Цифровой образовательный ресурс по биологии "Типы соединения костей"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Равилов Фарит Рашитович

 

            В современном мире обучение требует современных и новаторских подходов.  Поэтому использование компьютера и компьютерных технологий, а также мультимедийного проектора и интерактивной доски может сделать урок неординарным, динамичным и весьма запоминающимся.

            Компьютерные демонстрации, интерактивные тренажеры, слайд-шоу и различные формы компьютерного тестирования становятся важнейшей и неотъемлемой частью урока биологии на современном этапе. Урок с использованием флэш-презентаций в интерактивной доске и сопутствующего ей оборудования позволяет объединить все эти элементы воедино и дает возможность вариативного и одновременно творческого подхода к процессу обучения.

             Мною представлен ресурс для 8 класса по теме: «Типы соединения костей. Первая помощь». Основная задача – изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету.

По структуре ресурс разделен на 3 части. В первой части происходит закрепление базовых знаний по пройденным темам с акцентом на значение опорно-двигательной системы, строении костей (работа с интерактивным иллюстративным аудиословарем). Далее происходит работа с учебником, выступление учащихся, развитие умения работать со стереоскопическом микроскопом Motic DMW-143, изображение которой проецируется через проектор. Для проверки знаний используются разноуровневые карточки и интерактивный тест на доске. Во второй части урока учащимся предоставляется информация о типах соединения костей в виде флэш-презентаций с комментариями учителя. Видеофрагменты показывают виды повреждений скелета и  первую доврачебную помощь при растяжении связок, вывихов и переломов костей. В третьей части урока происходит закрепление полученных знаний путем работы учащихся с заданием в виде теста, в ходе решения которого рисуется «бегущий человек». Навыки наложения шин формируется во время практической части. Также учитель дает домашнее задание где указывается еще посмотреть на школьном сайте ON-Line урок по данной теме.

               Разработка такого ресурса требует большой затраты сил, энергии и времени, но с лихвой окупается позитивной мотивацией и интересом учащихся к учебно-познавательной деятельности. Оболочка ресурса проста и понятна и мне очень хочется надеяться, что разработанный мною ресурс будет востребован учителями биологии.

Методические рекомендации по ресурсу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskiy_cifrovoy_obrazovatelnyy_resurs.doc373 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс ЦОР

Тема: «Типы соединения костей.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета».

Автор: Равилов Фарит Рашитович,

учитель биологии

МБОУ «Камскоустьинская  средняя

общеобразовательная школа»

2012 год.

Тема: 

Типы соединения костей. Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета

Цели:

  1. Изучить особенности соединения костей, их значение.
  2. Закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани.
  3. Развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета.
  4. Развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены.
  5. Осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ.
  6. Прививать интерес к изучаемой теме, предмету.

Оборудование:

Таблицы: скелет человека, типы соединения костей. Скелет человека, модель черепа человека, распилы костей. Медицинская аптечка, для отработки навыков оказания первой помощи при повреждениях скелета, шины, инструкции. Компьютер, проектор, стереоскопический микроскоп Motic DMW-143, интерактивная доска, музыкальный центр, тесты с заданиями разного уровня, интерактивный тест. Эмблемы бегущего человечка на каждого ученика. Творожки “Скелетон”, “Растишка”.

Если не бегать пока здоров, придется бегать, когда заболеешь.

Гораций.

  1. Организационное начало урока.

Слайд 1.

2. Актуализация.

Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав?

А Вы как считаете? ( Высказывания учеников) Мы вернемся к этому вопросу и решим, кто из вас был прав. Вы уже догадались, что сегодня на уроке мы продолжим знакомство с опорно-двигательной системой человека.

Из чего она состоит? (Скелет и мышцы). Из чего состоит скелет? (Из костей). Каждая кость соединяется с другой или другими. Вот о том, как они соединены, вы узнаете сегодня.

Слайд 2.

