Рабочая программа 9 кл
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Сафронова Марина Вячеславовна

по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_9kl.docx94.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                         «Каштановская средняя общеобразовательная школа»

 

Согласовано:                                              Утверждено:                                       Рассмотрено                                    Зам. директора                                          Директор школы                                на педагогическом совете                     по УВР ____ (Родина Л. И.)                      ______ (Пузикова Т.В.)                      протокол №1 от 30. 08. 12 г.  

                                                                                                                                               

Рабочая программа по биологии 9 класса

Учитель: Сафронова М.В.

2012-2013 уч.год                                                                                                                                           

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования, а также сборника программ  по биологии для  общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника ( автор – составитель Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2010).

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

        Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим в уроки включены  вопросы и задания в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания или на этапе урока закрепления ЗУН учащихся.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2009 – 303 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

В программе сформулированы цели и задачи обучения, раскрывается содержание тем. Выделены ведущие цели и основные понятия. К темам указаны лабораторные работы. При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности.

В программе указано время, отведенное на изучение тем. В связи с тем, что в программу включены уроки по обобщению и контролю знаний учащихся, темы из раздела «Организм и среда» и в конце учебного года отведено 3 часа на повторение,  внесены изменения в количество часов, отведенные на изучение тем разделов учебника. В связи с тем, что кабинет биологии не имеет достаточной материально – технической базы, демонстрация моделей, окаменелостей, моделей – аппликаций, муляжей, коллекций  заменена на демонстрацию рисунков и фотографий изучаемых объектов. Из программы исключены экскурсии, так как нет возможности их проведения.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-    текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

-    аттестация по итогам года;

-    формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению школьной  программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

        

                            Требования к уровню подготовки выпускников:

   В результате изучения биологии учащиеся должны

 знать/понимать:

      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),

                                                    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

В том числе

Демонстраций

Лабораторных работ

Введение

3

1

Уровни организации живой природы.

48

10

3

2

Эволюция.

6

1

-

3

Возникновение и развитие жизни.

4

1

1

4

Экология.

3

-

5

Биосфера и человек.

2

-

-

6

Повторение. Резерв.

2

-

-

Итого:

68

12

4

                           

                                                Учебно - методический комплекс:

Федеральный Государственный стандарт.

Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2010.

Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2009.

Биология. Введение в общую биологию.9кл.:рабочая тетрадь/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов.-М.: Дрофа,2006.   

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».                                                                                                   2.Областной закон «Об образовании» в Ростовской области.                                                                       3.Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент.                                                                                                                                                  4.Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. «Дрофа». Москва 2009.                    5.Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 г. № 1089.

Дополнительная литература.

Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.

Пепеляева О.А., Сунцова И.В. поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.

Биология. 8-9 классы: рефераты / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2007.

Биология. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2010: учебно – методическое пособие / А.А. Кириленко, С.И. Колесников – Ростов н/Д: Легион, 2009.

Открытые уроки по биологии. 7-9 классы / авт.-сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.

Справочник учителя биологии: законы, принципы, правила, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2010.

Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград:  Учитель, 2009.

Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы /авт.-сост. Л.М. Кудинова. – Волгоград: Учитель, 2005.

Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2010.

Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.

Биология. Мультимедийное сопровождение уроков. 7-11 классы. – Волгоград.: Учитель, 2010.                                                                                                                                                                      Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

                       

                                       

                                                СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 9 КЛАССА

Введение в общую биологию.

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 часа)

Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки  деятельности человека.

Раздел 1

Уровни организации живой природы (48 часов)

Тема 1.

Молекулярный уровень (8 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема.2

Клеточный уровень (13 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и её постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема.3

Организменный уровень (16 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.

Тема.4

Популяционно – видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.

Тема 5

Экосистемный уровень (4 часа)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 6

Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

Раздел 2

Эволюция (6 часов).

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.

Раздел 3

Возникновение и развитие жизни (4 часа)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Раздел 4.                                                                                                                                                                                                        Экология (3 часа)                                                                                                                                                                       Экологические факторы .Экологические ресурсы. Адаптация организмов. Межвидовые отношения организмов. Экологическая регуляция.

