Интеллектуальные игры по биологии
методическая разработка по биологии по теме

Борчанинов Сергей Николаевич

   В методической разработке представлены интеллектуальные игры: игра "Брэйн - ринг" по теме "Птицы"; игра "Слабое звено" по теме "Человек и окружающая среда"; экологическая игра "Что? Где? Когда?" по теме "Экологические факторы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnye_igry_po_biologii.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра: «БРЭЙН - РИНГ»

                    Тема: «Птицы».

Цель:1. Повысить заинтересованность учащихся в изучении  

               биологических дисциплин.

  1. Способствовать расширению кругозора учащихся о природе.

  1. Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения и представления о необходимости охраны окружающей среды.

                                                                                                                                   

                                                                                                                                   

                                                                   

                                                                                           

                                                                  Пускай всегда такой обычай

                                                                  В моей останется стране –

                                                                  Встречай с любовью стаи птичьи,

                                                                  Всем сердцем, радуясь весне!

                                                                                        В. В. Маяковский.

                                                       Учитель   биологии: Борчанинов С.Н.

                                                                                             МКОУ «Кислянская средняя  

                                                                                             общеобразовательная школа»  

                                                                                             Юргамышского района

                                                                                             Курганской области

                                                      ВОПРОСЫ:

1.  Как – то рано поутру

     Птицы плавали в пруду.                                        

     Белоснежных лебедей

     Втрое больше, чем гусей.

     Уток было восемь пар –

     Вдвое больше, чем гагар.

     Сколько было птиц всего,

     Если нам еще дано,

     Что всех уток и гусей

     Столько, сколько лебедей.

     Сколько птиц?                                                                     Ответ: всего птиц – 56,гагар – 8,

                                                                                                                 гусей – 8, лебедей – 24,

2.  Хоть и мала я, но взгляни:                                                                уток – 16.

     Весь мир в себе я отражаю.

     Но «К» на «Ц» перемени,

     Я по болоту зашагаю.                                                         Ответ: капля – цапля.

3. .Я зверь пушной известный всем,

     Имеющий мой мех гордится!

     Но дай мне «Р» на место «Н»

     И мех мой в перья превратится.                                        Ответ: куница – курица.

 

4 . Если мне на место «А»

     Мягкий знак дадите,

     Сразу сорную траву

     В птицу превратите.                                                           Ответ: лебеда – лебедь.

 5. С буквой «С» живу в пруду,

     Все рыболовы меня знают.

     С буквой «Ф» за красоту

     Меня жар – птицей называют.                                           Ответ: сазан – фазан.

6.  На спутнике втором я в космос поднялась.

     Ты мое имя непременно знаешь.

     Но букву первую ты поменяй,

     Все изменилось – птица я морская.                                  Ответ: лайка – чайка.

7.  Составьте из букв название птицы.

     Дается командам одинаковый набор букв  –                   королек.

8.  Какая наша птица может двигаться по

     стволу дерева вверх и вниз головой?                                Ответ: поползень.

9.  Какая наша птица весной резко меняет цвет

     своего оперения?                                                                 Ответ: белая куропатка.

10.Какие птицы роют норы для гнезд?                                  Ответ: береговая ласточка,

                                                                                                                 зимородки.

11.Какая птица делает «подстилку»

     используя кости рыб?                                                         Ответ: зимородок.

12.Какая наша птица поет хвостом?                                       Ответ: бекас.

13.Какие птицы могут воспроизводить голоса

     других пернатых?                                                                Ответ: скворец, камышевка.

                                                    РЕЗЕРВНЫЕ ВОПРОСЫ.

14.У какой птицы самый длинный язык?                              Ответ: у дятла до 15 см.

15.Какая птица самая маленькая у нас в стране?                  Ответ: королек.

16.Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?                         Ответ: тетерев, рябчик.

17.Какая птица летает  быстрее всех?                                    Ответ: стриж (до 170 км/час).

18.Какая птица севера имеет ценный пух,

     добывается человеком из ее гнезда?                                 Ответ: гага.

19.Какая птица носит название грибов?                                Ответ: поганка.

20.Какие птицы имеют ботанические названия?                  Ответ: чечевица, подорожник.

21.Какие города носят названия птиц?                                  Ответ: орел, сорока.

22.Названия, каких птиц встречаются в созвездиях?           Ответ: орел, лебедь.

23.Какая птица хвалит свое болото?                                      Ответ: кулик.

24.Какая птица уговаривает всех: «Спать пора,

     спать пора»?                                                                         Ответ: перепел.