Сейчас повторим ранее изученный материал. На доске в слайдах повторяем знания об опорно-двигательном аппарате в флэш-слайдах (1 – 4 пункты).

Тема: Типы соединения костей.

Слайд 3.

Сообщение целей:

Изучить типы соединения костей.

Углубить и закрепить знания о строении костной ткани.

Развить навык оказания первой помощи при различных повреждениях скелета.

Убедиться в необходимости занятий спортом для укрепления здоровья.

Слайд 4.

“Медицинские новости”: сообщит … (называется ученик, который в медицинском халате подготовил сообщение) 

- Самая маленькая кость в скелете человека около 3 мм, массой 0,5 грамм – это одна из 3 слуховых косточек в среднем ухе – стремечко.

Слайд 5.

Большая берцовая кость человека, в вертикальном положении, может выдержать груз в 1500 кг.

Слайд 6.

От чего бывают карлики и гиганты? Рост зависит от гормона железы внутренней секреции, расположенного в головном мозге – гипофиза, массой 0,5 – 0,7 грамма! Избыток гормона – приведет к заболеванию – гигантизм, недостаток – карликовости.

Слайд 7.

Весь скелет взрослого человека весит всего 8 кг. Почему он такой легкий? ( Кости внутри полые). Работа с таблицей “Внутреннее строение костей” и распилами костей человека. Эту особенность используют инженеры при создании различных конструкций: например, великий архитектор Джозеф Пакстон в строительстве своего Хрустального дворца.

Слайды 8, 9. (Виртуальная лабораторная работа)

Кости образованы органическими и неорганическими веществами. Минеральные соли придают костям прочность, а органические – гибкость и упругость, в чем убеждает простой опыт: если кость подержать в 10% м растворе СНI. Соли кальция постепенно растворяются, вступая во взаимодействие с кислотой, кость становится настолько гибкой, что её можно завязать в узел. (В виртуальном режиме учитель проводит опыт на интерактивной доске).

Слайды 10. 

В течение года у человека дважды происходит замена вещества костей. Качественный состав кости меняется в зависимости от пищи. Продукты детского питания: “Растишка” и “Скелетон” имеют специальные добавки кальция, способствующие нормальному росту детских костей. Очень много кальция в твороге. В основе заболевания рахитом, при котором кости мягкие, деформированные – лежит недостаток кальция и фосфора, которые не усваиваются в организме из-за недостатка витамина D и солнечного света. Совет: чаще гуляйте на свежем воздухе, принимайте солнечные ванны!

3. Повторение изученного материала.

Экспресс – опрос:

Работа по учебнику Сонина Н. И. рубрика “Проверьте свои знания” (страница 96).

1) Из чего состоит опорно-двигательный аппарат (скелет и мышцы).

2) Какие функции выполняет скелет? (Опора, движение, защита, структура организма, обмен веществ). Кости скелета выполняют еще одну очень важную функцию, о которой образно говорят так: “В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание”. О каких кораблях идет речь и что имеется в виду? (корабли – это клетки крови, а красное море – это красный костный мозг; в эпифизах костей происходит образование клеток крови).

3) В чем заключается двигательная функция опорно-двигательного аппарата? (Кости и мышцы работают согласованно, как рычаги, осуществляя движения в пространстве).

4) Каков химический состав костей? (Органические – придают упругость и неорганические вещества – придают твердость). В каком возрасте заканчивается формирование опорно-двигательной системы? (К 20-25 годам).

Хочу еще раз подчеркнуть, в детском и юношеском возрасте кости легче деформируются. Об этом знали уже в Древнем Китае, используя эту особенность в страшных целях, который назывался компрачикос. Зачитаю вам отрывок из книги В. Гюго “Человек, который смеется”: “В Китае с незапамятных времен существовало искусство, которое следовало бы назвать отливкой живого человека. Двулетнего или трехлетнего ребенка сажали в фарфоровую вазу более или менее причудливой формы, но без крышки и дна, чтобы голова и ноги проходили свободно. Днем вазу держали в вертикальном положении, а ночью клали на бок, чтобы ребенок мог спать. Дитя росло, таким образом, в ширину, заполняя своим стиснутым телом и искривленными костями все полые места внутри сосуда. Это выращивание в бутылке длилось несколько лет. По истечении известного времени жертва оказывалась изуродованной непоправимо. Убедившись, что эксперимент удался и что урод вполне готов, вазу разбивали, и из неё выходило человеческое существо, принявшее её форму. Это очень удобно: можно заказать себе карлика, какой угодно формы”.

