рабочая программа 7 класс.линия Пасечника
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Палядьева.- М.: Дрофа, 2010. и ориентирована на использование учебника Латюшин В.В Биология. Животные. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Латюшин В.В, Шапкин В.А.– М.: Дрофа, 2009., рекомендованного  Министерством образования и науки Российской Федерации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 35

«Рассмотрено»

Руководитель МО



_________Маркова Е.А.


Протокол № ___ от

«____»___________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ- №35 г. Белгорода

___________ Паршина М.В.



«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ- №35

г. Белгорода


__________Ракитянская Т.Н.


Приказ № ___ от «___»______________2012 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ     биология

                        

Животные

для  7 а,б,в   классов

Составитель: Маркова Елена Алексеевна

учитель биологии МБОУ-СОШ № 35 г. Белгорода

Белгород

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Палядьева.- М.: Дрофа, 2010. и ориентирована на использование учебника Латюшин В.В Биология. Животные. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Латюшин В.В, Шапкин В.А.– М.: Дрофа, 2009., рекомендованного  Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии  в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения

Программа рассчитана на  70 часов (2 часа в неделю)

Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности животного организма. Учащиеся получают представления о многообразии животных, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности. Основу изучения данного курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания животных;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, проводить простейшие  биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В рабочую программу внесены изменения.

5ч резервного времени авторской программы и 1 час высвободившегося времени при уменьшении с 5 ч до 4 ч на изучение раздела 6 «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» были добавлены на изучение раздела 1 «Многообразие животных результат эволюции».

На изучение раздела 2 «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» уменьшено количество часов с 14 до 12. Из высвободившегося времени 1 час добавлен на изучение раздела 4 «Развитие животного мира на Земле» и 1 час на раздел 5 «Биоценозы» - на проведение обобщающего урока.

В рабочей программе изменена практическая часть, добавлены лабораторные работы. Изменения внесены с учетом Примерной программы  по биологии основного общего образования и стандарта основного общего образования по биологии.

Добавлены лабораторные работы в  раздел 1 «Многообразие животных результат эволюции»: лабораторная работа 1 «Знакомство с многообразием водных простейших» лабораторная  работы №3 «Особенности строения и жизни моллюсков»

В разделе 2 «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» добавлены 2 лабораторные работы: лабораторная работа №9 «Изучение способов передвижения животных», лабораторная работа №10 «Изучение способов дыхания животных».

Экскурсии «Посещение выставки домашних животных» и «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» можно провести в виде виртуальных экскурсий.

Требования   к   уровню   подготовки   учащихся

Рабочая программа  предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и  навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» курс «Животные» являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.  

Результаты изучения раздела «Животные» курса «Биология»  направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и процессов жизнедеятельности животных, происхождение;

- определяя и называть представителей различных систематических категорий;

- особенности образа жизни животных; значение в природе и жизни человека;

- особенности строения и функций систем, эволюционные изменения в системах органов;

- основные причины эволюции животных и её результаты; закономерности размещения животных;

- основные меры по охране животных; приспособленность животных к условиям среды.

уметь

объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность  происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп), роль животных в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды,   необходимость защиты окружающей среды.

изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных и сезонными изменениями в природе, поведением животных; рассматривать и описывать готовые микропрепараты биологические объекты животного мира;

распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных.

выявлять приспособления животных организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов  животных в экосистеме;

сравнивать биологические объекты Царства Животные (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов (животных) к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на животный мир и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в статьях учебника отличительные признаки основных систематических групп животных; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий).

Учебно – тематическое планирование уроков биологии

Биология: животные, 7 класс

№ п/п

Название разделов

Авторская программа

В.В. Пасечника

(количество часов)

Рабочая программа

(количество часов)

Кол.

уроков

практическая часть

л/р

обобще-

ние

экскурсии

Кол.

уроков

практическая часть

л/р

обобщение

экскурсии

1.

Введение. Общие сведения о животном мире

2

2

2.

Раздел 1. Многообразие животных – результат эволюции

34

5

40

7

3.

               Простейшие

-

2

1

4.

               Многоклеточные животные

-

-

1

38

6

3

1

5.

Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

14

1

-

12

3

1

6.

Раздел 3. Индивидуальное развитие животных

3

1

-

3

1

1

7.

Раздел 4. Развитие животного мира на Земле

3

-

4


1

8.

Раздел 5. Биоценозы

4

1

5

1

9.

Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

5

1

4

1

10.

Резерв времени

5

11.

              Всего: практическая часть          

7

-

3

11

3

12.

              Итого: уроков

70

70

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс

№ урока

Дата

Название раздела

(кол-во часов)

Тема уроков

Учебно-познавательная компетенция

Формы и средства контроля

знаний, умений, навыков

Оборудование

ГИА

ЕГЭ

Домашнее

задание

Базовый уровень

содержания

Планируемый

результат

Введение. Общие сведения о животном мире (2ч.)

1

История изучения животных. Систематика животных.

Техника безопасности в кабинете биологии.

Термины

Зоология

Описание животных как биологических объектов.

