Комплект оценочных средств по астрономии
методическая разработка по астрономии

Ремизова Ольга Игорьевна

Индивидуальные задания по астрономии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_astronomiya_1.docx128.74 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ  ВО «ЛИСКИНСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

                                                                                                                         

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УМР

_____________Н.А. Ряснянская

«____»_____________20____ г.

Комплект контрольно-оценочных средств

по дисциплине

ОУД 07. АСТРОНОМИЯ

для специальности СПО:

35.02.05 Агрономия

Разработал: преподаватель физики и астрономии,

Ремизова О. И.

Лиски  2022 г.

 

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум».

Разработчик:

Ремизова Ольга Игорьевна - преподаватель физики и астрономии.

Одобрено на заседании  ЦМК преподавателей математических и естественнонаучных дисциплин.

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель ЦМК ____________________ /______________/

СОДЕРЖАНИЕ

     стр.        

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных материалов. ……..   4

  1. Результаты освоения дисциплины………………………………..  5

  1. Оценка освоения дисциплины……………………………….........  8

          3.1. Формы контроля и оценивания элементов дисциплины…..   8

          3.2. Типовые задания для оценки освоения дисциплины……… 10

                3.2.1 Задания для текущего контроля……………………….. 11

                3.2.2 Задания для тематического контроля (практические работы)…………………………………………………………………………  13

                3.2.3 Задания для промежуточной аттестации        (дифференцированный зачет)………………………………………………..  14

         3.3. Критерии оценивания……………………………………….  21

        4. Перечень информационных источников……………………………. 28

1.  ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ  МАТЕРИАЛОВ  ДИСЦИПЛИНЫ  ОУД 07  АСТРОНОМИЯ.

         Контрольно-оценочные материалы (далее КОМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины ОУД 07 Астрономия по специальности:

35.02.05 Агрономия.

Контрольно-оценочные материалы включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Контрольно-оценочные материалы разработаны  на основании:

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,
  • примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» (базовый уровень) для профессиональных образовательных организаций
  • программы  дисциплины  ОУД 07 Астрономия.

В соответствии с учебным планом, дисциплина ОУД 07  Астрономия изучается на 1  курсе во 2 семестре.

По завершению всего курса обучения, по дисциплине проводится  промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В ходе промежуточной аттестации по дисциплине осуществляется проверка предметных результатов освоения дисциплины:

Предметные результаты

Основные показатели оценки результатов

знать/понимать

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

   основные этапы освоения космического пространства;

   гипотезы происхождения Солнечной системы;

   основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

   размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра

   Галактики;

уметь:

- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

        понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат     знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

        оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

-умение решать качественные, экспериментальные, расчетные задачи различных типов и видов сложности;

- умение решать исследовательские задач;

- теоретические, практические, экспериментальные виды деятельности;

- понимание гипотез и научных теорий;

-поиск и обработка информации, включая использование электронных ресурсов;

 - использование информационных ресурсов, работа с текстами;

- применение знаний и  понимание;

- критическое отношение к информации.

-знание теоретических основ курса астрономии:

-явлений,

-понятий,

- законов,

- теорий,

-приборов и установок.

 

3.Оценка освоения дисциплины

3.1.Формы контроля и оценивания элементов дисциплины.

Элемент учебной дисциплины

Формы контроля и оценивания

Текущий контроль

Тематический контроль

Промежуточная аттестация

Введение

Устный опрос

Раздел 1. Практические основы астрономии

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

Раздел 2.

Строение Солнечной системы

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

Раздел 3.

Природа тел Солнечной системы

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

Раздел 4

Солнце и звезды

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

Раздел 5

Строение и эволюция Вселенной

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

Раздел 6

Жизнь и разум во Вселенной

Устный опрос

Фронтальный опрос

Оценивание  выполнения самостоятельной работы

Оценивание выполнения домашней работы

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

Промежуточная аттестация (ДЗ)

Д. З.

  1. Типы  заданий для текущего контроля и критерии оценки

Предметом оценки освоения дисциплины являются умения, знания, способность применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Тип (вид) задания

Проверяемые знания и умения

Критерии оценки

1

Устные ответы

Знание основ

астрономии

Оценивание должно соответствовать критериям оценивания устных ответов.

2

Практическая работа

Знание основ астрономии  в соответствии с пройденной темой и умение применять знания на практике

Оценивание должно соответствовать критериям оценивания письменных работ.