Раздел 5.                                                                                                                                                                                                Биосфера и человек. (2 часа)                                                                                                                                                                      Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

Резерв – 2 часа

                                                                         НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Контрольная работа № 1 по теме «Молекулярный уровень живого»

І Вариант.                                                                                                                   ІІ Вариант.                                                                          1. Описать структуру белков.                                                                   1. Каков состав нуклеиновых кислот? В чем                                    

                                                                                                                            отличие РНК от ДНК?                                                            2. Каковы функции РНК и ДНК?                                                                2. Описать функции белков.                                                    3. Задача.                                                                                                        3. Задача.                                                                          Фрагмент І цепи ДНК                                                                                  Фрагмент І цепи ДНК                                                                             А-Г-А-Т-Т-Ц-Г-А-Т                                                                                            Т-Г-Т-А-А-Г-Т-Ц-Ц                                                        

Задание:

а) Достроить ІІ цепь ДНК.                                                                                                                                                                                                                   б) Каким принципом руководствовались?                                                                                                                                                      в) Найти длину этого участка ДНК.                                                                                                                                                                  г)  % А, Т, Г, Ц.

4.какие вещества называются витаминами?                4. Какие вещества называются ферментами?                         Приведите их классификацию.                                   Перечислите условия,  необходимые их  для работы.                                       5.В чем состоит особенность природы вирусов           5. Каковы строение вирусной частицы  и способы                              и организация генома?                                                                                  проникновения вирусов в клетку?

                                        Контрольная работа № 2 по теме «Клеточный уровень»

Вариант 1. Часть А.Выберите правильный ответ.(1б)                                                                                      Критерии оценки:        10б – «2»         11-12 б – «3»          13-14 б – «4»            15-16б – «5»

1.Кто открыл клеточную теорию?

А) Р. Гук б) Ж.Б. Ламарк в) Т. Шлейден и М. Шванн г) Р. Броун

2.        Клеточная мембрана состоит из

а) двойного слоя липидов и белков        б) двойного слоя углеводов и белков
в) неорганических веществ        г) двух мембран

3.        Основная функция митохондрий:

а) синтез белков    б) синтез АТФ        в) расщепление органических веществ      г) синтез углеводов

Основное отличие прокариот от эукариот связано с отсутствием у прокариот: а) рибосом     б) ДНК      в) клеточного строения       г) настоящего ядра

Ассимиляция - это

а) реакции распада веществ в клетке        б) реакции обмена веществ в клетке

в) реакции синтеза веществ в клетке        г) энергетический обмен в клетке

Организмы, которые создают органические вещества из неорганических за счет солнечного света:                        а) автотрофы      б) гетеротрофы       в) сапрофиты        г) паразиты

В период интерфазы происходит

а) деление цитоплазмы        б) расхождение хромосом к полюсам клетки

в) формирование веретена деления        г) редупликация ДНК

8.        Гликолиз происходит в:

а) митохондриях        б) цитоплазме клеток        в) рибосомах        г) лизосомах

9.        В гене закодирована информация о:

а) строении белков, жиров и углеводов        б) последовательности нуклеотидов в ДНК

в) первичной структуре белка        г) последовательности аминокислот в белках

10.        Синтез молекулы белка завершается в момент:

а) присоединения аминокислоты к т- РНК        б)отщепления т -РНК от аминокислоты на рибосоме

в) узнавания кодона антикодона        г) появления на рибосоме «знака препинания» - стоп -кодона.                        Часть В.(1-2б)

В1.        Постройте последовательность реакций биосинтеза белка, выписав цифры в необходимом порядке.

снятие информации с ДНК

узнавание антикодоном т- РНК своего кодона на РНК

отщепление аминокислоты от т-РНК

поступление и - РНК на рибосомы

присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента.

