Главные вкладки

    Урок по биологии "Лишайники"
    методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

    Аганина Елена Николаевна
    ТЗнакомство с лишайниками

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mhi.doc44.5 КБ
    Microsoft Office document icon mhi.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: « Мхи».

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов.
    2. Познакомить со средой обитания и распространением мхов.
    3. Дать представление о процессах жизнедеятельности мхов, об их роли  в природе и хозяйственной деятельности человека.
    4. Закрепить знания учащихся о высших и низших растениях.

    Оборудование: таблицы «Мохообразные», « Зеленый мох кукушкин лен», «Сфагновые мхи и их строение».

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Проверка д\з. – тест по теме: «Лишайники».
    3. Изучение нового материала.

    - Давайте вспомним,  на какие 2 группы делятся растения? Низшие и высшие. Какими признаками обладают высшие растения? Тело высших растений в отличии от низших разделено на органы, которые выполняют определенные функции.

    - Сегодня мы с вами приступаем к изучению высших растений. А начнем изучение высших растений с отдела мохообразные. Отдел мохообразные насчитывает около 27 тысяч видов растений. У мохообразных, как и у остальных высших растений, имеются дифференцированные органы и ткани. В отличие от водорослей мохообразные имеют стебли и листья, а органы размножения - многоклеточные. Корней у мохообразных нет, но есть ризоиды. Что такое ризоиды? Ризоиды – выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества. Большинство мохообразных распространено в сильно увлажненных. Даже заболоченных  местах.  Это связано с высокой потребностью в воде для нормальной жизнедеятельности этих растений.

    - Все мохообразные низкорослы.  Их высота обычно не превышает 10 – 15 см. Практически все они многолетние растения. Среди них не встречается одревесневающих форм.

    - Мохообразные по своей организации и экологии очень близки водорослям. Они представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Как и водоросли они не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители отдела имеют тело в виде таллома, похожего на таллом водорослей. Оплодотворение мохообразных так же связано с водой и в ее отсутствие – не может осуществляться. Размножаются при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.

    - В отделе мохообразные выделяют класс печеночники и класс листостебельные мхи.

    - Печеночники устроены наиболее примитивно. Что вкупе с другими признаками свидетельствует об их древности. Тело печеночников представлено разветвленным зеленым слоевищем. Среди них в лесах и на берегах водоемов наиболее распространена маршанция. А в аквариумах достаточно часто встречается плавающее растение – риччия.

    - Листостебельные мхи устроены более сложно, чем печеночники, и встречаются в наших лесах гораздо чаще. Одним из самых распространенных в наших лесах является зеленый мох кукушкин лен. Об этом растении нам расскажет… .

    - Опережающее задание:

    Кукушкин лен часто встречается в заболоченных или просто влажных лесах. Этот мох покрывает почву сплошным ковром. Вытесняя другие зеленые мхи. Он способен впитывать воды в 4 раза больше собственного веса. За счет того, что плотные покровы кукушкина льна задерживают большое количество влаги и создают особый микроклимат, с появлением этого растения часто начинается постепенное заболачивание леса.

    Высота растений кукушкина льна достигает 10 – 15 см. Стебли неветвящиеся, имеют буровато – зеленую окраску, густо покрыты узкими зелеными листочками. Нижняя часть стебля темно – коричневая. Корней у кукушкина льна нет. К почве растения прикрепляются  при помощи ризоидов.

          - Ребята, а как вы думаете. О чем говорит зеленая окраска листьев этого растения? Это          говорит о способности к фотосинтезу.

          - Опережающее задание:

            Кукушкин лен, как и большинство других мхов, имеет         сложное внутреннее строение. В теле его выделяют два типа тканей: покровная и проводящие. Кукушкин лен – двудомное растение. Это значит, что у кукушкина льна органы, синтезирующие мужские и женские половые клетки, расположены на разных растениях. Половые клетки называются гаметы.

                                 Гаметы

    мужские                                                          женские

    сперматозоиды                                              яйцеклетки

    подвижны                                              практически не заметны

             Мхи растут плотными скоплениями а, следовательно,  мужские и женские растения оказываются близко друг от друга. Им как и водорослям необходима для осуществления процесса оплодотворения вода. При ее наличии подвижные сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, происходит их слияние, или оплодотворение. Образуется зигота, из которой на следующий год образуется спорогон.  Внешне он выглядит как коробочка на длинной ножке. Коробочки покрыты волосистыми заостренными колпачками. Коробочка с колпачком слегка напоминает сидящую кукушку. Отсюда и название мха – кукушкин лен. В коробочках развиваются споры. После созревания спор колпачок с коробочки опадает, и в сухую погоду споры высыпаются из коробочки и разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, спора прорастает. Образует тонкую зеленую нить. Нить ветвится. На ней образуются почки, из которых впоследствии вырастают новые побеги зеленого мха.

