Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование (биология, 8 класс) по теме

Биология 8класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Ребенок  живет по своим законам, нельзя ему иначе
                                                                                         жить. Поэтому только тот образ преподавания
                                                                                         верен,  которым довольны ученики.
                                                                                                                                   Ш.Амонашвили.

Мы живем в сложное время, и проблемы общества  как в зеркале отражаются в школьной жизни. В последние годы снизился престиж образования, знания не всегда играют  определяющую роль при  поступлении в ВУЗы и на престижное место работы. Падает интерес ребят к изучению основ наук. Сегодня каждого учителя волнует вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Перед преподавателем биологии стоят следующие проблемы,  характерные для  уроков биологии: 
-ученик часто получает уже готовые знания, без осмысления, запоминания, применения; 
-традиционные методики  практически не учитывают  субъективный опыт ученика; 
-при традиционной методике не всегда реализуется личностный подход, и часто нет возможности организовать индивидуальное общение  ребенка  с  объектами  изучения; 
-постоянно находясь в группе, ребята часто не умеют  конструктивно общаться. 
                    Для решения этих проблем я выбрала работу над темой  «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях гуманизации современной школы». Изучив опыт ведущих педагогов, я пришла к выводу, что решить эти проблемы можно изменяя структуру урока и организовав активную самостоятельную работу учащихся на уроке и во внеурочное время, используя разнообразные формы и методы изучения учебного материала и контроля знаний, умений и навыков; как можно шире развивая исследовательские и творческие возможности ребят. 
                   При таком подходе к организации урока ученик становиться субъектом обучения, имеет возможность активно участвовать в процессе обучения и воспитания, осмысливать и применять знания самостоятельно, на практике реализуя принципы педагогики сотрудничества. При этом учитывается субъективный опыт ученика, и обучение ведется в зоне ближайшего развития согласно принципу природосообразности; работая в группах, учащиеся приобретают навыки конструктивного общения; формируется атмосфера доброжелательности и заинтересованности. 
                   Важным фактором активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии являются биологические игры и конкурсы. Их  можно  использовать как непосредственно на уроках, так и во внеклассной работе. Приведенная ниже коллекция  биологических игр и конкурсов далеко не полная, автор будет признателен за любые дополнения и предложения. 

Коллекция игр 
Ботаническая эстафета.

          Играющие садятся в круг, ведущий объявляет, что все участники игры, начиная с первого, должны назвать по одному растению, причем каждое следующее слово должно начинаться с буквы, которой окончилось предыдущее название, например: дерево, овес, сосна, абрикос и т.д.
Можно видоизменить игру, прибавив к названию растения сведения, где оно растет, например: сосна растет в лесу. Другому нужно придумать название растения, которое начинается на «у», с указанием, где оно растет, например: укроп растет в огороде и т.д.
 

Проверь свою наблюдательность.

На экскурсии или в походе руководитель выбирает наиболее интересный уголок природы и предлагает ученикам внимательно рассмотреть его, затем повернуться в противоположную сторону и рассказать о том, какие детали он запомнил.
В другом случае можно видоизменить игру: после рассмотрения предложить воспроизвести виденное не сразу, а спустя некоторое время (через 15-20 минут).

Птичьи силуэты.

Для этой игры составляют несколько карточек с силуэтными изображениями птиц, например: ласточки, утки, гуся, аиста, вороны и других (не менее 10 птиц). Ведущий показывает по очереди силуэты птиц, а участники игры должны правильно определить их. Выигрывает тот, кто дал больше всего правильных ответов.

«Сделай десять шагов и на каждый шаг назови растение из семейства…»

Игра может быть использована при изучении тем «Отдел Покрытосеменные растения», а также «Голосеменные», «Грибы» (например, назвать 10 съедобных шляпочных грибов) и др.
Игра может проводиться в форме соревнования двух команд

Будь внимателен!

Играющие становятся в круг, и ведущий дает каждому название растения, например: сосна, фиалка, пшеница, рис и др.
Затем ведущий называет растение и говорит, где оно растет. Если оно правильно сказал, то играющий должен сказать «да», а если неправильно, то говорит «нет».
Например, если ведущий говорит: «Пшеница растет на болоте», а играющий ответил «да», он проигрывает; если же будет сказано: «Пшеница растет в поле» и играющий скажет «да», он продолжает участвовать в игре. Выигрывает тот, кто без ошибок провел игру.

Учись различать запахи.

Для этой игры нужно подобрать листочки полыни, мяты, лимона, лавра,  или душистые плоды ягодных растений. Желательно добавить веточку сосны, свежий гриб, лук и другие растения. Каждый образец положить в баночку с крышкой. Затем играющие должны по запаху определить, что это за растение.
Выигрывает тот, кто дал больше правильных ответов.

«Дополни ответ товарища»

Коллективная игра – соревнование. Может быть использована при опросе по теме «Цветок и плод». (Опыление).
Класс предварительно делится на команды. Ведущий (учитель) показывает одно из культурных  или дикорастущих растений (живое растение, гербарный экземпляр, рисунок, фото), например, горох; называет его и предлагает учащимся определить способ его опыления. Команда, давшая правильный ответ первой, получает 1 балл.
Затем командам предлагается составить список известных им самоопыляющихся растений (или перекрестноопыляемых насекомыми; ветром). Примерно через 5 мин. Работа прекращается, и каждая команда зачитывает свой список. За каждое правильно названное растение начисляется 1 балл, за неправильный ответ  1 балл снимается. Выигрывает команда, набравшая большее число баллов.

Определи звук.

Одному из играющих завязывают глаза и предлагают распознать звуки: удары  о дерево, о стекло, шелест листьев, плеск воды и т.д.
Победителем выходит тот, кто дал больше правильных ответов

«Что в черном ящике»

Используя тактильные ощущения, определить предметы в черном ящике. В него можно положить разнообразные плоды и семена, или набор предметов живой и неживой природы.
 

Что знаешь и чего не знаешь.

Для этой игры нужно подготовить несколько рисунков (5-6), на которых изображены животные в природе с нарочитым перемещением отдельных животных или растений в несвойственные для них условия. Играющие должны определить, в чем ошибка. Примером может служить рисунок, на котором изображены пингвины на берегу моря, где растет пальма, или страус среди ледяных торосов, или среди зарослей кактусов белый медведь  и т.п.
Выигрывает тот, кто правильно объяснит ошибки

Поставь на свое место.

Цель игры – проверить, как играющие различают плодовые, овощные, декоративные и сорные растения. Для этого делается несколько однотипных карточек, куда заносятся названия растений в произвольном порядке. Например:
сурепка, яблоня, помидор, хризантема, цинния, огурец, ярутка, слива, пырей, абрикос, кольраби, магнолия, патиссон, камелия, лебеда, айва, осот, алыча, перец, флокс, гладиолус, амброзия, черешня, лук.
Играющие, получив такие карточки, должны сгруппировать названия растений в четыре колонки, заполнив графы.
Вот образец заполненной карточки:
Плодовые:Яблоня, Слива,  Абрикос,  Айва,  Алыча,  Черешня. 
Сорные:Сурепка, Ярутка,  Пырей,  Лебеда,  Осот, Амброзия. Декоративные:Хризантема, Цинния, Магнолия. Камелия, Флокс. Гладиолус .Овощные: Помидор, Огурец. Кольраби. Патиссон. Перец. Лук.
        Кто из участников первый заполнит колонки, тот и выигрывает. Вариантов подобной игры может быть много. Если, например, учитель поставил цель проверить, как учащиеся знают представителей основных групп растений, то можно напротив названия «Мхи» дать названия тех растений, которые не относятся ко мхам, а играющий должен заметить это и объяснить, почему растение не относится к мхам.
 