В2.        Соотнесите процессы, происходящие в клетке, с этапами энергетического обмена.
Процессы        Этапы

А) Начинается с расщепления глюкозы        1) Бескислородный этап

Б) Образуется 2 молекулы молочной кислоты        2) Кислородный этап

В) Происходит в мембранах крист

Г) Синтезируется 36 молекул АТФ

Д) Одним из результатов является спиртовое брожение

В3.        Распределите события в соответствии с фазами клеточного цикла.
Фазы митоза        События

А) Профаза        1)Синтез белков и удвоение хромосом

Б) Метафаза        2) Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления

В) Анафаза        3) Образование новых ядер

Г) Телофаза        4) Расхождение хромосом к полюсам

Д) Интерфаза        5) Спирализация хромосом, исчезновение ядерной оболочки

Контрольная работа № 2 по теме «Клеточный уровень»                                                                        Критерии оценки:   10 б – «2»      11-12 б – «3»     13-14 б – «4»      15-16б – «5»

        Вариант 2. Часть А.Выберите правильный ответ.(1б)

1.        Какое из положений клеточной теории принадлежит Р. Вирхову?

а) Все организмы состоят из клеток        б) Всякая клетка происходит от другой клетки

в) Каждая клетка есть некое самостоятельное целое        г) Клетка - элементарная живая система

2.        Комплекс Гольджи представляет собой

а) полости - цистерны, уложенные стопками        б) пузырек с ферментами

в) энергетический органоид        г) сеть каналов

3.Основная функция рибосом:

а) синтез АТФ        б) расщепление органических веществ       в) синтез углеводов   г) синтез белков

4.        К эукариотам относят клетки, имеющие

а) рибосомы     б) ДНК      в) клеточное строение       г) настоящее ядро

5.        Диссимиляция - это

а) реакции распада веществ в клетке        б) реакции обмена веществ в клетке

в) реакции синтеза веществ  в клетке        г) пластический обмен в клетке

6.        Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами - это
а) автотрофы      б) гетеротрофы       в) сапрофиты    г) паразиты

7.Процесс образования органических веществ из неорганических за счет энергии химических реакций

называется

а) хемосинтез        б) гликолиз        в) фотосинтез        г) клеточное дыхание

8.        Клеточное дыхание происходит в

а) митохондриях        б) цитоплазме клеток        в) рибосомах        г) лизосомах

9.        Специфичность генетического кода заключается в том, что

а) он характерен для всех организмов        б) одна аминокислота обозначается несколькими триплетами

в) один триплет обозначает одну аминокислоту      г) в его состав входят триплеты «знаки - препинания»

10.        Транскрипция - это процесс:

а) репликации ДНК      б) синтез и - РНК        в) синтез белка        г) присоединения т-РНК к аминокислоте

Часть В.  (1-2б)

В1.        Постройте последовательность реакций трансляции, выписав цифры в необходимом порядке.
1)присоединение аминокислоты к т - РНК

начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме

присоединение и- РНК к рибосоме

окончание синтеза белка

удлинение полипептидной цепи

В2.        Соотнесите процессы, происходящие в разные фазы фотосинтеза.
Процессы        Фазы

А) поглощение кванта света хлорофиллом        1) Световая фаза

Б) захват молекул С02 из внешней среды        2) Темновая фаза                                                                      В) синтез глюкозы                                                                                                                                                                                              Г) фотолиз воды                                                                                                                                                                                                  Д) синтез АТФ

В3.        Распределите события в соответствии с фазами клеточного цикла.
Фазы митоза        События

А) Профаза        1)Синтез белков и удвоение хромосом

Б) Метафаза        2) Расположение хромосом по экватору, образование                         веретена деления

В) Анафаза        3) Образование новых ядер

Г) Телофаза        4) Расхождение хромосом к полюсам

Д) Интерфаза        5) Спирализация хромосом, исчезновение ядерной оболочки

Контрольная работа №3  по теме «Организменный уровень»                                                             Критерии оценки: 18б – «2»              19-23б – «3»        24-28б – «4»          29-32б – «5»                                               Продолжите утверждение (1б)                                                                                                                                                                Часть А.

