Развитие экологической компетентности субъектов образовательного процесса.
статья (биология) по теме
Предварительный просмотр:
Развитие экологической компетентности субъектов образовательного процесса.
Учитель биологии, экологии
МОУСОШ№7 г. Ставрополя
Большакова Е. Н.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество.
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания и образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому образованию и формированию экологической грамотности, а затем экологической компетентности, культуры личности и общества.
Наиболее полные и глубокие знания об экологических процессах должна дать соответствующая система образования на основе единой программы, предусматривающей ступенчатое усвоение социальных компетенций. Школьный аспект экологического образования, реализованный в программах Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию» (5 класс), «Экология растений»(6 класс), И. М. Щвец «Экология животных» (7 класс), М. З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.Н. Лукина «Экология человека. Культура здоровья» (8 класс), «Экология биосферы» (9 класс) внедряется мной в МОУСОШ№7 с 2005 г. Региональный компонент реализуется программой авторского коллектива: Вишняковой В.Ф., Иванова А. Л., Кондратьевой А.А. и др. «Экология Ставропольского края».
Характеризуя реальное состояние экологического образования в современной школе необходимо отметить, что недостаточно только преподавания предмета экология, имеющего обучающий характер. Необходимо интегрировать обучающие и воспитательные программы экологического содержания. Целевые ориентиры воспитательной программы «Эколог», внедряемой в МОУСОШ№7 представлены 3 ступенями на следующей схеме:
Экологическое школьное научное общество Научно-исследовательская лаборатория |
Экологический кружок Самостоятельное приобретение знаний, активная поисковая, природоохранная, просветительская работа |
Эколог-любитель Получение готовых знаний - «словесно-книжная экология» |
Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как кружок - школьный клуб (экологического направления). Школьный клуб ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся. Разработка экологически грамотных проектов, маршрутов экологических экскурсий по родному городу, участие в организации школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды - вся эта деятельность может быть успешно организованы в школьном клубе. Учащиеся МОУСОШ№7, входящие в состав экологического клуба, создали на сайте школы Интернет- проект «Экомир». Использование информационных технологий имеет огромные возможности, так как экологический сайт позволяет вести просветительскую работу с использованием неограниченного объёма информации и постоянного её обновления и пополнения, обмениваться опытом по вопросам экологии, проводить опросы, создавать архив презентаций, фотогалерей учащихся и использовать их при обучении. Учащиеся МОУСОШ№7 участвуют в конкурсах компьютерной графики и анимации на экологические темы. Учащиеся МОУСОШ№7 принимают активное участие в городских экологических акциях, конференциях, конкурсах, ведут природоохранную деятельность - развешивают скворечники, кормушки, убирают мусор, выпускают листовки, рисунки и развешивают их в автотранспорте, районе. В исследованиях учащиеся используют различные методы, среди которых мониторинг окружающей среды, экологическая экспертиза. Наиболее привлекательная форма деятельности - исследовательские проекты. При изучении экологии человека, культуры здоровья исследовательские проекты имеют здоровьесберегающее значение.
В целях распространения экологических знаний учащиеся МОУСОШ№7 активно используют видеосюжеты юмористического киножурнала «Экологический Бумеранг», который самостоятельно снимают на базе школы. Использование киножурнала является эффективным способом охвата самых широких слоёв населения, включая родителей, и привлечения внимания к вопросам экологии.
В результате работы у учащихся формируются основы поведения в окружающей среде, соизмерения всех видов своей деятельности с последствиями, оказывающими влияние на природу, умение находить компетентные экологически оправданные решения в ситуациях выбора.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/21/picture-69491.jpg)
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/11/picture-75621-1434017940.jpg)
Формирование ИКТ компетентности всех субъектов образовательного процесса при переходе к стандартам нового поколения
Переход современной школы к стандартам нового поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всех субъектов образовательного процесса. Рассматривая и изуч...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/18/picture-294567-1613634812.jpg)
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образовательной системы в контексте преподаваемого предмета.
Сообщение на городское методическое объединение учителей технологии по теме"Взаимодействие субъектов образовательного процессав условиях модернизации образовательной системыв контексте преподаваемого ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-335114-1383674478.jpg)
Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)
Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)Качество образования рассматривается как к...
Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».
На педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-282717-1424642958.jpg)
Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса – как ведущее условие обеспечения качества образования
Качество и эффективность образовательного процесса зависят от многих факторов. Ведущими среди них являются: единство целей, требований, технологий, взаимодействие, взаимопонимание, личностные от...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/01/picture-157331-1357057823.jpg)
Статья на тему: " Развитие экологической компетентности в процессе преподавания биологии"
Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе. Негативные последствия неразумного ведения хозяйственной деятельности человека, различные формы загрязнения...