Рекомендация: следите за своей осанкой при письме, ходьбе. Занимайтесь спортом, который укрепляет еще не сформировавшийся опорно-двигательный аппарат.

5. Какая ткань образует кость? (костная).

Слайд 11.

Вы рассмотрели эту ткань на прошлом уроке, сейчас же я хочу проверить навык работы с микроскопом (к демонстрационному столу приглашается учащийся). Необходимо правильно настроить микроскоп, приготовить препарат костной ткани, прокомментировать строение костной ткани по таблице или проецируемому слайду. Один ученик выходит к доске работает с готовым препаратом на стереоскопическом микроскопе Motic DMW-143, полученное изображение направляется через проектор к доске.

Самостоятельная работа.

Остальные вопросы встретятся вам в тестах, которые разного уровня, вы в праве выбрать для себя уровень сами, просмотрев задания, указав в тетради вариант выбранного теста (приложения №1, №2).

Слайд 12.

Приглашаю одного ученика для работы с интерактивным тестом на интерактивной доске.

1 вариант (Базовый) (Приложение №1).

1. Костная ткань — это особый тип:

а) мышечной ткани;
б) соединительной ткани;
в) эпителиальной ткани.

2. Рост костей в толщину достигается за счет:

а) надкостницы;
б) хрящей, расположенных между телом кости и ее концами.

3. Какие органы образуют опорно-двигательный аппарат: кости скелета (а), соединения костей (б) или скелетные мышцы (в)?

5 . Какие вещества придают кости твердость, прочность: минеральные (а) или органические (б)?

2 вариант (Повышенный) (Приложение №2).

1. Функции скелета: а) опорная; б) защитная; в) кроветворная.

2. Какую из функций не выполняет костная ткань: а) соединительную; б) транспортную; в) защитную.

3. Основным неорганическим веществом костной ткани являются соли: а) калия; б) магния; в) кальция.

4. Из перечисленных ниже костей к плоским относится: а) височная; б) плечевая; в) ключица.

5. Кости голени относят к ... костям. а) трубчатым; б) плоским; в) смешанным.

6. В скелете человека красный костный мозг расположен в: а) губчатом веществе кости; б) плотном веществе кости; в) надкостнице.

7. Надкостница покрывает: а) поверхность хрящей кости; б) только головку кости; в) поверхность кости.

4. Изучение нового материала.

220 костей в нашем теле – это еще не скелет. Единое целое они будут представлять в соединении.

Самостоятельное знакомство с новым материалом. Работа с учебником – страница 95.

Слайд 13.

Обсуждение прочитанного материала по интерактивному слайду, составление схемы на тетрадях (Слайд 14):

- Соединение между костями зависит от выполняемой функции.

Различают непрерывные и прерывные соединения:

Швы (неподвижные) Суставы (подвижные)

Позвоночник (полуподвижные) 

Демонстрация модели черепа человека, показ швов. Возникает вопрос, для чего нужны швы на черепе, если они неподвижны? (рассуждения учеников).

Слайд 15.

Ответ мы найдем, если посмотрим на череп новорожденного. Значительная часть скелета у него состоит из хрящевой ткани, которая заменяется постепенно на костную в течении многих лет. Между костями черепа находятся роднички. В этих местах головной мозг ребенка защищен лишь соединительной тканью. Вот почему необходимо особенно тщательно оберегать от ушибов и толчков голову грудного ребенка. Все имеет в природе целесообразность: роднички позволяют костям черепа сблизиться друг с другом, и облегчить появление на свет при родах. У новорожденного 300 костей, а у взрослого человека – 220, куда кости деваются с возрастом? (Срастаются)

Слайд 16.