Изучением закономерностей наследственности и изменчивости организмов занимается наука...

Явление полиплоидии представляет собой...

Фенотип — это...

Дигибридное скрещивание — это скрещивание родительских форм, которые различаются по...

Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, называются...

Мутации - это изменения в генах, происходящие под влиянием...

7.  Однородную  группу  растений  с  хозяйственно   ценными  признаками  называют...                                                                                                                                                                                     8.   Массовый  отбор практически не используется в селекции...                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     9.         Центры многообразия и происхождения культурных растений установил...                                                                                                                                                                                                                                10.     Разработать способы преодоления бесплодия межвидовых гибридов впервые удалось.                                                                                                                             11.      Метод, широко используемый в селекции растений и микроорганизмов и позволяющий искусственно получать    мутации...                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            12.     Форма изменчивости организмов, возникающая при изменении условий существования и не затрагивающая генотип организма...                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       13.  Пределы модификационной изменчивости признака...                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              14.  Мутации, связанные с изменением структуры ДНК...                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  15.  Мутации, связанные с изменением структуры и набора хромосом...                                                                                                                                                                                                                                          16.  Кратное увеличение числа хромосом...
        

Часть Б.     Выберите правильный ответ (1б).                                                                                                                                                                                                                                                              

1.  К  анализирующему относят скрещивание типа...
  а) Аа • Аа; б) Аа • аа; в) АА • Аа.

2.  Женская гетерогаметность имеет место  у:
      а) дрозофилы; б) человека; в) птиц.

3. Количество  фенотипов  при  скрещивании  АахАа  в  случае  полного доминирования:                                                                            а)1;    б)2;   в)3.

 4.Возможные варианты гамет у особи с генотипом ААВЬ:                                                                                                              а)АВ, АЬ;        б)АА,ВЬ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

5.По каким признакам Г. Мендель избрал горох объектом своих исследований:

а) самоопыляющийся однолетник; б) имеет контрастные признаки.                                                                                                                

6.  Приемственность между особями вида в ряду поколений         обеспечивается:                                                                                                                                             а) обменом веществ            б) размножением особей           в) ростом клеток           г) кроссинговером                                                                                                                                                                                                                              

7. Дочерний организм получает новое сочетание генов в процессе  размножения:                                                                                         А. вегетативного         Б. с помощью спор        В. почкованием               Г. полового                                                                                 

8. Какой из названных ниже процессов сопровождается обменом наследственной информации?                                                        А. мейоз               Б. митоз                     В. дробление            Г. спорообразование

9.Процесс формирования половых клеток называется:
А. спорообразование    Б. гаметогенез       В. почкование        Г. коньюгация

10. Стадия зародышевого развития, в результате которой формируется структура двуслойного зародышевого мешка называется:

А. бластулой               Б. гаструлой               В. зиготой        Г. мезодермой

                                                                               Часть С.  Выберите несколько ответов 1-2б.(6 б).

1. Выпишите фазы гаметогенеза:

А. интерфаза        Д. фаза созревания

Б. фаза роста        Е. профаза

В. метафаза        Ж. фаза формирования

Г. фаза размножения

  2.  Найдите соответствие между зародышевыми листками и тканями  (органами), которые из них образуются:

Эктодерма        А. кожа

Энтодерма        Б. скелет

Мезодерма        В. мышцы

Г. головной и спинной мозг                                                                   Д. печень, легкие                                                                                   Е. сердечно-сосудистая и половая системы

3.Назовите признаки, которые характеризуют мутации (1) и модификации (2):

а}имеют приспособительный характер;          б) передаются по наследству;                                                                                            в)носят случайный характер;                               г) не передаются по наследству;                                                                                                  д) не затрагивают генотипа;                                  е) изменяется генотип;                                                                                                   ж) изменения происходят в хромосомах

Контрольная работа № 4 по темам: «Популяционно – видовой уровень живого», «Экосистемный уровень живого» и «Биосферный уровень живого».                                                                                                              Вариант-І                                                                                                                                                                                            

