среднее расстояние от Солнца);

- в чем заключается уникальность Земли;

- почему происходит на Земле смена дня и ночи, смена времён года;

- гипотезы о происхождении жизни на Земле;

- что такое астрономическая единица;

- планеты земной группы и планеты-гиганты;

- общие сведение о Луне (средний радиус, среднее расстояние от Земли, синодический и сидерический периоды обращения Луны);

- названия лунных морей, кратеров, гор;

- что такое лунные фазы и почему происходят лунные и солнечные затмения;

- общие сведения о Солнце (размер Солнца, строение, состав);

- самые близкие к нам галактики;

- как на звёздных картах обозначаются созвездия и звёзды;

- о движении планет: обращение планет вокруг Солнца (направление обращения, среднее расстояние планет от Солнца.

- о вращении планет вокруг оси: направление вращения, период вращения.

- что такое звезда;

- о химическом составе звёзд, массе, размерах, светимости, температуре и цвете;

- о расстояниях до звёзд;

- о звёздных каталогах;

- о рождении звёзд из газово-пылевой материи;

- о теории Большого Взрыва;

- о возможных путях дальнейшей эволюции Вселенной;

- о путях поиска внеземных цивилизаций;

- о радиопосланиях Внеземным цивилизациям;

- о посланиях на космических кораблях «Пионер» и «Вояджер» и др.

По окончании курса дети будут уметь:

- провести сравнительную характеристику планет земной группы и планет-гигантов;

- работать с подвижной картой звёздного неба (основные навыки);

- внутренние и внешние планеты;

- находить на карте звёздного неба зодиакальные созвездия;

- работать с подвижной картой звёздного неба;

- определять координаты небесных объектов по подвижной карте звёздного неба;

- определять с помощью ежегодного астрономического календаря условия видимости планет, находить планеты на небе и наблюдать планеты с помощью телескопа;

- решать задачи на расчет скорости.

Личностными результатами обучения являются:

  • испытывать командный дух и ощущать ситуацию успеха, что будет способствовать реализации позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;  готовность  к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • чувству причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • встречи с ветеранами космодрома Байконур и Плесецк в течение учебного года имеют важные задачи: формирование гражданских и патриотических чувств через события и факты, знаменательные даты, связанные с необходимостью понимания важности защиты, сохранения и укрепления мира, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое  и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.
  • нравственному сознанию и поведению  на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания; способности к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками.
  • будет  готов к научно-техническому творчеству,  владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, будет заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной  деятельности; эстетическое отношение к миру.

Метапредметные результаты обучения представлены тремя группами

 универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

учащийся:

  • прибрел базовые знания по астрономии, умения, необходимые для повседневной жизни и непрерывного обучения на протяжении всей жизни;
  • умеет при решении проблем применять естественнонаучный метод;
  • получил представление о языке астрономии и умеет его использовать в не только в простейших случаях, но и обосновывать свое мнение, оперирую научными терминами и современными данными;
  • развил умение читать и понимать естественнонаучный текст, по справочникам и
  • сети Интернет,  умеет находить информацию по астрономии;
  • понимает важность устойчивого развития общества, ответственно относится к природе и обществу;
  • получил представление о связи астрономии  с физикой, физики с техникой и технологией, а также о профессиях, востребованных на сегодняшний день и перспективных;
  • развил естественнонаучную и технологическую грамотность, творческое и системное мышление, был внутренне мотивирован к непрерывному обучению на протяжении всей жизни.
  • умеет самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;  уметь при решении проблем применять естественнонаучный метод;
  • умеет оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;  выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
  • умеет задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
  • научился оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия

учащийся научится:

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи при изучении материала и обсуждении исследовательских направлений индивидуальных проектов.
  • приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем);
  • формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;
  • при описании, объяснении и прогнозировании астрономических явлений пользуется астрономическими понятиями, астрономическими величинами, связями и приложениями;
  • решает ситуационные, расчетные и графические задачи, часть решения которых содержит связь, представленную не более чем двумя формулами, а также оценивает

достоверность полученного результата;

  • пользуется астрономическими единицами измерения, используя приставки мега-, кило-, микро- и нано-;
  • на основе характеристики заданной ситуации формулирует вопрос(ы) исследования,
  • планирует исследование и делает выводы состоятельности гипотезы, содержащейся в вопросе исследования;
  • ищет астрономическую информацию по справочникам и таблицам, использует найденную информацию при решении задач;
  • рисует схемы творческих разработок,  астрономических объектов, явлений, физических процессов;
  • решает частные комплексные задачи прикладного характера;
  • распознает физические темы, проблемы и вопросы в различных ситуациях (естественнонаучные тексты, личный опыт) и предлагает возможные объяснения;
  • ценностно ориентирован на устойчивое развитие общества, ответственно относится к природе и обществу.