    - К листостебельным мхам относится так же и белый мох сфагнум. Сфагнум – многолетнее растение высотой до 20 см., обитающее в основном на болотах. Внешне сфагнум сильно отличается от кукушкина льна. Стебель его ветвится, образуя как бы веточки. Часть веточек на верхушке стебля образует подобие головки. Часть отходит в стороны. А некоторые свисают вниз. Прилегая к стеблю. Стебель и ветки покрыты мелкими светло – зелеными листочками. Сфагнум способен поглощать воды в 25 раз больше собственной массы. В отличии от кукушкина льна сфагнум не имеет ризоидов. Размножается он так же как и кукушкин лен – спорами, но в отличии от него является однодомным растением, т.е. у него мужские и женские половые органы расположены на одном растении. Процесс оплодотворения происходит так  же как у кукушкина льна.

    - 22 вида мхов внесено в Красную книгу.

    4. Закрепление изученного материала.

    - А сейчас пользуясь учебником ответьте на вопрос: каково значение мхов в жизни и хозяйственной деятельности человека?

    - Заполните таблицу «Черты различия зеленых и сфагновых мхов на примере кукушкина льна и сфагнума».

    Параметры сравнения.

    Кукушкин лен.

    Сфагнум.

    Наличие ризоидов.

    На нижней части стебля.

    Отсутствуют.

    Расположение мужских и женских органов.

    Двудомное.

    Однодомное.

    Строение листа.

    Многослойный, имеет относительно сложное строение.

    Однослойный, состоящий из двух видов клеток.

    Строение стебля.

    Прямой, неветвящийся.

    Ветвится.

    Строение спорогона.

    Коробочка на длинной ножке.

    Круглая коробочка на короткой ножке.

    - Сравнив эти растения, скажите каковы черты сходства у них?

    Не имеют корней, имеют стебель и листья, размножаются спорами, для оплодотворения необходима вода, обитают в сырых местах, приводит к заболачиванию почвы.

    1. Домашнее задание – параграф 14.
    2. Выставление отметок…


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: « Мхи».

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов.
    2. Познакомить со средой обитания и распространением мхов.
    3. Дать представление о процессах жизнедеятельности мхов, об их роли  в природе и хозяйственной деятельности человека.
    4. Закрепить знания учащихся о высших и низших растениях.

    Оборудование: таблицы «Мохообразные», « Зеленый мох кукушкин лен», «Сфагновые мхи и их строение».

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Проверка д\з. – тест по теме: «Лишайники».
    3. Изучение нового материала.

    - Давайте вспомним,  на какие 2 группы делятся растения? Низшие и высшие. Какими признаками обладают высшие растения? Тело высших растений в отличии от низших разделено на органы, которые выполняют определенные функции.

    - Сегодня мы с вами приступаем к изучению высших растений. А начнем изучение высших растений с отдела мохообразные. Отдел мохообразные насчитывает около 27 тысяч видов растений. У мохообразных, как и у остальных высших растений, имеются дифференцированные органы и ткани. В отличие от водорослей мохообразные имеют стебли и листья, а органы размножения - многоклеточные. Корней у мохообразных нет, но есть ризоиды. Что такое ризоиды? Ризоиды – выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества. Большинство мохообразных распространено в сильно увлажненных. Даже заболоченных  местах.  Это связано с высокой потребностью в воде для нормальной жизнедеятельности этих растений.

    - Все мохообразные низкорослы.  Их высота обычно не превышает 10 – 15 см. Практически все они многолетние растения. Среди них не встречается одревесневающих форм.

    - Мохообразные по своей организации и экологии очень близки водорослям. Они представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Как и водоросли они не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители отдела имеют тело в виде таллома, похожего на таллом водорослей. Оплодотворение мохообразных так же связано с водой и в ее отсутствие – не может осуществляться. Размножаются при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.

    - В отделе мохообразные выделяют класс печеночники и класс листостебельные мхи.

    - Печеночники устроены наиболее примитивно. Что вкупе с другими признаками свидетельствует об их древности. Тело печеночников представлено разветвленным зеленым слоевищем. Среди них в лесах и на берегах водоемов наиболее распространена маршанция. А в аквариумах достаточно часто встречается плавающее растение – риччия.