3

Составление конспектов, подготовка докладов, сообщений, творческих работ.

Умение ориентироваться в информационном пространстве, составлять конспект.

Знание правил оформления докладов, сообщений, творческих работ.

Соответствие содержания работы, заявленной теме, правилам оформления работы.

3. 2. 1. Задания для текущего контроля

  1. Изобразите небесную сферу в тетради и укажите названия точек и линий небесной сферы, обозначенных цифрами 1—14 на рисунке: 

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/29/s_6061a64ab132a/1664335_14.png

1 Северный полюс мира

2 зенит; точка зенита

3 вертикальная линия

4 небесный экватор

5 запад; точка запада

6 центр небесной сферы

7 полуденная линия

8 юг; точка юга

9 линия горизонта

10 восток; точка востока

11 южный полюс мира

12 надир; тока надира

13точка севера

14 лини небесного меридиана

  1. Определите экваториальные координаты Альтаира (α Орла), Сириуса (α Большого Пса) и Веги (α Лиры).

  1. Используя карту звёздного неба, найдите звезду по её координатам: δ = +35о; α = 1ч 6м.

  1. Определите, какой является звезда δ Стрельца, для наблюдателя, находящего на широте 55о 15ʹ. Определить, восходящей или невосходящей является звезда двумя способами: с использованием накладного круга подвижной карты звездного неба и с использованием формул условия видимости звезд.

        Практический способ. 

Располагаем подвижный круг на звездной карте и при его вращении определяем, является звезда восходящей или заходящей.

Теоретичекий способ.

Используем формулы условия видимости звезд:

Если https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/29/s_6061a64ab132a/1664335_21.png , то звезда является восходящей и заходящей.

Если https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/29/s_6061a64ab132a/1664335_22.png , то звезда в Северном полушарии является незаходящей

Если https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/29/s_6061a64ab132a/1664335_23.png , то звезда в Северном полушарии является невосходящей.

  1. Установить подвижную карту звёздного неба на день и час наблюдения и назвать созвездия, расположенные в южной части неба от горизонта до полюса мира; на востоке – от горизонта до полюса мира.

  1. Найти созвездия, расположенные между точками запада и севера, 10 октября в 21 час. Проверить правильность определения визуальным наблюдением звёздного неба.

  1. Найти на звёздной карте созвездия с обозначенными в них туманностями и проверить, можно ли их наблюдать невооруженным глазом глазом на день и час выполнения лабораторной работы.

  1. Определить, будут ли видны созвездия Девы, Рака. Весов в полночь 15 сентября? Какое созвездие в это же время будет находиться вблизи горизонта на севере?

  1. Определить, какие из перечисленных созвездий: Малая Медведица, Волопас, Возничий, Орион - для вашей широты будут незаходящими?

  1.  На карте звёздного неба найти пять любых перечисленных созвездий: Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Пегас, Лебедь, Лира, Геркулес, Северная корона – и определить приближённо небесные координаты (склонение, и прямое восхождение) a-звёзд этих созвездий.

  1. Определить, какие созвездия будут находиться вблизи горизонта на Севере, Юге, Западе и Востоке 5 мая в полночь.

3.2.2 Задания для тематического контроля

(практические занятия).

Практическое  занятие № 1.

Тема: Изучить связь физиологии растений со сменой продолжительности светлого времени суток, фазами Луны, сезонами года.

Цель: предложить возможные агротехнологии для улучшения роста и развития растений с учетом смены продолжительности светлого времени суток, фаз Луны, сезонов года.

Практическое  занятие № 2.

Тема: Изучить опыты по выращиванию растений в невесомости.

Цель: предложить возможные агротехнологические решения для обеспечения космонавтов свежей растительной пищей.

3.2.3 Задания для промежуточной аттестации        

Вариант № 1

1. Наука о небесных светила, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется …

1. Астрометрия

2. Астрофизика

3. Астрономия

4. Другой ответ

2.Гелиоцентричну модель мира разработал …

1. Хаббл Эдвин

2. Николай Коперник

3. Тихо Браге

4. Клавдий Птолемей

3.К планетам земной группы относятся …

1. Меркурий, Венера, Уран, Земля

2. Марс, Земля, Венера, Меркурий

3. Венера, Земля, Меркурий, Фобос

4. Меркурий, Земля, Марс, Юпитер

4.Второй от Солнца планета называется …

1. Венера

2. Меркурий

3. Земля

4. Марс

5. Межзвездное пространство …

1. не заполнено ничем

2. заполнено пылью и газом

3.заполнено обломками космических аппаратов

4. другой ответ.

