Календарно - тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Токарева Галина Николаевна

Календарно - тематическое планирование по природоведению в 5 классе по УМК Пакулова В. М., Иванова Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodovedenie_5_klass.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

            СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

              С. КУТЬИНО НОВОБУРАССКОГО РАЙОНА

                             САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»                       «Согласовано»                     «Утверждаю»

На заседании ШМО           Зам. директора по УВР      Директор МОУ «СОШ

Протокол № ___ от            ______ Запарова Н.М.         с. Кутьино»

«__» ________ 2011 г.     «___» ______ 2011 г.            ________ Бекетова Т.А.

                                                                                          «___» _______ 2011 г.

Календарно – тематическое планирование               по природоведению в 5 классе

Учитель: ТОКАРЕВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

Количество часов в неделю – 2, всего 68

Лабораторных работ – 10

Учебник: В.М. Пакулова «Природа. Неживая и живая»

                                                                                Рассмотрено на заседании

                                                                                 педагогического совета

                                                                       протокол № ___ от «___»____ 2011г

                           2011 – 2012  учебный год

                 ПРИРОДОВЕДЕНИЕ (68Ч., 2 Ч В НЕДЕЛЮ)

                                    Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению для 5 класса.

Программа соответствует учебнику В.М. Пакуловой,  Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс».  Рассчитана на преподавания курса в объёме учебного времени 68 часов (2 часа  в неделю).

В планировании указаны названия тем курса, объём учебного времени в каждой теме, с указанием практических и лабораторных работ.

 

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому

курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Данная программа по природоведению составлена на основе федерального

компонента государственного стандарта основного общего образования.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1.  освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3.  развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  4. воспитание положительного эмоционально- ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах.

Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» — и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков,     направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т. д.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

                               

                                СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

                             68 ЧАСОВ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

Введение – 2 часа.

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

Вселенная - (7  часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы.

Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

Строение и свойства веществ (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа.

Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

Воздух (5 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения: систематические, фенологические и

ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

Лабораторные работы

Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

Описание погоды за месяц и сезон.

Вода (5 часов)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Экскурсия

Результаты работы текущих вод и ветра.

Горные породы (5 часов)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные работы.

Описание минералов и горных пород (по 3—4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Почва (6 часов)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых животных и растений по плану.

Экскурсия.

Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни.

Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно - декоративные, плодово_- ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно_- опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторные работы.

Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

Определение названий растений с помощью атласа_- определителя.

Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

Экскурсия.

Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).

Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа.

Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

Животные (5 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно_-наземной средах обитания.

Лабораторная работа.

Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков и муляжей.

Человек. Его здоровье и безопасность жизни (3 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя,

наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения  за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки

Лабораторная работа.

Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

Природа едина (3 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

№ п/п

Содержание тем и уроков

Общее количество часов

Количество часов по теме

Дата проведения

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

Введение

Природа. Живая и неживая природа

Человек и природа. Для чего изучают природу

1.Вселенная

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную

Звезды и созвездия

Земля – наша планета. Лабораторная работа №1 «Определение экватора, полюсов на карте и глобусе

Оболочки Земли

Спутники планет. Луна – естественный спутник Земли

Солнце. Солнечная система и ее состав.

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

2.Строение и свойства вещества

Тела  и вещества

Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Лабораторная работа №2, 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел, массы и объема жидких и твердых тел»

Вещества и смеси

Молекулы, атомы, элементы

Движение частиц вещества (диффузия)

Взаимодействие частиц

Разнообразие веществ

Физические и химические явления

Горение. Лабораторная работа №3 «Работа с термометром по определению температуры тел»

Окисление

Обобщающий урок по теме «Строение и свойства вещества»

3.Воздух

Состав воздуха

Свойства воздуха

Вес воздуха и атмосферное давление

Изменение давления воздуха с высотой. Лабораторная работа №4 «Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами»

Обобщающий урок по теме «Воздух» Лабораторная работа №5 «Описание погоды за месяц и сезон»

4.Вода

Три состояния воды. Состав воды

Физические свойства воды

Вода растворитель. Лабораторная работа №6 «Вода как растворитель»

Работа воды в природе

Обобщающий урок по теме «Вода»

5.Горные породы

Внутреннее строение Земли

Горные породы. Лабораторная работа №7 «Определение свойств минералов и горных пород»

Разрушение горных пород

Полезные ископаемые. Металлы Лабораторная работа №8 «Ознакомление с полезными ископаемыми и их физическими свойствами»

Обобщающий урок по теме «Горные породы»

6.Почва

Почва, её образование

Состав и свойства почв

Уход за почвой

Влияние растений на почву Разрушение почв

Обобщающий урок по теме «Почва»

7.Организмы

Организм и его свойства

Условия жизни организмов

Увеличительные приборы

Строение организмов.

Многообразие организмов: одно- и многоклеточные организмы

Обобщающий урок по теме «Организмы»

8.Растения

Признаки растений

Разнообразие растительного мира

Строение цветковых растений. Лабораторная работа №9 «Распознавание органов цветковых растений»

Места обитания дикорастущих растений.  «Зеленая аптека»

Охрана растений

Культурные растения

Обобщающий урок по теме «Растения»

9.Грибы

Разнообразие грибов

Шляпочные грибы

10.Животные

Признаки животных

Условия жизни и многообразие диких животных

Значение диких животных

Домашние животные

Обобщающий урок по теме «Животные»

11.Человек. Его здоровье и безопасность.

Строение человека и его здоровье.

Вредные привычки и их профилактика

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях

12.Природа едина

Связи живого и неживого

Цепи питания. Пищевые цепи

Охрана природы. Правила поведения в природе

Обобщающий урок по курсу

2

7

11

5

5

5

6

6

 

7

2

5

3

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для 8 класса по Информатике и ИКТ / Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

В документе дано календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ в рамках УМК авторов: Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. в соответствии с требованиями Государстве...

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...