Систематика животных. Систематические категории.

Роль зоологии в практической деятельности людей.

Давать определения терминам.

Перечислять методы изучения зоологии, систематические категории животных.

Выделять признаки классификации наук о животных.

Сравнивать растения и животных. 

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

1.1

4.6

§1

2

Наука зоология и ее структура. Методы изучения животных.

беседа

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.3

1.1

2.2

4.6

§2

Раздел 1.

Многообразие животных (40 ч)

3(1)

Простейшие (2 ч).

 Простейшие. Многообразие, среда  обитания, образ жизни и поведение.

Лабораторная работа №1.Знакомство с многообразием водных простейших

Простейшие - одноклеточные организмы. Строение и особенности их жизнедеятельности.

Термины

Циста

Органоиды движения: ложноножки, жгутики, реснички. Колониальные организмы.

Описывать строение и роль

 в природе и в практической деятельности.

Давать определения терминов.

Узнавать по рисункам представителей простейших.

Анализировать содержание информационной таблицы.


Выделять особенности жизнедеятельности.

Приводить аргументы, доказывающие единство животных и растений.

Индивидуальный опрос;

Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб стр.13

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

3.1


3.3

4.6

§3

4(2)

Биологические и экологические особенности  жгутиконосцев, инфузорий.

Значение в природе и жизни человека простейших.

Систематические группы простейших.

Простейшие – возбудители заболеваний человека.

Биология. 7 класс. Тесты.- Саратов: Лицей, 2012.

Тест1

вариант 1

вариант 2 стр. 1-4

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

3.1

3.3

4.6

§4

Многоклеточные организмы

5(3)

Тип Губки. характерные  особенности,  многообразие, среда обитания, образ жизни, значение.

Термины

Эктодерма

Энтодерма

Регенерация

Чередование поколений.

Узнавать по рисункам представителей типов. Описывать строение и их роль в природе.

Объяснять усложнение строения по сравнению с простейшими.

Давать определение терминам.

Подготовить сообщение об использовании губок человеком.

Беседа, индивидуальный опрос, карточки

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

3.1

3.3

3.4

5.2

1.1

4.6

§5 ,

сообщения

6(4)

21.09

Тип Кишечнополостные, характерные  особенности,  многообразие, среда обитания, образ жизни, значение.

Особенности строения: кишечная полость, лучевая симметрия, нервная система.

Стадии развития: полип и медуза.

Узнавать по рисункам представителей типов. Описывать строение и их роль в природе.

Объяснять усложнение строения по сравнению с простейшими.

Давать определение терминам.

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

§ 6, сообщение

Зад 6, стр 13.

7(5)

Тип Плоские, характерные  особенности,  многообразие, среда обитания, образ жизни, значение.

Термины

Промежуточный хозяин

Окончательный хозяин

Особенности строения: кожно-мускульный мешок, системы органов, двусторонняя симметрия. Свободноживущие и паразиты.

Узнавать по рисункам представителей плоских червей.

Давать определения терминам.

Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и симметрией тела.

Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 2 , вариант 1,2 с.5-8

. Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

3.4

1.1

4.6

§7

8(6)

Тип Круглые черви. характерные  особенности,  многообразие, среда обитания, образ жизни, значение.

Особенности строения: двухслойные, наличие анального отверстия.

Узнавать по рисункам представителей круглых червей.

Перечислять приспособления к паразитизму.

Сравнивать строение плоских и круглых червей.

Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 3 , вариант 1,2 с.9-12

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

3.1

3.3

3.4

1.1

4.6

§8

9(7)

Тип Кольчатые черви.

Класс  Многощетинковые кольчецы. Особенности строения и образа жизни.

Термины

Олигохеты

Полихеты

Параподии

Анабиоз

Гирудин

Кокон

Особенности строения: сегментация тела, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка. Экологические особенности (забота о потомстве).

Узнавать по рисункам представителей кольчецов.

Описывать значение кольчецов.

Давать определение терминам.

Сравнивать строение круглых и кольчатых червей.

Объяснять характер приспособления кольчецов для перенесения неблагоприятных условий.

Доказывать принадлежность представителей разных классов к одному типу.

беседа

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

3.1

3.3

3.4

1.1

4.6

§9

10

(8)

Классы кольчецов: Малощетинковые и Пиявки.

Лабораторная работа №2  Изучение внешнего строения дождевого червя.

Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб стр.42

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

4.6

§10

11

(9)

Тип Моллюски. характерные  особенности,  многообразие, среда обитания, образ жизни, значение..

Термины

Реактивное движение.

Особенности строения, среда обитания, образ жизни.








Узнавать по рисункам представителей моллюсков.

Описывать значение моллюсков, механизмы кровообращения, движения.

Давать определение терминам.

Сравнивать строение брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Доказывать, что моллюски - более высокоорганизованные животные, чем черви. .

беседа Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 4 , вариант 1,2 с.13-15

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

1.1

4.6

§11

сообщения

12

(10)

Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Лабораторная работа №3 Особенности строения и жизни моллюсков

.