Единственная подвижная кость в черепе – это нижняя челюсть. Демонстрация флэш-анимации.

Другое соединение называется полуподвижным. Тест на гибкость позвоночника. И. П – вертикальное, ноги на ширине плеч. Наклонитесь влево и вправо при неподвижном тазе. Если при выполнении упражнения произошло касание икр ног, то у вас очень хорошая гибкость. Продолжайте заниматься спортом. Если вы смогли достать до колен и чуть ниже – у вас нормальная гибкость. Помните, что без занятий физкультурой вы её легко потеряете. А если у вас не получается достать до колен – гибкость очень плохая, надо что-то предпринимать, серьезно подумать о смене образа жизни.

Слайд 17.

Амплитуда ваших движений большая, но ограниченная. Ведь вы сейчас не можете наклониться назад и “сложиться пополам”. Благодаря чему подвижность позвоночника возможна, но небольшая? (Хрящевые пластинки и упругие связки).

А знаете ли вы, что рост человека меняется в течение дня. Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.

(Уменьшение роста человека на протяжении суток происходит за счет наличия в позвоночном столбе межпозвоночных хрящей, являющихся своеобразными амортизаторами, пружинами, смягчающими механические удары, толчки. Сдавливаясь при движении и ходьбе, межпозвоночные пластинки несколько сплющиваются, что приводит в незначительному уменьшению роста.)

Слайд 18.

Подвижное, прерывное соединение – сустав.

Зачитайте текст учебника о строении сустава. (Страница 95).

“Сустав образуется концами соединяющихся костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, присутствие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Уменьшению трения также способствует и выделяемая внутренней поверхностью суставной сумки специальная жидкость, которая действует как смазка. Снаружи сумки, а иногда и внутри сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами”.

Работа со скелетом человека, показ разновидностей суставов по слайду (Слайд 19).

Работа с флэш-слайдами (Слайды 20 – 24)

Соединение ключицы, лопатки и плечевой кости (Слайд 20);

Движение кости в плечевом суставе (Слайд 21);

Движение костей плечевого пояса при подъеме руки выше горизонтальной плоскости (Слайд 22);

Движение костей предплечья при повороте кисти (Слайд 23)

Движение в локтевом суставе (Слайд 24);

Демонстрация способа костей в суставе большего пальца (Слайд 25).

Чтобы посмотреть видеофрагмент необходимо нажать на кнопку , далее «показать».

Слайд 26.

Нарушения целостности скелета или повреждения чаще бывают неожиданно. Рассмотрим виды повреждений.

Слайд 27.

Растяжение и разрыв суставных связок возникают при резких движениях в суставе, превышающих его нормальную амплитуду и не совпадающих с его нормальным направлением. Чаще всего повреждается голеностопный сустав, реже коленный. Для разрыва связок характерны постоянная боль, кровоизлияние в месте травмы, резкое ограничение функции сустава и болезненность при при движении и давлении пальцев или ладони ощупывающей руки. При растяжении и разрыве связок конечность, в отличие от переломов, не деформируется.

Слайд 28.

Вывих – стойкое ненормальное смещение суставных поверхностей по отношению друг к другу. Если они перестают соприкасаться, вывих называется полным, при частичном соприкосновении - неполным или подвывихом. Вывих обычно сопровождается разрывом капсулы сустава и выхождением одной суставной поверхности через разрыв.

Слайд 29.

Переломы — это нарушение целости кости под действием травмирующей силы, превосходящей упругость костной ткани. Различают травматические переломы, возникающие обычно внезапно под действием значительной механической силы на неизмененную, нормальную кость, и патологические, происходящие в измененной каким-либо патологическим процессом кости при сравнительно небольшой травме или спонтанно.

Слайд 30.

