Развитие экологической компетентности субъектов образовательного процесса.
статья (биология) по теме

система экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_ekol..doc735 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие экологической компетентности субъектов образовательного   процесса.

Учитель биологии, экологии

МОУСОШ№7 г. Ставрополя

Большакова Е. Н.

 Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество.

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания  и образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому образованию и  формированию экологической грамотности, а затем экологической компетентности, культуры личности и общества.

 Наиболее полные и глубокие знания об экологических процессах должна дать соответствующая система образования на основе единой программы, предусматривающей ступенчатое усвоение социальных компетенций. Школьный аспект экологического образования, реализованный в программах Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию» (5 класс),                                «Экология растений»(6 класс), И. М. Щвец «Экология животных» (7 класс), М. З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.Н. Лукина «Экология человека. Культура здоровья» (8 класс),                                                                                                       «Экология биосферы» (9 класс) внедряется мной в МОУСОШ№7 с 2005 г. Региональный компонент реализуется программой авторского коллектива: Вишняковой В.Ф., Иванова А. Л., Кондратьевой А.А. и др. «Экология Ставропольского края».

  Характеризуя реальное состояние экологического образования в современной школе необходимо отметить, что недостаточно только преподавания предмета экология, имеющего обучающий характер. Необходимо интегрировать обучающие и воспитательные программы экологического содержания. Целевые ориентиры воспитательной программы «Эколог», внедряемой в МОУСОШ№7 представлены 3 ступенями  на следующей схеме:

Экологическое школьное научное общество

Научно-исследовательская лаборатория

Экологический кружок

Самостоятельное приобретение знаний, активная поисковая, природоохранная, просветительская работа

Эколог-любитель

Получение готовых знаний - «словесно-книжная экология»


 Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как кружок - школьный клуб (экологического направления). Школьный клуб ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся. Разработка экологически грамотных проектов, маршрутов экологических экскурсий по родному городу, участие в организации школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды - вся эта деятельность может быть успешно организованы в школьном клубе. Учащиеся МОУСОШ№7, входящие в состав экологического клуба, создали на сайте школы Интернет- проект «Экомир». Использование информационных технологий имеет огромные возможности, так как экологический сайт позволяет вести просветительскую работу с использованием  неограниченного объёма информации и постоянного её обновления и пополнения, обмениваться опытом по вопросам экологии, проводить опросы, создавать архив презентаций, фотогалерей учащихся и использовать их при обучении. Учащиеся МОУСОШ№7 участвуют в конкурсах компьютерной графики и анимации на экологические темы. Учащиеся МОУСОШ№7 принимают активное участие в городских экологических акциях, конференциях, конкурсах, ведут природоохранную деятельность - развешивают скворечники, кормушки, убирают мусор, выпускают листовки, рисунки и развешивают их в автотранспорте, районе. В исследованиях учащиеся используют различные методы, среди которых мониторинг окружающей среды, экологическая экспертиза. Наиболее привлекательная форма деятельности - исследовательские проекты. При изучении экологии человека, культуры здоровья исследовательские проекты имеют здоровьесберегающее значение.

В целях распространения экологических знаний учащиеся МОУСОШ№7 активно используют видеосюжеты юмористического киножурнала «Экологический Бумеранг», который самостоятельно снимают на базе школы. Использование киножурнала является эффективным способом охвата самых широких слоёв населения, включая родителей, и привлечения внимания  к вопросам экологии.

В результате работы у учащихся формируются основы поведения в окружающей среде, соизмерения всех видов своей деятельности с последствиями, оказывающими влияние на природу, умение находить компетентные экологически оправданные решения в ситуациях выбора.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в  школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие.

                                                                                                     

                     

                                                           

                

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Формирование ИКТ компетентности всех субъектов образовательного процесса при переходе к стандартам нового поколения

Переход современной школы к стандартам нового поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всех субъектов образовательного процесса. Рассматривая и изуч...

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образовательной системы в контексте преподаваемого предмета.

Сообщение на городское методическое объединение учителей технологии по теме"Взаимодействие субъектов образовательного процессав условиях модернизации образовательной системыв контексте преподаваемого ...

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)Качество образования рассматривается как к...

Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».

На  педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса – как ведущее условие обеспечения качества образования

Качество и эффективность образовательного процесса зависят от многих факторов.  Ведущими среди них являются: единство целей, требований, технологий, взаимодействие, взаимопонимание, личностные от...

Статья на тему: " Развитие экологической компетентности в процессе преподавания биологии"

Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе. Негативные последствия неразумного ведения хозяйственной деятельности человека,  различные формы загрязнения...