Элективный курс
статья по биологии по теме

Элективный курс по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc37 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc29 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Азбука безопасности»

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности».

    Рабочая программа учебного предмета «Азбука безопасности» для 1 класса МОУ «Георгиевская гимназия» составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа выполняет две основные функции.
1 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2 Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

 Изучение основ безопасности жизнедеятельности в первом классе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;
  2. развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;
  3. освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  4. формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Рабочая программа первого класса рассчитана на 31  час по 1 часу в неделю. Формы обучения – уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности города и района.    

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Азбука безопасности» на этапе основного общего образования являются:

  1. использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  2. выделение характерных причинно-следственных связей;        
  3. творческое решение учебных и практических задач;
  4. сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  5. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  6. самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  7. соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  8. использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

   Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» в первом классе ученик должен:

   Знать:

  1. основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
  2. иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
  3. элементарные правила поведения дома, в школе, на улице. В транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
  4. основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

   Уметь:

- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной  жизни для:

  1. ведения здорового образа жизни;
  2. действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  3. пользования бытовыми приборами;
  4. использования по назначению лекарственных препаратов;
  5. пользования бытовыми приборами;
  6. соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
  7. соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
  8. соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое
  9. время года;
  10. оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
  11. вызова (обращения) за помощью в случае необходимости
  12. соответствующих служб экстренной помощи.

Показатели сформированности метапредметных результатов.

Планируемые результаты

Результаты

Планируемые результаты (характеристики) ООП

Личностные

Самоопределение: 

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

- гуманистическое сознание,

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование: 

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация: 

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

Познавательные УУД

Общеучебные:

 - использовать  общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. 

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; 

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- обработка информации

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- синтез;

- сравнение,

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

- обобщение.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Саморегуляция:

- активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

Коммуникативные УУД

Инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;  

Планирование учебного сотрудничества:

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника;

Управление  коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

Регулятивные УУД

Целеполагание: 

- формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную,

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Учебные действия:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

- использовать речь для регуляции своего действия;

Прогнозирование: 

- предвосхищать результата;

Контроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- использовать установленные правила в контроле способа решения; 

Коррекция:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера

Структурно программа состоит из пяти разделов:

  1. Опасные ситуации природного характера.

Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

  1. Опасные ситуации техногенного характера.

«Основные правила пожарной безопасности».

Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

  1. Опасные ситуации социального характера.

«Правила безопасного поведения в школе и дома»

Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.

4.  Дорожно-транспортная  безопасность

Дорога и участники дорожного движения

Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

  1.  Подготовка к активному отдыху на природе

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.

Примерное распределение учебного времени по разделам

и темам программы «Азбука безопасности» 1 класс

№         раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов

Раздел

Тема

I

Опасные ситуации природного характера

6

1

Знакомить с опасными ситуациями  в современных условиях жизнедеятельности;

2

2

Чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, стихийное бедствие.

1

3

Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний период.

1

4

Правила и меры безопасности на воде в весенний период.

1

5

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. Основные спасательные средства.

1

II

Опасные ситуации техногенного характера

4

6

правила пожарной безопасности.

2

7

Внимание – пожар!

1

8

Правила и меры безопасного поведения при использовании пиротехники.

1

III

Опасные ситуации социального характера.

6

9

Опасная ситуация в школе.

2

10

Один дома.

Опасность у тебя дома.

1

11

Один дома.

Звонок в дверь, звонок по телефону.

1

12

Как вести себя с незнакомыми людьми.

1

13

Когда четвероногие друзья опасны.

1

IV

Дорожно-транспортная  безопасность

11

14

Безопасность на улицах города.

Наиболее безопасный путь в школу.

2

15

Наш друг светофор.

Виды перекрёстков.

1

16

Знакомство с дорожными знаками. Конкурс

«Угадай скорее знак»

1

17

Встреча с сотрудником ГИБДД.

1

18

Мы – пешеходы! Практическое занятие.

Правила движения группой по улицам города.

1

19

Знакомство с транспортом города.

1

20

Мы пассажиры!

1

21

Внимание – авария!

1

22

Экскурсия «Улицы города»

1

23

Викторина «Улица полна неожиданностей».