25.Угадай птицу (назвать птицу, изображенную на фотографии, рисунке).

                                             ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАУЗА:

     

  1. Знаете ли вы, что

….животный мир планеты принадлежит всему человечеству. Биологический вид

уникален. Потеря его невосполнима. Распространение животных не связано с границей  

государств. В современную эпоху сохранение многих видов возможно лишь на основе

международного сотрудничества.

….к середине 20 века человек уничтожил на Земле 150 видов и подвидов птиц и 160

млекопитающих.  

….на территории Курганской области утверждено: комплексных охотничьих хозяйств – 143, резервных охотничьих участков – 20, видовых охотничьих хозяйств – 5, комплексных заказников областного значения- 16, республиканского – 1.

….на территории нашей области обитает более 250 видов птиц.

….в Зауралье редкими и ценными видами являются: пеликан, лебедь, журавль, цапля, глухарь, тетерев. А так же, филин, сова, куропатка, перепел, рябчик и др.

      2….на 1 кв. км. леса птицы поедают за день не менее 26 кг. насекомых.

….дятел доставляет корм птенцам не менее 300 раз в течение суток.

….семья скворцов за день уничтожает более 350 гусениц, жуков.

….одна семья ласточки в течение лета истребляет до одного миллиона различных насекомых вредителей.

….воробей на севере полезен: он здесь истребляет насекомых, а вот на юге – он сам вредитель, расхищает зерно.

….одна сова ежегодно истребляет в среднем 1000 мышей, которые за год способны уничтожить тонну зерна. Сова за 50 лет сохраняет 50 тонн зерна.

       3….самая маленькая птица королек проводит зиму в ельнике на вершинах высоких деревьях, никогда не спускаясь на землю. Эта кроха, не присаживаясь ни на минуту, весь день ищет на ветках и коре деревьев зимующих в трещинах насекомых и находит.

….птенцов стриж кормит очень редко, всего раз 20 в сутки, но зато приносит сразу множество мелкой добычи. У одного стрижа во рту орнитологи нашли правильной формы

шарик, который состоял из 12 крупных комаров и множества мелких обычных насекомых: мошек, тлей (всего 372). Даже при 20 кормежках птенцы одного гнезда получают около 7 тыс. насекомых в день, а за весь сравнительно не долгий срок выкармливания – 35дней более 100 тысяч.

….синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

….если вы потеряли в зимнем лесу ориентиры, ведите наблюдения за сороками: они летят на кочевку от селения.

….если птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.

….рябчики ночуют в лесу парами, а глухари, тетерева и куропатки – стаями.

       4….зоологи США составили список живых существ, включая и человека, по степени предусмотрительности, которую они проявляют при переходе через улицу. На первое место вышел гусь, который как показывает опыт, почти никогда не погибает под колесами транспорта. За ним следовали свинья и кошка, курица и собака идут на равных, а человек занял последнее место.

….куропатка – одна из осторожных птиц. Рассказывают, что когда семейству куропаток нужно перейти шоссе, то первой идет «мама» и, дойдя до середины шоссе, она осматривается вокруг, а затем возвращается обратно за птенцами. Они идут за  ней, а  «папа» замыкает шествие.

   

Игра: «СЛАБОЕ ЗВЕНО»

    Тема: «Человек и окружающая среда».

                                                                           

 

Цель: 1. Способствовать актуализации биологических  знаний.

               Проверить знания учащихся.

                 2.Способствовать воспитанию экологической культуры

               мышления.

                 3.Сформировать понятие о зависимости здоровья

       человека от состояния окружающей среды.

                     

                                                                           Рыбе – вода, птице – воздух,

                                                                зверю – лес, степь, горы.

                                                                А человеку нужна Родина.

                                                                И охранять природу, значит

                                                                охранять Родину.

                                                         

                                                                              М. Пришвин.                                           

                                                           

                                                           

                         

                                                       Учитель   биологии: Борчанинов С.Н.

                                                                                             МКОУ «Кислянская средняя  

                                                                                             общеобразовательная школа»  

                                                                                             Юргамышского района

                                                                                             Курганской области

ВОПРОСЫ

                                                                 1 (180 секунд).

  1. Как называется искусственно созданный человеком  биоценоз? (Агроценоз).
  2. Как называется фактор, созданный человеком, или возникающий в результате его деятельности? (Антропогенный).