Беседа, карточки, выборочная проверка тетрадей

Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб  стр.47

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация


Раковины моллюсков

1.1

3.1

3.3

5.1

1.1

4.6

§12

 

13

(11)

Тип Иглокожие. характерные  особенности,  многообразие, среда обитания, образ жизни, значение..

Термины Особенности строения, среда обитания, образ жизни.


Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

Давать определение терминам. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных

Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 5 , вариант 1,2 с.9-12

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

5.1

1.1

4.6

§13

14

(12)

Обобщение по темам:

«Простейшие»,

«Типы Плоские, Круглые, Кольчатые Черви, Моллюски»

Итоговый тест

15

(13)

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные. Лабораторная работа №4

Знакомство с разнообразием ракообразных

Классы членистоногих:

Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

Термины

Фасеточное (мозаичное) зрение.

Хитин

Партеногенез

Образ жизни: свободноживущие паразиты.

Особенности строения и экологии.

Одомашненные виды.

Узнавать по рисункам и коллекциям  представителей членистоногих.

Описывать значение членистоногих.

Давать определение терминам.

 Доказывать принадлежность различных классов к типу Членистоногие, прогрессивное развитие членистоногих.

Объяснять характер приспособления членистоногих к среде обитания.

Подготовить сообщения о видах насекомых Белгородской области.

Беседа

Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб

стр.58

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

Инструктивные карточки, рисунки представителей ракообразных

1.1

3.1

3.3

5.1

5.2

1.1

4.6

§14 до стр. 59

сообщения

16

(14)

Класс Паукообразные, характерные  особенности,  многообразие, среда обитания, образ жизни, значение.

Индивидуальный опрос, выборочная проверка тетрадей

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

5.2

1.1

4.6

§14 до конца

17

(15)

07.11

Класс Насекомые. Общая характеристика, особенности строения, значение насекомых.

Лабораторная работа №5 Изучение представителей отряда насекомых

Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб

стр.65

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

2.2

3.1

3.3

3.4

1.1

4.6

§15

сообщения

18

(16)

Отряды насекомых. Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Названия отрядов насекомых.

Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития.

Значение насекомых.

Биоиндикация.

Вредители с/х растений.

Опылители, естественные враги насекомых – вредителей, переносчики заболеваний человека.

Узнавать по рисункам и коллекциям  представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов. 

Давать определение терминам.

 Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов.

 Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.


Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 6, 7 , вариант 1,2 с.21- 28

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.4

4.6

§16

19

(17)

Отряды Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Насекомые-переносчики возбудителей заболеваний.

Беседа, выборочная проверка тетрадей

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.4

4.6

§17

20

(18)

Отряды Чешуекрылые, Двукрылые, Блохи.

Беседа, выборочная проверка тетрадей

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

5.2

4.6

§18

21 (19)

Отряд Перепончатокрылые. Биологические и экологические особенности общественных насекомых.

Беседа, выборочная проверка тетрадей

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

5.1

5.2

4.6

§19 сообщение к уроку 22

22 (20)

Обобщение по теме: «Тип Членистоногие»

Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 8, вариант 1,2 с.29-32

23 (21)

Тип Хордовые. Общая характеристика.  Класс Ланцетники.

Термины

Бесчерепные

Хордовые

Особенности строения: хорда, нервная трубка, пищеварительная  система в виде трубки, замкнутая кровеносная система.

Приводить примеры представителей подтипа Бесчерепные.

Перечислять черты приспособленности ланцетника к жизни в воде.

Отличать ланцетника от беспозвоночных.

Выделять характерные особенности строения хордовых.

беседа

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

2.2

3.1

3.3

3.4

5.1

1.1

4.7

§20

 до стр. 95

(Круглоротые) сообщение

24 (22)

Надкласс Рыбы. Особенности строения, образа жизни, значение.

 Лабораторная работа №6 Наблюдение за  внешним строением и передвижением рыб

Термины

Позвоночные

Многообразие: Круглоротые, Хрящевые рыбы,

Костные рыбы.

Признаки подтипа Позвоночные: скелет головы, позвоночник, совершенствование органов чувств, сердце, органы дыхания.

Приспособления для жизни в воде.

Значение.

Приводить примеры представителей  классов.

Описывать строение биологического объекта (живых рыб в аквариуме).

Давать определение терминам.

 Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным.

Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.

Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 9, вариант 1,2 с.33-36


Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб

стр.102

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

5.1

5.2

1.1

4.7

§21 сообщение

25 (23)

Биологические и экологические особенности хрящевых рыб.

Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

Признаки класса: жаберные щели, хрящевой скелет.

Признаки отрядов: форма тела, строение хвостового плавника.

Образ жизни, среда обитания, значение.

Приводить примеры представителей  классов. Доказывать принадлежность различных представителей рыб к тем или иным отрядам.

Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и особенностями строения. Сравнивать классы костных и хрящевых рыб.

Подготовить сообщения об отрядах рыб. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.

Беседа, карточки, выборочная проверка тетрадей

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

5.1

5.2

4.7

§22 сообщение

26 (24)

Костные рыбы. Многообразие, особенности строения и образа жизни.

Отряды Костных рыб.