1.Охарактеризуйте морфологический, экологический и исторический критерии вида.                                                      2. Почему пищевая цепь имеет не более 3 – 5 звеньев?                                                                                               3.Что такое биоценоз? Приведите пример биоценоза.                                                                              4.Продуценты – это… . Какие организмы к ним относятся?                                                                                                 5. Что такое экологическая сукцессия? Назовите ее виды.                                                                                       6.Чтотакое биосфера?  Назовите границы биосферы.                                                                                                   7.В результате каких процессов углерод может исключаться из круговорота и вновь возвращаться в него? Приведите примеры.                                                                                                                                              

Вариант – ІІ

 1. Охарактеризуйте физиологический, генетический и географический критерии вида.                                                 2. Как и почему изменится жизнь дубравы в том случае, если там вырубили кустарник?                                          3. Что такое биогеоценоз? Приведите пример биогеоценоза.                                                                                       4. Консументы – это… . Какие организмы к ним относятся?                                                                                               5. Как называется последовательная смена экосистем? Охарактеризуйте первичную сукцессию. 6.Перечислите среды жизни живых организмов. Приведите примеры приспособлений живых организмов к жизни в различных средах.                                                                                                                                      7. Какова роль редуцентов в круговороте азота? Что произойдет, если они перестанут функционировать?

Обобщение знаний по темам: «Эволюция» и «Возникновение и развитие жизни на Земле».   Критерии оценки:    11б  – «2»         12-14б – «3»   15-17б – «4»     18-20б – «5»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

   Часть А.        Выберите правильный ответ. (1б) Всего 10 б.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1. Борьбу за существование, наследственную изменчивость и естественный отбор можно
назвать:

     А. доказательствами эволюции                   Б. направлениями эволюции

     В. результатами эволюции        Г. движущими факторами эволюции

  2.        Стабилизирующий отбор может осуществляться в:
      А. в постоянных и изменяющихся условиях внешней среды

     Б. только в постоянных условиях среды обитания

     В. в постепенно изменяющихся условиях внешней среды

     Г. в экстремальных условиях среды обитания

   3.        Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного
отбора — с другой, приводит к видообразованию:

    А. симпатрическому        Б. экологическому

     В. внезапному        Г. аллопатрическому

  4.        Прямыми доказательствами эволюции являются:

     А. сравнительно-анатомические        Б. палеонтологические

     В. эмбриологические                     Г. биогеографические

5.        Эволюция - это:

А -учение об изменении живых организмов.

Б - учение,  объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами.

В - необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы.                                          Г-раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.

6.        Движущей и направляющей силой эволюции является:
А - дивергенция признаков.

Б - разнообразие условий среды.

В - приспособленность к условиям среды.

Г - естественный отбор.

7.        Единицей эволюционного процесса является:
А - особь.    Б - популяция.   В - мутация.   Г - вид.

8. Материалом для эволюционных процессов служит:
А - генетическое разнообразие популяций.

Б - вид.

В - благоприобретенные признаки.

Г- бесполезные и вредные признаки.

9.        Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:
А - доклеточных форм жизни - вирусов.

Б - клеточных форм жизни.

В - биополимеров.

Г- фазовообособленных систем.

10.        Приспособленность организмов носит относительный характер, так как:
А - любая адаптация целесообразна только в определенных условиях.

Б - ароморфозы далеко не сразу обеспечивают живым организмам победу в борьбе за существование.

         В - борьба за существование может привести к изменению вида.                                                                                                                  Г- при резких изменениях условий группа вымирает.                                                                                                                                                                                                                                                               Часть Б. Выберите несколько правильных ответов (1- 2 балла) всего 8 б.

