Технологическая карта урока астрономии
методическая разработка по астрономии (11 класс)

Яшина Елена Валерьевна

Инструктивная карта для проведения урока астрономии "Тайны Вселенной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_astronomiya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по дисциплине  ОД.14 Астрономия

                                                            Урок по дисциплине «Астрономия»

Тема: «Тайны Вселенной»

ФИО преподавателя: Яшина Елена Валерьевна 

Дисциплина:   ОД.14 Астрономия

Специальность: 15.02.08  Технология машиностроения                                     

Тип занятия: урок общеметодологической направленности

Форма проведения занятия: урок-исследование

Продолжительность урока: 45 минут

Методическая цель: использование технологий развития информационно-интеллектуальной компетентности с элементами ALACT-моделирования (рефлексивного анализа)

Цели занятия:

Образовательные:

  • сформировать представление о предмете астрономии, истории астрономии, структуре и масштабах Вселенной;
  • познакомить обучающихся с задачами и методами астрономических исследований;
  • использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.

Развивающие: 

  • содействовать повышению уровня учебной мотивации посредством интерактивных методов обучения через        реализацию междисциплинарных связей;
  • формировать условия, способствующие взаимопомощи и объективной самооценке знаний;
  • стимулировать обучающихся к самовыражению посредством создания ситуации успеха.

Воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к изучению астрономии, культуру умственного труда;
  • воспитывать убежденность в познаваемости окружающего мира, осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое суждение и делать выводы;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

  • знание объектов, задач и методов астрономических исследований;
  • знание основных этапов развития астрономии как науки;
  • знание о связи астрономии с другими науками;
  • знание о структуре и масштабах Вселенной;
  • умение использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.

Методы обучения: интерактивный метод, объяснительно-иллюстративный, питчинг, фасилитация, использование возможностей мультимедийной презентации.

Междисциплинарные связи: Информатика, Математика, Физика.

Учебное оснащение занятия:

Оборудование: АРМ обучающихся, мультимедиа-комплекс TeachPad. 

Наглядные пособия: презентация, видеоролики, дидактический материал.

Раздаточный материал: графический организатор темы.

Критерии диагностики эффективности занятия: оценка за выполнение заданий  и ответы на вопросы по теме.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Время,

мин

Дидактические задачи

Деятельность

преподавателя

Содержание деятельности

обучающихся

Ожидаемый результат

1

2

3

4

5

6

Организационный момент

2

Создание психологического настроя обучающихся на предстоящую работу.

Приветствие, проверка посещаемости.

Приветствует обучающихся.

Создает благоприятную психологическую атмосферу занятия.

Методом наблюдения оценивает готовность группы к учебной деятельности

Приветствуют преподавателя. Включение в рабочую атмосферу учебного занятия

Готовность группы, включение обучающихся в деловой ритм занятия, ОК 2

Мотивация и целеполагание учебной деятельности

5

Акцентирование внимания на значимости темы

Стимулирует интерес к изучаемой теме, активизирует познавательную деятельность.

Смартирует цель занятия.

В книге И.С. Шкловского «Проблемы современной астрофизики» автор пишет: «Первые тысячелетия своего развития астрономия не была явно связана с физикой. В древности «небесные», «идеальные» явления противопоставлялись земным…  

Для развития физики в 17 и 18 вв. характерна теснейшая связь с астрономией. Законы физики выводились и проверялись на астрономических явлениях.

Астрономия – это катализатор любознательности.

Б. Паскаль «Человек распят между двумя бесконечностями».

В конце 20 в. физикам стало ясно, что мир Большого космоса и микромир взаимосвязаны.

Астрономия – это  наука о Вселенной, а Вселенная – это весь мир вокруг нас. Она непрерывно изменяется: отдельные космические объекты - галактики, звезды, планеты и т.д. - рождаются, проходят свой путь развития и исчезают, а на смену им возникают новые, более сложные и разнообразные миры. Астрономия изучает основные физические характеристики, происхождение, строение, состав, движение и эволюцию этих космических объектов и самой Вселенной.

Дают первичные ответы, совместно с преподавателем определяют тему и цель занятия.

Обучающиеся сформулировали тему и цель занятия, ОК 1

Изучение, осмысление и первоначальное закрепление нового материала

10

Презентация-рассказ

2014 год особый для этой древнейшей из наук, в марте было объявлено о результатах эксперимента, которые радикально меняют наше понимание того, как возникла Вселенная.

По результатам эксперимента, проведенного американскими учеными на Южном полюсе, были обнаружены гравитационные волны, которые образовались при рождении Вселенной, и это подтверждает гипотезу хаотической инфляции, которая была предложена 30 лет назад рядом ведущих физиков мира. Трое из них уже получили в этом году престижную премию Кавли и среди них два физики из России: Андрей Линде и Алексей Старобинский.