Признаки класса: жабры, костный скелет, плавательный пузырь.

Признаки отрядов: строение плавников, размеры и строение чешуи.

Промысловые рыбы.

Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 10, вариант 1,2 с37-40

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

5.1

5.2

4.7

§23

27 (25)

Класс Земноводные, характерные  особенности,  многообразие, среда обитания, образ жизни, значение. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

.

Отряды Земноводных.

Среда обитания, образ жизни.

Признаки отрядов: форма тела, строение конечностей, наличие хвоста.

Представители, исчезающие и охраняемые виды.

Значение.

Приводить примеры представителей  отрядов. Узнавать по рисункам и коллекциям  представителей земноводных. 

Объяснять адаптации земноводных к жизни на суше, в воде и в почве; их происхождение от рыб.

Сравнивать земноводных и рыб.

Находить различие в развитии земноводных и рыб.

Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 12, 13 вариант 1,2 с45-48, 49-52

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

5.1

5.2

4.7

§24 сообщение

28 (26)

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Особенности представителей отряда Чешуйчатые.

Систематика пре смыкающихся    Термины          Покровительственная окраска      Многообразие     Признаки класса и отрядов          Значение  Исчезающие и охраняемые виды        

Приводить примеры представителей отрядов пресмыкающихся.

Узнавать по рисункам представителей отрядов.

Описывать значение пресмыкающихся.

Выделять причинно-следственную зависимость между способом передвижения и особенностями строения.

Объяснять особенности адаптации  пресмыкающихся к наземному образу жизни и к жизни в воде

беседа

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

5.1

5.2

4.7

§25 сообщение

29 (27)

Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 14, 15 вариант 1,2 с53-60

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

5.1

5.2

4.7

§26 сообщение

30 (28)

Обобщающий урок  по темам «Классы Хрящевые и Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся»

Итоговый тест

31 (29)

Класс Птицы. Общая характеристика


 Лабораторная работа №7

Изучение внешнего строения птиц

Термины         Инкубация Гнездовые птицы Выводковые птицы              Типы перьев: маховые, рулевые          Признаки класса   Среда обитания, образ жизни

Давать определения терминам.

Описывать строение биологического объекта    (коллекции перьев птиц).    Объяснять особенности адаптации птиц к полету.

Доказывать происхождение птиц от пресмыкающихся.

Беседа, выборочная проверка тетрадей

Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб

стр.136

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация,  

Инструктивные карты, чучела птиц, наборы перьев.

1.1

2.2

3.1

3.3

3.4

5.1

5.2

1.1

4.7

§27 до стр.136 сообщение

32 (30)

Особенности птиц отрядов Пингвины,


Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

Отряды птиц     Систематика птиц

Особенности строения нелетающих, летающих, водоплавающих, хищных, лесных                 и птиц  прибрежных мест обитания. Признаки отрядов и представители. Меры по охране.  

 Приводить примеры представителей отрядов птиц.

Узнавать по рисункам представителей отрядов.

Определять тип птенцов.

Объяснять особенности адаптации птиц к образу жизни.

Сравнивать отряды птиц между собой.                 Описывать значение птиц.   Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков.           Подготовить сообщение о птицах Белгородской области.

Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 16 , вариант 1,2 с61- 64

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

2.2

3.1

3.3

5.1

5.2

4.7

§27 (стр.136-138)

§28 сообщение

33 (31)

Отряды птиц: Дневные, Хищные, Совы, Куриные.

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

4.7

§29 сообщение

34 (32)

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

5.1

5.2

4.7

§30

35 (33)

Экскурсия. Изучение и многообразие птиц Белгородской области

Отчет по экскурсии

Отчет

36 (34)

Обобщение по темам: «Классы Птицы»

Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 17 вариант 1,2 с. 65-68

37 (35)

Класс Млекопитающие,  характерные особенности,

среда обитания, образ жизни, значение

Подклассы: Яйцекладущие

Настоящие звери Признаки класса. Представители подкласса яйцекладущих. Черты  их примитивного строения.   

Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей класса млекопитающих.

Выделять характерные особенности млекопитающих.

Доказывать, что однопроходные - древние и примитивные млекопитающие.

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

2.2

3.1

3.3

3.4

5.1

5.2

1.1

4.7

§31

38 (36)

Многообразие млекопитающих.

Отряды Грызуны, Зайцеобразные.

Распространение Признаки отрядов Значение           Основные представители.     Представители Белгородской области              Редкие виды и их охрана

Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей отрядов млекопитающих.

Описывать строение зубов.

Характеризовать отряды млекопитающих.                   Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни.    Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков.            Готовить сообщение по теме и формулировать вопросы выступающему. 

Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 18 , с. 69-72,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

5.1

5.2

4.7

§32

сообщения

39 (37)

Отряды Китообразные, Ластоногие, Хищные, Хоботные.

Выброчная проверка тетрадей

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

3.4

5.1

5.2

4.7

§33 сообщения

40 (38)

Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные.

Беседа, карточки

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.1

3.3

5.1

5.2

3.4

4.7

§34 сообщения

41

(39)

Отряд Приматы.