Коммуникативные универсальные учебные действия

учащийся:

  • осуществляет деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
  • при осуществлении групповой работы умеет быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); научился согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
  • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • использовать возможность участия и  побед в конкурсах планетария и во Всероссийских конкурсах; представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
  • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
  • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
  • исходят из базовых ценностей учебной программы, ключевых компетенций, целей учебного предмета, содержания обучения и целевых результатов учебы, а также поддерживают интеграцию с другими учебными предметами и сквозными темами;
  • используют время для отдыха и занятий по интересам.

  1. Способы и формы проверки результатов

Проводится входная проверка соответствия качеств начального состояния обучаемого перед его обучением и первичная диагностика –  определение  образовательных ожиданий ребёнка, его отношений и  образовательных потребностей. Тематический контроль в игровой форме проводится  с целью проверки результатов обучения после прохождения каждого раздела. В конце учебного года итоговый контроль в форме конкурса с подсчетом набранных баллов, как  проверка результатов обучения  после завершения образовательной программы. Результаты фиксируются во время проведения: мини-тестов, игры, командных соревнований, интеллектуальных турниров, применения знаний в творческом конкурсе, викторины, выступления на мероприятиях, защиты творческих заданий,  групповых проектов и выставках.

Ведется систематическое наблюдение, оценка и прогноз изменений  запроса на обучение. 

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.4 Основные принципы отбора содержания:

Принцип доступности – он отражает линию научных основ содержания образовательной области «Земля», которая определяет развитие не только астрономических, но и других понятий естественнонаучного цикла.

Принцип научности – позволяет обеспечивать соответствие содержания курса и требований современной науки, уровня возможностей космической техники. Способствует развитию исследовательской деятельности воспитанников.

Принцип гуманистической направленности – особое внимание уделяется связи между человеком, научными достижениями и природной средой. Формируя целостный взгляд на окружающую природу нашей планеты и Вселенную в целом, и убеждённость в необходимости охраны природы, закладывается экологическая составляющая образования.

Принцип практической направленности – реализован посредством включения полученных знаний и умений в личностный опыт ребёнка. Изучение флоры и фауны на территории Костромского региона. Программа помогает воспитанникам установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом; это достигается путём выполнения практических работ и творческих заданий.

Дополнительные мировоззренческие междисциплинарные предметы должны помочь ребёнку осознать своё место в мире и понять тесную связь с окружающей природной и социальной средой, так же, увидеть возможности современной науки. Изучение направлено на развитие личной ответственности обучающегося за всё происходящее в окружающем нас мире, адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью в дальнейшем с точки зрения современной науки. Программа призвана помочь решить задачу выживания в современном мире.

В её основу положены первостепенные знания, дающие начальные представления об астрономии как науке, её историческом значении, важности изучения и связи с другими областями знаний. Обучающиеся получают знания об устройстве Вселенной, месте в ней человека, основных физических законах, о практическом использовании астрономических знаний, об источниках  информации о космических объектах, о физических условиях на планетах и их естественных спутниках, на звёздах и в межзвёздной среде.

В сравнении с известными аналогами данная программа отличается по содержанию, методам, так же отличается  по организационным формам реализации предлагаемого материала.  Обобщен педагогический опыт в общеобразовательных учреждениях, опыт педагогов «Планетария», опыт педагогов технологии и инженерного направления, опыт ведения занятий в частном образовательном учреждении,  проанализированы программы дополнительного образования естественнонаучной направленности, и технической направленности.  Для удовлетворения постоянно изменяющихся потребностей и запросов подростков, разработана программа " Земля Альфа".

Программа  предусматривает приобретение астрономических знаний и умений на базовом уровне для использования астрономических знаний в практической деятельности и повседневной жизни; овладение способами системного мышления в технической отрасли, развитие познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей,  развития способности к самообучению и самопознанию, ситуации успеха, радости от познания.

4.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1

Раздел 1.

Земля – планета будущего поколения «Альфа».

8

1.1

Вводное занятие.

Достопримечательности планеты.

1

Особенности планеты. Отличие от планет СС.

беседа с инопланетянином

Работа с интерактивной картой планеты.

1.2

Путешествие по планете.