1

V

Подготовка к активному отдыху на природе

6

24

Мы – путешественники!

1

25

«Не трогай нас!» отдыхаем без опасности.

1

26

Опасные растения и грибы.

1

27

Первая помощь.

1

28

«Осторожно – лето!»

1

29

Обобщающий урок – экскурсия.

1

Итого 33 урока

СИСИТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

        Согласно Стандарту, система оценки достижения планируемых результатов освоения курса занятий по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» состоит из двух основных компонентов:

  1. Оценка предметных результатов, которая предусматривает выявление уровня достижения учащимися планируемых результатов по данному направлению деятельности с учётом предметных знаний, действий с предметным содержанием. По окончании изучения каждой темы проводится обследование уровня усвоения знаний умений и навыков, полученных на занятии в разнообразной форме: теста, диагностического задания, викторины, конкурсной программы, КВН и т.д.

Показатели

Минимальный уровень (1балл) Мин

Оптимальный уровень (2балла) О

Максимальный уровень (3 балла) Макс

Тема

Имеет опорные знания, ключевые теории, идеи, понятия.

Имеет опорные знания, ключевые теории, идеи, понятия; знания, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний и периодически использует в ответствующих ситуациях.

Имеет опорные знания, ключевые теории, идеи, понятия; знания, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, умений и навыков; систематически  использует в жизни. Заинтересован в совершенствовании знаний и использовании умений и навыков в нестандартных ситуациях.

Таблица № 1

ФИО

Опасные ситуации природного характера

Опасные ситуации техногенного характера

Опасные ситуации социального характера.

Дорожно-транспортная  безопасность

Подготовка к активному отдыху на природе

Итого. Результат № 1

Уровень №1

Аветисян Арина

3

3

3

3

3

15

Макс

Александрова Катя

2

2

2

2

2

10

О

Герасимова Катя

1

1

1

1

1

5

мин

Гудков Даниил

Гуськов Дима

Давыдов Максим

Ермакова Арина

Зимин Лёня

Киркин Филипп

Королёв Максим

Круглов Никита

Лютослав Никита

Малёшина Настя

Меликова Мария

Михайлова Соня

Нижберг Кирилл

Пороцкий Кирилл

Пышненко Дарья

Рачеев Дима

Рыбачук Дима

Сазонова Алина

Спесивцева Ольга

Фомина катя

Худякова Алина

Яицкий Герман

Итого

  1. Оценка метапредметных результатов как сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий может быть отслежена в результате следующих  действий:        
  1. Выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
  2. Выполнение учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;
  3. Выполнение комплексных заданий на межпредметной основе

Работа по оцениванию метапредметных результатов проводится в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Таблица № 2

ФИО

Метапредметные результаты

Личностные

Познава-

тельные

Регуля-

тивные

Коммуни-

кативные

Итого

Резуль-тат

№ 2

Уровень

№ 2

Аветисян Арина

3

3

3

3

12

макс

Александрова Катя

2

2

2

2

8

О

Герасимова Катя

1

1

1

1

4

мин

Гудков Даниил

Гуськов Дима

Давыдов Максим

Ермакова Арина

Зимин Лёня

Киркин Филипп

Королёв Максим

Круглов Никита

Лютослав Никита

Малёшина Настя

Меликова Мария

Михайлова Соня

Нижберг Кирилл

Пороцкий Кирилл

Пышненко Дарья

Рачеев Дима

Рыбачук Дима

Сазонова Алина

Спесивцева Ольга

Фомина катя

Худякова Алина

Яицкий Герман

Итого

Результаты накопительной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Предметом итоговой оценки является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе:

  1. Системы знаний и представлений об основах  безопасного образа жизни;
  2. Обобщённых способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
  3. Коммуникативных и информационных умений.

Итоговая оценка складывается из двух составляющих:

  1. результаты промежуточной аттестации учащихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений.
  2. результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы  знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.