Теперь мы уже на законных основаниях можем вводить  новые  и возвращать старые фундаментальные понятия как:

Вселенная или Макровселенная - весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по тем формам, которые принимает материя в процессе своего развития.

Минивселенная часть Макровселенной, обладающая собственно уникальной совокупностью физических законов, образовавшаяся в результате флуктуации энергетической плотности физического вакуума Макровселенной и является единой причинно-связанной областью.

Метагалактика – часть наблюдаемой Минивселенной, доступной для изучения современными астрономическими методами, это сверхгигантская система, состоящая из огромного числа различных галактик.

Галактика – это система космических тел, состоящие из миллиардов звезд, газовых туманностей, планет,  объединенные между собой силами гравитации.

На окраине одной из таких галактик, с названием Млечный Путь, пять миллиардов лет назад родилась и по сей день живет самая обыкновенная звезда по имени Солнце, согревая своим теплом и нашу маленькую голубую планету, которую мы называем Земля. И если возраст Вселенной принять за один год, то возраст человеческой цивилизации, которая возникла на этой планете, всего полторы секунды. Мгновение, которое, я думаю, никем пока не замечено в этом огромном мире. Чтобы соизмерить в мозгу длительности различных этапов эволюции Микровселенной представим, что ее возраст равен одному земному году. И вот как в течение этого года развивалась наша Минивселенная.

Организация КМД по выданному заданию №1 «Космический адрес человечества»

Организация КМД по выданному заданию №2 «Вселенская математика»

После выполнения заданий обсуждается результат, вносятся коррективы.

Изучать Вселенную непросто, зато очень интересно! Давайте и мы приоткроем завесу над тайнами Вселенной.

- сверхпустота Эридана;

- чёрная дыра;

- пульсар и музыка космоса;

- тёмная материя и тёмная энергия.

Слушают преподавателя, фиксируют основные моменты, смотрят видеоролик.

Слушают и воспринимают информацию Анализируют, обобщают, формируют выводы, дополняют, задают вопросы

Коллективная мыслительная деятельность (КМД)

Эвристическая беседа «Большой взрыв»

Графический организатор темы

(ОК 2-ОК 9)

Оценивают собственную деятельность

Закрепление изученного материала через практическую деятельность

10

Моделирование «тайн Вселенной» на сайте spacegid.com: эксперименты с черной дырой; моделирование реликтового излучения; «музыка космоса»

Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и в их самооценке.

Положительная обратная связь

Выполненное задание согласно эталону

Рефлексивно-оценочный этап

10

Подведение итогов урока, домашнее задание.

Подводит итоги выполнения заданий. Даёт домашнее задание.  

Подводит итоги выполнения заданий. Даёт домашнее задание.

Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и в их самооценке.

Знакомятся с содержанием домашнего задания. Реализации необходимых и достаточных условий для успешного выполнения задания всеми обучающимися.

Положительная обратная связь.

КМД.

Выполненное задание согласно эталону.

Домашнее задание

Эмоциональная рефлексия

5

3

Объяснение домашнего задания.

В  заключение, попробуем составить свою расшифровку аббревиатуры АСТРОНОМИЯ. Выберите любую свободную букву и продолжите на листочке слово, характеризующее ваше впечатление от урока или интересный факт, который вы узнали на уроке. Старайтесь, чтобы текст получался связанным.

Учитель раздает по одному листочку на каждый ряд. На листочке в столбик написаны буквы:

А –

С –

Т –

Р –

О –

Н –

О –

М –

И –

Я –

Обучающиеся выбирают любую букву и записывают расшифровку.

Для того чтобы закрепить полученные умения и знания, вам необходимо выполнить домашнее задание «Космическое эссе».

Воспринимают информацию. Задают возникшие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока астрономии

Форма для методической разработки урока по астрономии (технологическая карта)...

технологическая карта урока по астрономии «Звезды и созвездия. Звездные карты»

урок разработ в соответствии с тербованиями ФГОС СОО...

Технологическая карта урока астрономии 11 класс

Урок "Законы движения планет Солнечной системы"....

Технологическая карта урока астрономии

Технологическая карта урока астрономии по теме " Звёздное небо" разработана для проведения урока астрономии в соответствии с УМК Чаругина...

технологическая карта урока по астрономии "Планеты-гиганты"

Разработка содержит технологическую карту урока и приложение к уроку...

Технологическая карта урока по астрономии "Звезды и созвездия"

Технологическая карта подготовлена к уроку "Звезды и созвездия" по астрономии в 10 классе. Карта составлена с использованием учебника В.М. Чаругин "Астронимия 10-11"...

Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии".

Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии" выполнена в технологии проблемного обучения с применением интернет-ресурсов....