1

Методы ДЗЗ (наблюдение, сравнение, фото, анализ)

Находить города: Кострома, Иваново, Ярославль, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Лондон, Пекин, Сидней.

онлайн путешествие

1.3

Чудеса света.

2

Классические: Пирамида Хеопса (2600 лет до н. э.)

Висячие сады Семирамиды (605 г. до н. э.)

Статуя Зевса в Олимпии (435 г. до н. э.)

Храм Артемиды в Эфесе (560 г. до н. э.)

Мавзолей в Галикарнасе (351 г. до н. э.)

Колосс Родосский (280 г. до н. э.)

Александрийский маяк (3 век до н. э.)

Новые: Колизей (Европа, Италия Рим), Великая китайская стена (Азия, Китай), Мачу-Пикчу (Южная Америка Перу), Петра (Азия, Иордания), Тадж-Махал (Азия, Индия), Статуя Христа-Искупителя (Южная Америка, Бразилия Рио-де-Жанейро), Чичен-Ица (Северная Америка, Мексика Юкатан)

Работа с картой

Создать свой список чудес света, на которые обязательно стоит посмотреть каждому.

1.4

Исследователи планеты.

1

Исследователь — научный сотрудник в любой области науки, или тот, кто занимается территориальнымисследованиями.

Географическое исследование.

Исследование космоса (освоение)

Мозговой штурм

1.5

Науки для путешественника.

2

Русские первопроходцы: Пржевальский, Челюскин, Миклухо-Маклай, Арсеньев, Сенкевич. Витус Беринг, Семен Дежнев, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Иван Крузенштерн, Василий Головин, Фаддей Беллинсгаузен.

Открыты новые земли, исследовать флору и фауну или проводить научные эксперименты.

Обсуждение видео Федор Конюхов - человек, который покорил семь вершин и пять полюсов.

1.6

Викторина «Новые чудеса планеты».1ч.

2

Раздел 2.

Исследования планеты Земля

8

2.1

Материки

1

Материки и континенты.

логическое мышление

2.2

Горы и впадины. Вулканы.

1

Активные вулканы

исследования грунта

вулкан

2.3

Мировой океан.

1

Приливы и отливы. Луна – спутник Земли.

2.4

Жизнь вышла из воды.

1

Эволюция. Клетка. Жизнь. Формула воды.

критическое мышление

2.5

Инопланетный туристический маршрут на Земле.

1

Туристический полет

Разработать туристический маршрут по Луне

творческий проект

2.6

Марсианские равнины на Земле.

1

Как может выглядеть Земля

Разработать туристический маршрут по Марсу.

2.7

Венерианские условия на нашей планете.

1

Как выглядела планета раньше

Поиск иных условий жизни

2.8

Творческий конкурс «Коллаж иных миров» 1ч.

3

Раздел 3.

Портрет Земли Альфа

11

3.1

Атмосфера планеты.

1

Воздушная оболочка. Дыхание.

исследование атмосфер планет СС, где больше кислорода

логическое мышление

3.2

Форма Земли.

2

Геоид, оболочки и состав Земли.

Создание геоида из пластилина

3.3

Карта, атлас, глобус

1

Чтение карт, работа с глобусом.

системное мышление

3.4

Катаклизмы на планете

2

3.5

Ресурсы планеты.

2

Новые технологии

Полезные ископаемые

игра

3.6

Жизнь на планете.

1

Деятельность человека.

Мозговой штурм, работа в мини - группах.

Эссе «Жизнь на другой  планете»

3.7

Встреча с родителями. Поговорим с профессионалами. Игра «100 вопросов взрослому» 2 ч.

4

Раздел 4.

Братья наши меньшие.

10

4.1

Фауна Земли

1

4.2

Флора Земли

1

Прорастить ростки бобовых для салата на Новогодний стол.

практикум

4.3

Красная книга Костромской области

1

ребусы

4.4

В гости к эндемикам.

1

4.5

Зодиакальный круг.

2

Созвездия.

Ориентирование на звёздной сфере.

Загадки небесной сферы наблюдения

4.6

Животные космонавты.

2

Эксперименты. Тренажёры. Полеты.

задания на смекалку

Масса и вес (гравитационная на планетах)

4.7

Состязание штурманов.2ч. Новый год на планете (период, климат)

5

Раздел 5.

Земля из космоса

19

5.1

МКС

2

Квест № 2

игра

5.2

Скафандр

2

Система жизнеобеспечения

чтение схем

5.3

Звездное небо над планетой.

2

Два полушария планеты. Обзорные наблюдения звездного неба.

