Тематическое планирование 7 кл по биологии
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Тематическое планирование 7 кл по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_7_kl.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon nadklass_ryby1.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

(Биология 7 кл.)

Тема 1. Общие сведения о многообразии животных (5 часов)

Введение в предмет. Основные признаки животных. Взаимоотношения между организмами. Место и роль животных в природе. Классификация животных. Наблюдение, эксперимент, мозговой штурм.

Практикум. Правила организации наблюдений, эксперимента. Решение биологических проблем с помощью мозгового штурма.

Тема 2. Подцарство Простейшие (6 часов)

Общая характеристика Простейших. Типы Саркодовые, Жгутиковые, Инфузории. Значение Простейших в природе и жизни человека. Биологическое понятие, существенные признаки понятий. Биологическое исследование.

Практикум. Сравнительный анализ строения клеток представителей одноклеточных животных. Решение биологических проблем с помощью мозгового штурма.

Тема 3. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа)

Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы. Строение, особенности жизнедеятельности, многообразие, роль в природе. Значение Кишечнополостных. Методика подготовки доклада.

Практикум. Составление докладов о значении  Кишечнополостных в природе.

Тема 4. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви (6 часов)

Особенности организации плоских червей. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле. Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах. Метод контрольных вопросов.

                                                               

Практикум. Решение биологических проблем с помощью метода контрольных вопросов.

Тема 6. Тип Моллюски (4 часа)

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Практикум. Составление докладов о роли моллюсков в жизни человека.

Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов).

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы ракообразных, паукообразных и насекомых. Общая характеристика каждого класса. Значение членистоногих в биоценозах. Методика подготовки реферата. Мозговой штурм.

Практикум. Составление докладов о многообразии и значении членистоногих. Составление рефератов и проблемах жизнедеятельности членистоногих. Решение биологических проблем с помощью мозгового штурма.

Тема 8. Тип Хордовые (29 часов)

Надкласс Рыбы

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. Метод контрольных вопросов.

Практикум. Решение биологических проблем с помощью метода контрольных вопросов. Составление докладов и рефератов о проблемах сохранения рыбных богатств, рыборазведении.

Классы Земноводные, Пресмыкающиеся

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Системный анализ.

Практикум. Биологических проблем с помощью системного анализа.

Класс Птицы

Происхождение птиц; первоптицы и их предки. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц. Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хоз. деятельности. Мозговой штурм.

Практикум. Решение биологических проблем с помощью мозгового штурма.

Класс Млекопитающие

Происхождение   млекопитающих. Первозвери. Низшие звери. Настоящие звери. Значение  млекопитающих в природе и   хоз. деятельности   человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие. Системный анализ. Метод контрольных вопросов.

Практикум. Решение биологических проблем с помощью метода контрольных вопросов и системного анализа.  Составление докладов и рефератов о многообразии, охране, значении млекопитающих; о проблемах жизнедеятельности млекопитающих.

Тема 9. Развитие животного мира на Земле (7 часов)

Творческая биография Ч.Дарвина

Практикум.  Решение биологических проблем с помощью  системного анализа.                                                                                                            



Предварительный просмотр:

Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Приспособленность рыб к жизни в воде

Задачи урока

Образовательные:

Познакомить учащихся с особенностями строения рыб и приспособлением к водному образу жизни

Развивающие:

Развивать мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки объектов, делать выводы

Воспитательные:

Совершенствовать коммуникативные умения в ходе работы в группах.

Развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность

Оборудование:

Стеклянные сосуды с небольшими аквариумными рыбками, компьютер, слайды, микроскопы, чешуя карпа, карточки с вопросами и заданиями

Ход урока

I. Вводная часть

Учитель сообщает тему и цель данного урока, знакомит учащихся с планом урока, напоминает как работать с карточками

II. Изучение нового материала

1. Беседа по вопросам.

Обсудите в группах и подготовьте ответы на вопросы:

Что общего у амебы и ланцетника как организмов?

Чем отличаются условия жизни в воде от условий жизни на суше?

Какие приспособления развиты у организмов, обитающих в водной среде?

Будут ли отличаться обитатели пресных и соленых водоемов? Если да, то чем?

2. Лекция «Надкласс Рыбы».

По ходу лекции учащиеся делают записи, выделяют при записи новые термины.

План лекции

1) Многообразие и классификация рыб

2) Особенности строения и процессов жизнедеятельности рыб

3) Происхождение и эволюция рыб

4) Значение рыб в природе и для человека

3. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»

Выполните лабораторную работу «Внешнее строение и передвижение рыб» (инструктивная карточка в учебнике)

4. Работа с карточками (ответы на вопросы, заполнение таблицы). Приспособленность рыб к жизни в воде.

Обсудите в группах и ответьте на вопросы:

1) На основании каких признаков рыб относят к хордовым животным?

2) Какие среды жизни и места обитания освоили рыбы? Приведите примеры с указанием названий рыб.

3) К какой группе - теплокровные или холоднокровные животные - относятся рыбы? Ответ обоснуйте.

4) Чем отличаются биологические понятия «приспособленность» и «приспособления»?

5) К какой функциональной группе в экосистеме можно отнести рыб и на основании каких признаков?

6) В народе говорят: «Чувствую себя, как рыба в воде», подчеркивая хорошую приспособленность рыб к жизни в воде. Заполните таблицу.

Приспособленность рыб к жизни в воде

Особенности воды

Черты приспособленности к условиям среды

Внешнее строение

Внутреннее строение

Обсудите результаты работы и сделайте выводы

5. Домашнее задание

Решите задачи:

1 группа: У некоторых океанских рыб суточная активность такова. Половину суток они проводят в верхних слоях воды, богатых кислородом. Они там, например, охотятся. На ночь они опускаются вниз. Но нижние слои воды бедны кислородом. Как же рыбы там дышат?

2 группа: Еж-рыба имеет маленький объем. Если угрожает опасность, то эта рыба увеличивает объем («надувается»), оттопыривает многочисленные шипы, которые до этого плотно прилегали к телу. Так выглядит ее угрожающая поза. Предложите гипотезы о том, как она это делает.

3 группа: У маленькой рыбки много врагов, а защищаться ей нечем. Единственное, что есть,- многочисленность стаи и маленькая острая мордочка. Как может маленькая рыбка защититься – именно защититься от хищников?