  1. Какой природный строительный материал, используемый для утепления домов, при попадании в легкие вызывает заболевания, даже рак? (Асбест).
  2. Как называется газовая оболочка, окружающая Землю и вращающаяся вместе с ней. (Атмосфера).

  1. Как называется производство, в котором все используется и не образуется отходов? (Безотходное производство).
  2. Как называется часть оболочки Земли, где присутствует жизнь? (Биосфера).

  1. Как называется смесь газов, содержащая 78% азота, 21% кислорода и 0,035% двуокиси углерода? (Воздух).
  2. Как называются газы, которые образуются при сгорании автомобильного горючего и выбрасываются автомобилем в атмосферу, загрязняя ее? (Выхлопные газы).

  1. Назовите науку, которая изучает влияние разнообразных факторов окружающей среды и собственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни. (Гигиена).

  1. Как называется любое химическое вещество, попавшее в окружающую среду, или возникающее в ней в количествах, выходящих за рамки обычного содержания выше нормы? (Загрязнитель).

                                                     

                                                           2 (170 секунд).

  1. Как называются атмосферные осадки, содержащие кислоту? (Кислотные осадки).
  2. Назовите постоянное слежение за состоянием окружающей среды. (Мониторинг).

  1. Как называются продукты жизнедеятельности человека, им не используемые и загрязняющие окружающую среду? (Мусор, отходы).
  2. Назовите вещества, которые входят в состав удобрений, используются в питании  

растений. Они могут накапливаться в больших количествах в растениях и вызывать различные заболевания человека. (Нитраты).

                                                         

  1. Какой газ образует озоновый экран планеты? (Озон).
  2. Назовите ядовитый газ, образованный оксидом углерода, отличающийся от безвредного углекислого газа. (Угарный газ).

  1. Как называется процесс повышения температуры в атмосфере из-за увеличения содержания в ней углекислого газа? (Парниковый эффект).
  2. Дайте название максимальной концентрации загрязнителя, которая считается безопасной для человека. (Предельно-допустимая концентрация).

  1. Как называется смесь из мелких, твердых частиц находящихся во взвешенном состоянии в  воздухе? (Пыль).

                                                            3 (160 секунд).

  1. Как называется верхний, плодородный слой Земли? (Почва).
  2. Как называется ядовитое, серебристое вещество, которое используется в термометрах? (Ртуть).

  1. Как называются места сбора мусора и отходов? (Свалки).
  2. Дайте общее название веществам, которые применяются для питания растений. (Удобрения).

  1. Назовите лучи  посылаемые солнцем, дающие красивый загар летом. (Ультрафиолетовые).
  2. Назовите систему органов, которая больше всего страдает от загрязнения воздуха. (Органы дыхания).

  1. Как называется реакция организма на пыль? (Чихание).
  2. Назовете часть суши, почти лишенную растительности. (Пустыня).

                                                              4 (150 секунд).

  1. Как называются громкие звуки, издаваемые машинами, самолетами, бытовой техникой? (Шум).
  2. Назовите основной источник энергии для человека. (Солнце).

  1. Назовите жука-чистильщика уничтожающего помет овец. (Жук-навозник).
  2. Как называются организмы производящие первичную продукцию? (Продуценты).

  1. Капуста  продуцент, а заяц кто? (Консумент первого порядка).
  2. К каким факторам отнесем свет, влагу, тепло? (Абиотическим).

  1. Какая сила звука вызывает у человека болевые ощущения? (130 децибел).

                                                                5 (140 секунд).

  1. Что происходит, если в организм человека поступают токсичные вещества?

(Отравление).

  1. Какая река в Курганской области известна радиоактивным загрязнением? (р. Теча).

  1. Кто впервые ввел термин экология? (Геккель).
  2. Может ли перемещаться озоновая дыра? (Да).

  1. Как называются все организмы разлагающие органические вещества? (Редуценты).
  2. Назовите основной источник загрязнения воздуха в Курганской области? (Автомобили).

                                                                6 (130 секунд).

  1. Водоросли – это гидатофиты,  или мезофиты. (Гидатофиты).
  2. Приведите примеры растений ксерофитов. (Кактус).
  3. Какая кислота входит в состав кислотных дождей? (Серная, азотная).

  1. Назовите способы обеззараживания воды в больших масштабах в водопроводе. (Хлорирование, озонирование).
  2. Как называются мельчайшие капельки воды в виде водяного пара собранные вместе и переносимые ветром на большое расстояние? (Облака).

                                                               7 (120 секунд).