 Лото «Родина растений».

Для игры составлено 6 карточек (см. Приложение 1). На каждой карточке дан контур и написано название части света: Европа, Азия, Австралия, Северная Америка, Южная Америка.
Каждая карточка разбита сеткой на 42 квадрата. В определенных квадратах, соответствующих родине растений, поставлены номера.
К карточкам нужно заготовить 42 картонных номерка с названиями растений (см. таблицу). Все номерки складываются в конверт.
В игре могут принять участие семь человек (шесть играющих и один ведущий). Правила игры заключаются в следующем. Ведущий раздает карточки, затем хорошо перемешивает номера в конверте и, не подглядывая, вытаскивает один за другим номерки, объявляя играющим: «№1 – клубника», «№13 – пшеница» и т.д.
Играющий, на карточке которого стоит соответствующий номер, должен отвечать, указывая часть света – родину растения, например: «Европа», «Азия» и т.д.
Таким образом, все участники игры услышат, что родина клубники – Европа, а пшеницы – Азия.
Игра продолжается до тех пор, пока на одной из карточек не будут закрыты все номера, т.е. будут названы растения, родина которых определена этой частью света. Кто первым закроет все номера карточки, тот и выигрывает.

Лото «Культурные растения».

Для игры составляют четыре карточки, на которых изображены плодово-ягодные растения, хлебные растения, овощные растения и декоративные растения (см. Приложение 3).
В специальном конверте подготовлены названия растений, которые после тщательного перемешивания ведущий вытаскивает и объявляет играющим, например: «Роза», «Груша», «Виноград», «Нарцисс» и т.д.
У кого из играющих раньше других будут названы растения, указанные в карточке, тот и выиграет.

«Птицы нашего края». 

Учитель произносит видовые названия птиц. При названии птиц, обитающих в нашей области, учащиеся должны хлопнуть в ладоши. Например: кряква, страус, фламинго, ворон, беркут, пеликан, зяблик, казуар, снегирь, щегол, гриф, сойка, колибри.

«Выбери нужные термины»

Таким же образом они должны отмечать термины, относящиеся к определенным темам, например, к теме «Пищеварение».

.«Кто быстрее и больше».

За определенное время написать как можно больше названий садовых растений, домашних животных, диких животных различных континентов и т.д.

«Один – за всех, все – за одного»

Игра используется при опросе в ходе изучения темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» (Урок «Плоды и семена, приспособленность их к распространению в природе»).
    Класс или учитель выбирает для игры две команды по 5-6 человек, остальные – зрители. Игроки команд садятся через одного на расстоянии 3 шагов от демонстрационного стола, на котором расположены безымянные гербарные экземпляры растений (среди них тополь, одуванчик, клен, ольха, череда, рябина, бузина, черника, ландыш, горох, лопух, т.е.  растения, хорошо известные ребятам).
Игроки подходят к столу по одному, выбирают гербарий, называют выбранное растение и рассказывают о его приспособлении к распространению плодов и семян. За правильно названное растение игрок (а, следовательно, и команда) получает 1 балл, за правильный рассказ еще 1 балл. Если он допускает ошибки, то команда теряет эти баллы (соответственно один или два). Если затрудняется с ответом, то может попросить помощи у команды, но в этом случае  при правильно дополненном ответе команда может получить только 0,5 балла.
На уроке может играть поочередно несколько пар команд, а итог подводится общий.

«Кто определит раньше»

Игра может быть использована при изучении тем «Растения и окружающая среда» (VI класс),  «Отдел Покрытосеменные растения» (VI класс) или др.; при опросе или на обобщающем уроке по теме, в качестве подведения итогов экскурсии.
В игре участвуют 2-3 команды по 5-6 человек в каждой. Перед командами на стол кладут гербарные листы (по числу играющих). Для всех команд они должны быть одинаковыми. Названия растений на них не обозначаются, однако они должны быть хорошо известны школьникам.
По сигналу ведущего игроки бегут к столу (по одному представителю от команды), каждый выбирает из своей стопки любой гербарий, пишет на листке его название и кладет листок в гербарий. За ним бегут вторые игроки, потом третьи и т.д.
Побеждает команда, выполнившая задание первой (при условии, что все растения определены правильно).
Задание можно усложнить: помимо названия растения учащимся предлагается определить его систематическую принадлежность (семейство, класс) или дать какую-либо морфологическую характеристику растения и др.

«Найди себе пару»

Учащиеся разбиваются на 2 команды. Одна команда (каждый игрок) получает листки с изображением растений, другая команда – листки с названиями этих растений. По команде нужно быстро найти подходящий листок у другого игрока. Выигрывает пара, безошибочно сделавшая это раньше других.

«Слушай, не зевай»

Игра может быть использована после изучения практически каждой темы курса «Растения»  (VI класс).
В игре участвуют 2 команды по 10-12 игроков. У каждого игрока на груди должна быть табличка с изображением и названием растения (растения подбираются таким образом, чтобы они были хорошо известны школьникам и, по возможности, разнообразны, например: огурец, слива, пшеница, акация, капуста, подсолнечник, тюльпан и т.д.). Набор табличек у команд одинаковый, они могут отличаться только по форме или цвету.
В 5-6 шагах перед каждой командой ставят ряд стульев. Ведущий называет какой-либо вид плода, например стручок. Те участники игры, у кого на табличке нарисовано растение, имеющее плод стручок, бегут к ряду стульев и садятся.
Очко засчитывается той команде, представители которой сядут на стул раньше и не допустят ошибок.

«Знаешь ли ты местную флору?»

Игра может быть использована при изучении темы «Растение и окружающая среда» .
Игру проводит учитель. Он обращается к классу с небольшим рассказом или стихотворением о флоре данной местности и призывает ребят вспомнить растения, которые встречаются в данной местности в дикой природе или выращиваются на полях и приусадебных участках.
Затем он называет растения, а школьники выбирают из них только те, которые растут в Ярославской, например, области. Если растение местное, то ребята должны хлопнуть в ладоши (поднять руку), если нет, то не реагировать.
Ведущий начинает диктовать медленно, затем ускоряет темп

«Ответь и задай вопрос товарищу»

Игра-цепочка
Игра используется при опросе. Ее преимущества: участие всего класса, оперативность, эмоциональный подъем.
Предварительно, в качестве домашнего задания учащимся предлагается придумать вопросы к параграфу. Игра проводится следующим образом: первый вопрос задает учитель любому ученику; тот, правильно ответив, предлагает свой вопрос другому ученику, и так далее по цепочке. Если кто-то не справляется с ответом, то разрешается ответить тому, кто знает, и игра продолжается. Оценки ставятся тем, кто задавал интересные вопросы и давал правильные, четкие ответы.