Северное и Южное небо. Наблюдения в звёздном зале планетария

созвездия

5.4

Астероидная опасность

2

Защита землян

Задачи, головоломки

задачи на критическое мышление

5.5

Лови ошибку!

2

отрывки фильмов

задания на внимание

5.6

Космические роботы.

2

Успехи разных стран.

Робототехника в космосе

построение алгоритма

5.7

Спутники на орбите.

Космический мусор.

Чистая планета.

2

Методы ДЗЗ.

Что там на орбите.

Метеорология и МЧС, ГЛОНАСС.

Расчет траектории полета, выход на орбиту, ИСЗ, АМС.

Количество космического мусора и его утилизация.

мозговой штурм

5.8

Профессии будущего, связанные с космосом.

2

Амбициозные проекты.

Перспективные профессии

логическая цепочка

5.9

Действующие космонавты.

2

Отряд космонавтов

Знакомство с космонавтами, их работой.

5.10

Виртуальная экскурсия на МКС 1ч.

6

Раздел  6.

Жители Земли Альфа

16

6.1

Будущие жители планеты.

2

Скелет человека, биология, анатомия.

самооценка

6.2

Проблемы Земли

2

Радиация, полярные сияния, физика.

Понятие проект.

Работа в группах

6.3

Новые технологии исследования планеты.

2

Цель, задачи. Составление плана проекта Вода, лед, химия Исследование. «Больные» места планеты Земля.

самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотезы, анализ, систематизация данных и представление

критическое мышление

6.4

Работа в команде.

«Вояджер» - капсула времени.

2

подтверждения, вывод, рефлексия, самооценка. «Дети детям»: передача традиции Земли Альфа будущим поколениям.

Посадить дерево, разбить цветник, очистить территорию от мусора.

челлендж

6.5

Предзащита проекта

2

6.6

Представление проекта 2 ч.

6.7

Космический марафон новостей 2ч.

6.8

Наблюдения в телескоп в обсерватории планетария 2ч.

Итого

72 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММ

Раздел 1. Земля – планета будущего поколения «Альфа».

Тема 1.1   Вводное занятие. Достопримечательности планеты.

Теоретическая часть: планета и ее особенности, растет новое поколение на планете.

Понятия: Вселенная, планета, жизнь, наука, поколение, население Земли, информационный век.

Практическая часть: методы изучения, обзор тем для исследования в учебном году, инструктаж по технике безопасности.

Тема 1.2  Путешествие по планете.

Теоретическая часть: онлайн  путешествие по городам мира.

Понятия: Страна, столица, город, малые населенные пункты, наблюдение, ИСЗ.

Практическая часть: Методы ДЗЗ (наблюдение, сравнение, фото, анализ)

Тема 1.3  Семь чудес света и не только.

Теоретическая часть: знакомство с чудесами света.

Понятия: историческое наследие, чудеса планеты классические и современные, классика.

Практическая часть: Создать свой список чудес света, на которые обязательно стоит посмотреть каждому.

Тема 1.4  Исследователи планеты  –  кто они.

Теоретическая часть: познакомиться с теми, кто занимается территориальными исследованиями.

Понятия: Географическое исследование. Исследование космоса (освоение).

Практическая часть: исследовать звуки Земли, исследовать деревья планеты, исследовать насекомых планеты, пернатая планета.

Тема 1.5  Великие путешественники.

Теоретическая часть: путешественники и современные исследователи.

Понятия: исследование, исследователь, космонавт, уфолог, астроном, астрофизик.

Практическая часть: мозговой штурм: «Возможности юного исследователя».

Тема 1.6  Викторина «Космические «штучки».

Практическая часть: повторение изученного материала в игровой форме.

Раздел 2. Исследования планеты Земля.

Тема 2.1   Материки.

Теоретическая часть: астрономия – международная наука.

Понятия: материки, международные проекты, сайты телескопов и обсерваторий, любители астрономии и профессионалы.

Практическая часть: работа с картой мира, показать материки, игра «Переводчик».

Тема 2.2   Горы и впадины. Вулканы.

Теоретическая часть: каньоны на Земле и на Марсе, Лунные кратеры, горы на планете Земля.

Понятия: вулкан, лава, магма, горы, астероид, каменные планеты.

Практическая часть: эксперимент «Вулкан».

Тема 2.3   Мировой океан.

Теоретическая часть: единая водная оболочка планеты.

Понятия: пять океанов, лед, полярные шапки, формула воды, прилив и отлив, поиски воды в Солнечной системе.

