Статья на тему: " Развитие экологической компетентности в процессе преподавания биологии"
статья по экологии на тему
Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе. Негативные последствия неразумного ведения хозяйственной деятельности человека, различные формы загрязнения окружающей среды приводят к потере биологического разнообразия, к нарушению функционирования природных сообществ живых организмов, отрицательно влияют на здоровье и качество жизни человека. Это ставит под сомнение саму возможность существования жизни как глобального феномена и биосферы как глобальной экосистемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сергеева Татьяна Александровна,
учитель биологии МБОУ ООШ №2
Формирование экологической компетенции
в процессе преподавания биологии
К сожалению, бережное отношение к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи незаметным, но непременным стимулом созидателя.
Н.К.Рерих
Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе. Негативные последствия неразумного ведения хозяйственной деятельности человека, различные формы загрязнения окружающей среды приводят к потере биологического разнообразия, к нарушению функционирования природных сообществ живых организмов, отрицательно влияют на здоровье и качество жизни человека. Это ставит под сомнение саму возможность существования жизни как глобального феномена и биосферы как глобальной экосистемы. «Жизнь – критерий экологичности, а развернувшийся экологический кризис определил кризис духовный», - утверждает академик С.Н. Глазачев. В сформировавшемся обществе потребления подрастающее поколение также потребительски относится к природе, не задумываясь о разрушительных последствиях своей деятельности. Чтобы исправить это положение, необходима нравственная перестройка всего образа жизни и поведения человека, переориентация человеческого мировосприятия на развитие диалоговых форм общения с природой.
Решение данной проблемы я вижу в формировании у обучающихся экологических компетенций. Компетентность представляет собой взаимосвязь чувства – знания – сознания – поведение – деятельности. Компетентность – фактор, порождающий умение устанавливать связи между знанием и экологической ситуацией, в более широком смысле слова – это умение обнаружить проблему и решить её.
Становление экологической компетентности проходит различные уровни:
- начальный - уровень элементарной экологической компетентности
- продвинутый - высокий общеобразовательный уровень
- высший - творческий уровень
В рамках школьного обучения на уроках биологии для обучающихся доступно достижение продвинутого и высшего уровней, которые характеризуются ориентацией в закономерностях функционирования экосистем разного ранга, владением основными правилами здорового образа жизни, осознанным участием в природоохранной деятельности. Приведенная схема экологической компетентности ориентирует экологическое образование не только на получение экологических знаний, но и на развитие практического опыта, выявление экологических проблем и содействии в их решении. Это связано с тем, что человек в жизни сталкиваемся именно с проблемами, а не с абстрактными знаниями и идеями, и в процессе решения проблем у него формируются новые мотивы, установки.
Воспитывать бережное отношение обучающихся к природе, окружающему миру, я начинаю с преподавания курса природоведения в 5 классе. В своей деятельности использую следующие формы организации урока:
- Урок-интервью. Данная форма хорошо находит подкрепление как элемент урока в параллели с 5 по 9 классы при путешествии в прошлые времена.
- Урок – викторина. В данной форме ребята сами проявляют активность готовят вопросы экологической направленности.
- Урок – экспедиция. Такая форма уместна при изучении эволюции органического мира.
- Урок – конференция. В рамках дня науки в 8 Б прошла конференция: «Мобильный телефон – надежный враг или опасный друг».
- Урок – пошаговая лекция с обсуждением проблемных вопросов.
Рассмотрим процесс формирования экологических компетенций на примере изучения темы «Экосистемы» в 9 классе. В этот возрастной период происходит становление основ экологических компетенций и экологической культуры, целостного мировоззрения, являющихся составными частями интеллектуальной сферы обучающихся. Приобретается умение аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать выводы и обобщения, развивается критичность мышления. Все это влияет на становление личности, выработку своего стиля поведения во взаимоотношениях с природой.
Перед обучающимися стоит вопрос: Почему лес является природным сообществом, обеспечивающим устойчивость биосферы? На данном этапе урока целесообразным является такой прием как размышление школьников над афоризмами, например: «Леса уходят. Жалко мне леса…» (С. Орлов). Размышляя над словами поэта, ученики приходят к мнению, что гибель леса приводит к потере биологического разнообразия, которое является одним из факторов разбалансировки биосферы. Это в свою очередь представляет собой глобальную экологическую проблему, так как измененная биосфера может стать непригодной для жизни человека.
На следующем этапе – формулировки цели – считаю необходимым подвести обучающихся к пониманию необходимости изучения проблем леса, как важнейшего компонента биосферы. Совместно с учениками ставим цель работы, выбираем рациональный и оптимальный путь её достижения.
На этапе поиска информации используем такие формы работы с обучающимися, как поиск основных терминов и понятий, определение ключевых слов, Это приводит к пониманию учениками закономерностей существования экосистемы леса, и, следовательно, формированию таких мыслительных процессов, как обобщение, анализ и синтез, систематизация доказательств, аргументирование. Завершается этап обоснованием основных положений темы по осознанию ценности сохранения лесов для устойчивости биосферы.
Таким образом, в процессе изучения данной темы обучающиеся приобретают экологические компетенции: усваивают основные термины и понятия, раскрывающие признаки и свойства природного сообщества, понимают закономерности функционирования экосистемы леса, находят пути решения современных проблем лесного сообщества. Л.Н. Толстой писал: «Все недоброе в сердце человека должно исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра».
На уроках с целью повышения наглядности учебно-воспитательного процесса, использую моделирующие, динамические задания, биологические карты, задания для самопроверки, тренажеры.
Неотъемлемый компонент формирования экологической компетентности - лабораторные и практические работы, проведение экспериментов, наблюдений.