«Отгадай задуманное растение»

Игра может быть использована после изучения вегетативных органов цветкового растения на обобщающем уроке или при изучении тем «Растение – целостный организм» (VI класс), «отдел Покрытосеменные растения» (VII класс).
На столе расставляется несколько комнатных растений (или на доске прикрепляются рисунки с их изображением). Один ученик выходит их класса, а оставшиеся загадывают растение. Вернувшись, ученик задает вопросы любому из класса, ответить на которые можно только «да» или «нет». Вопросы должны касаться морфологических признаков или других особенностей растения. Например, на столе находятся хлорофитум, опунция, амариллис, герань, колеус, аспарагус, монстера. Класс загадывает «амариллис». Вызванный ученик задает вопросы:
- Это растение из класса двудольных?
- Нет.
- Это растение влаголюбивое?
- Нет.
- Это растение имеет луковицу?
- Да.
- Это амариллис.
Количество вопросов не должно превышать 5-6.
В ходе игры учитель обращает внимание на характер вопросов, которые задают ребята, так как они влияют на ответ

Биологические сказки

1. «Старая сказка на новый лад»
Учащиеся разбиваются на группы и разыгрывают известную сказку, наполняя ее новым биологическим содержанием. Например, переиначив сказку о репке, показывают экологические взаимосвязи в природе.
2. «Новые сказки о важном». 
Предложить учащимся за 5 минут придумать мини-сказки об изучаемых биологических объектах, используя полученные на уроке знания, например: «Путешествие маленькой амебы.» в теме «Простейшие».
3. «Ожившая сказка». 
На уроке природоведения при изучении экологических взаимосвязей в природе предложить ребятам разыграть известную сказку Виталия Бианки о старике, сове, корове, шмелях и клевере.

Биологический турнир

Класс делится на 4 или более групп. За 5-7 минут команды должны придумать свой девиз, 2-3 вопроса по теме турнира соперникам и нарисовать эмблему своей команды. Например, в теме «Многообразие насекомых» турнир проходит по следующему плану: 
1) представление команд насекомых (стрекозы, жуки, бабочки, перепончатокрылые); 
2) представление эмблем своих команд с комментариями об образе жизни и роли в природе и в хозяйстве человека; 
3) вопросы соперникам; 
4) конкурс капитанов (капитаны отвечают на вопросы учителя); 
5) подведение итогов.

.  «Следствие ведут колобки».

По аналогии с известной телевизионной передачей при вхождении в новую тему ребята расследуют предоставленные им факты по изучаемому материалу и называют имя главного героя урока.

«Рассказ-небылица»

Игру можно использовать практически при изучении любой темы курса ботаники.
Ребята должны уличить Мюнхгаузена, т.е. найти фактические ошибки в его рассказе. Игра может быть как индивидуальной, так и командной. Ее можно использовать как при опросе, так и в качестве домашнего задания (в этом случае текст может быть более объемным, охватывать довольно широкий круг тем, содержат большее число ошибок и, наконец, быть более сложным, так чтобы его решение требовало привлечения дополнительной литературы). Рассказ может быть составлен учителем, или же можно предложить такое задание учащимся и использовать лучшие из составленных рассказов (или даже организовать конкурс Мюнхгаузенов).
Пример рассказа-небылицы по теме «Листопад» (VI класс).
«Багрец и золото листвы – верный признак наступившей осени. Осенью листья деревьев и кустарников приобретают разнообразную окраску - от желтой до пурпурно-красной. Происходит это оттого, что в клетках листа хлорофилл постепенно превращается в другие пигменты – желтые, оранжевые и красные. Дольше других растений остаются зелеными сирень, клен остролистный и ольха.
Вслед за изменением окраски листьев происходит их опадание – листопад. С опадающими листьями из растения удаляются различные вредные вещества. Кроме того, листопад помогает растениям приспособиться к зимней засухе, ведь зимой растения испаряют намного больше воды, чем летом.
Но не все растения осенью теряют листья. Есть среди них и вечнозеленые. Это хорошо известные всем ель, пихта, лиственница, сосна, осина и можжевельник. Да и некоторые травы зимуют под снегом с зелеными листьями, например, грушанка, земляника, копытень европейский.»
Задание к тексту: найти 5 ошибок, исправить их и дать объяснение (ошибки выделены шрифтом).
Такого рода игра развивает внимание и быстроту реакции, логическое мышление и, безусловно, требует хорошего знания учебного материала. Фрагменты текстов с ошибками можно также использовать на письменном опросе в виде карточек.

«Найди родственника»

Игра может быть использована при изучении различных семейств в теме «Отдел Покрытосеменные растения». Игру можно проводить как командную либо индивидуально по цепочке.
Учитель называет какое-либо растение, ребята должны определить, представитель какого семейства назван, и назвать других представителей данного семейства (дикорастущие и культурные). Тот, кто называет неправильно, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто называет последним растение из данного семейства.

«Пятый лишний»

Игра может быть использована при изучении тем «Корень», «Побег», «Цветок и плод» , «Отдел Покрытосеменные растения» (VI класс).
Выбираются 2 команды по 5-6 человек в каждой. Каждый игрок команды получает по 5 гербарных листов с растениями и задание: определить «лишнее» растение (называется признак, отсутствие которого у одного из пяти растений делает его «лишним»).
Признаки могут быть самыми разнообразными, в зависимости от изучаемой темы. Например, стержневая корневая система, жизненная форма – кустарник, параллельное жилкование листьев. Каждый игрок команды находит свое «лишнее» растение, записывает на доске его название. Если никто из команды не ошибется, то  из первых букв названий растений составится слово. Выигрывает команда, первой без ошибок выполнившая задание.
Например, вариант игры для VII класса:
Сем.                                клевер луговой
«Бобовые»                     донник белый
                                                горох посевной
                                                клевер ползучий
                                                земляника лесная
Сем.                                пастушья сумка
«Крестоцветные»        редька дикая
                                        ежа сборная
                                        клоповник сборный
                                        ярутка полеваz
Сем.                                одуванчик лекарственный
«Сложноцветные»       тысячелистник обыкновенный
                                        ромашка лекарственная
                                        манжетка обыкновенная
                                        нивяник обыкновенный
Сем.                                рябина обыкновенная
«Розоцветные»             липа мелколистная
                                        земляника лесная
                                        черемуха обыкновенная
                                        манжетка обыкновенная
Сем.                                ярутка полевая
«Злаковые»                    тимофеевка луговая
                                        мятлик однолетний
                                        пшеница мягкая
                                        пырей ползучий
Ключевое слово – Земля.