1.Выберите причины нарушения генетического равновесия популяции:

а)        действие естественного отбора           г) природные катастрофы

б)        борьба за существование                       д) возникновение мутаций

в)        миграции

2.Что общего между макро - и микроэволюцией:

а)        дивергентный характер          г) борьба за существование, естественный отбор и вымирание

б)        надвидовые эволюции        д) большие промежутки времени

в)        внутривидовые эволюции

3.Соотнесите признаки, которые характерны для:

А - движущий отбор        1)поддержание существующих фенотипов

Б - стабилизирующий отбор        2)способствует изменениям организмов

                                                                             3)постоянно меняющиеся условия
                                                                           4)условия жизни длительное время постоянны
                                                                           5)появление приспособлений к новым условиям
4.
Выберите признаки для основных направлений эволюции:
А - Ароморфоз        1) утрата ряда систем и органов

Б - Идиоадаптация        2) крупные эволюционные изменения

В - Дегенерация        3) мелкие эволюционные изменения

4)общий подъём организации

5) упрощение организации

                                                                            6)повышает приспособленность организмов                                                                                                                                                

Часть С.  (2б)                                                                                                                                                                                                                          1. Какие гипотезы происхождения жизни вам известны?

2. Какие основные этапы можно выделить в возникновении и развитии жизни на Земле?

Тема раздела и урока

Дата прове- дения

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование

Вид контроля Измерители

Дом. задание.

Тема Введение. (3часа).

1.Биология как наука.

4.09

Изучение нового материала

Биология. Жизнь. Биологические науки.

Знать: краткую историю развития биологии и ее значение в современном мире.                     Уметь: доказывать, что современная биология- комплексная наука.

Таблицы «Царства живой природы», портреты ученых.

Составить схему

§1

2.Методы исследования в биологии.

5.09

Комбиниро-ванный урок

Наблюдения. Эксперимент. Сравнение. Описание. Исторический метод.

Знать: основные методы изучения природы.                         Уметь: приводить сравнение гипотезы и закона или теории.

Микроскопы. Лупы. Таблица «Увеличительные приборы».

Составить схему

§2

3.Сущность жизни и свойства живого.

11.09

Комбиниро-ванный урок.

Признаки живых организмов.

Знать: живая природа это сложно организованная иерархическая система.                Уметь: характеризовать свойства живого организма на конкретных примерах, сравнивать живую и неживую природу.

Комнатные растения и гербарный материал. Таблицы.

таблица

§3

Раздел 1. Тема 1. Уровни организации живой природы. (48 часов)

Молекулярный уровень (8 часов)

4.Общая характеристика молекулярного уровня.

12.09

Изучение нового материала

Уровни организации живой природы. Биополимеры. Мономеры.

Знать:  элементы, преобладающие в составе организмов Уметь: обосновывать процессы, происходящие в организме на молекулярном уровне.

§1.1

5. Углеводы. Липиды.

18.09

Комбиниро-ванный урок

Углеводы. Моносахариды. Олигосахариды. Полисахариды. Липиды. Воска. Фосфолипиды. Биополимеры.

Знать:  классификацию, строение и функции углеводов, липидов.                                Уметь: выявлять связи между строением вещества, его свойствами и ролью в живой природе.

Таблица «Углеводы». Компьютер, диск Таблица «Липиды».

§1.2, 1.3 вопросы на стр.21, 23

6. Состав и строение белков.

19.09

Комбиниро-ванный урок

Белки. Структуры белка. Аминокислоты.

Знать:  классификацию, строение  белков.                                Уметь: выявлять связи между строением вещества, его свойствами и ролью в живой природе.

Таблица «Белки». Компьютер, диск

§1.4

7. Функции белков.

25.09

Комбиниро-ванный урок

Денатурация.

Знать:  уровни организации белковой молекулы, значение белков в организме.                                Уметь: выявлять связи между строением биополимеров с выполняемыми функциями в организме.

Таблица «Белки». Компьютер, диск

Сам. работа с текстом учебника на стр.28.

§1.4 вопросы на стр.29

8. Нуклеиновые кислоты.

26.09

Комбиниро-ванный урок

ДНК. РНК. Комплементарность. Нуклеотид. т-РНК, и-РНК. р-РНК.

Знать:   сходство и различие ДНК и РНК, виды и значение РНК в клетке.                               Уметь:  объяснять принцип комплементарности.