6. Угол между направлением на светило с какой-либо точки земной поверхности и направлением из центра Земли называется …

1. Часовой угол

2. Горизонтальный параллакс

3. Азимут

4. Прямое восхождение

7. Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда называется …

1. Астрономическая единица

2. Парсек

3. Световой год

4. Звездная величина

8. Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. точках юга

2. точках севере

3. зенит

4. надир

9. Большой круг, плоскость которого перпендикулярна оси мира называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. настоящий горизонт

10. Первая экваториальная система небесных координат определяется …

 1.Годинний угол и склонение

 2. Прямое восхождение и склонение

 3. Азимут и склонение

 4. Азимут и высота

11. Большой круг, по которому цент диска Солнца совершает свой видимый летний движение на небесной сфере называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. эклиптика

12. Линия вокруг которой вращается небесная сфера называется

  1. ось мира

 2. вертикаль

   3. полуденная линия

   4. настоящий горизонт

13. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 5h 20m, δ = + 100

    1. Телец

    2. Возничий

    3. Заяц

    4. Орион

14. Обратное движение точки весеннего равноденствия называется …

   1. Перигелий

   2. Афелий

   3. Прецессия        

   4. Нет правильного ответа

15. Главных фаз Луны насчитывают …

1. две

2. четыре

   3. шесть

   4.восемь

16. Угол который, отсчитывают от точки юга S вдоль горизонта в сторону заката до вертикала светила называют …

1. Азимут

2. Высота

    3. Часовой угол

    4. Склонение

17. Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей орбит. Это утверждение …

1. первый закон Кеплера

2. второй закон Кеплера

    3. третий закон Кеплера

    4. четвертый закон Кеплера

18.Телескоп, у которого объектив представляет собой линзу или систему линз называют …

    

1.Рефлекторним

2.Рефракторним

   3. менисковый

   4. Нет правильного ответа.

19.Установил  законы движения планет …

1. Николай Коперник

2. Тихо Браге

3. Галилео Галилей

4.Иоганн Кеплер

20.К планетам-гигантам относят планеты …

1. Фобос, Юпитер, Сатурн, Уран

2. Плутон, Нептун, Сатурн, Уран

3. Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер

4. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран

     

Вариант № 2

1. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …

1. Астрометрия

2. Звездная астрономия

3. Астрономия

 4. Другой ответ

2.Геоцентричну модель мира разработал …

1. Николай Коперник

2. Исаак Ньютон

3. Клавдий Птолемей

4. Тихо Браге

3. Состав Солнечной система включает …

1. восемь планет.

2. девять планет

3. десять планет

4. семь планет

4. Четвертая от Солнца планета называется …

1. Земля

2. Марс

3. Юпитер

4. Сатурн

5. Определенный участок звездного неба с четко очерченными пределами, охватывающий все принадлежащие ей светила и имеющая собственное называется …

1. Небесной сферой

2. Галактикой

3. Созвездие

 4. Группа зрение

6. Угол, под которым из звезды был бы виден радиус земной орбиты называется …

1. Годовой параллакс

2. Горизонтальный параллакс

3. Часовой угол

4. Склонение

7. Верхняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. надир

2. точках севере

3. точках юга

4.зенит

8 Большой круг, проходящий через полюса мира и зенит называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4.настоящий горизонт

9. Промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия называется …

   

  1. Солнечные сутки

 2. Звездные сутки

   3. Звездный час

   4. Солнечное время

10. Количество энергии, которую излучает звезда со всей своей поверхности в единицу времени по всем направлениям называется …

1. звездная величина

2. яркость

3. парсек

4.светимость

11. Вторая экваториальная система небесных координат определяется …

   1.Годинний угол и склонение

   2. Прямое восхождение и склонение

   3. Азимут и склонение

   4. Азимут и высота

12. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 20h 20m, δ = + 350

    1. Козерог

    2. Дельфин

    3. Стрела

    4. Лебедь

13. Путь Солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди …

   1. 11 созвездий

   2. 12 созвездий

   3. 13 созвездий

   4. 14 созвездий

14. Затмение Солнца наступает …

   1. если Луна попадает в тень Земли.

   2. если Земля находится между Солнцем и Луной

   3. если Луна находится между Солнцем и Землей

   4. нет правильного ответа.

