Главные вкладки

    Урок природоведения для 5 классов по теме " Суша планеты"
    методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

    Урок для обучающихся 5 класса по формированию новых знаний о рельефе, климате, реках и озёрах Африки, Южной Америки и Северной Америки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_prirod._5_kl._susha_planety_.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок природоведения в 5 классе

    Тема: «Суша планеты».

    Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

    Цели:

    1. Продолжить знакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать им краткую характеристику: познакомить с особенностями рельефа, климата и расположенными на них крупными горами, реками и озерами.
    2. Продолжить развитие познавательного интереса учащихся, формирование у них умения работать с географической и контурной картами; узнавать материки по их контурам, по картинам, иллюстрирующим особенности рельефа, растительного и животного мира.
    3. Продолжить воспитание чувства ответственности за планету Земля.

    Оборудование: физическая карта полушарий, картины с изображением материков и островов; контуры материков; индивидуальный раздаточный материал (карточки — 6 материков); карточки с названиями материков, частей света.

    Мы живем точно во сне неразгаданном

    На одной из удобных планет …              

                                         И. Северянин

     Ход урока

    1. Организационный момент.

    Тема урока: «Суша планеты» (продолжение).

    Постановка учебных задач урока.

    - Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с тремя материками,

    составляющими сушу нашей планеты, дадим им краткую характеристику. К концу урока вы должны будете: знать особенности рельефа, климата этих материков; уметь показать расположенные на них крупные горы, реки и озера.

    - Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы должны вспомнить краткую характеристику материков, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

    1. Актуализация знаний.

    Проверка знаний о суше — материках Евразии, Австралии, Антарктиде.

    1) Фронтальная беседа

    - Чем образована суша нашей планеты?

    (материками или континентами и многочисленными островами)

    - Сколько материков на Земле? Назовите их.

    - Что такое часть света? Какие части света различают на Земле?

    2) Индивидуальный опрос.

    - Нужно выйти к доске, показать на карте материк и дать краткую характеристику по плану: рельеф, климат, реки и озера.

    (Евразия, Австралия, Антарктида)

    План вывешивается на доске.

    План.

    1. Рельеф

    2. Климат

    3. Реки и озера

    3) Оперативная систематизация знаний учащихся.(Работа с карточками)

    - А сейчас мы поработаем в парах.

    Задание: установите соответствие (соедините линиями)

    1 ряд — рельеф

    2 ряд — климат

    3 ряд — реки и озера

    Материки

    Рельеф

    Евразия

    Рельеф очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи и гиганские равнины, например Восточно-Европейская, Западно- Сибирская

    Австралия

    Материк покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000м)

    Антарктида

    В основном равнинная местность, только на востоке невысокие горы.

    Материки

    Климат

    Евразия

    Это самый холодный материк, средняя суточная температура -30 градусов С. Здесь была зарегистрирована самая низкая температура на Земле -89,2 градуса С

    Австралия

    Это самый сухой материк: на большей части его территории выпадает мало осадков

    Антарктида

    Климат на материке разнообразен: от самого холодного на севере, до жаркого на юге.

    Материки

    Реки. Озера

    Евразия

    На материке нет крупных, полноводных рек. Многие реки пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей. Самая большая река на материке — Муррей, она не пересыхает. Самое крупное озеро на материке — озеро Эйр

    Австралия

    Материк богат реками и озерами. Самая длинная река материка — Янцзы. Самое глубокое озеро мира — Байкал (1637м)

    Антарктида

    Нет рек, нет озер.

    1. Итак, вы установили соответствие между материками и рельефом, климатом, реками и озерами, расположенными на них.

    Проверка. Учитель проходит по рядам и проверяет.

    1. Изучение нового материала.

    - Продолжим знакомиться с материками планеты.

    1) - Слово предоставляется ученикам, которые подготовили краткую характеристику Африки, Северной Америки, Южной Америки.

    (Рассказ учеников. Дополнения учителя. Демонстрация картин, иллюстрирующих особенности рельефа, растительного и животного мира материков)

    Дополнительный материал: 

    Северная Америка.

    Обратите внимание на то, что в природных условиях Евразии и Северной Америки много сходных черт.

    Например:

    в рельефе — высокие горы, обширные равнины

    климат — в основном умеренный и холодный, только на крайнем юге — жаркий

    оба материка — богаты реками и озерами. (Название озер в Северной Америке — это все названия индейских племен живших в этих местах до прихода европейцев)

    Южная Америка. 

    Из всех материков больше всех заболочена Южная Америка. Климат влажный и жаркий.

    Амазонку называют царицей рек! Чтобы примерно представить себе, что такое Амазонка. Попробуйте мысленно сложить вместе 25 таких рек, как Волга или 12могучих Енисеев! Амазонская равнина — это страна джунглей, лесов и болот.

    2) Работа с доской. На доске появляется краткая характеристика материков.

    Рельеф. В рельефе преобладают равнины. Самая высокая гора — Килиманжаро (5895м)

    Климат. Это самый жаркий материк. Здесь не бывает зим. В северной части материка расположена величайшая пустыня — Сахара.