Таблица № 3

ФИО

Результат № 1

Уровень № 1

Результат № 2

Уровень № 2

Итоговая оценка

Уровень № 3

Аветисян Арина

15

макс

12

макс

27

макс

Александрова Катя

10

О

8

О

18

О

Герасимова Катя

5

мин

4

мин

9

мин

Гудков Даниил

Гуськов Дима

Давыдов Максим

Ермакова Арина

Зимин Лёня

Киркин Филипп

Королёв Максим

Круглов Никита

Лютослав Никита

Малёшина Настя

Меликова Мария

Михайлова Соня

Нижберг Кирилл

Пороцкий Кирилл

Пышненко Дарья

Рачеев Дима

Рыбачук Дима

Сазонова Алина

Спесивцева Ольга

Фомина Катя

Худякова Алина

Яицкий Герман

Итого

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Для реализации курса занятий по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» желательно наличие:

Игровой комнаты, прогулочной площадки, класса, оборудованного аудио и видео аппаратурой, ПК,  спортивного и игрового инвентаря, аудио и видео дисков соответствующей тематики, детских энциклопедий, возможно использование рабочих тетрадей, цветные карандаши, ручки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.
  2. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.
  3. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.
  4. Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.
  6. Поторочина Е. А. Плурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).
  7. Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.
  8. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.
  9. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 1997.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

                     

ТЕМАТИТЧЕСКИЙ ПЛАН НА 1 ПОЛУГОДИЕ

                                        (КОЛ-ВО ЧАСОВ 34; 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

Раздел

Тема

Кол-во часов

Введение

1.Растение - биологическая система.

2.Основные свойства живых организмов.

1 час

1 час

Клеточное строение

живых организмов

1.Клетка – элементарная единица живого.

2. Строение растительной и животной клеток.

3. Химический состав клетки.

4. Обобщение и систематизация знаний по теме.

1 час

1 час

2 часа

1 час

Организм – биологическая

система

1.Способы питания живых организмов.

2.Типы и значение пищеварения.

3. Практикум по теме: «Питание живых организмов».

4. Обобщение и систематизация знаний по теме.

5. Дыхание живых организмов.

6. Дыхание растений и животных.

7. Транспортные системы живых организмов.

8. Передвижение веществ в живых организмах.

9. Выделение у живых организмов.

10. Обмен веществ.

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

ИТОГО    17  ЧАСОВ



Предварительный просмотр:

Приложение 2

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 6, 7, 8 КЛАССОВ

Раздел

Темы

занятий

Основное содержание

       Основные понятия

Деят-ть уч-ся

Содержание деятельности учащихся

6 класс

7 класс

8 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Введение

2 часа

1.Растение-

биологи-ческая

система

1.Живой организм-

живая, открытая и

саморегулируемая

система.

2.Дифференцировка

живого организма на

органы, ткани, клетки,

органоиды.

3.Эволюция строения

Различных организмов.

Клетка, ткань, орган, органоиды,

организм, биологическая система.

Коллек

тивная

- Работа с понятием - биологическая система по плану, выдвижение доказательств.

- Составление схемы по дифференцировке живого организма, формирование понятий.

- Формирование понятий: растение, животное, человек.

- Сообщения учащихся об эволюции строения различных организмов.

Растение

Животное

Человек

2.Основ-

ные

 свойства живых

организ-

мов

1.Биология – наука о жизни.

2.Отличие живых тел природы от неживых.

3.Представление об основных свойствах жизни: питание, дыхание, размножение, обмен веществ и т.д.

Признаки жизни: рост, развитие, размножение, раздражимость, питание, дыхание, обмен веществ, движение, клеточное строение, химический состав.

Царства жизни.

Коллек

тивная

- Решение познавательной задачи: Что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого? (Упражнение «Зебра»).

- Выдвижение гипотез по выявлению существенных признаков жизни.

- Работа с учебником Н.И. Сонина (гл.1, с.7) по составлению таблицы: «Основные признаки живых организмов – растений и животных».

Клеточное

строение живых организмов

5 часов

1.Клетка-элементарная единица живого.

1.История открытия клетки.

2.Формы жизни живых организмов.

3.Многообразие клеток живых организмов.

Форма жизни, ядерные и безъядерные клетки, вирусы

Группо-

вая

Сообщение учащихся по учебнику Н.И. Сонина (гл.3, с.16). Составление схемы «Формы жизни»

Сообщение учащихся «История открытия клетки» (С.Р. Микулин-

ский «История биологии с древних времен до 20 века»).