15. Каждая из планет движется вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Это утверждение …

    1. первый закон Кеплера

    2. второй закон Кеплера

    3. третий закон Кеплера

    4. четвертый закон Кеплера

16. Календарь, в котором подсчету времени ведут за изменением фаз Луны называют …

    1. Солнечным

    2. Лунно-солнечным

    3. Лунным

    4. Нет правильного ответа.

17.Телескоп, у которого объектив представляет собой вогнутое зеркало называют …

    1.Рефлекторним

    2.Рефракторним

   3. менисковый

   4. Нет правильного ответа

18. Система, которая объединяет несколько радиотелескопов называется …

   1.Радиоинтерферометром

   2.Радиотелескопом

   3.Детектором

   4. Нет правильного ответа

19. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …

1. Астрометрия

2. Звездная астрономия

3. Астрономия

4. Другой ответ

20. Закон всемирного тяготения открыл …

1. Галилео Галилей

2. Хаббл Эдвин

3. Исаак Ньютон

4. Иоганн Кеплер

Ответы

Вариант №1                                                      Вариант №2

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

1

3

1

3

2

2

2

3

3

2

3

1

4

1

4

2

5

2

5

3

6

2

6

1

7

2

7

4

8

4

8

4

9

1

9

2

10

1

10

4

11

4

11

1

12

1

12

4

13

4

13

3

14

1

14

3

15

2

15

1

16

1

16

3

17

3

17

2

18

2

18

1

19

4

19

3

20

3

20

3


3.3   Критерии  оценивания

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения обучающимися теории и умения применять ее  на  практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2.  Основными формами проверки знаний и умений обучающихся по астрономии являются письменая самостоятельная работа, тестирование, устный опрос, фронтальный опрос.

3. При оценке письменных и устных ответов преподаватель  в первую очередь учитывает показанные обучающимися  знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися.

Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается  ошибкой, если она свидетельствует о том, что обучающийся не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного обучающимся  задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная обучающимися  погрешность может рассматриваться преподавателем  как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса обучающихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и  обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись с точки зрения физики грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно записана формула, верно выполнены нужные вычисления и  преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

5.  Оценка ответа обучающегося  при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна  из отметок: 1 (плохо), 2   (неудовлетворительно), 3  (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком владении материалом  обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АСТРОНОМИИ

      - Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание  сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий. Дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий. Дает правильное определение астрономических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

   -  Оценка «4» - если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. Если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.

   - Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса астрономии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

    - Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

   - Оценка «1» ставится в том случае, если обучающийся  не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

    - Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Обучающийся самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

  -  Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

   - Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

  -  Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

  -  Оценка «1» ставится, если обучающийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал правила техники безопасности.

                                             

ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

 - Грубые ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения астрономических величин, единиц измерения.

Неумение выделить в ответе главное.

Неумение применять знания для решения задач и объяснения астрономических явлений.

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

Неумение подготовить к работе  оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.

Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

- Негрубые ошибки

Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц астрономических величин.

Нерациональный выбор хода решения.

- Недочёты

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОКЛАДА

Написание доклада учитывается при постановке  итоговой оценки по прохождению курса.

5 баллов, ставится если: 

– содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике, доклад оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями оформления доклада;

- доклад имеет чёткую композицию и структуру, в тексте отсутствуют логические нарушения в представлении материала;

- корректно оформлены и в полном объёме представлены список использованной литературы и ссылки на использованную литературу в тексте доклада;

-  отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте;

- доклад представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата.

4 балла, ставится если: 

- содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике;

- доклад оформлен в соответствии с общими требованиями написания, но есть погрешности в техническом оформлении;

- доклад имеет чёткую композицию и структуру, в тексте доклада отсутствуют логические нарушения в представлении материала;

- в полном объёме представлены список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении, корректно оформлены и в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте доклада;

- отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте;

- доклад представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата.

3 балла, ставится если: 

-  содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике;

-  в целом доклад оформлен в соответствии с общими требованиями написания доклада, но есть погрешности в техническом оформлении;

- в целом доклад имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте доклада есть логические нарушения в представлении материала;

- в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте доклада;

- есть единичные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте;

- в целом доклад представляет собой самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата.