                              «Заполни пробелы»

Предлагается текст-рассказ, в котором упоминаются различные растения. После названия растения в скобках указано задание-вопрос, на который необходимо ответить. Текст может быть записан на доске, если игра проводится на уроке, или на карточке (плакате), если игра проводится на экскурсии. В первом случае вопросы к тексту могут задаваться вразброс разным ученикам, по цепочке, по очереди командам, отдельному ученику, или же все учащиеся отвечают на них письменно, а затем правильные ответы объявляются вслух и обсуждаются.
Пример текста:
«Наступил август – последний летний месяц. Кое-где уже заметно дыхание осени.
Отцветают ромашки (семейство?) и колокольчики (способ опыления?), у многих растений созревают семена. На пустырях и некосях жухнут пижмы (вид соцветия?), луговые васильки (семейство?) и донники (семейство?). Рядом кое-где достаивают великолепные нивяники (виды цветков в соцветии?), называемые в быту большими ромашками. Насыпи все еще покрыты разноцветным вьюнком (форма побега?). На березах (способ распространения семян?), липах (форма листовой пластинки?) и дубах (жилкование листьев?) замелькали уже желтые листья, на лугах голубыми бантиками украсился цикорий (из какой части растения приготовляют кофе?). Поспевают поздние ягоды – толокнянка, брусника (жизненная форма?).

«Крестики-нолики».

Участвуют трое игроков. На доске рисуется поле для игры в крестики и нолики. Один учащийся говорит какое-либо биологическое утверждение на заданную тему, а судья оценивает правильность. Если все правильно, учащийся рисует в поле крестик. Второй учащийся предлагает свое утверждение и после оценки судьи рисует в поле нолик. В случае неправильного утверждения учащийся теряет право хода. Побеждает тот, кто быстрее заполнит три поля либо по прямой линии, либо по диагонали.
Как вариант можно предложить эту игру при изучении первых тем в природоведении для пятых классов «Живое - неживое», «Физические явления – химические явления».

Загадки на уроках.

Работа с загадками помогает развивать наблюдательность, сообразительность и находчивость. Для того чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, программы, читать дополнительную литературу. Загадки могут быть использованы практически в любой теме курса ботаники при закреплении нового материала, опросе учащихся, на обобщающих уроках, в качестве домашнего задания. При этом, помимо отгадывания загадки, к ней могут быть предложены соответствующие вопросы по теме.
Семейство «Крестоцветные»

На грядке за амбаром 
Разросся стебель шаром.
       (Капуста кольраби)
На плечах Игнашки
Сорок три рубашки –
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый.
      (Кочан капусты)
Был ребенком – 
Не знал пеленок, 
А стал стариком –
Сто пеленок на нем.
      (Развитие капусты, образование кочана)
Не жил в ягоде жучек,
И не кушал червячок, 
А сорвал ее с куста – 
Глядь - середка вся пуста.
       (Плод малины)

Корень, стебель, лист, плоды –
Все негодно для еды,
А засажен огород!…
Что же мы
Положим в рот?
             (Соцветие цветной капусты)
Семейство «Розоцветные»
Царицей цветов я зовусь, 
На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай, 
Почувствуешь, как я сильна.
              (Роза)
Хоть прячется Алена
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека.
             (Яблоко)
У мамы дочки –
На шнурочке.
           (Усы земляники)

Викторины и конкурсы

Для активизации познавательной деятельности учащихся можно широко применять на уроке викторины и конкурсы, соревновательный аспект которых повышает интерес к изучению предмета. Например, викторина «Кто самый, самый?».
1. Какая птица самая маленькая? (колибри)
2. Какая птица в современном мире самая большая? (страус)
3. Назовите самое маленькое млекопитающее животное. (землеройка-крошка)
4. Какое животное на Земле самое большое? (синий кит)
5. Какая птица развивает самую большую скорость в полете? (сокол-сапсан)
6. Какое животное быстрее всех бегает? (гепард)
7. Какая обезьяна самая крупная? (горилла)
8. Какая змея самая длинная в мире? (анаконда)
9. У какой птицы нашей области самый длинный язык? (у дятла, до 15 см)
10.  Какая нить самая тонкая: шелковая или паутинная? (паутинная)

Творческие задания и проекты

1. «Лучший плакат, лучший знак»  
За определенное время придумать лучший плакат на заданную тему, например, плакат «Берегите природу». Можно предложить придумать различные указательные и запрещающие знаки, например, запрещающие знаки в теме «Гигиена пищеварения и предупреждение заболеваний желудочно-кишечного тракта».
2. «
Лучший проект» 
Для учащихся среднего и старшего возраста можно предложить разработать в течение определенного времени проект по изучаемой теме, например, о мерах необходимых для сохранения редких раннецветущих растениях в окрестностях г.Тамбова.
3.
«Биологическое буриме» 
По заданным рифмам придумать стихотворение или частушку на изучаемую тему.
4. «Конкурс художников»
За 5 минут нарисовать цветик-семицветик или волшебную птицу счастья как ребята ее себе представляют.

Биологические кроссворды, ребусы и шарады

Можно предоставить учащимся как готовые кроссворды, ребусы и шарады, так и предложить им самостоятельно составить их в качестве творческого домашнего задания.
Разгадывание кроссвордов, чайнвордов и ребусов можно с успехом применять и при повторении практически любой темы



Предварительный просмотр:

 Астраханская область с.Житное Икрянинский район

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Житнинская средняя общеобразовательная школа  

 

        Утверждено:

 Решение педсовета  протокол №

от «____» ___________ 2011 года

 Председатель педсовета

 ____________ / ____________

         

 

 Утверждено:

на заседании МО

от «____» ___________ 2011 года

Руководитель МО ____________ / ____________

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

__________________ Е.В. Кащеева

«____» ____________2011года

        Рабочая программа

  По       природоведению  

Ступень обучения     основное общее             5 класс

Количество часов    70        Уровень             базовый

Учитель     Симонова Л.И.

Программа разработана на основе   программы курса «Природоведение», авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов, М.: «Вентана-Граф»,  2009год.  

 

1.Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена   на основе :   программы курса «Природоведение», авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов, полностью отражающей содержа ние  авторской программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии , изложенные в пояснительной записке к авторской   программе по биологии.    

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объеме 2 часов в неделю.
    В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.
При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему в  учебному плану рабочая программа для 5 классов предусматривает обучение в объёме 2 часов в неделю (всего за год 70 часов).

Рабочая программа, структура и методический аппарат учебника «Природоведение» для 5-х классов (авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова) включает в себя содержание, позволяющее создать условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности учащихся, когда каждый из них, включаясь в индивидуальную и коллективную учебную деятельность, становится заинтересованным участником приобретения и открытия знаний. То есть, система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные   программой), экскурсии.

В тематическом планировании порядок тем не изменен.

Тематическое распределение часов  курса «Природоведение»

Разделы, темы.

Количество часов

Государственная

Рабочая

1.

Введение

6

Введение

6

2.

Явления природы

44

Явления природы

 

 44+5

3.

3. Движение в сферах планеты и в космосе

9

 Движение в сферах планеты и в космосе 

 9+1

4.

Освоение человеком природы

3

Освоение человеком природы 

 

 

3+1

5.

Задания на лето

1

Задания на лето

1

 

Итого

63

 

70

 Количество часов по темам автором распределены ориентировочно, что позволяет   расширение  и углубление изучения некоторых тем. Так в рабочей программе   тема «  Явления природы» вместо 44 ч. изучается 49 ч. По часу добавлено в темы «Движение в сферах планеты и в космосе» и «Освоение человеком природы».

 2.Содержание обучения, перечень практических работ, лабораторных работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

 Перечень практических работ

 1.Прослушивание записей звуко вого общения животных

2. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.

3. Уход за комнатными растениями и аквариумом.