Выборочная проверка тетрадей

4.7

§35

42

(40)

Обобщение по темам: «Млекопитающие»

Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012

Тест 19 вариант 1,2 с. 73-76; 20 вариант  с. 77-78

Раздел 2.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем  у животных

(12 ч.)

 43

(1)

Покровы тела.

Лабораторная работа №8 Изучение особенностей покровов тела

Функции покровов тела      Основные виды покровов тела

Перечислять основные функции покровов тела.

Находить черты сходства в строении покровов животных.

Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб

стр.192

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация,

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

§36

44

 (2)

Опорно-двигательная система.

Термины           Опорные структуры          

Функции опорно-двигательной системы.          Особенности строения скелета позвоночных: эволюционные усложнения, приспособления к среде обитания.  

Давать определения терминам.                        

Перечислять основные функции опорно-двигательной системы.

Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных.        Обосновывать приспособления опорно-двигательной системы к различным условиям обитания.                               

Беседа, тестирование

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

§37

45 (3)

 Способы передвижения. Полости тела.

Лабораторная работа № 9

Изучение способов передвижения животных

Термины                     Полость тела      Виды движения:   амёбоидное, при помощи жгутиков и ресничек, с помощью мышц

Первичная, вторичная и смешанная полости тела.

Перечислять виды и способы передвижения.      Давать определения терминам.                         Объяснять характер приспособления к способам передвижения в различных средах.

Индивидуальный опрос

Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб

стр.202

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, инструктивная карточка

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

§38

 46 (4)

Органы дыхания.

Лабораторная работа №10

Изучение способов дыхания животных

Термины             Альвеолы             Диафрагма          Пути поступления кислорода            Газообмен у животных разных групп: поверхность тела жабры, лёгкие, двойное дыхание у птиц                    Механизм поступления кислорода

Давать определения терминам.

Перечислять основные функции органов дыхания, механизмы поступления кислорода.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов дыхания.

Доказывать преимущества лёгочного дыхания на суши над жаберным дыханием.

Беседа, индивидуальный опрос

Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб

стр.208

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, инструктивная карточка

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

§39

 47 (5)

Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии.

Термины             Пищеварение      Ферменты           Питание животных готовыми органическими веществами         Строение, функции,  значение питания  Типы животных в зависимости способов питания: травоядные, плотоядные, всеядные, паразиты 

Давать определение терминам.

Перечислять основные функции пищеварительной системы.

Приводить примеры животных, относящихся к разным группам по характеру потребляемой пищи.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций пищеварительной системы.

Беседа, индивидуальный опрос

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация,

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

§40

48 (6)

Органы кровообращения. Кровь.

Термины              Капилляры           Вены                     Артерии              Венозная кровь    Артериальная кровь                     Строение крови   Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения   Круги кровообращения   Строение сердца    Функции крови

Давать определение терминам.

Перечислять основные функции кровеносной системы и крови.                             Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов кровообращения.     Описывать механизм кровообращения.    

Беседа, индивидуальный опрос, тест

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация,

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

§41

 49 (7)

Органы выделения.

Пути удаления веществ из организма             Появления выделительной системы                Органы выделения: канальцы, почки, мочеточник, мочевой пузырь

Перечислять функции органов выделения.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов выделения.

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

§42

50

(8)

Нервная система. Рефлекс.Инстинкт

Термины

Раздражимость

Нервный импульс

Рефлекс

Инстинкт

Функции, строение нервной системы.

Строение нервной клетки. Строение головного мозга. Изменение нервной системы в процессе эволюции.

Термины

Давать определение терминам.

Перечислять основные функции нервной системы.                            Обосновывать взаимосвязь строения и функций нервной системы.   Описывать реакции животных на воздействие окружающей среды.  

Приводить примеры врождённых и приобретённых рефлексов.

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

§43

стр.227

до слов

«Развитие нервной системы…»

51

(9)

Поведение животных

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

§43

до конца

52

(10)

Органы чувств. Регуляция деятельности организма животного.

Термины

Фасеточное зрение

Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, химическая чувствительность, обоняние, слух.

Монокулярное и бинокулярное зрение.

Влияние среды обитания и образа жизни на строение и органы чувств. 

Давать определение терминам.

Перечислять основные функции органов чувств.  Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов чувств.

Показывать влияние окружающей среды на строение органов чувств.                         

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

§44

53 (11)

Органы размножения, продления рода.

Термины

Гермафродиты

Плацента

Матка

Размножение – свойство живых организмов.

Строение половой системы животных.

Усложнение строения органов размножения в процессе эволюции.

Внутреннее и наружное оплодотворение.

Давать определение терминам.

Перечислять основные функции органов размножения. 

Приводить примеры животных – гермафродитов и раздельнополых; животных с внутренним и наружным оплодотворением.

Описывать строение органов размножения.

Объяснять биологическое значение гермафродитизма.

Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного.

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

3.2

§45

Раздел 3.

Индивидуальное развитие животных (4ч.)

54 (1)

Способы размножения животных.