Сообщение учащихся о многообразие клеток живых организмов.

2.Строение растительной и животной клеток.

1.Строение растительной клетки.

2.Строение животной клетки.

3.Установление связи между строением и функциями органоидов клетки.

4.Сравнение растительной и животной клетки.

Органоиды клетки: ядро, оболочка, ЭПС, цитоплазма, хлороплас-ты, вакуоли.

Органоиды клетки: мембраны, ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрия, лизосома, рибосома, клеточный центр.

Группо-

вая

Выполнение  л /р.: «Строение растительной клетки».

Выполне-

ние рисунка клетки.

Выполне-

ние л/р:

 «Строение животной клетки».

Работа с текстом учебника Н.И. Сонин (гл.3) по выявлению функций органоидов клетки.

Выполне-

ние л/р.:  «Сравнение строения растительной и животной клетки».

Работа с учебником Н.И. Сонин (с.17-18) по составлению таблицы.

- Решение биологических задач (см. приложение)

3.Химический состав клетки.

1.Органические вещества клетки.

2.Неорганические вещества клетки.

3.Свойства и виды органических и неорганических веществ в клетке.

Физические свойства веществ, органические вещества, неорганические вещества, химические элементы.

Групповая

- Решение биологических задач (см. приложение).

- Выполнение лабораторной работы: «Определение органических  и неорганических веществ в чистом виде, в клетке».

- Составление схемы: «Химический состав клетки».

- Составление таблицы: «Физические свойства органических и неорганических веществ».

4.Химический состав клетки

1.Функции органических веществ клетки.

2.Функции неорганических веществ в клетке.

3.Значение химических элементов в клетке для человека, животных и растений.

Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, минеральные вещества, вода, химические элементы.

Групповая

- Работа с учебником Н.И. Сонин (гл.2 с.11-12) по заполнению таблицы: «Органические и неорганические вещества клетки, их примеры и функции».

- Сообщения учащихся о значении химических элементов для:

Растений

Животных

Человека

5.Обобщение и систематизация знаний по теме

1.Клетка – структурная и функциональная единица всего живого, которая лежит в основе строения, развития и размножения всех живых организмов.

2.Строение, химический состав и жизненные функции клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

3.Образование клеток (все клетки образуются из клетки).

4.Клетки – ткани – органы – системы органов - организм

Клетка, химический состав, жизненные функции, деление клетки, клетка, ткань, орган, система органов, организм.

Групповая

- Поиск доказательств и выдвижение гипотез по каждому из положений клеточной теории:

Теоретики – доказывают 1 положение

Практики выполняют лабораторную работу, доказывая 2 положение

Информационный центр – доказывают 3 положение

- Решение биологических задач – положение № 4

Организм -биологическая система.

1.Спосо-

бы питания живых организ-

мов.

1.Понятие-питания живых организмов.

2.Способы питания живых организмов:    автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, симбионты.

 3.Питание растений: особенности минерального и воздушного питания.

4.Способы добывания пищи гетеротрофами (питание мелкими частицами, питание крупными частями организма, питание жидкой пищей).  

Питание, воздушное питание, минеральное питание, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, симбионты, ложноножки, реснички, фильтрация, сосущий способ, колюще-сосущий способ.

Групповая.

- Формирование понятий: питание, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты и работа с ними.

- Решение познавательных задач.

Работа с учеб Н.И.Сонин (гл.10 с.58)и ответ на вопрос: Почему у растения два органа питания?

Сост. схемы:  «Питание растений»

- Работа с учебником Н. И. Сонин (с. 61,62,65) по заполнению таблицы: «Способ получения пищи».

- Ответ на вопрос: К какой группе организмов по способу питания относится человек?

2.Типы и значение пищеварения.

1.Соотношение понятий: питание и пищеварение.

2.Понятие - пищеварение.

3.Типы пищеварения одноклеточных и многоклеточных животных.

Почему нет пищеварения у зеленых растений?

4.Хищничество в мире  растений и животных.    

Пищеварение, внутриклеточное пищеварение, внеклеточное пищеварение, мембранное пищеварение,  органы пищеварения, ферменты.

Групповая, парная.

Ответ на вопрос: Почему  у растений нет пищеварения?

Сообщения  учащихся о хищничестве в мире растений.