Практическая часть: опыты с водой, показать океаны на карте.

Тема 2.4   Жизнь вышла из воды.

Теоретическая часть: биологические, и биотические экологические фактор.

Понятия: живая клетка, эволюция, животные и растения планеты.

Практическая часть: продумать факторы живой среды, влияющие на жизнедеятельность организмов в условиях космоса

Тема 2.5   Инопланетный туристический маршрут на Земле.

Теоретическая часть: инопланетный ландшафт на планете Земля.

Понятия: анализ местности, сравнение и вывод.

Практическая часть: творческий проект «Инопланетные Туристы».

Тема 2.6   Марсианские равнины на Земле.

Теоретическая часть: поверхность Марса, бурение, карстовые воронки, особенности исследования красной планеты, перспективы, программы.

Понятия: интересные районы Марса: местность Кидония, равнины Эллада и Иссида, каньон Маринер, вулкан Олимп.

Практическая часть: мозговой штурм «Разработка туристического маршрута на Марсе».

Тема 2.7   Венерианские условия на нашей планете.

Теоретическая часть: почему Венеру называют сестрой Земли?

Понятия: атмосфера, магнитное поле, диаметр планеты, масса планеты.

Практическая часть: самостоятельно провести исследование и найти на Земле венерианские условия жизни.

Тема 2.8   «Коллаж иных миров» 4ч.

Практическая часть: Творческий конкурс «Коллаж иных миров».

Раздел 3. Портрет Земли Альфа.

Тема  3.1 Атмосфера планеты.

Теоретическая часть: Изучить слои атмосферы.

Понятия: атмосфера, воздушные суда, особенности полета, космос, граница космоса.

Практическая часть: запуск самолетов, планеров.

Тема  3.2  Форма Земли.

Теоретическая часть: геоид – форма Земли.

Понятия: форма, геоид, строение планеты, полюса, ось планеты.

Практическая часть: работа с пластилином, строим модель Земли – геоид.

Тема  3.3  Карта, атлас, глобус.

Теоретическая часть: первый космодром РФ, особенности координат и расположение космодромов мира.

Понятия: стартовая комплекс, аэродром, наблюдательный пункт, музей, широта местности, движение планеты Земля, близость к экватору, поля падения. 

Практическая часть: работа с глобусом, нахождение созвездий околополярных.

Тема  3.4  Катаклизмы на планете.

Теоретическая часть: угрозы жизни на Земле.

Понятия: климат планеты, ураган, смерч, пожары и наводнения, похолодание, потепление, малый ледниковый период.

Практическая часть: методы ДЗЗ, наблюдение за погодой в сети интернет.

Тема  3.5  Ресурсы планеты.

Теоретическая часть: чем богата наша планета?

Понятия: полезные ископаемые, энергетические ресурсы, технические возможности.

Практическая часть: работа с картой России, чтение схем, карт.

Тема  3.6  Жизнь на планете.

Теоретическая часть: условия жизни на планете Земля.

Понятия: жизнь на других планетах, жизнь на полюсах, магнитное поле планеты.

Практическая часть: творческая работа «Инопланетянин».

Тема  3.7  Встреча с родителями. Игра «100 вопросов взрослому» 2,5 ч.

Практическая часть: Поговорим с профессионалами.

Раздел 4. Братья наши меньшие.

Тема  4.1  Фауна Земли

Теоретическая часть: необычные животные.

Понятия: многообразие  видов животных, эволюционные изменения

Практическая часть: создание мультфильма о животных

Тема  4.2  Флора.

Теоретическая часть: растительный мир планеты под солнечными лучами.

Понятия: фотосинтез, деревья, травы, грибы и лишайники, волоросли и кораллы.

Практическая часть: вырастить из семян ингредиенты на салат

Тема  4.3  Красная книга Костромской области.

Теоретическая часть: знакомство с Красной книгой.

Понятия: Красная книга планеты и Красная книга Костромской области

Практическая часть: работа с картой

Тема  4.4  В гости к эндемикам.

Теоретическая часть: изучаем редких животных, которые встречаются лишь в одном месте на планете.

Понятия: эндемики, континенты, панда, пингвин, белый медведь.

Практическая часть: разместить на карте мира эндемиков.

Тема  4.5  Зодиакальный круг.

Теоретическая часть: что необходимо знать, чтобы проводить наблюдения, где лучше наблюдать, когда проводить наблюдения, предосторожности при наблюдении Солнца.

Понятия: оборудование: бинокль, подзорная труба, телескоп, основные части телескопа.