4.Подкормка птиц.

 5.Определение по карте основных океанических движений, течений.

6. Составление схем пищевых цепей.

 7. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.

8. Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии.

Лабораторные  работы.

1.Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.

2.Изучение устройства микроскопа.

3. Рассматривание под микроскопом пузырь ков воздуха и плесени.

4.Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.

 5.Сравне ние клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

6.Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых орга низмов.

 

 

 

3.. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1.Программы курса «Природоведение», авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов, М.: «Вентана-Граф»,  2009 год___________________

2.«Природоведение»  5 кл.  , авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов, М.: «Вентана-Граф»,  2009 год___________________

 :

дополнительной литературы для учителя:

  1. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

для учащихся:

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  2. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
  4. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
  5. Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
  6. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
  7. 4. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
  8. 5. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.

 MULTIMEDIA – поддержка курса «Природоведение»

Электронный  диск .Природоведение 5 кл. 1CD приложение    

 

 



Предварительный просмотр:

Примерная рабочая программа

учебного курса «Биология. Живой организм. 6 класс»

Учитель – Симонова Л.И, учитель биологии  

                                                   Пояснительная записка

Программа составлена на основе базовой авторской программы Л.Н. Сухоруковой,    В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, Л.В.Воронина, которая разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Федеральным базисным учебным  планом, с учётом федерального и регионального компонентов. Содержание курса «Биология. Живой организм. 6 класс» опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в пропедевтических курсах 5 класса, и служит основой для усвоения содержания о разнообразии живых организмов в курсе биологии 7 класса. В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.

На изучение биологии в 6 классе выделено 35 часов. В связи с этим число часов, отведённых на изучение некоторых тем авторской программы, сокращено (темы «Строение клетки», «Ткани живых организмов», «Органы и системы органов живых организмов»), некоторые темы вынесены в краеведческий материал и изучаются на примере организмов родного края (тема «Строение клеток грибов», отвечающая практической направленности школьного курса; темы « Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы», «Органы и системы органов растений и животных»). Краеведческое содержание курса (35 часов регионального компонента) составлено с использованием материалов учебно-тематического плана модуля «Биологическое краеведение», приведённого в методическом письме «О преподавании учебного предмета «Биология» в 2008–2009 уч. г. в общеобразовательных учреждениях Астраханской области.

В процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
  2. овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  5. использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. Предусмотрено выполнение лабораторных и практических работ. Часть лабораторных работ, обозначенных в программе, не требует специальных учебных часов, так как они выполняются в ходе урока при изучении новой темы.

В учебно-методический комплект входят:

  1. Учебник «Биология. Живой организм». Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко,         И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин.

 

 2.Методические рекомендации.

Электронное приложение к учебнику (CD-ROM).

                             Астраханская область с.Житное Икрянинский район

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

Житнинская средняя общеобразовательная школа  

 

        Утверждено:

 Решение педсовета  протокол №

от «____» ___________ 20___ года

 Председатель педсовета

 ____________ / ____________

         

Утверждено:

на заседании МО

от «____» ___________ 20___ года

Руководитель МО ____________ / ____________

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

__________________ Е.В. Юрикова

«____» ____________20___ года

Рабочая программа

По       природоведению

Ступень обучения основное общее  5 класс

Количество часов    70

Уровень        базовый

Учитель     Симонова Л.И.

Программа разработана на основе   программы курса «Природоведение», авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов, М.: «Вентана-Граф»,  2009год.  

 


Тематическое и поурочное планирование раздела

 «Биология. Живой организм. 6 класс»

Общее число часов – 70, в неделю – 2 (35 ч. из федерального компонента; 35 ч. из регионального компонента на обеспечение краеведческого содержания курса). Часы, используемые для обеспечения краеведческого содержания курса, выделены курсивом.

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме

чание

Лабораторные и практические работы

Контрольные и измерительные материалы

Экскурсии

  1. Введение (5 ч.)

1.1.

Биология – наука о живых организмах. Важнейшие признаки живых организмов

1

1.2.

Правила поведения в биологической лаборатории

1

1.3.

Правила поведения в природе

1

1.4.

Экскурсия № 1

1

Осенние явления в жизни растений родного края

1.5.

Экскурсия № 2

1

Осенние явления в жизни животных родного края

  1. Строение клетки (8 ч.)

2.1.

Клеточное строение организмов. Работа с лупой и микроскопом.

Лаб. работа № 1

1

Устройство увеличительных приборов

2.2.

Состав и строение клеток.

 Лаб. работа № 2

1

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

2.3.

Состав и строение клеток растений и бактерий

 Лаб. работа № 3

1

Состав клеток растений

2.4.

Строение клеток животных. Вирусы.

 Лаб. работа № 4

1

Строение животной клетки  (на примере инфузории-туфельки)

2.5.

Практическая  работа № 1

1

Изучение строения плесневых грибов

2.6.

Одноклеточные организмы на примере организмов родного края

1

2.7.

Колониальные и многоклеточные организмы на примере организмов  родного края.

1

2.8.

Обобщающий урок по теме «Строение клетки».

1

Контроль

  1. Ткани живых организмов (2 часа)

3.1.

Понятие «ткань». Типы тканей растений.

 Лаб. работа № 5

1

Строение покровной ткани и фотосинтезирующей ткани листа

3.2.

Типы тканей животных. 

Лаб. работа № 6

 Лаб. работа № 7

1

Строение соединительной ткани животных

Строение мышечной и нервной ткани животных

Органы и системы органов живых организмов (10 ч.)

4.1.

Органы и системы органов растений.

1

4.2.

Лаб. работа № 8

1

Изучение органов цветкового растения на примере характерных для края семейств

4.3.

Строение и функции побега, стебля, листа.

 Лаб. работа № 9

 

Лаб. работа № 10 

 Лаб. работа № 11

1

Строение стебля Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек

Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья

4.4.

Строение и функции корня. Корневые системы растений. Лаб. работа № 12

1

Строение корневого волоска. Корневые системы

4.5.

Практическая работа № 2

1

Распознавание органов цветкового растения на примере характерных для края семейств

4.6.

Видоизменения надземных побегов растений родного края.

1

4.7.

Видоизменения подземных побегов растений родного края.

1

4.8.

Органы и системы органов животных.

1

4.9.

Практическая работа № 3

1

Распознавание органов и систем органов животных на примере характерных для края животных

4.10.

Обобщающий урок по теме

1

Контроль

  1. Строение и жизнедеятельность организмов (24 ч.)

5.1.

Движение живых организмов

1

5.2.

Плавающие, летающие, сухопутные (стопоходящие, пальцеходящие, копытные) животные Астраханской  области

1

5.3.

Практическая работа № 4

1

Изучение особенностей строения конечностей животных с разными способами передвижения на примере характерных для края животных

5.4.

Почвенное питание растений

1

5.5.

Фотосинтез.

1

5.6.

Испарение воды листьями. Листопад

1

5.7.

Питание животных

1

5.8.

Растительноядные и хищные животные Астраханской области

1

5.9.

Симбиотические, всеядные и паразитические организмы, представленные на территории  Астраханской области

1

5.10.

Практическая работа № 5

1

Определение групп организмов по способу добывания пищи

5.11.