- Самостоятельная работа в парах. Учебник Н.И.Сонин (гл.10с.63-64) и ответы на вопросы по инструктивной карточке (см.приложение).

- Сообщения учащихся о хищничестве в мире животных.

3.Практикум по теме: «Питание живых организмов»

1.Вещества и условия, необходимые для фотосинтеза.

2.Обнаружение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.

3.Действие слюны и желудочного сока на крахмал и белки. Влияние температуры на скорость пищеварения.

Фотосинтез хлоропласты, устьица.

Белки, жиры, углеводы, качественные реакции.

Ферменты, слюна, желудочный сок.

Групповая.

Выполнение л/р.: «Вещества и условия, необходимые для фотосинтеза».

Выполнение  л/р.: «Определение белков, жиров, углеводов в продуктах питания».

Выполнение л/р.: «Действие слюны и желудочного сока на крахмал и белки».

- Решение биологических задач (см. приложение).

4.Обобщение знаний по теме: «Питание живых организмов».

1.Пищевые связи и цепи питания живых организмов в разных средах обитания.

2.Космическая роль растений.

3.Перераспределение питательных веществ и энергии среди живых организмов.

Круговорот веществ в природе.

Растительноядные, насекомоядные организмы, хищники( плотоядные организмы), пищевые связи, цепи питания, автотрофы, гетеротрофы, редуценты, консументы.

Коллективная, групповая.

- По схеме на с.89 учебника Н.И. Сонина – формирование понятий: пищевые связи, цепи питания, круговорот веществ, поток энергии и работа с ними.

- Выдвижение гипотез о перераспределении питательных веществ и энергии среди живых организмов, составление схемы.

- 6 класс – подготовка презентации «Космическая роль растений».

- 7, 8 класс – составление схем питания живых организмов в разных средах обитания.

5.Дыхание живых организмов.

1.Понятие - дыхание живых организмов.

2.Роль дыхания в жизни живых организмов.

3.Типы дыхания живых организмов (клеточное, тканевое, легочное).

4.Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Дыхание, клеточное дыхание, тканевое дыхание, легочное дыхание, биологическое окисление, органы дыхания.

Коллективная, групповая

- Формирование понятия дыхание и работа с ним.

- Решение познавательной задачи: «Роль дыхания в жизни живых организмов», выдвижение гипотез.

- Составление схемы: «Типы дыхания живых организмов».

Составление таблицы: «Сравнение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Мини-проект: «Исследование состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

6.Дыхание растений и животных

1.Дыхание растений.

2.Приспособление растений для газообмена.

3.особенности дыхания животных в связи со средой обитания.

4.Этапы дыхания животных (внешние, перенос газов, внутренние)

Групповая

- Просмотр видеофильма: «Дыхание растений»

 Выявление приспособлений у растений для газообмена, используя учебник Н.И. Сонин (гл.11 с.68)

- Работа с учебником Н.И. Сонина (с.68-72) и заполнение таблицы: «Особенности дыхания животных в связи со средой обитания» (работа по инструктивной карточке см. приложение).

Сообщение учащихся о результатах и выводах проектной деятельности.

- Решение познавательной задачи (см. приложение)

7.Транспортные системы живых организмов

1.Понятие транспортная система живых организмов.

2.Системы транспорта живых организмов: клеточный уровень, тканевый уровень, органы, система органов, ответственные за транспорт веществ.

3.Внутренняя среда живых организмов: кровь, лимфа и межклеточное вещество.

4.Представление о клетках крови, гемоглобине, гемолимфе, замкнутой и незамкнутой системах кровообращения.

Транспортная система, внутренняя среда организма, кровь, лимфа, межклеточное вещество, гемоглобин, гемолимфа, замкнутая и незамкнутая система кровообращения.

Коллективная.

-Формирование понятий: транспортная система, внутренняя среда, кровообращение, замкнутая и незамкнутая системы кровообращения.

-Составление схемы: « Системы транспорта живых организмов».

-Решение биологических задач.

-Заполнение таблицы: «Состав и значение внутренней среды организма в транспорте веществ».

8.Передвижение веществ в живых организмах

1.Типы движения веществ в растениях (движение цитоплазмы в клетке, роль сосудов древесины и ситовидных трубок).