Термины

Оплодотворение

Почкование

Живорождение

Типы размножения: бесполое и половое.

Механизмы бесполого и полового размножения.

Особенности размножения и развития хордовых животных.

Развитие во внешней среде и внутри материнского организма.

Давать определение терминам.

Описывать механизмы бесполого размножения.

Отличать бесполое и половое размножение.

Доказывать эволюционное преимущество внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме перед наружным.

Приводить примеры животных с различным типом развития и различной продолжительностью жизни.

Сравнивать строение взрослого животного и личинки.

Выделять характерные признаки периодизации.

Характеризовать возрастные периоды животных.

Объяснять различную продолжительность жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков.

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

3.2

§46

55

(2)

Развитие животных с превращением и без превращения.

Термины

Развитие без превращения

Метаморфоз

Биологическое значение развития с метаморфозом.

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

3.2

§47

56

(3)

Периодизация и продолжительность жизни животных.


Лабораторная работа. №11 Изучение стадий развития животных и определение их возраста

Термины

Онтогенез

Периодизация: эмбриональный период, формирование и рост организма, половая зрелость, старость.

Беседа, индивидуальный опрос,

Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб

стр.246

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, инструктивные карточки

2.2

3.3

3.4

4.6

4.7

§48

57

(4)

Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

Итоговый тест

Раздел 4.

Развитие животного мира на Земле (4ч.)

58

(1)

Доказательства эволюции животных.

Термины

Палеонтология

Филогенез

Палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические доказательства эволюции.

Гомологичные органы

Рудиментарные органы

Атавизмы

Переходные формы.

Сходство в строении зародышей животных.

Давать определение терминам.

Приводить примеры доказательств эволюции.

Сравнивать рудименты и атавизмы.

Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных. 

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

3.3

3.4

6.2

6.3

§49

59

(2)

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Термины

Дивергенция

Формы изменчивости: наследственная (неопределённая) и ненаследственная (определённая).

Ч. Дарвин о причинах эволюции.

Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции.

Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существование и проявления естественного отбора.

Описывать процесс видообразования.

Объяснять сущность проявления борьбы за существование; роль дивергенции в процессе видообразования.

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

2.2

3.3

3.4

6.2

6.3

§50

60

(3)

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат  эволюции.

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

1.1

2.2

3.3

3.4

6.3

§51, 52

61  (4)

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Беседа,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

§ 52

Раздел 5.

Биоценозы. (5ч.)

62

(1)

Естественные и искусственные биоценозы.

Термины

Биоценоз

Зоопланктон

Фитопланктон

Агробиоценоз

Естественные и искусственные биоценозы.

Устойчивость биоценозов.

Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты.

Ярусность: пространственная и временная.

Давать определения терминам.

Приводить примеры различных биоценозов.

Описывать структуру биоценоза водоёма и леса.

Находить различия между естественными и искусственными биоценозами.

Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие от продуцентов.

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

3.3

5.1

5.2

7.2

7.3

§53

63 (2)

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Термины

Среда обитания

Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные.

Прямое и косвенное воздействие факторов среды.

Давать определения терминам.

Приводить примеры различных сред обитания животных; положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Доказывать воздействие животных на окружающую среду.

Объяснять прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды и взаимодействие факторов.

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

3.3

5.1

5.2

7.1

§54

64 (3)

Цепи питания. Поток энергии.

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

65

(4)

Взаимосвязь компонентов биоценоза.

Экскурсия (виртуальная)Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза

Термины

Цепи питания

Пищевая пирамида

Энергетическая пирамида

Продуктивность биоценоза.

Структура пирамид.

Экологические группы по объектам питания.

Трофические связи (прямые и косвенные).

Связи по отысканию строительного материала.

Связи, способствующие расселению видов.

Давать определения терминам.

Объяснять изменение численности и видового разнообразия в пищевой цепи.

Сравнивать продуктивность естественного и искусственного биоценозов.

Приводить примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия животных.

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

3.3

5.1

5.2

7.2

§55, 56

66

(5)

Обобщение по темам: «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы».

Итоговый тест

Раздел 6.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 ч.)

67

(1)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание. Искусственный отбор и селекция.

Термины

Промысел

Акклиматизация

Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир.

Рациональное использование животных. Термины

Одомашнивание

Разведение

Искусственный отбор

Селекция

Причины и факторы одомашнивания.

Направленность отбора животных человеком.

Давать определения терминам.

Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на животный мир; примеры промысловых животных, рационального использования животных на территории Белгородской области.

Объяснять вред браконьерства.

Подготовить сообщения о домашних животных (с использованием современных информационных технологий). Давать определения терминам.

Приводить примеры направленности отбора домашних животных.

Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими. 

Подготовить сообщения о заповеднике «Белогорье».

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

5.1

5.2

7.1

7.3

3.8

§57, §58


сообщения

68 (2)

 

Законы России об охране животного мира

Охрана и рациональное использование животного мира

Термины

Мониторинг

Заповедник

Биосферный заповедник

Заказник

Памятник природы

Природный национальный парк

Законы России об охране животного мира.

Система мониторинга.

