Господство млекопитающих
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Первый урок по общей характеристике класса млекопитающие в 7 классе - ароморфозы класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gospodstvo_mlekopitayushchih_na_planete.docx25.93 КБ
Файл recenziya.docx12.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии «Господство млекопитающих на планете Земля», 7 класс

(по программе И.Н.Пономарёвой)

Урок построен в технологии проблемного обучения.

        Технология проблемного обучения предусматривает создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Формы работы: в парах  и  индивидуальная работа.

Цель: выявить признаки усложнения млекопитающих как самых высокоорганизованных животных на планете в ходе решения проблемных вопросов.

Задачи:

  1. Развитие приёмов проблемного обучения (решение графических задач слайдов, чтение текста учебника).
  2. Развитие познавательной компетентности через актуализацию знаний об усложнении млекопитающих, их средах обитания, охране млекопитающих на территории Свердловской области, об удивительных рекордах представителей данного класса.
  3. Развитие социальной компетентности (работа в паре, умение принимать решение самостоятельно и т.д.)

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал: рабочие листы урока «Господство млекопитающих на планете Земля»  и «Мои предложения по охране млекопитающих»; «Красная книга Свердловской области», листы с животными-рекордсменами, книги о млекопитающих, рельефная таблица «Внутреннее строение собаки».

Ход урока:

  1. Изучение нового материала.

Стадия вызова: Главный вопрос урока «Почему млекопитающие занимают господствующее место в животном мире?»

- Сообщение темы, цели и этапов урока.

Мотивация: каждый ученик получит оценки за умение думать, решать проблемы и за заполнение рабочего листа урока.

- За решённый вопрос вы ставите себе баллы в рабочем листе урока и оцениваете работу друг друга.

Эмоциональное погружение в тему.

- Сообщение и показ слайдов с животными – рекордсменами (по материалам «Книги рекордов Гиннеса»).

- Почему люди присутствуют среди слайдов о млекопитающих, не ошибка ли это?

        (люди относятся к классу млекопитающих)

2. Усложнения млекопитающих как высших позвоночных животных.

- угадайте, какой орган изображён на слайде и как он усложнился у млекопитающих;  можно пользоваться материалом параграфов 51 – 53.

  1. Головной мозг – с.250
  2. Четырёхкамерное сердце
  3. Матка
  4. Молоко
  5. Губы
  6. Ушные раковины
  7. Волосы

-  функция данного органа, зачем это усложнение необходимо?

  1. Среды обитания млекопитающих.

- Почему стало возможным  для млекопитающих занять все среды обитания?

     4. Заполнение рабочего листа урока парами учащихся

                                (3 – 4 минуты)

    5.Охрана млекопитающих.

С увлечением люди изучали в 19 веке мир, в котором царствуют животные, описывали их виды, привычки. Увы, этот замечательный мир мы очень часто нарушаем ради корыстных интересов. Потом хватаемся за голову, но ничего уже не поправишь. У нас нет права убивать. Хорошо бы всегда помнить, что для радости и гармонии дано нам царство животных, такое пёстрое и неповторимое.

Монолог царя зверей.

В катакомбах музея пылятся пастушья свирель,

Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки…

Человек! Ты послушай царя терпеливых зверей

И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.

Я – последний из львов.

Но пускай за меня говорят лань в объятьях капкана,

Ползучего смога громадность.

И дельфинья семья, за которой неделю подряд

С вертолёта охотился ты, чтоб развеяться малость!

Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,

Муравейник сожжённый, разрытые норы барсучьи,

Оглушённая сёмга, дрожащий от страха жираф,

И подстреленный лебедь и чайка – по горло в мазуте.

Пусть они голосят, вопрошая карающий век,

Пусть они стороною обходят любую машину…

Ты – бесспорно – вершина природы, мой брат, человек.

Только, где и когда ты встречал без подножья вершину?

Ты командуешь миром, пророчишь, стоишь у руля.

Ты – хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем.

Но без нас, ты представь, разве будет землёю земля?

Но без нас, ты пойми, разве море останется морем?

Будут жить на бетонном безмолвье одни слизняки,

Океан разольётся огромной пропахшею лужей.

Я тебя не пугаю, но очень уж сети крепки,

И растёт скорострельность твоих замечательных ружей.

Всё твоё на планете, а нашего – нет ничего.

Так устроена жизнь, мы уже лишь на чучела сгожи.

Зоопарки твои превосходны, да жаль одного:

Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи.

Так устроена жизнь, мы поладить с тобой не смогли.

Нашу поступь  неслышную тихие сумерки спрячут.

Мы уходим в историю этой печальной земли.

Я с седеющей гривы срываю корону Царя!

И реву от бессилья,… а что мне ещё остаётся?

Р.Рождественский

- Слайды «Млекопитающие из «Красной книги Свердловской области»

- Почему этих животных надо охранять? По каким причинам их численность резко уменьшилась?

- Предложите свои варианты природоохранных мероприятий по сохранению животных на планете

                          (заполнение  индивидуальных листов, 3 минуты)

6. Памятники млекопитающим 

        «В голландском городе Лезвардене соорудили памятник корове. На его постаменте далеко не сентиментальные голландцы сделали надпись: «Наша мама».