2.Особенности строения и функции кровеносной системы беспозвоночных и позвоночных животных.

3.Сравнение транспортных систем растений и животных.

Сосуды древесины, ситовидные трубки, проводящая ткань.

Кровеносная система, замкнутая и незамкнутая кровеносная система.

Групповая

-Проектная деятельность учащихся по теме: «Изучение перемещения веществ в растениях».(Занимательная физиология растений).

-Составление плана-рассказа по теме: «Типы движения веществ в растении», используя учебник Н.И. Сонин (гл.12 с.73-75)

Работа с учебником по составлению таблицы: «Сравнительная характеристика кровеносной системы беспозвоночных и позвоночных животных».

Заполнение таблицы: «Сравнительная характеристика транспортных систем растений и животных».

9.Выделение у живых организмов.

1.Понятие выделение живых организмов.

2.основные продукты, подлежащие удалению, их источники и дальнейшая судьба.

3Процесс выделения у растений.

4.Способы выделения у одноклеточных и многоклеточных животных в зависимости от среды из обитания.

Выделение активное и пассивное выделение листопад

Выделение, органы выделения, среда обитания, почки, мочеточники, мочевой пузырь, сократительная вакуоль, выделительные канальцы, нифридии, продукты жизнедеятельности.

Коллективная работа в малых группах

-Формирование понятия выделение и работа с ним.

-Составление таблицы: «Основные продукты выделения, их источники и дальнейшая судьба».

Решение проблемы: «Как происходит выделение у  растений, ведь у них нет специальных органов выд-я». (Работа с учебником Н.И. Сонин)

Работа в малых группах по решению биологических задач (см. приложение) и текст на с.81 гл.13 учебника Н.И. Сонина

10. Обмен веществ – основное свойство живых организмов

1.Понятие обмен веществ как основа жизни всех живых организмов.

2.Сущность обмена веществ (поступление веществ и энергии из окружающей среды, их изменение: взаимосвязь пластического и энергетического обмена, выделение веществ из организма и преобразование энергии).

3.Особенности обмена веществ у растений.

4.Особенности обмена веществ у животных и человека.

5.Сравнение обмена веществ у животных и растений.

Обмен веществ, фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл свет.

Обмен веществ, пластический, энергетический обмен (ассимилиляция и диссимиляция),  митохондрии.

Обмен веществ, пластический и энергетический обмен (ассимиляция и диссимиляция), митохондрии.

Коллективная работа в группах

-Формирование понятия обмен веществ и работа с ним.

2.Составление схемы обмены веществ - как основного свойства всех живых организмов.

Составление схемы:

«Обмен веществ у растений», используя учебник Н.И. Сонин гл.14 с.86

Составление схемы: «Обмен веществ у животных», используя учебник Н.И. Сонин гл.14 с.87

Составление схемы: «Обмен белков, жиров и углеводов человека».

-Составление таблицы: «Сравнение обмена веществ у растений и животных».

-решение биологических задач.

 

Приложение к таблице

(ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ИНСТРУКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ)

 ВВЕДЕНИЕ

1.Докажите, что живой организм – это живая, открытая и саморегулируемая биологическая система.

2. –Чем живые тела (организмы) отличаются от неживых?

-Какие свойства живых организмов можно считать основными, а какие – второстепенными?

-Что общего у растений и животных?

-Почему они отличаются друг от друга?

-Одноклеточный организм – эвглена зеленая имеет орган передвижения – жгутик. На свету в хлоропластах образуются питательные вещества, а в отсутствии света поглощаются органические вещества из воды. Как вы думаете, к какому царству относится данный организм: растениям или животным, а может быть, к какому-то другому?

                           

 КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

1-.Почему клеточное строение организмов было открыто только во второй половине 17 века?

-Несмотря на все многообразие клеток живых организмов, что объединяет их между собой?

2.-Сопоставьте известные вам свойства жизни и функции органоидов клетки. Какие органоиды клетки отвечают за проявление этих свойств?

-Попробуйте придумать названия органоидам клетки, взяв за основу их функции (например, митохондрии – «энергетические станции клетки»).

-Можно ли считать отдельные органоиды  - структурными и функциональными единицами жизни?