    - Листостебельные мхи устроены более сложно, чем печеночники, и встречаются в наших лесах гораздо чаще. Одним из самых распространенных в наших лесах является зеленый мох кукушкин лен. Об этом растении нам расскажет… .

    - Опережающее задание:

    Кукушкин лен часто встречается в заболоченных или просто влажных лесах. Этот мох покрывает почву сплошным ковром. Вытесняя другие зеленые мхи. Он способен впитывать воды в 4 раза больше собственного веса. За счет того, что плотные покровы кукушкина льна задерживают большое количество влаги и создают особый микроклимат, с появлением этого растения часто начинается постепенное заболачивание леса.

    Высота растений кукушкина льна достигает 10 – 15 см. Стебли неветвящиеся, имеют буровато – зеленую окраску, густо покрыты узкими зелеными листочками. Нижняя часть стебля темно – коричневая. Корней у кукушкина льна нет. К почве растения прикрепляются  при помощи ризоидов.

          - Ребята, а как вы думаете. О чем говорит зеленая окраска листьев этого растения? Это          говорит о способности к фотосинтезу.

          - Опережающее задание:

            Кукушкин лен, как и большинство других мхов, имеет         сложное внутреннее строение. В теле его выделяют два типа тканей: покровная и проводящие. Кукушкин лен – двудомное растение. Это значит, что у кукушкина льна органы, синтезирующие мужские и женские половые клетки, расположены на разных растениях. Половые клетки называются гаметы.

                                 Гаметы

    мужские                                                          женские

    сперматозоиды                                              яйцеклетки

    подвижны                                              практически не заметны

             Мхи растут плотными скоплениями а, следовательно,  мужские и женские растения оказываются близко друг от друга. Им как и водорослям необходима для осуществления процесса оплодотворения вода. При ее наличии подвижные сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, происходит их слияние, или оплодотворение. Образуется зигота, из которой на следующий год образуется спорогон.  Внешне он выглядит как коробочка на длинной ножке. Коробочки покрыты волосистыми заостренными колпачками. Коробочка с колпачком слегка напоминает сидящую кукушку. Отсюда и название мха – кукушкин лен. В коробочках развиваются споры. После созревания спор колпачок с коробочки опадает, и в сухую погоду споры высыпаются из коробочки и разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, спора прорастает. Образует тонкую зеленую нить. Нить ветвится. На ней образуются почки, из которых впоследствии вырастают новые побеги зеленого мха.

    - К листостебельным мхам относится так же и белый мох сфагнум. Сфагнум – многолетнее растение высотой до 20 см., обитающее в основном на болотах. Внешне сфагнум сильно отличается от кукушкина льна. Стебель его ветвится, образуя как бы веточки. Часть веточек на верхушке стебля образует подобие головки. Часть отходит в стороны. А некоторые свисают вниз. Прилегая к стеблю. Стебель и ветки покрыты мелкими светло – зелеными листочками. Сфагнум способен поглощать воды в 25 раз больше собственной массы. В отличии от кукушкина льна сфагнум не имеет ризоидов. Размножается он так же как и кукушкин лен – спорами, но в отличии от него является однодомным растением, т.е. у него мужские и женские половые органы расположены на одном растении. Процесс оплодотворения происходит так  же как у кукушкина льна.

    - 22 вида мхов внесено в Красную книгу.

    4. Закрепление изученного материала.

    - А сейчас пользуясь учебником ответьте на вопрос: каково значение мхов в жизни и хозяйственной деятельности человека?

    - Заполните таблицу «Черты различия зеленых и сфагновых мхов на примере кукушкина льна и сфагнума».

    Параметры сравнения.

    Кукушкин лен.

    Сфагнум.

    Наличие ризоидов.

    На нижней части стебля.

    Отсутствуют.

    Расположение мужских и женских органов.

    Двудомное.

    Однодомное.

    Строение листа.

    Многослойный, имеет относительно сложное строение.

    Однослойный, состоящий из двух видов клеток.

    Строение стебля.

    Прямой, неветвящийся.

    Ветвится.

    Строение спорогона.

    Коробочка на длинной ножке.

    Круглая коробочка на короткой ножке.

    - Сравнив эти растения, скажите каковы черты сходства у них?

    Не имеют корней, имеют стебель и листья, размножаются спорами, для оплодотворения необходима вода, обитают в сырых местах, приводит к заболачиванию почвы.

    1. Домашнее задание – параграф 14.
    2. Выставление отметок…

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

    При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

    Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

    Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

    Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

    Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

    Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

    Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

    Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

    Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

    Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

    В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...