Технологическая карта урока астрономии 11 класс
план-конспект урока по астрономии (11 класс) на тему

Карчушкина Галина Владимировна
Урок "Законы движения планет Солнечной системы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название методической разработки: формирование новых знаний на основе ранее изученного материала в курсе физики и геометрии 9 и 10 класса.

Автор разработки: Карчушкина Галина Владимировна

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Астрономия

11

Законы движения планет Солнечной системы.

Цели урока:

1. Продолжить формирование основных законов движения тел;

2. Создать условия для того, чтобы обучающие учились

•  самостоятельному поиску информации;

•  формулировать эмпирические закономерности;

•  выдвигать гипотезы и проверять их, используя компьютерное моделирование;

•  делать обобщения.

3. Продолжить работу по овладению методами научного исследования. Показать, что открытие законов Кеплера  – пример познаваемости мира и его закономерностей.

4. Продолжить развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

Задачи урока:

·  систематизировать знания по теме Механика;

·  продолжить воспитание аккуратности при работе с компьютером и при оформлении письменного отчета работы;

·  развивать умения анализировать, синтезировать, наблюдать, делать выводы;

·  воспитать умения выстраивать взаимоотношения учащихся между собой и учителем.

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Астрономия 11класс. Базовый уровень

11

Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Воспризводить определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»; формулировать законы Кеплера.

Анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения формы траектории небесных тел (на примере Марса).

Целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Проектор, компьютер  

ЭФУ: Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут  «Астрономия 11 класс. Базовый уровень»; М.А. Кунаш  «Методическое пособие к учебнику АСТРОНОМИЯ 11 класс. Базовый уровень»;

презентация по теме «Законы движения планет Солнечной системы»;  

 сайты: http://fb.ru/article/261258/empiricheskoe-i-teoreticheskoe-poznanie,

https://school-collekction.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377 

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Организация начала урока.

Психологически настроить учащихся на учебную деятельность.

Результат: позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности. Сотрудничество с учителем. Умение слушать.

Здравствуйте! Все мы живем на Земле – небольшой планете, затерянной в бескрайних просторах Вселенной. Все мы живем под одним и тем же небом – снова и снова манящим к себе.

Тысячи и тысячи лет люди смотрят на звездное небо. Как же разобраться в этой звездной россыпи, как установить порядок и разгадать тайны Урании – древнегреческой музы астрономии?

-  Как вы думаете, подчиняется ли движение планет Солнечной системы законам, подобным тем, коим подчиняется движение тел на Земле?  

-  Да, верно! Такие законы существуют и действуют, действуют с момента начала существования Солнечной системы.

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы.

Постановка темы и цели урока самими учащимися. Запись темы урока в тетраде.

4 мин

Актуализация опорных знаний

 Постановка познавательной задачи.

М.А. Кунаш стр.56-57

 Предлагает задания для интеллектуальной разминки.

В группах выполняют задания, сравнивают результаты.

6 мин

Изучение нового материала

«Открытие»  новых знаний, а именно знакомство с законами Кеплера;   с применением закона при выполнении качественных и количественных задач

Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут  «Астрономия 11 класс. Базовый уровень», стр.58-60;

сайт - http://fb.ru/article/261258/empiricheskoe-i-teoreticheskoe-poznanie 

1. На слайде показывает эпиграф к уроку «...явление,которое отличает научную мысль и результаты от простого утверждений, - общеобязательность и бесспорность» - слова В.И. Вернадского. Акцентирует внимание на том, что Кеплер пришел к формулировке своих законов эмпирическим путем, базируясь на гелиоцентрическом устройствеСолнечной системы и убежденности в том, что, согласно Пифагору, «миром правят числа».

Дает задание учащимся ознакомиться  с описанием действий И. Кеплера (§12) и на сайте найти определение эмпирического доказательства.

1.Самостоятельно ознакамливаются с последовательностью научных размышлений И. Кеплера; находят определение эмпирического метода познания.

5 мин

2.В беседе с учащимися акцентирует внимание на следующих фактах:

  • Исходные положения
  • Использованный метод
  • Полученные выводы

2.Участвуют во фронтальной беседе, записывают выводы.

5 мин

Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут  «Астрономия 11 класс. Базовый уровень», стр. 60 рис.3.6

Сайт - https://school-collekction.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377

3.Совместно с учащимися рассматривается способ  практического построения эллипса, анализируется его частный случай – окружность.

3.Рассматривают рис. 3.6 , заполняют таблицу – формулировка законов и графическая интерпретация, знакомятся со способом практического построения эллипса

6 мин

Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут  «Астрономия 11 класс. Базовый уровень», стр. 62, пример решения задачи

4.Рассказывает учащимся о том, что 1 и 2 законы Кеплера рассматривают движение планет в отдельности. Третий закон впервые позволил решить задачу движения двух тел.

Анализирует совместно с учащимися третий закон Кеплера на примере решения типовой задачи на стр.62. вводит понятие «астрономическая единица».

4.Взаимодействуют с учителем в фронтальной беседе. Записывают определение понятия «астрономическая единица». Разбираются и записывают решение задачи со стр.62.

6 мин

5. Рассказывает о границах применимости законов Кеплера и о их значении.

5. Записывают  границы применимости законов Кеплера и их значение.

3 мин

Первичное закрепление новых знаний

 

Воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений, и самостоятельном применение при решении количественных задач.

Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут  «Астрономия 11 класс. Базовый уровень», стр. 63, упр. 10 № 1,№ 2

6. Учитель организует фронтальную проверку понимания нового материала.

6. Слушают  вопросы и отвечают в устной форме.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух.

5 мин

Информация о домашнем задании

Оценивание уровня сложности  Д/З при выполнении учащимся самостоятельно.

Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут  «Астрономия 11 класс. Базовый уровень»,  

§12 стр. 58 - 64

Информирует учащихся о домашнем задании, показывает слайды презентации, проводит разъяснение по методике его выполнения.

 

Записывают домашнее задание, слушают пояснения учителя

3 мин

Рефлексия

Подведение изученного материала урока, установить соответствие полученного результата поставленной цели.

Результаты: оценивать процесс и результат деятельности.

    Выделять и формулировать, осуществлять пошаговый контроль по результату.

     Умение анализировать результаты собственной деятельности.

Организует рефлексию. Ставит оценки.

Осуществить констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока астрономии

Форма для методической разработки урока по астрономии (технологическая карта)...

Технологическая карта урока астрономии

Технологическая карта урока астрономии по теме " Звёздное небо" разработана для проведения урока астрономии в соответствии с УМК Чаругина...

Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии".

Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии" выполнена в технологии проблемного обучения с применением интернет-ресурсов....

Технологическая карта урока астрономии

Инструктивная карта для проведения урока астрономии "Тайны Вселенной"...