-Сравните строение растительной  и животной клетки.

-Какие изменения произошли бы с животными, если бы их клетки имели оболочки, как у растительных клеток?

3.-Живые организмы имеют особый химический состав, чем он отличается от тел неживой природы?

-Из каких веществ состоит клетка? Какие химические элементы образуют органические вещества?

-Как определить, какие вещества присутствуют в клетках или продуктах питания?

-Какие признаки живого определяются свойствами белков, жиров и нуклеиновых кислот?

4.-Почему органические вещества выполняют разные функции?

-Почему одни вещества называют неорганическими, а другие органическими, в чем их сходство и различие?

-Ученые рекомендуют потреблять продукты и минеральную воду, произведенные в том регионе, в котором вы выросли. Как  это можно объяснить?

-Всегда ли продукты и вода содержат все необходимые нам элементы?

5.Докажите – что клетка это структурная  и функциональная единица всех живых организмов.

-Покажите взаимосвязь между понятиями: клетка, организм, ткань, орган.

Организм – биологическая система.

1-.Что такое питание? Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

-Чем питание растений отличается от питания других живых организмов?

-Из каких этапов состоит питание растений, почему у них два органа питания?

-Геологи используют определенные растения для обнаружения некоторых месторождений металлов, а металлурги даже научились получать редкие элементы из растений. Благодаря какому процессу, протекающему в растениях, это стало возможным?

-В чем отличие питания у паука, комара, коровы, волка и человека? Есть ли что - то общее в процессе питания у животных разных видов?

-Почему при покупке лошадей проверяют зубы животных?

2.-Почему у растений нет процесса пищеварения?

-Чем отличается процесс пищеварения у разных групп организмов: одноклеточных, беспозвоночных, позвоночных?

Инструктивная карточка:

А) Изучите текст главы10 с.63-64.

Б) Выделите определение понятия «пищеварение».

В) Где происходит пищеварение у организмов разных групп?

Г) Можно ли удаление непереваренных остатков отнести к процессу выделения? (с.80 учебника). Ответ объясните.

Д) Результаты оформите в виде таблицы.

3.-Голландец Ян Баптист Ван – Гельмонт решил узнать, почему растет растение. Он посадил ивовый побег, массой равной 2,25 килограммов в кадку с землей. В течение 5 лет он поливал растение дождевой водой. Затем он вынул его из почвы и взвесил. Масса почвы уменьшилась на 57 граммов, а масса ивы возросла на 75 килограммов. Как вы это можете объяснить?

- Представьте, что вы едите лимон без сахара или красную смородину. Как отреагировали ваши слюнные железы?

- Как можно определить, какую функцию выполняют слюна и желудочный сок?

- Какие теоретически возможные результаты опытов вы могли бы предложить?

4. –Еще в 19 веке было известно, что количество отбивных котлет на столе у человека зависит от кошек. Восстановите пищевую цепь от клевера до человека, есть ли место в этой цепи кошке? Возможно, нужно рассматривать не цепь, а разветвленную сеть?

5.- Без пищи человек может обходиться более месяца, без воды около недели, а без воздуха всего несколько минут. Объясните эти отличия?

-Чем дыхание отличается от питания и как эти процессы жизнедеятельности связаны в обмене веществ у живых организмов?

- Может ли быть у животных несколько дыхательных поверхностей?

- Простейшие организмы (амебы) и кишечнополостные поглощают растворенный в воде кислород всей поверхностью своего тела. Почему такой способ газообмена уже не может полностью обеспечить кислородом крупные организмы? Как эту проблему решают животные, обитающие в разных природных средах, в том числе и человек?

- Сравните состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

6. Инструктивная карточка:

А) Изучите таблицу «Типы дыхательных поверхностей».

Б) Найдите информацию об органах дыхания (учебник Н.И.Сонин с.68-72).

В) Приведите примеры животных, обитающих в разных средах, и укажите тип их дыхательных поверхностей.

Г) Отчет о работе оформите в виде таблицы.

- Объясните причину взрывов и самовозгораний на элеваторе при закладке на хранение влажных семян.

- У плавающих листьев кувшинок имеются устьица на верхней стороне листа, а не на нижней, как у наземных растений. Объясните эти отличия.

