Технология критического мышления «Fishbone»
статья (биология) на тему

Зимина Любовь Владимировна

Статья, раскрывающая возможности использования технологии критического мышления «Fishbone» на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад к педагогическому свету по критическому мышлению (биология)

Технология критического мышления «Fishbone»

Стратегия "Fishbone" Модель постановки и решения проблемы позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем.

Нередко в тексте или объяснении педагога на уроке содержатся проблемы, содержащие множество аспектов. Эти проблемы обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем, иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Решить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все её аспекты. Лучше всего, если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно яркую фактическую базу.

Для того чтобы учащиеся в процессе чтения текста или просмотра видеоматериала смогли четко сформулировать проблему, обозначить направления поиска её решения можно воспользоваться приемом «Фишбон», что в переводе означает «рыбный скелет». В голове этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние «косточки». На верхних «отростках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (это можно сделать до прочтения текста в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних «отростков» есть нижние «косточки», на которых учащиеся по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие существование сформулированных ими причин, или возможные пути решения проблемы.

При этом технология работы со схемой «Фишбон» может варьироваться.

Индивидуальный путь. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. У всех текст одинаковый. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную индивидуально схему, представленную на доске.

Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. В этом случае возможны следующие варианты работы:

а) каждая из групп получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбон»;

б) каждому участнику внутри группы раздаётся свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой составляется общая схема «Фишбон»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.

        Я предлагаю апробировать этот прием на примере хорошо известной всем проблемы «Влияние алкоголя на организм человека». Подростки с удовольствием и интересом идут на обсуждение этой темы, так как проблема употребления спиртных напитков актуальна в молодежной среде, это волнует всех и каждого. Здесь возможно применение групповой и индивидуальной форм работы.

Верхние отростки можно заполнить до прочтения текста, ребята найдут множество негативных аспектов влияния алкоголя на организм (перечислят органы, страдающие от интоксикации, скажут о психическом здоровье).

        Далее месть 3 варианта:

Показать фрагменты из фильма- лекции Жданова Владимира Георгиевича, который широко сейчас распростанен в сети Интернет.

Продемонстрировать фильм 1 канала

Раздать текст в группы:

- влияние алкоголя на физическое здоровье

-  влияние алкоголя на психическое здоровье

-  влияние алкоголя на здоровье нации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...