Питание бактерий и грибов.

1

5.12.

Дыхание растений, бактерий и грибов

1

5.13.

Дыхание и кровообращение животных

1

5.14.

Транспорт веществ.

1

5.15.

Выделение. Обмен веществ

1

5.16.

Размножение организмов, бесполое размножение.

1

5.17.

Практическая работа № 6

1

Вегетативное размножение растений комнатных растений

5.18.

Цветок – орган полового размножения. Опыление

Лаб. работа № 13

1

Строение цветка

5.19.

Оплодотворение у растений. Семена и плоды.

Лаб. работа № 14

1

Определение плодов

5.20.

Размножение многоклеточных животных

1

5.21.

Индивидуальное развитие растений. Практическая работа № 7

1

Способы проращивания семян

5.22.

Индивидуальное развитие животных.

Лаб. работа № 15*

1

Строение яйца птицы

5.23.

Расселение и распространение животных

1

5.24

Организм – единое целое

1

Живые организмы в окружающей среде (21 ч.)

6.1.

Среда жизни. Экологические факторы. Взаимосвязь организмов с факторами среды

1

6.2.

Взаимосвязь организмов в сообществе

1

6.3.

Экскурсия № 3

1

Весенние явления в жизни растений родного края

6.4.

Экскурсия № 4

1

Весенние явления в жизни животных родного края

6.5.

Разнообразие природных сообществ  Астраханской области

1

6.6.

Экскурсия № 5

1

Растительное сообщество леса родного края

6.7.

Экскурсия № 6

1

Растительное сообщество луга родного края

6.8.

Экскурсия № 7

1

Природное сообщество водоёма родного края

6.9.

Влияние человека на природные сообщества родного края

1

6.10.

Защита природных сообществ родного края

1

6.11.

Красная книга РФ, Астраханской области. Основные категории охраняемых видов

1

6.12.

Редкие и охраняемые растения и животные родного края

1

6.13.

Особо охраняемые природные территории Астраханской области

1

6.14.

Астраханский заповедник

1

6.15.

Памятники природы местного значения

1

6.16.

Человек и живая природа

1

6.17.

Проектная деятельность «Особо охраняемые территории Ярославской области» (по выбору учащихся)

1

6.18.

1

6.19.

1

6.20.

1

6.21.

Обобщение темы «Строение и жизнедеятельность организмов. Живые организмы в окружающей среде»

1

Итоговый контроль

Итого

70

22

7

        


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучение биологии в 6 классе учащиеся должны:

знать/ понимать:

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

уметь:

  1. объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
  2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы  и системы органов животных;
  4. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
  5. анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;
  6. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  2. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Программы разработаны в соответствии с обязатель ным минимумом содержания биологического образования в средней школе.

Данные программы построены на принципиально но вой содержательной основе - биоцентризме и полицентризме, раскрытии свойств живой природы, ее  закономерностей,  многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биоло гии как науки и как явления культуры.

Согласно этой программе все разделы общеобразовательной дисциплины биологии в основной школе изучаются следующим образом: в 7 классе – «Животные», в 8 классе – «Человек», в 9 классе  - «Основы общей биологии». Это позволяет ученикам, оканчивающим основную школу, получить полное представление о важнейших закономерностях живой природы, о биологическом разнообразии и его ценности в жизни Земли и человека, о возможностях рационального использования природных ресурсов биосферы.

Цель программ (под редакцией И.Н. Пономаревой) - развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологичес кого образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.

Важнейшие особенности данных программ:

  1. увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологичес кого материала;
  2. усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изуче нию живой природы России, Урала, Свердловской области и бережному отношению к ней;
  3. усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедея тельности биологических систем разных уровней организации; к идеям об устойчивом развитии природы и общества;
  4. расширение перечня практических работ и экскурсий  в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное поз нание явлений природы и развивающих практические и твор ческие умения у учащихся.

Целью представленных практических работ является активное познание программного материала. Учитель может выбрать из предложенных практических работ любые или про водить их все. Эти работы можно проводить на уроке при изу чении соответствующей темы или сгруппировать на специаль но отведенных практических уроках (практикумах), предусмотренных учителем наряду с теоретическими.

Программы направлены на широкое общение с живой природой, природой  родного края и ставят целью развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание от ветственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, а также к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному на следию.

Для этого в содержании каждой темы предложена темати ка двух-трех экскурсий по выбору учителя.

Изучение биологии в 7 классах построено с учетом раз вития основных биологических понятий, преемственно от кур са к курсу и от темы к теме в каждом курсе.

Астраханская область с.Житное Икрянинский район

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Житнинская средняя общеобразовательная школа  

 

        Утверждено:

 Решение педсовета  протокол №

от «____» ___________ 2011года

 Председатель педсовета

 ____________ / ____________

         

 

 Утверждено:

на заседании МО

от «____» ___________ 2011 года

Руководитель МО ____________ / ____________

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

__________________ Е.В. Кащеева

«____» ____________2011 года

        Рабочая программа

  По       биологии

Ступень обучения     основное общее             7 класс

Количество часов    70        Уровень             базовый

Учитель     Симонова Л.И.

Программа разработана на основе   программы курса «Биолигия», авторы  И.Н.Пономарева;учебник В.М.Константинов,В.Г.Бабенко,В.С.Кучменко- «Вентана-Граф»,  2009год.  

 


№ п\п

Дата проведе-ния

Наименование разделов и тем

Кол - во часов

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вид конт-роля

С применением:

Учебно-лабора-торного и нагляд-ного оборудо-вания

ЦОРы

I. Общие сведения о мире животных

3 часа.

1.1

Зоология – наука о животных.

Знать: Определение Зоологии. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение.

2.2

Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природе.

Знать Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

3.3

Классификация животных. Основные систематические группы.

Знать: Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция.

II. Строение тела животных

4 часа

1.4

Клетка.

Знать: Особенности животной клетки

2.5

Ткани.

Знать: Особенности животных тканей

3.6

Органы и системы органов.

Знать Органы и системы органов животных. Регуляция деятель ности органов, систем органов и целостного организма.

4.7

К.р. №1. «Строение тела человека».

III. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

4 часа

1.8

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

Знать Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Внешний вид и внутреннее строение амёбы (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Уметь определять основных представителей разных типов простейших.

2.9

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.

Знать Признаки эвглены зеленой как простейшего, сочетающее черты животных и растений.

Л.р. №1. «Изучение строения эвглены зелёной».

3.10

Тип Инфузории.

Знать Признаки инфузории-туфельки как      более сложного простейшего.

Уметь определять основных представителей разных типов простейших.

Л.р. №2. «Изучение строения инфузории-туфельки».

4.11

К.р. №2. Подцарство Простейшие».

IV. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

2 часа

1.12

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика на примере пресноводной гидры.

Знать Общую   характеристику  типа кишечнополостных .            Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры.

2.13

Морские кишечнополостные.

Знать Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

V. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6 часов (резерв 1 час)

1.14

Тип Плоские черви. Белая планария.

Знать Разнообразие червей. Типы червей. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя сим метрия.

2.15

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Знать Свиной (либо бычий) цепень и печеночный сосальщик как представители паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

3.16

Тип Круглые черви. Класс Нематоды

Знать Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных.