    Реки. Много рек. Самая длинная река нашей планеты — Нил (6671км)

              Рельеф. Преобладают равнины. Горные цепи — Кордильеры.

               Климат. Холодный и умеренный, на юге — жаркий и влажный.

               Реки. Озера. Реки полноводны, самая крупная из них — Миссисипи. Великие озера в     одном месте.

             Рельеф. На востоке — равнины. На западе — горы Анды.

              Климат. Климат влажный и жаркий.

              Реки. Много рек. Среди них А мазонка — самая полноводная река планеты.

        Вопрос: О каком материке идет речь? Как догадались?

    1. Рассказ учителя. Острова.

    - Наряду с материками, что ещё составляет сушу нашей планеты? (Острова)

    - Их очень много, подсчитать общее количество довольно трудно. Встречаются одиночные острова и группы островов — архипелаги.

    - Показ на карте.

    Из одиночных островов:

    Самый большой остров мира — Гренландия (площадь 2млн 176тыс кв. км)

    Самый крупный остров России — Сахалин (76,4тыс кв.км)

    Архипелаги:

    Северная Земля, Земля Франца-Иосифа и др.

    1. Закрепление знаний.

    1) Работа с контурной картой.

     - Откройте тетради с. 26-27.

     - Подпишите на карте названия материков и расположенных на них крупных рек, озер и гор.

     - Задание выполняйте с помощью физической карты полушарий, которая находится в учебнике на с. 70-71.

    Проверка.

     - Что отметили в Африке? Что отметили в Северной Америке? Что отметили в Южной Америке? (ответы учеников)

    2) Работа с контурами материков.

    - Материки отличаются друг от друга своими размерами, рельефом — характером поверхности, климатом и даже красками. А еще они отличаются друг от друга — формой.

    Вопрос: Контуры каких материков вы видите? (На доске — контуры материков. Ответы учеников.)

    3) Игра. (работа в парах)

    - А теперь немножко поиграем. У каждой пары на столе есть карточки на которых изображены контуры материков.

    Задание: Положите их чистой стороной вверх. Поднимая карточку по очереди, вы должны назвать материк и дать ему краткую характеристику.

    4) Игра «Самый, самый» (книга рекордов)

    - При сравнении материков можно выделить самый большой и самый маленький, самый жаркий и самый холодный, самый влажный и самый сухой.

    Задание: Вспомните, какой из них самый...

    Самый

    большой — маленький

    жаркий — холодный

    влажный — сухой

     5) Проверь свои знания.

    Самые высокие горы планеты -  Гималаи (Евразия)

    Самая длинная река планеты  -  Нил (Африка)

    Самая полноводная река планеты - Амазонка (Южная Америка)

    Самая низкая температура на Земле -89,2 градусов С (Антарктида)

    Самый большой остров на планете - Гренландия

    Самое глубокое озеро мира - Байкал (Евразия)

    Самая величайшая пустыня нашей планеты — Сахара (Африка)

    6) Работа с учебником, с.72

    - Какие утверждения верны?  

    1. Итог урока. Выставление оценок.

    - Куда вам захотелось совершить путешествие? (Каждый ученик получает корабль) На своем корабле напишите название того материка, куда вы хотели бы отправиться в путешествие. Может когда-нибудь ваше желание и исполнится.

    1. Домашнее задание.

    1) Знать краткую характеристику Африки, Северной Америки, Южной Америки (по плану);

    2) А знаете ли вы что можно путешествовать по разным материкам с помощью географического атласа. Совершите такое путешествие и отыщите интересные горы, реки, озера, острова. Постарайтесь запомнить их названия и расположение. А на следующем уроке проведем соревнование: кто быстрее найдет на карте тот или иной географический объект (гору, реку, озеро, остров...);

    3)Пользуясь картой, определите какими океанами омывается каждый из материков, так как на следующем уроке будем изучать океаны.

    - В добрый путь! Попутного ветра!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока по теме "Суша планеты"

    План -конспект 2-х уроков природоведения по теме "Суша планеты".1 урок - изучение нового материала, 2 урок- игра....

    Самостоятельная работа по природоведению 5 класс по теме: "Суша"

    Самостоятельная работа по природоведению 5 класс по теме: Суша. Проверочная работа включает задания для проверки знаний по теме....

    Урок природоведения 5 класс по теме: "Вулканы"

    Урок природоведения 5 класс по теме "Вулканы". Обучающиеся знакомятся со строением, типами, причинами возникновения вулканов и опасностях и пользе вулканических извержений....

    презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме "Образование и разнообразие почв"

    Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему "Образование и разнообразие почв"....

    Интерактивный урок по природоведению для 5 класса по теме: «Суша» с использованием доски SMART Board.

       Урок природоведения для 5 класса по теме: «Суша» с использованием АРМ учителя и SMART Board разработан в соответствии с  учебниками  А.А. Плешакова, Н.И. Сонина....

    Конспект урока в 8 классе на тему "Защитим планету"

    Конспект урока в 8 классе на тему "Защитим планету"Раздаточный материалAir pollution  Acid rains  Water Pollution  Toxic materials   Plastic Wast...