Уделяю большое внимание работе с учебником, текстом, рисунками экологического содержания, таблицами, использую ресурсы сети интернет. Обучающимися 9 классов созданы презентации по темам:
«Как развивалась жизнь на Земле», «Сохранение многообразия видов – основа устойчивого развития биосферы», «Причины вымирания флоры и фауны».
Развивающую среду учебного процесса позволяют создавать разнообразные модели: объемные, влажные препараты, муляжи, аквариум – как модель искусственного водоема.
Использую в образовательном процессе такие формы и методы обучения, которые учитывают индивидуальные особенности и наклонности обучающихся. К ним относятся исследовательские проекты, участие в конкурсах, олимпиадах экологической направленности, разнообразная природоохранная деятельность.
Проект «Экологическое воспитание жителей города Полярного» удостоен Диплома победителя Второго конкурса школьных проектов «Мой класс – моей школе», организованным факультетом проектной деятельности и фандрайзинга образовательного портала «Мой университет».
Обучающиеся принимают активное участие в экологических олимпиадах. Ученик 9 «Б» Карпота Виктор стал Призером Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
Разнообразна и тематика экологических исследований: «Изучение древесных пород города Полярного», «Изучение листопадного процесса на примере рябины обыкновенной», «Двигательная активность канарейки в условиях домашнего содержания», «Влияние времени суток на индивидуальное поведение хорька», «Ингибиторы зеленых растений», «Изучение микробиологической активности почвы». В результате исследовательской деятельности приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Об экологических проблемах можно говорить не только языком цифр, фактов, научных статей, но и языком поэзии. Для подтверждения любой мысли, любой идеи практически всегда можно подобрать соответствующее экологические строки. При этом учитываю возраст учеников, степень их подготовленности к восприятию. В 6 классах при изучении растительного мира использую стихотворение Алексея Решетова:
Когда топорами стучат по березам,
Когда под копытами падает озимь,
Когда исчезают из Книги Природы
Веселые птицы и ясные воды,
То мне самому, как природе, несладко:
Душа – как пустая бобровая хатка.
Данное стихотворение производит эмоциональное впечатление на уроке. Знающий, но черствый человек будет расчетлив, а работа по преобразованию природы, преобразованию сознания, души требует бескорыстия, самопожертвования, величия духа, чистоты помыслов.
В 7 классах, изучая многообразие животного мира, обучающиеся зачитывают положение Всемирной хартии по охране диких животных: «Любовь и уважение к живым существам должны вытекать всегда из любви и уважения вообще как высочайших качеств и стремлений, присущих человеку».
Для учащихся старших классов я стараюсь подбирать экологические строки, несущие не только информацию, но и имеющие глубокое философское содержание. Даю возможность самостоятельно найти основную идею произведения, поразмыслить над проблемой. Например, на уроке по теме «Происхождение человека» использую произведение Р. Рождественского «В музее естествознания»:
До теперешней нашей Земли,
До ее дождей и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.
Это – личная их беда,
За нее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево.
Человек разумный сидит
На вершине этого древа.
Он – мыслитель. Он хмурит лоб.
Человека идея гложет:
Хочет что-то придумать, чтоб
Самого себя уничтожить.
Он подпер подбородок рукой –
Вождь прогресса, краса и гордость...
Он – придумает! Он – такой!
Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!
А над ним проносится век.
Повороты. Круговороты...
Да неужто и сам человек –
Тупиковая ветвь природы?!
Возможности человека безграничны! Все, что создано природой, требует внимания, развития, бережного отношения. Таким образом, в преподавании биологии подвожу обучающихся к пониманию основных законов экологии, сформулированных ученым- экологом Барри Коммонером:
1. Всё связано во всём.
2. Ни что не дается даром.
3. Всё должно куда-то деваться.
4. Природа знает лучше.
В процессе приобретения экологических компетенций у обучающихся формируется экологическое мышление как основа экологической культуры, которая, в свою очередь, является важным компонентом формирования интеллектуальной и духовно-нравственной личности. Умный, грамотный, экологически компетентный и высоконравственный человек способен понять и оценить глобальность экологического кризиса и взять на себя ответственность за свое поведение в природе. Как отмечал ученый-эколог Н.Н. Моисеев, «Лидером века станет не та страна, где сегодня высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям».
Литература:
1. Глазачев С.Н. Экология в гуманитарном университете/ Вестник экологического образования в России, № 4 (42) 2006.
2. Ермаков Д.С., Зверев И. Д., Суравегина Т. Г. Учимся решать экологические проблемы. М.: Школьная Пресса, 2002.
3.Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994.
4. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы.- М.: «Школа-Пресс», 1996.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие экологической компетентности субъектов образовательного процесса.
система экологического воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230668-1364472217.jpg)
Формирование ключевых компетентностей в процессе преподавания биологии
В современной концепции образования все более значимой становится задача: воспитание человека способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально – экономических и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-376984-1389707011.jpg)
Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»
Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...
Статья «Педагогические условия реализации личностно – ориентированного подхода в процессе преподавания биологии профильном классе»
Личностно- ориентированный подход может выступать фактором становления личности старшеклассника, если в основе учебно - воспитательного процесса лежит индивидуальная методическая инструментовка , учет...
Статья на тему: "Развитие социокультурной компетентности на уроках английского языка по средствам пословиц и поговорок"
Термин «компетентность» все чаще стал появляться в понятийном аппарате отечественной педагогики. Компетенция, являясь производной от компетентности, понимается как определенная сфера приложения знаний...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-346200-1423136662.jpg)
Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"
Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/01/picture-434748-1604223204.jpg)
Статья "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ"
Для того чтобы химическое и биологическое образование стало развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника важно показывать ребятам удивите...