4.17

Тип Кольчатые черви. Класс Многощитинковые.

Знать Кольчатые черви. Многообразие, Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделе ние, дыхание. Размножение и развитие.

5.18

Класс Малощетинковые.

Знать  Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах

6.19

К.р. №3. «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».

VI. Тип Моллюски

5 часов

1.20

Общая характеристика типа Моллюсков.

Знать Понятие о двухсторонней симметрии. Внешнее внутреннее строение. Происхождение.

2.21

Класс Брюхоногие моллюски

Знать :Большой        прудовик        (либо виноградная улитка) и голый слизень. Строение и жизнедеятельность.

3.21

Класс Двустворчатые моллюски.

Знать Беззубка (или перловица. Их места обитания. Особенности строения и жизнедеятельности.

4.23

Класс Головоногие моллюски.

Знать Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения.

5.24

К.р. №4. «Тип Моллюски».

VII. Тип членистоногие

4 часа (резерв 1 час)

1.25

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.

Знать Общая характеристика типа. Общая характеристика класса Ракообразные. Речной рак. Особенности стро ения. Многообразие ракообразных.

2.26

Класс Паукообразные.

Знать Общая характеристика и много образие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение.

3.27

Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Многообразие насекомых.

Знать Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Размножение и развитие насекомых Типы развития. Важнейшие отряды насекомых       Уметь определять классы членистоногих, а в этих классах – основных представителей. Знать:

4.28

К.р. №5. «Тип Членистоногие».

VIII. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1 час

1.29

Общие признаки хордовых животных. Признаки подтипа Бесчерепные на примере ланцетника.

Знать Значение хорды, классификация типа. Подтип Бесчерепные Ланцетник — представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника.

IX. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

5 часов (резерв 1 час)

1.30

Подтип Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы

Знать Общая характеристика подтипа. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб.

2.31

Внутреннее строение костной рыбы.

Знать Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Расположение и значение органов чувств.

3.32

Особенности размножения рыб.

Знать Особенности размножение и развитие рыб. Особенности поведения.

4.33

Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы.

Знать Особенности классов Хрящевые и Костные рыбы.

5.34

К.р. №6. «Надкласс Рыбы».

X. Класс Земноводные или Амфибии

4 часа (резерв 1 час)

1.35

Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение на примере лягушки. Скелет и мускулатура.

Знать Общая характеристика класса. Внешнее строение лягушки. Внутреннее строение: скелет и мускулатура.

2.36

Строение и деятельность систем органов.

Знать Особенности внутреннего строения.

3.37

Годовой цикл жизни земноводных. Многообразие видов.

Знать Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных. Годовые жизненные циклы. Размножение. Развитие земноводных.

4.38

К.р. №7. «Класс Земноводные».

XI. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

4 часа (резерв 1 час)

1.39

Особенности класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся на примере ящерицы.

Знать Особенности класса Пресмыкающиеся. Более совершенные черты строения.

2.40

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Знать Система внутренних  органов. Размножение и развитие.

3.41

Многообразие пресмыкающихся.

Знать Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокоди лы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания.

4.42

К.р. №8. «Класс пресмыкающиеся».

XII. Класс Птицы

6 часов (резерв 2 часа)

1.43

Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц.

Знать Общая         характеристика класса                   Распространение. Особенности          строения          и приспособления        к        условиям обитания. Образ жизни. Строение пера.

Л.р. №4. «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

2.44

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц.

Знать Строение скелета и его особенности. Приспособленность к полету.

Л.р. №5. «Строение скелета птиц»

3.45

Внутреннее строение птиц.

Знать Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения.

4.46

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц.

Знать Органы размножения. Развитие зародыша. Выводные и гнездовые птицы.

5.47

Многообразие птиц.

Знать Систематические группы птиц, надотряды: Пингвины, Страусовые, типичные Птицы. Экологические группы: по местам гнездования, по типу питания, общность происхождения, степень родства. Птицы леса, открытых пространств, водоплавающие, побережий водоемов и болот. Хищники.

6.48

К.р. №9. «Класс Птицы».

XIII. Класс Млекопитающие или Звери

9 часов (резерв 3 часа)

1.49

Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих

Знать Общая характеристика класса (особенности внешнего строения, шерсть, строение желез). Места обитания млекопитающих.

2.50

Внутреннее строение млекопитающих.

Знать Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения.

3.51

Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение и многообразие млекопитающих.

Знать Размножение.   Развитие   зародыша: плацента. Забота о потомстве.      Годовой     жизненный цикл   и   сезонные   явления.

4.52

Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

Знать Важнейшие    отряды    плацентарных, особенности           их           биологии. Насекомоядные.               Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Псовые,      Кошачьи, Куньи. Медвежьи).

5.53

Отряды: Ластоногие, Китообразные,

Знать  Особенности отрядов Ластоногие,  Китообразные.

6.54

Парнокопытные, Непарнокопытные, хоботные.

Знать Особенности отрядов  Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.

7.55

Отряд Приматы.

Знать Особенности отряда Приматы.

8.56

Экологические группы млекопитающих.

Знать: Приматы Основные экологические группы млекопитающих лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные. Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных

9.57

К.р. №10. «Класс Млекопитающие».

X. Заключение по курсу биологии 7 класса

1 час

1.58

Подведение итогов



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                   Образовательная программа составлена

  1. на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой    (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М.,  изд.  "Дрофа",  2001  г.  -  стр. 57-108), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).
  1. в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология: человек"   (М., изд.  центр "Вентана-Граф» 2003 год)

Изучение биологии направлено на достижение

следующих целей:

  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  2. овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  5. использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела  «Человек» ( 8 класс )

  1. обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования                                                             через систему из 68 уроков
  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности                                                               через лабораторные работы и систему домашних заданий
  3. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу                                                                через систему разнообразных заданий
  1. развития: 

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

  1. воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной  «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать  у них независимость и способность к эмпатии                                                                   через учебный материал уроков и КСО

Астраханская область с.Житное Икрянинский район

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Житнинская средняя общеобразовательная школа  

 

        Утверждено:

 Решение педсовета  протокол №

от «____» ___________ 200___ года

 Председатель педсовета

 ____________ / ____________

         

 

 Утверждено:

на заседании МО

от «____» ___________ 200___ года

Руководитель МО ____________ / ____________

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

__________________ Е.В. Юрикова

«____» ____________200___ года

        Рабочая программа

  По       природоведению  

Ступень обучения     основное общее             5 класс

Количество часов    70        Уровень             базовый

Учитель     Симонова Л.И.

Программа разработана на основе   программы курса «Природоведение», авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов, М.: «Вентана-Граф»,  2009год.  

 


№ п\п

Дата проведе-ния

Наименование разделов и тем

Кол - во часов

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вид конт-роля

С применением:

Учебно-лабора-торного и нагляд-ного оборудо-вания

ЦОРы

I. Введение

1 час

1.1

1.1 Биосоциальная природа человека. Науки об организме

Знать: Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба.

II. Организм человека. Общий обзор

5 часов

1.2

Структура тела. Место человека в живой природе.