Практическая часть: зодиакальные созвездия, наблюдения звездного неба.

Тема  4.6  Животные космонавты.

Теоретическая часть: животные космонавты

Понятия: первые эксперименты с животными

Практическая часть:  конструктор «скафандр»

.

Тема  4.7  Состязание штурманов.2ч. Новый год на планете (период, климат).

Практическая часть: состязание штурманов.

Раздел 5. Земля из космоса.

Тема  5.1  МКС

Теоретическая часть: Международная космическая станция

Понятия: орбита, выход в открытый космос, исследования в космосе.

Практическая часть: обсуждение тренажеров на МКС

Тема  5.2  Скафандр

Теоретическая часть: скафандр — это космический корабль, повторяющий форму тела.

Понятия: Масса и вес (гравитационная на планетах)

Практическая часть: задания на смекалку «система жизнеобеспечения».

Тема  5.3  Звездное небо над планетой.

Теоретическая часть: северное полушарие небесной сферы

Понятия: яркая звезда, созвездия, небо сезона.

Практическая часть: поиск созвездий на небесной сфере

Тема  5.4  Астероидная опасность

Теоретическая часть: способы защиты от стероидной опасности.

Понятия: защита землян, наблюдение неба, отслеживание астероидов, компьютерные технологии.

Практическая часть: задачи, головоломки, задачи на критическое мышление.

Тема  5.5 Лови ошибку!

Теоретическая часть: отработка терминов предыдущих занятий.

Практическая часть: игра «Лови ошибку!».

Тема  5.6  Космические роботы.

Теоретическая часть: о важности работы людей и роботов вместе.

Понятия: алгоритм, миссия, законы робототехники.

Практическая часть: мозговой штурм: время полета и пребывания, виды работ, целесообразность работы человека и робототехники, разработка алгоритма для космического робота.

Тема  5.7  Спутники на орбите. Космический мусор. Чистая планета.

Теоретическая часть: способы сбора космического мусора

Понятия: орбиты, виды мусора, технические возможности сбора мусора

Практическая часть: работа в группах: «сбор мусора».

Тема  5.8  Профессии будущего, связанные с космосом.

Теоретическая часть: перспективные профессии 

Понятия: профессионал, знания и навыки человека будущего

Практическая часть: разработка карты  саморазвития «моя профессия».

Тема  5.9  Действующие космонавты.

Теоретическая часть: отряд космонавтов

Понятия: школа космонавтов, отряд, экспедиция, невесомость, тренировки.

Практическая часть: выявить соответствия условиям набора в отряд космонавтов

Тема  5.10  Виртуальная экскурсия на МКС 1ч.

Раздел 6. Жители Земли Альфа.

Тема  6.1  Будущие жители планеты.

Теоретическая часть: возможности экологической грамотности из поколения в поколение

Понятия: Земля Альфа – чистая планета.

Практическая часть: создание проекта: «капсула времени»

Тема  6.2  Проблемы Земли.

Теоретическая часть: «Больные» места планеты Земля.

Понятия: загрязнение воздуха, воды, почвы, отходы автотранспорта, шумовое загрязнение.

Практическая часть: составление таблицы загрязнений

Тема  6.3  Новые технологии исследования планеты.

Теоретическая часть:

Понятия: понятие проект, структура проекта

Практическая часть: составление плана проекта

Тема  6.4  Работа в команде. «Вояджер» и капсула времени.

Теоретическая часть: исследования далеких просторов космоса

Понятия: АМС, удаленная орбита, задержка сигнала, скорость света.

Практическая часть: расчетные задачи на скорость, время и расстояние

Тема  6.5  Предзащита проекта.

Теоретическая часть:        воздействие гравитации на скелет человека.        

Понятия: скелет человека, биология, анатомия.

Практическая часть: сравнить грунт Луны и Марса, самооценка

Тема  6.6  Представление проекта 4 ч.

Теоретическая часть: выступление на защите, особенности речи.

Понятия: презентация, правила 10-ти

Практическая часть: создание презентации

Тема  6.7  Космический марафон новостей 2ч.

Теоретическая часть: новостная лента, источники информации

Понятия: правильная речь, дикция, уверенность при выступлении

Практическая часть: подготовка речи к защите.

Тема  6.8  Наблюдения в телескоп в обсерватории планетария 2ч.