- Почему такой способ газообмена - как поглощение кислорода всей поверхностью тела, не может обеспечить кислородом крупные организмы, в том числе и человека.

-В состоянии покоя у человека через легкие за одну минуту проходит 5-8 литров воздуха, а после физической работы до 100 и более литров в минуту. С чем связано учащение дыхания.

-Укажите отличие газообмена у многоклеточных животных, обитающих в воде, от газообмена сухопутных животных.

7.-Чем объяснить необходимость возникновения специальных транспортных систем в организме?

-Какие ткани органов обеспечивают перенос веществ?

-За счет чего осуществляется транспорт веществ?

-Какие процессы жизнедеятельности растений зависят от транспорта воды, минеральных и органических веществ?

-Какая сила заставляет перемещаться вещества в нужном направлении на необходимое расстояние?

-Каково практическое значение знаний о транспорте веществ в организме?

-Какое значение имеет кровь и кровеносная система для осуществления транспорта веществ?

-Почему кровь всегда перемещается в одном направлении?

-Что представляют собой транспортные системы человека?

8.-Какие органы растений связаны между собой транспортом веществ?

-Могут ли корни растений жить без побегов, а побеги - без корней? Ответ обоснуйте.

-В чем особенности строения кровеносной системы насекомых и позвоночных животных?

-Почему у насекомых кровь не участвует в транспорте газов?

-Какие органы обеспечивают движение крови у позвоночных животных?

-Скорость движения крови по сосудам зависит от частоты сокращения сердца, что, в свою очередь, определяется потребностью организма в кислороде и питательных веществах. Какие органы растений влияют на скорость передвижения веществ по стеблю и работают «насосом»?

-Как объяснить тот факт, что паразитические плоские черви обходятся без кровеносной системы?

-Придумайте 3 вопроса по теме, используя формулировки: что объясняет….? Определите совпадения….; Что лишнее….?

9 .-У морских и паразитических простейших, родственников амебы, сократительные вакуоли отсутствуют. Объясните причину этого. Какая опасность грозит пресноводной амебе в случае отсутствия у нее сократительной вакуоли?

-С какими особенностями строения и жизнедеятельности связано выделение у насекомых?

-Содержимое выделительных трубочек выводится в заднюю кишку, где смешивается с непереваренными частицами пищи. Стенки кишки осуществляют обратное всасывание воды, в результате чего из организма выводятся совершенно сухие экскременты в виде шариков. О каких животных идет речь?

-Всегда ли целесообразно удалять из организма все продукты жизнедеятельности?

-Как растения и грибы, не имея специальных органов выделения, решают проблему избавления от шлаков?

-У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела. Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц?

-Моча образуется в почках из плазмы крови. Это сложный процесс. Определите , как меняется концентрация растворенных веществ в процессе образования мочи у человека. Будет ли меняться состав мочи в зависимости от условий обитания? Например: летом-зимой, при употреблении минеральной или пресной воды.

-Объясните, почему санатории для людей с больными почками строят в районах с сухим жарким климатом?

-У морских костистых рыб наружные ткани малопроницаемы для воды и солей. Для регуляции состава жидкости тела рыбы пьют морскую воду. Какой механизм обеспечивает постоянство состава внутренней среды рыб, обитающих в соленой воде, если жидкости тела содержат в 2-3 раза меньше солей, чем окружающая рыб вода?

-У пресноводных рыб через жабры в организм поступает большое количество воды и через них же теряются соли. Как пресноводные рыбы поддерживают более высокий процент растворимых солей во внутренней жидкости, по сравнению с окружающей их водой? Что является источником соли для обитателей пресной воды?

10.-Почему обмен веществ и энергии – обязательное условие жизни?

-Все беспозвоночные и позвоночные животные, кроме птиц и млекопитающих, не могут обеспечить постоянную температуру тела при изменении температуры окружающей среды. Какие особенности обмена веществ и превращения энергии характерны для хладнокровных и теплокровных животных? Какую роль в этом процессе играет кровь и система кровообращения?

-Почему у рыб, земноводных и рептилий в процессе дыхания выделяется меньше энергии, чем у птиц и млекопитающих?

-Как строение сердца влияет на количество кислорода, поступаемого в ткани для дыхания?

 

 

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...