В немецком городке Люнебурге несколько столетий тому назад внимание горожан привлекло поведение свиней. Стали раскапывать почву и нашли очень дорогую в то время каменную соль, которая обогатила город. В благодарность за открытие соли жители Люнебурга воздвигли свинье памятник.

        Широкую известность получил дельфин из Новой Зеландии по кличке Пелорус Джек. О нём узнали ещё в 1888 году, когда он начал проводить корабли через узкий и опасный пролив Пелорус возле острова Дюрвиль. Двадцать четыре года этот лоцман провожал корабли, и ни один из них не потерпел аварии. В 1912 году Пелорус Джек внезапно исчез. Благодарные моряки соорудили ему памятник.

        В Лондоне есть памятник обыкновенному домашнему коту. Рассказывают, что этот кот помог разбогатеть мальчику-сироте Дику Уиттингтону. Он дал кота капитану корабля, а тот в заморских странах чрезвычайно выгодно продал его людям, страдавшим от набегов крыс. Мальчик стал компаньоном богатого купца, научился читать, писать и считать. Постепенно он стал одним из самых уважаемых граждан города. Жители Лондона трижды избирали его мэром. После смерти Дика Уиттингтона коту поставили памятник».

                  (по рассказу И.Заянчковского «Памятники животным» в книге «Наш дом», Средне-Уральское книжное издательство, Свердловск, 1984, с. 307 – 314)

  1. Вывод по уроку.
  2. Домашнее задание:

-  & 51,

-  Тест «Господство млекопитающих на планете Земля» – 10 вопросов с  3 ответами в каждом вопросе (по желанию)

Рабочий лист урока

«Господство млекопитающих на планете Земля»

Биология, 7 класс

Для зверей

Приятель я хороший,

Каждый стих мой

душу зверя лечит.

С.Есенин

Главный вопрос урока: «Почему млекопитающие занимают господствующее место в животном мире?»

Задание № 1.  Заполни таблицу «Усложнения млекопитающих»

Признак

Усложнение

1.Чем покрыто тело?

2.Сердечно-сосудистая система

3.Внешнее строение

4.Размножение

5.Нервная система

6.Органы размножения

7.Чем кормят детей?

Задание № 2.  Проверь свою память «Самое, самое млекопитающее…»

Самое крупное

Самое высокое

Самое быстрое

Самое  маленькое

Самое долгоживущее

Самая маленькая обезьяна

Самый маленький хищник

Самый крупный обитатель суши

Рейтинг участия в решении проблемных вопросов:

  1. Ф.И._____________________Баллы: __________________Ваша оценка:

  1. Ф.И._____________________ Баллы:__________________Ваша оценка:

Мои предложения по охране млекопитающих:

  1.      

   

  1.    

  1.      

   Мои предложения по охране млекопитающих:

  1.    

  1.      

   

3.  

Мои предложения по охране млекопитающих:

  1.      

   

  1.    

  1.      

Мои предложения по охране млекопитающих:

1.    

   

2.    

          3.      

     



Предварительный просмотр:

Рецензия на урок биологии в 7 классе

«Господство млекопитающих на планете Земля»

        Урок построен в технологии проблемного обучения. Предусмотрены различные формы деятельности учащихся на занятии, способствующие развитию интеллектуальных и коммуникативных качеств, познавательной и социальной компетентности. Познавательное эмоциональное погружение в тему представлено презентацией рекордов млекопитающих, которая обращает внимание детей  на принадлежность к изучаемому классу вида человек разумный. Все последующие слайды заставляют учащихся думать, искать ответы на вопросы в учебнике, запоминать научный материал. В результате коллективного проблемного поиска дети узнают усложнения млекопитающих и прописывают их в рабочий лист урока. В ходе занятия тренируется память учащихся. Они учатся объективно оценивать работу товарища. Нравственные качества воспитывает последний пункт урока – охрана млекопитающих. Дети не только пассивно слушают стихотворение Р.Рождественского, смотрят слайды о «Красной книге Свердловской области», но и активно участвуют в решении экологической проблемы – составляют предложения по охране млекопитающих.

        Итогом урока является самостоятельно заполненный рабочий лист по теме «Господство млекопитающих на планете Земля». За него каждый ребёнок получает оценку. Дополнительную оценку получают все активно работающие во время занятия учащиеся.

Руководитель МО учителей биологии, химии

Горноуральского городского округа

Печёрина Ираида Викторовна

12.01.2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»

МОДУЛЬНЫЙ УРОК  «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»...

Разработка урока по истории Древнего мира на тему: «Рим от его возникновения до установления господства над Италией».

Цели урока: Повторить и закрепить изученный материал по теме «Древний Рим»;Развитие внимания, умения выявлять логические связи, строить аргументированные умозаключения, развитие памяти учащихся...

конспект урока "Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих. Классификация.

Презентация и конспект урока для учащихся 8 класса. Знакомство с группами млекопитающих животных. Распространение по среде обитания. Деление на диких и сельскохозяйственных....

Открытый урок "Класс Млекопитающие. Внутреннее строение млекопитающих"

В данной методической разработке представлен подробный план урока, разработаны подробно этапы урока, представлен дидактический материал....

Дистанционный урок биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие. Внешнее строение млекопитающих"

Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется  рабочая программа  по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический...

Самостоятельная работа по теме «Общая характеристика млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих»

Материал к самостоятельной работе  по теме «Общая характеристика млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих». Задания по типу ВПР....