 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

 Методическое обеспечение программы:

  • Нормативно-правовые акты.
  • Библиотека читального зала планетария.
  • Методические материалы.
  • Наглядные пособия: аудиовизуальные, полнокупольные, мультимедийные, планетарий.
  • Литература для учеников
  • Литература для учителей
  • Электронные образовательные ресурсы

 Условия реализации программы:

  • Информационное поле;
  • Инструментарий и техническое оснащение планетария: телескоп, карты звездного неба, небесные сферы, полнокупольные и аудиовизуальные программы, большая библиотека, пополняемая научными периодическими изданиями.
  • Сопровождение проекта в период исследования, направление деятельности учащегося, рецензии и доступ к инструментально-техническому оснащению планетария.
  • Продуктивное общение обучающихся с методистами планетария,  по тематике и направлению исследований, обсуждение объекта, версий объяснения результатов (анализа), рефлексии хода проведенного исследования.

Возможность участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение творческих работ и учебных исследований в рамках данных мероприятий.

Используемые материалы:

Наблюдения, измерения, инструменты, астрометрия

1. Руководство по наблюдениям для любителей астрономии серьёзного уровня. http://rapidshare.com/files/70414325/Varia...s_G.Good_sm.pdf (выложена 27.11.2009).
2. Жаров B. E. Сферическая астрономия. 2002. - http://www.astronet.ru/db/msg/1190817
3. Кононович E. B., B. И. Мороз. Общий курс астрономии. 2004.
4. Сулейманов B. Ф. Рентгеновская астрономия. 1998. -
http://www.astronet.ru/db/msg/1174809 - Методическое пособие ФФ КГУ.

  1. Gerry A. Good. Observing Variable Stars. 2003. - Обложка на сайте издательства: http://www.springer.com/astronomy/book/978-1-85233-498-7.

Литература:

1.             Гинделис Л.М. SETI: Поиск внеземного разума. Физматлит 2004.

  1.  Джонс М., Л. Флаксман. Физика невероятного времени, М. АСТ 2014.
  2.  Засов, Постнов Общая астрофизика. Век-2, 2015.
  3.  Кононович Э.В. "Солнце-дневная звезда", УРСС, 2009.
  4.  Ксанфомалити Л.В. Парад планет, Физматлит, 1997.
  5.  Мензел  Д. Наше Солнце. М. Физматлит. 1963.
  6.  Пантелеев В.Л., Геофизика и физика планет. МГУ.
  7.  Пенроуз Р. Циклы времени. М. Бином 2014.
  8. Попов С.Б. Суперобъекты. Звезды размером с город. Альпина, 2016.
  9.  Ред. Сурдин В.Г. Звезды. Физматлит 2013.
  10.  Ред. Сурдин В.Г. Путешествия к Луне. Физматлит 2009.
  11.  Ред. Сурдин В.Г. Разведка далеких планет. Физматлит 2011.
  12. Саган К. Космос. СпБ. Амфора 2004.
  13. Сажин М.В. Современная космология в популярном изложении, М. 2002
  14.  Хоофт, Вандорен Время, Явления природы на шкале времени, 2016.
  15.  Daniel Fleish, Julia Kregenow, A student's guide to the Mathematics of astronomy. Cambridge 2013.

Электронные образовательные ресурсы для педагогов

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru
  3. Сайт для преподавателей астрономии, учащихся и их родителей: http://www.fizika.ru
  4. College.ru: Физика: http://college.ru/fizika/
  5. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии: http://www.gomulina.orc.ru
  6. Лаборатория обучения физики и астрономии ИСМО РАО: http://physics.ioso.ru
  7. Информатика и Физика: http://teach-shzz.narod.ru
  8. Образовательные анимации для уроков астрономии, информатики и др.: http://somit.ru
  9. Мир астрономии: http://demo.home.nov.ru
  10. Обучающие трехуровневые тесты по астрономии: сайт В.И. Регельмана: http://www.physics-regelman.com

Литература для учащихся:

  1. Школьный астрономический календарь. – М.: Просвещение, 2020.
  2. Энциклопедический словарь юного  астронома. – М.: Педагогика,   1990.
  3. Абрамова О., Логинов В. «Научные теории за 60 секунд. 70 фактов». Дата выхода: 2016. Издательство: АСТ.
  4. Бонов А., Мифы и легенды о созвездиях, 1984,
  5. Бялко А. В. Наша планета – Земля. – М.: Наука, 1988.
  6. Дагаев М. М,  Наблюдения звездного неба. – М.; Наука, 2003
  7. Зигель Ф. Ю. Астрономы наблюдают. –  М.: Наука, 2015.
  8. Климишин  И. А. Астрономия  наших дней. – М.: Наука, 2000.
  9. Кононович Э. В. Солнце – дневная звезда. – М.: Просвещение, 2002.
  10. Криволуцкий А.Е. Голубая планета. – М.:  Мысль, 1995.
  11. Кристофер Хэдфилд «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите».
  12. Карл Саган «Космос. Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации». Дата выхода: 1980. Дата перевода: 2006. Издательство: Гельветика.
  13. Кип Торн «Интерстеллар. Наука за кадром». Дата выхода: 2014. Дата перевода: 2015. Издательство: Манн, Иванов и Фербер.
  14.  Крис Хэтфилд «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите». Дата выхода: 2013. Дата перевода: 2015. Издательство: Альпина Диджитал.
  15. Леонов Алексей. « Выхожу в космос».
  16. Михайлов А.А. Земля и ее вращение. – М.: Наука, 2004.
  17. Митио Каку «Параллельные миры. Об устройстве мироздания, высших измерениях и будущем космоса». Дата выхода: 2005. Дата перевода: 2017. Издательство: Альпина Диджитал.
  18. Позднякова И. «Большой атлас Вселенной». Дата выхода: 2017. Издательство: ЭКСМО.
  19. Попов С. «Суперобъекты. Звезды размером с город». Дата выхода: 2016. Дата перевода: - Издательство: Альпина Диджитал.
  20. Сурдин В. «Разведка далеких планет». Дата выхода: 2013. Издательство: Физико-математическая литература.
  21. Митио Каку «Космос Эйнштейна. Как открытия Альберта Эйнштейна изменили наши представления о пространстве и времени». Дата выхода: 2004. Дата перевода: 2016. Издательство: Альпина Диджитал.
  22. Саркисян Е.А. Небесные светила – надежные ориентиры. – М.:  Просвещение, 1981.
  23. Стивин Хокинг  «Вселенной в двух словах. Краеугольные камни и острые углы науки о макрокосмосе». Дата выхода: 2001. Дата перевода: 2017. Издательство: АСТ.
  24. Стивин Хокинг  «Джордж и Большой взрыв»
  25. Стивин Хокинг  «Джордж и код, который не взломать»
  26. Стивин Хокинг  «Джордж и ледяной спутник»
  27. Стивин Хокинг  «Джордж и сокровища Вселенной»
  28.  Стивин Хокинг  «Джордж и тайны Вселенной»
  29. Стивин Хокинг  «Кратчайшая история времени»
  30. Стивин Хокинг  «Мир Стивена Хокинга»
  31. Стивин Хокинг  «Природа пространства и времени»
  32. Стивин Хокинг  «Теория всего. От сингулярности до бесконечности: происхождение и судьба Вселенной»
  33. Стивин Хокинг « Краткая история времени. От Большого Взрыва до черных дыр»
  34. Стивин Хокинг « Моя краткая история». Автобиография
  35. Стивин Хокинг « На плечах гигантов»
  36. Стивин Хокинг « Черные дыры и молодые вселенные»
  37. Стивин Хокинг «Мир в ореховой скорлупке»
  38. Томит А. К. Беседы о кометах. – М.: Знание, 1991.
  39. Уипл Ф. Л. Семья Солнца. – М.: Мир, 1994.
  40. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. – М.:  Наука, 1984 .
  41. Климентов В., Сигорская Ю. Вперёд, в космос! Открытия и достижения. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016.
  42. Коски О., Грсевич Я. Путеводитель космического туриста по Солнечной системе : научный подход к выбору оптимального маршрута. Перевод с английского В. И. Фролова. — Москва : КоЛибри, 2019.
  43. Левитан Е. Чёрные дыры. Космические ужастики. — Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2016. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2016.
  44. Раман Принджа. Планетариум. — Москва : Махаон, 2018.
  45. Чудная Д. Животные-космонавты: Первые покорители космоса. — Санкт-Петербург : Питер, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса, 72 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

laquo;Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта физкультурно – спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса&r...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" стартовый уровень Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвывающая программа естественно-научной направленности  "Природа и человек", стартовый уровень. Возраст обучающихся 13-14 лет. Срок реализации 1 год. Автор-составит...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" базовый уровень. Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", базовый уровень. Возраст обучающихся 15-17 лет. Срок реализации 2 года. Автор-составитель Май...

Дополнительная общеобразовательная программа ( дополнительная общеразвивающая программа) туристко-краеведческой направленности «Дистанция».

Программа «Дистанция» нацелена  на главный ориентир современной  системой образования -  воспитание полноценной личности: активной, здоровой нравственно и физически, высокои...

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"...