Просмотр видеофрагмента о первой помощи при различных повреждениях скелета.

Первая помощь при растяжении и вывихах.

В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется растяжением.

При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна еще и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей — вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.

Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы, прежде всего, обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства (дощечки, полосы плотного картона). Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Первая помощь при переломах костей.

Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

При подозрении на перелом только полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами, полотенцем. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу — к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого — дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают. Стянутые в положении выдоха ребра совершают очень ограниченные движения.

Закрепление изученного материала

- Выполнение заданий рабочей тетради.

- Отработка навыков оказания первой помощи при различных повреждениях опорно-двигательной системы (работа в парах по инструктивным карточкам) (Приложение №3): наложение шины, давящей повязки, иммобилизация пострадавшего.

Слайд 31.

Вспомните наш спор в начале урока. Является ли кость живым органом? После перелома, что происходит с костями? Они срастаются, к ним подходят нервы, кровеносные сосуды. Поэтому, конечно, кости – живые.

- Я предлагаю для закрепления изученного материала выполнить тесты, в них задания пронумерованы, включают в себя готовые ответы (один из них – верный). Рядом с ответами цифры, нужно соединить те из них, которые относятся к выбранному, верному ответу. Так постепенно вы разгадаете мой сюрприз – эмблему нашего урока.

Один ученик работает на электронной доске (Используется файл «тест» в папке повторение!)

1. Подвижное соединение костей:

Соединение между плечом и предплечьем 1- 2 -3 - 14

Соединение между костями черепа 1 -14 - 4

2. Признаки растяжения связок:

Выход головки кости из суставной впадины 15 – 3 – 9 – 11 - 1

Сильная боль и отечность 14 – 13 – 12 -7 - 4

3. Шов – это:

Неподвижное соединение костей 4 -5 – 8 – 9 – 10 – 11

Подвижное соединение 6 - 4 -5 - 8 - 17 - 14

4. Внутри суставной полости находится:

Желтый костный мозг 9 – 6 – 20 – 19 - 12

Суставная жидкость 17 – 6 – 5 – 15 - 16

5. Плоская кость:

Бедренная 1 - 4 – 15 – 19

Ребро 8 – 20 – 18 – 19.

Слайд 32.

Итог. Почему к уроку выбрана именно эта эмблема, с изображением бегущего человечка?

Вдумаемся еще раз в слова эпиграфа:

Если не бегать пока здоров, придется бегать, когда заболеешь.

Гораций.

Я призываю вас заниматься спортом, укреплять свою опорно-двигательную систему!

Оценивание активных учащихся, комментарий оценок.

Выставление оценок в электронный журнал в системе «Электронное образование». Книжная выставка, электронного материала по теме, рекомендации для углубленного изучения темы.

Слайд 33.

Домашнее задание.

  1. Повторить текст на странице 98 учебника.
  2. На школьном сайте по адресу http://bkljari.ucoz.ru/index/on_line_bio/0-123 на странице ON-Line уроки по биологии посмотреть видеоурок №2 по теме «Соединение костей».
  3. Дать устный ответ на вопросы (страница 96).

Слайд 34.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский цифровой образовательный ресурс"Полезные адреса Интернет-ресурсов"

Цифровой образовательный ресурс представляет собой презентация, рассказывающую о услугах сети Интернет, числе пользователей Интернета, ранжированию поисковых запросов и много другой статичтической инф...

Мастер-класс "Знакомство с ресурсами и инструментами Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов"

Мастер-класс:познакомит Вас с возможностями Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов, а также научит находить ресурсы и добавлять их в PowerPoint презентации...

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Интенсификация обучения достигается за счет создания новых способов обучения, возможности хранить, пополнять, систематизировать и оперативно использовать банк знаний в любой области, за счет более выс...

Выступление на педсовете «На пути к цифровой школе» «Цифровые образовательные ресурсы, их типология, требования к разработке».

Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение как в самом учебном процессе, так и в учебных мат...