2 балла, ставится если: 

- содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике;

- в докладе отмечены нарушения общих требований написания доклада, есть погрешности в техническом оформлении;

- в целом доклад имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте доклада есть логические нарушения в представлении материала;

- в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте доклада;

- есть частые орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте;

- доклад не представляет собой самостоятельного исследования, отсутствует анализ найденного материала, текст доклада представляет собой не переработанный текст другого автора (других авторов).

При оценивании доклада 2 баллами он должен быть переделан в соответствии с полученными замечаниями и сдан на проверку заново не позднее срока окончания приёма докладов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СООБЩЕНИЯ

1. Соответствие содержания работы теме.

2. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование рекомендованной и справочной литературы

3. Исследовательский характер.

4. Логичность и последовательность изложения.

5. Обоснованность и доказательность выводов.

6. Грамотность изложения и качество оформления работы.

7. Использование наглядного материала.

5 баллов, ставится если: 

- учебный материал освоен в полном объеме, обучающийся легко ориентируется в материале;

- полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы;

- излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы.

-сообщение носит исследовательский характер.

-речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической и орфоэпической грамотностью.

-использует наглядный материал (презентация, иллюстрации, схемы, чертежи).

4 балла, ставится если: 

- по своим характеристикам сообщение соответствует характеристикам отличного ответа, но обучающийся может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи.

- отсутствует исследовательский компонент в сообщении.

3 балла, ставится если: 

- обучающийся испытывал трудности в подборе материала, его структурировании.

-обучающийся пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации.

-не может ответить на дополнительные вопросы по теме сообщения.

-материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов.

-допускает стилистические и орфоэпические ошибки.

2 балла, ставится если: 

- сообщение не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации либо не соответствует теме.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Формой промежуточной аттестации по дисциплине является дифференцированный зачет.

Итогом дифференцированного зачета является оценка знаний и умений обучающегося  по пятибалльной шкале.

 Дифференцированный зачет проводится в письменной форме (тестирование).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА

К зачету допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все практические работы, и имеющие положительные оценки по результатам текущего контроля.

Предметом оценки являются знания и умения.

     Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом. Таким образом, максимальное количество первичных баллов, которое можно получить при выполнении теста – 20.

Оценка в пятибалльной шкале

Критерии оценки

Количество баллов

«2»

Выполнено мене 70% задания

Набрано менее 14 баллов

«3»

Выполнено70-80% задания

Набрано 14-15 баллов

«4»

Выполнено 80-90%задания

Набрано 16-17 баллов

«5»

Выполнено более 90% задания

Набрано 18 баллов и более

4. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

  1. Алексеева Е.В., Скворцов П.М., Фещенко Т.С., Шестакова Л. А.; под ред. Т.С. Фещенко Астрономия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2020.- 256 с.
  2. Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник /Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2021. – 238с.
  3. Засов, А. В. Астрономия. 10—11 классы: учебник / А. В. Засов, В. Г. Сурдин. — М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 303 с.
  4. Чаругин В.М. Астрономия. 10 – 11классы: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень /2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2021 - 144 с.

Дополнительные источники (при необходимости)

  1. Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник /         Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2021. – 238,[2] с.: ил, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник).
  2. Дагаев, М.М. Лабораторный практикум по курсу общей астрономии: учебное пособие для институтов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1972. - 424 с.
  3. Засов, А. В. Астрономия. 10—11 классы. Методическое пособие для учителя / А. В. Засов, В. Г. Сурдин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
  4. Левитан Е.П. «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия». – М.: Аргументы и факты, 2013.
  5. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2020. — 29, [3] с.
  6. Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2020. — 11 с.
  7. Stellarium // Stellarium AstronomySoftware [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://stellarium.org/ru/ 
  8. Школьная энциклопедия «Естественные науки», – М.: Росмэн, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности  СПО. КОС предназначен для оценки результатов осво...

Комплект оценочных средств по дисциплине экологические основы природопользования.

Содержит задания для текущего контроля знаний и итогового контроля....

Комплект оценочных средств по дисциплине "Нормирование труда и сметы"

Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточнойаттестации в форме дифференцированного зачета по дисциплине "Нормирование труда и сметы",разработан на основе ФГОС СПО по спе...

Комплект оценочных средств для учебной дисциплины "Информатика"

Комплект оценочных средств для учебной дисциплины "Информатика" в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архи...

Комплекты оценочных средств

В целях установления соответствия уровня подготовки студента на этапе обучения требованиям ОПОП созданы фонды оценочных средств....

Комплект оценочных средств к учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Комплект оценочных средств к учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», по специальности СПО111801...