Красная книга России, Белгородской области.

Давать определения терминам.

Приводить примеры охраняемых территорий России, Белгородской области.

Раскрывать сущность законов России об охране животного мира.

Обосновывать целесообразность мониторинга.

Беседа, индивидуальный опрос,

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

5.2

5.2

7.1

7.5

§59

сообщения

§60

69 (3)

Экскурсия

«Посещение выставки домашних животных»

70

Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс».

Летние задания.

Летние задания

Мультимедийный проектор, интерактивная доска,

Содержание программы

7 класс

Животные

(70 часов,2 часа в неделю)

Введение.

Общие сведения о животном мире (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

РАЗДЕЛ 1

Многообразие животных (40 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием водных простейших

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Лабораторная работа

Особенности строения и жизни моллюсков

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих..

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

           Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

   Лабораторная работа

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

 Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц.

  Экскурсия

Изучение многообразия птиц.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

РАЗДЕЛ 2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.

Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация   влажных   препаратов,   скелетов, моделей и муляжей.

  Лабораторные работы

Изучение особенностей различных покровов тела.

Изучение способов передвижения животных

Изучение способов дыхания животных

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

  Лабораторная работа

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

РАЗДЕЛ 4

Развитие животного мира на Земле (4 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

РАЗДЕЛ 5

Биоценозы (5 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

  Экскурсии

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

РАЗДЕЛ 6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 часов)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

  Экскурсия

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Формы и средства контроля

Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль. Используются такие формы контроля как тестирование, самостоятельная проверочная работа, биологический диктант, письменные домашние задания.

Для текущего  контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тестирование, биологические диктанты и др.

Каждый раздел рабочей программы завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Итоговые тесты

1. по темам: «Простейшие», «Кишечнополостные»

2. по темам «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые Черви, Моллюски»

2. по теме: «Тип Членистоногие»

3. по теме «Классы Костные и Хрящевые рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся»

4. по теме «Классы Птицы»

5. по теме Млекопитающие»

6. по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

7. по темам «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы»

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1.Знакомство с многообразием водных простейших

Лабораторная работа №2  Изучение внешнего строения дождевого червя.

Лабораторная работа №3 Особенности строения и жизни моллюсков

Лабораторная работа №4 Знакомство с разнообразием ракообразных

Лабораторная работа №5 Изучение представителей отряда насекомых

Лабораторная работа №6 Наблюдение за  внешним строением и передвижением рыб

Лабораторная работа №7 Изучение внешнего строения птиц 

Лабораторная работа №8 Изучение особенностей покровов тела

Лабораторная работа № 9 Изучение способов передвижения животных

Лабораторная работа №10  Изучение способов дыхания животных

Лабораторная работа. №11 Изучение стадий развития животных и определение их возраста

Перечень учебно-методических средств обучения

Наименование объектов и средств

Материально-технического обеспечения

Необходимое количество


Примечания

Основная

Школа

Старшая школа

Базов.

Проф.

                                            2

     3                  

       4

       5

       6

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ  ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт  основного общего образования по биологии

Д

1.2.

Стандарт  среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)

Д

1.3.        

Примерная программа  основного общего  образования по биологии

Д

1.4.

Примерная программа  среднего (полного) общего  образования  на базовом уровне по биологи

Д

1.5.

Авторские рабочие программы  по разделам биологии

Д

Д

Д

1.6.  

Общая методика преподавания биологии

Д

Д

Д

1.7.

Книги для чтения по всем разделам  курса биологии

П

1.8.

Методические пособия для учителя (рекомендации  к проведению уроков)

Д

Д

Д

1.9.

Определитель водных беспозвоночных

Д

1.10.

Определитель насекомых

П

П

П

1.11.

Определитель паукообразных

П

1.12.

Определитель птиц

П

П

П

1.13.

Определитель растений

П

П

П

1.14.

Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса

Р

Р

Р

1.15.

Учебники по всем разделам (баз.)

Р

Р

Р

1.16.

Энциклопедия «Животные»

Д

Д

Д

1.17.

Энциклопедия «Растения»

Д

Д

Д

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы

2.1.

 Анатомия, физиология и гигиена человека

Д

Д

Д

2.2.

Генетика

Д

Д

Д

2.3.

Портреты ученых биологов

Д

Д

Д

2.4.

Развитие животного и растительного мира

Д

Д

Д

2.5.

Систематика  животных

Д

Д

Д

2.6.

Систематика растений

Д

Д

Д

2.7.

Строение, размножение и разнообразие животных

Д

Д

Д

2.8.

Строение, размножение и разнообразие растений

Д

Д

Д

2.9.

Схема строения  клеток живых организмов

Д

Д

Д

2.10.

Уровни организации живой природы

Д

Д

Д

2.11.

Центры происхождения культурных растений и домашних животных

Д

Д

Д

Атласы

2.24.

Анатомия человека

Д

Д

П

2.25.        

Беспозвоночные животные

Д

Д

П

2.26.

Позвоночные животные

Д

Д

П

2.27.

Растения. Грибы. Лишайники

Д

Д

П

3

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

3.1.

Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии

Д/П

Д/П

Д/П

3.2.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник

Д/П

Д/П

Д/П

3.3.

Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы).

3.4.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

3.5.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

4.ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ   (могут быть в цифровом виде)

Видеофильмы

4.1.

Фрагментарный видеофильм  о сельскохозяйственных животных

Д

Д

4.2.

Фрагментарный  видеофильм  о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов

Д

Д

Д

4.3.

Фрагментарный  видеофильм о беспозвоночных животных

Д

Д

Д

4.4.

Фрагментарный  видеофильм по обмену веществ у растений и животных

Д

Д

Д

4.5.

Фрагментарный видеофильм  по генетике

Д

Д

Д

4.6.

Фрагментарный видеофильм  по эволюции живых организмов

Д

Д

Д

4.7.

Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам)

Д

Д

Д

4.8.

Фрагментарный видеофильм об охране природы в России                                                                        

Д

Д

Д

4.9.

Фрагментарный видеофильм по анатомии и физиологии человека

Д

Д

Д

4.10.

Фрагментарный видеофильм по гигиене  человека

Д

Д

Д

4.11.

  Фрагментарный видеофильм по   оказанию первой помощи

Д

Д

Д

4.12.

Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам

Д

Д

Д

4.13.

Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов

Д

Д

Д

4.14.

Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни  на Земле

Д

Д

Д

5

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

5.1

Мультимедийный компьютер

Д

Д

П

5.2.

Мультимедиа проектор

Д

Д

Д

5.3.

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Приборы, приспособления

6.1.

Комплект  посуды и принадлежностей для проведения  лабораторных работ

Р

Р

Р

6.10.

Лупа ручная

Р

Р

Р

6.12.

Микроскоп  школьный   ув.300-500

Р

Р

7.

МОДЕЛИ

Модели объемные

7.1.

Модели цветков различных семейств

Д

Д

Д

7.2.

Набор «Происхождение  человека»

Д

Д

Д

7.3.

Набор моделей органов человека

Р

Р

Р

7.4.

Торс человека

Д

Д

Д

Модели остеологические

7.5.

Скелет человека разборный

Д

Д

Д

7.6.

Скелеты позвоночных животных

Р

Р

Модели рельефные

7.1.

Набор моделей по анатомии растений

Д

Д

7.2.

Набор моделей по строению органов человека

Д

Д

Д

7.3.

Набор моделей по строению позвоночных животных

Д

Д

Д

Модели-аппликации (для работы на магнитной доске)

7.14.

Генети   Генетика человека

Д

7.15.

Круговорот биогенных элементов

Д

7.16.

Митоз и мейоз клетки

Д

Д

Д

7.17.

Основные генетические законы

Д

Д

Д

7.18.

Размножение различных групп растений (набор)

Д

Д

Д

7.19.

Строение клеток растений и животных

Д

Д

Д

7.20.

Типичные биоценозы

Д

Д

Д

7.21.

Циклы развития паразитических  червей (набор)

Д

Д

Д

7.22.

Эволюция растений и животных

Д

Д

Д

Муляжи

7.1.

Плодовые тела шляпочных грибов

Р

Р

8.

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

8.1.

Гербарии,

 иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

Р

Р

Р

Используют как раздаточный материал

Влажные препараты

8.1.

Внутреннее строение позвоночных животных (по классам)

Р

Р

8.2

Строение глаза  млекопитающего

Р

Р

Микропрепараты

8.3.

Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)

Р

Р

Р

8.4.

Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый)

Р

Р

Р

8.5.

Набор микропрепаратов по разделу «Человек» (базовый)

Р

Р

Р

8.6.

Набор микропрепаратов по разделу »Животные» (базовый)

Р

Р

Р

Коллекции

8.7.

Вредители сельскохозяйственных культур

Р

Р

Живые объекты

Комнатные растения по экологическим группам 

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;

Р – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-7 экз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Биология" (растения, бактерии, грибы), 6 класс, линия В.В.Пасечник.

В данной программе сформулированы: цели и задачи для каждого урока, знания и умения, которые должны быть сформированыв процессе изучения, порядок проведения лабораторных работ, а также оборудование не...

Рабочая программа по курсу "Биология" (животные) 7 класс, линия В.В.Пасечника.

Вданной программе изложены: темы уроков, согласно государственной программе по линии учебников В.В.Пасечника,  определены задачи каждого урока, сформулирован комплекс знаний и умений, которых дол...

Рабочая программа 8 класс.линия Пасечника В.В.

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В., 9 класс, 68 часов)

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология....

Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В.)

Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В.).Рабочая программа VIII вид  (7-9 классы)...

Рабочая программа по биологии для 8 класса линия "Линия жизни" по учебнику В. Пасечника

Рабочая программа по биологии для 8 класса по учебнику В. Пасечника ФГОС. Материал  расчитан на изучение в объёме 68 часо (2ч в неделю). В данной рабочей программе учтены современные направления ...

Рабочая программа биология 7кл. Пасечник В.В.

Рабочая программа биология 2 часа в неделю...