  1. Как называются любые условия среды, воздействующие на организм? (Факторы среды).
  2. Как называется наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой? (Экология).

  1. Есть ли радиоактивная руда в Курганской области? (Да).
  2. Для чего применяются гербициды? (Для уничтожения сорняков).

                                                                8 (110секунд).

  1. Примером, какого взаимоотношения  является взаимоотношение тли и муравья?

(Симбиоз).

  1. Назовите полезных бактерий. (Сапрофитные почвенные, клубеньковые, молочнокислые).

  1. Чем опасен парниковый эффект? (Повышение уровня Мирового океана, смена природных сообществ).

                                                      9 (определение победителя).

  1. Сколько энергии передается с одного трофического уровня на другой? (10%).

2.   Какой тип питания у растений? (Автотрофный).

3.   Как называется взаимоотношение березы и сосны? (Конкуренция).

4.   Можно ли полностью истребить волков без ущерба для природы? Почему? (Нет,                                       так как они являются санитарами в природе).

  1. К какому типу загрязнения относятся тепловое и шумовое загрязнение?    

(Физическое).

  1. К какому типу загрязнения относятся загрязнение тяжелыми металлами,

пестицидами и гербицидами? (Химическое).

  1. Какой тип питания у человека? (Гетеротрофный).
  2. Какой уровень облучения может получить человек в норме, при средней продолжительности жизни 70 лет? (7 бэр).

 В игре принимают участие 10 человек. После каждого тура по итогам голосования выбывает по одному участнику. В каждом туре участники отвечают по одному вопросу, в пределах времени. Победитель – сильное звено. Победитель и пятерка лучших может быть оценена, если по итогам игры правильно даны ответы на 80% вопросов.                                         (Может быть другой вид поощрений).

 

 

Экологическая игра: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

         Тема: «Экологические факторы».

Цель: 1. Способствовать пропаганде экологических знаний. Проверить  

                знания учащихся.

     

           2.  Способствовать воспитанию любви и бережного отношения

                 к  окружающей среде.

           3.  Показать влияния экологических факторов на                                                                        

                живые организмы.

                                                                                                                       

                                                                                   

                                                                       Природа там красива,

                                                                       Загадочна, тиха.

                                                                       Цветы растут,

                                                                       Ручьи бегут,

                                                                       И птицы весело поют.

                                                                       Зимой метелица поет,

                                                                       А осенью кружится лист

                                                                       И в золоте леса.

                                                                       Миру людей

                                                                                       природа – мать.

                                                                       И мы не смеем разрушать

                                                                       Всю эту красоту.

                                                                                Е. Колесникова 8 класс  

                                                                                                       «Красота».              

                                                                                                     

                                                       Учитель   биологии: Борчанинов С.Н.

                                                                                             МКОУ «Кислянская средняя  

                                                                                             общеобразовательная школа»  

                                                                                             Юргамышского района

                                                                                             Курганской области

ВОПРОСЫ:

  1. Черный ящик! Назовите то, что находится в черном ящике. Оно созвучно с названием нашей планеты, без него не могут обойтись растения. (Земля).

  1. Городскую систему относят к гетеротрофной, используемой готовую продукцию, а к какой системе мы отнесем сельскую экосистему? (Автотрофная).

  1. Человек проложил дорогу, вырыл яму, вырубил лес, то есть оказал влияние на окружающую среду, к какому из видов факторов за одну минуту вы причислите подобную деятельность человека? (Антропогенный).

4.   Черный ящик! В черном ящике находится самый распространенный продукт природы, употребление которого стоит на первом месте, на втором вода. Он окружает нас везде, присутствует, даже, в воде, без него невозможна жизнь на планете «Земля». Что это за продукт? (Воздух).

  1. Строение, какого всем известного растения напоминает строение вселенной? (Лук репчатый).

  1. В изолированном озере, куда не впадает ни одна река, и никогда не водилось ни какой рыбы, рыбак поймал окуня. Как вы объясните появление рыбы в озере? (Принесли птицы икру).

  1. Как мы назовем одним словом все зеленые растения, способные фотосинтезировать и давать первичную продукцию?  (Продуценты).

  1. За одну минуту назовите отношения между организмами, при которых каждый

из двух видов пытается обеспечить себе достаточное количество вещества.

(Конкуренция).

 

  1. Какие вы можете назвать растения улучшающие плодородие почвы? Почему?         (Бобовые, так как обогащают почву  веществами содержащими азот).

  1. Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, то какое будет лето? (Холодное).