Знать: Строение    организма человека.    Структура    тела. Место человека в  природе. Сходство и отличия человека от      животных. Морфофизиологические особенности            человека, связанные с прямохождением, развитием   головного   мозга, трудом, социальным образом жизни.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

2.2

Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки.

Знать: Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление

Уметь: пользоваться микроскопом.

Л.р. №1. «Изучение строения клеток человека».

4.5

Ткани.

Знать: Ткани животных  и человека:         эпителиальные, соединительные,   мышечные, нервная.   Строение   нейрона: тело,      дендриты,      аксон, синапсы.

5.6

Системы органов. Регуляция.

Знать: Уровни    организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части   и    отделы    нервной системы.                   Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных   желез   и   вы рабатываемых ими гормонов.

6.7

К.р. №1. «Организм человека. Общий обзор».

III. Нервная система

6 часов (резерв 1 час)

1.8

Значение, строение и функции.

Знать: Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

2.9

Вегетативный отдел нервной системы.

Знать: Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

3.10

Нейрогуморальная регуляция.

Знать: Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем

4.11

Спинной мозг.

Знать: строение спинного мозга

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

5.12

Головной мозг.

Знать: строение головного мозга

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

6.13

К.р №9. «Нервная система».

IV. Опорно-двигательная система

8 часов

1.14

Скелет. Строение, состав и соединения костей.

Знать: Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей.

2.15

Скелет головы и туловища

Знать: Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей.

3.16

Скелет конечностей

Знать: Обзор скелета конечностей  Скелет поясов и свободных конечностей

4.17

Первая помощь при травмах: растяжение связок, вывихах суставов и переломах костей.

Знать: меры первой помощи при травмах скелета и мышц.

Уметь: Оказывать первую помощь при травмах скелета и мышц.

Л.р. №2. «Оказание первой помощи при переломах, растяжении и вывихах».

5.18

Мышцы

Знать: Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

6.19

Работа мышц.

Знать: Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

7.20

Нарушение осанки. Плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Знать: Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция.

Уметь: выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

объяснять отрицательное воздействие вредных привычек.

8.21

К.р. №3. «Опорно-двигательная система».

V. Кровь. Кровообращение.

9 часов

1.22

Понятие внутренней среды. Значение крови и её состав.

Знать: Внутренняя среда: кровь, тканевая    жидкость,    лимфа;    их круговорот. Значение крови и ее состав:     плазма     и     клеточные элементы.           Их   функции. Свертываемость крови.

2.23

Понятие иммунитета.

Знать: Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета

3.24

Тканевая совместимость и переливание крови.

Знать: Тканевая   совместимость   и переливание   крови.   I,   II,   III,   IV группы     крови     —     проявление наследственного            иммунитета. Резус-фактор.       Резус-конфликт как   следствие   приобретенного иммунитета.

4.25

Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Лимфообразование.

Знать: Сердце и сосуды - органы кровообращения.       Строение      и функции          сердца.          Фазы сердечной              деятельности. Малый       и      большой       круги кровообращения.               Артерии, капилляры,        вены.        Функции венозных клапанов.

5.26

Движение крови по сосудам.

Знать: Принципы движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления.

6.27

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

Знать: Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы.

7.28

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Знать: Болезни  сердечно-сосудистой системы и их предупреждение.

8.29

Первая помощь при кровотечениях.

Знать: Способы остановки кровотечения.

Уметь: Останавливать кровотечения, накладывать повязки.

Л.р. №3. «Первая помощь при кровотече-ниях».

9.30

К.р. №4. «Кровь и кровообращение».

VI.  Дыхательная система

6 часов

1.31

Значение дыхания. Органы дыхания.

Знать: Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость.

2.32

Строение лёгких.

Знать: Обмен газов в легких и тканях.

3.33

Дыхательные движения.

Знать: Механизм дыхания. Роль диафрагмы при дыхании.

4.34

Регуляция дыхания.

Знать: принципы регуляции дыхания, роль головного мозга; нервная и гуморальная регуляция дыхания.

5.35

Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.

Знать: Первая        помощь        при поражении      органов      дыхания. Понятие      о      клинической      и биологической   смерти.   Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

6.36

К.р. №6. «Дыхательная система».

VII.  Пищеварительная система

8 часа

1.37

Значение пищи и её состав.

Знать: Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения.

2.38

Органы пищеварения.

Знать: Строение пищеварительной системы. 

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

3.39

Зубы.

Знать:. Форма и функции зубов.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

4.40

Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Знать: Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищева рительного тракта и пищеварительных желез. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка.

5.41

Пищеварение в кишечнике.

Знать: Всасывание питательных веществ. Строение и   функции   тонкой   и   толстой   кишки. Аппендикс.         Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении).:

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

6.42

Регуляция пищеварения.

Знать: Регуляция пищеварения.

7.43

Гигиена питания.

Знать: Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек.

8.44

К.р. №7. «Пищеварительная система».

VIII.  Обмен веществ и энергии

3 часа

1.45

Обменные процессы в организме.

Знать: Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен.

2.46

Нормы питания.

Знать: Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи.

Уметь: Составлять дневной рацион школьника с учетом калорийности блюд.

Л.р. №4. «Составле-ние рациона питания школьника».

3.47

Витамины.

Знать: Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы.

IX.  Мочевыделительная система

2 часа

1.48

Строение и функции почек.

Знать: Строение и функции почек.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

2.49

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Знать: Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

X.  Кожа

2 часа

1.50

Значение кожи и её значение.

Знать: волосы, ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.

1.51

Терморегуляция. Первая помощь при солнечном и тепловом ударах.

Знать: Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах.

Уметь: оказывать первую помощь при несчастных случаях.

XI. Эндокринная система

3 часа

1.52

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Знать: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

2.53

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Знать: Роль грмонов в жизнедеятельности организма.

3.54

К.р. №8. «Кожа. Мочевыделительная и эндокринная системы».

XII. Органы чувств. Анализаторы.

5 часов

1.55

Как действуют органы чувств?

Знать: Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

2.56

Орган зрения и зрительный анализатор. Гигиена зрения.

Знать: Строение органа зрения. Положение глаз в черепе. вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Бинокулярное зрение.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

3.57

Орган слуха и равновесия.

Знать: Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка.

Уметь: распознавать органы и их топографию.

4.58

Органы осязания, обоняния и вкуса

Знать: Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы.

5.59

К.р. №10. «Органы чувств».

XIII.  Поведение и психика

6 часов (резерв 1 час)

1.60

Рефлексы. Врождённые и приобретённые формы поведения.

Знать: Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы.

2.61

Закономерности работы головного мозга. Биоритмы. Сон.

Знать: Биологические ритмы: сои и его значение, фазы сна, сновидения. Воля, эмоции, внимание.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

3.62

Особенности ВНД человека.

Знать: Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Речевые центры и значение языковой среды. Познавательные процессы: ощущение, восприятие память, воображение, мышление Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие. Изменение работоспособности, борьба с утомлением.

4.63

Воля и эмоции. Внимание. Работоспособность.

Знать: Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания..

5.64

К.р. №11. «Поведение и психика».

XIV. Заключение по курсу биологии 8 класса

2 часа

1.65

К.р. №12. «Итоговая контрольная работа за 8 класс».

2.66

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...