  1. Как правило, грибы растут под пологом деревьев, корневые системы деревьев и мицелий грибов взаимосвязаны. Почему? Как называется подобный вид сотрудничества? (Симбиоз).

  1. Черный ящик! В черном ящике находится вещество, которое широко распространено на нашей планете, оно входит в состав всех живых организмов: растений, животных, человека, без него не может быть жизни. Данное вещество в зависимости от времен года может находиться в разных агрегатных состояниях. Что за вещество находится в черном ящике? (Вода).

  1. Животные, растения – к каким факторам вы их отнесете? (Биотическим).

  1. За одну минуту назовите самую крупную пресноводную рыбу. (Сом, белуга).

Участвует команда знатоков из шести человек. На обсуждение вопроса дается

   одна минута. Игра продолжается до шести очков.  

                                                        Литература:

  1. Завьялова О. Г. Экология и цивилизация: Пособие для учителей и учащихся 10

классов. – Курган «Парус – М», 1994. – 80 с.

  1. Животный мир Курганской области (в помощь учителям и учащимся) / В. П.

Стариков, Т. К. Блинова, В. Н. Кочуров и др. – Курган, КГПИ, 1989. – 34 с.

  1. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология: Учебное пособие. –

М.: Дрофа, 2002 г. – 620 с.

  1. Козлов О. В. Экология и здоровье человека. – Курган: «Парус-М», 1994. – 32 с.
  2. Козлов О. В., Козлова С. В. Методы исследований экосистем водоемов: Учебное

пособие по экологическому практикуму. – Курган: ИПКРО, 2000. – 55 с.

  1. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология 9 класс: Учебник для

общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 240 с. 

  1. Молис С. А. Хрестоматия по зоологии. – М.: Просвещение, 1975. – 254 с.
  2. Несговорова Н. П. Основы общей экологии: 7-8 класс: Пособие для учащихся.

- Курган: ИПКРО, 1999. – 116 с.

  1. Несговорова Н. П. Основы общей экологии: 6 класс: Пособие для учащихся. –

Курган: ИПКРО, 2002. – 56 с.

  1. Несговорова Н. П. Экологическая азбука здоровья: Учебное пособие, доя младших

школьников. – Курган: ИПКРО, 2002. – 102 с.

  1. Пасечник В. В. Биология 6 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2002. – 272 с.
  2. Стариков В. М. Основы общей экологии: Пособие для учащихся 8 класса. –

Курган: «Парус-М», 1995. – 56 с.

  1. Соколова А. А. День птиц: Методические рекомендации к проведению. –

Курган: КГПИ, 1990. – 64 с.

  1. Тимофеев Б. А. Когда шагаешь по тропе. – М.: Просвещение, 1970. – 160 с.
  2. Учебное пособие. 100 уроков по экологии. Ч. 3. /О. Г. Завьялова, Н. П. Несговорова. – Курганский  ИПК, 1998. – 74 с.
  3. Что имеем, как храним. /А. П. Бухтояров, Н. К. Васильченко и др. – Курган: издательство – полиграфическое предприятие «Зауралье», 1993. – 174 с.

   

                       

                     

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной интеллектуальной игры по биологии,химии и географии "Водный мир" 6-10 классы.-

Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" охватывает большой круг  химических и географических знаний о воде. Мероприятие носит научно - познавательный характер....

Интегрированная интеллектуальная игра по биологии и химии "Водный мир" 8 класс.

Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" была проведена в 8 классе в  месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии "Водный мир". 8 класс.

Данная презентация вызвала у   учащихся массу положительных эмоций и пополнила их багаж знаний о воде....

Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии"Водный мир". 8 класс.

Данная презентация вызвала у учащихся массу положительных эмоций и пополнила  их багаж знаний о воде....

Интеллектуальная игра-урок биологии в школе

В предлагаемом сценарии викторины «Знай свой организм» использованы материалы 8-го класса по  биологии , а именно, по анатомии и физиологии человека. Практически все вопросы не выходя...

интеллектуальная игра "Знатоки биологии"

В данной работе приведены интересные и занимательные вопросы для проведения интеллектуальной игры...

Внеклассное мероприятие по биологии Тема. Интеллектуальная игра «Занимательная биология»

Цели.  Повысить интерес учащихся к предмету биология.  Выявить детей, проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе.  Расширять кругозор учащих...


 

Комментарии

Маслак Екатерина Николаевна

Уважаемый Сергей Николаевич, большое спасибо за интеллектуальные игры! Успехов Вам и всего самого доброго!