Таблица «Нуклеиновые кислоты», модель ДНК. Компьютер, диск

заполнение таблицы                 «Сравнение ДНК и РНК».

§1.6 вопросы на стр.32

9.. АТФ и другие органические вещества. Биологические катализаторы.

2.10

Комбиниро-ванный урок              Д. о. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов.

АТФ. АДФ. АМФ. Макроэргическая связь. Витамины.

Знать:   строение и функции АТФ, витамины и их роль в живой природе.                           Уметь:  объяснять роль макроэргической связи и ферментов в организме.

Таблица «АТФ». Компьютер, диск

Сам. работа с текстом учебника на стр.34 вывод в тетрадях.

§1.7, 1.8 вопросы на стр.35,37.

10. Неклеточные формы жизни. Вирусы.

3.10

Комбиниро-ванный урок

Вирусы. Капсид.

Знать:   особенности строения, размножения и значения вирусов в природе и жизни человека.                          Уметь:  ориентироваться в многообразии вирусов, специфике вызываемых ими заболеваний, мерах профилактики и лечения вирусных инфекций.

Таблицы «Вирусы».

Тест №2. по теме                         « Клетка»

§1.9 повторить §1.1-§1.9

11.Контрольная работа №1 по теме «Молекулярный уровень»

9.10

Урок контроля знаний

Контроль заний и умений

Текст к.р. по вариантам

Тема 2 Клеточный уровень (13 часов)

12.Основные положения клеточной теории. Клеточная мембрана.

10.10

Изучение нового материала.

Клеточная мембрана.

Знать:   основные элементы строения клеточной стенки, давать определение терминам.                           Уметь:  объяснять роль и значение  клеточной мембраны  для организма; показать способы проникновения веществ в клетку.

Таблица «Клетка и ее органоиды». Компьютер, диск

Схема строения клетки

§2.1, 2.2

13.Ядро.

16.10

Изучение нового материала.

Ядро. Хроматин. Кариоплазма. Кариотип. Гомологичные хромосомы. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

Знать:   основные элементы строения  ядра, давать определение терминам.                           Уметь:  объяснять роль и значение хромосом для организма.

Таблица «Клетка и ее органоиды». Компьютер, диск

Заполнение таблицы «Органоиды клетки»

§2.3

14. ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи.

17.10

Комбиниро-ванный урок

Цитоплазма. Гиалоплазма. Рибосомы.

Знать:   основные элементы строения цитоплазмы, ЭПС, рибосом, комплекса Гольджи.                          Уметь:  объяснять роль рибосом в биосинтезе белка.

Таблица «Клетка и ее органоиды». Компьютер, диск

Заполнение таблицы «Органоиды клетки»

§2.4 вопросы стр. 51

15. Лизосомы, Митохондрии. Пластиды.

23.10

Комбиниро-ванный урок

лизосомы,. Митохондрии. Пластиды. Граны. Тилакоиды. Стромы.

Знать:   основные элементы строения лизосом, клеточных включений, митохондрий, пластид, органоидов движения.                           Уметь:  объяснять взаимосвязь изучаемых органоидов в единой структуре - клетке.

Таблица «Клетка и ее органоиды». Компьютер, диск

Заполнение таблицы «Органоиды клетки»

§2.5 стр.55

16.Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения.

24.10

Комбиниро-ванный урок

Клеточный центр. Центриоли. Клеточные включения. Органоиды движения.

Знать:   основные элементы строения клеточного центра, клеточных включений, органоидов движения.                           Уметь:  объяснять взаимосвязь изучаемых органоидов в единой структуре - клетке.

Таблица «Клетка и ее органоиды». Компьютер, диск

Заполнение таблицы «Органоиды клетки»

§2.6 стр.58

17. Различия в строении эукариот и прокариот.

30.10

Лабораторная работа «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом».

Прокариоты. Эукариоты. Аэробы. Анаэробы. Мезосомы. Спора. Плазмиды.

Знать:   основные отличительные особенности прокариот.                           Уметь:  приготовить микропрепарат клетки, провести наблюдения, сравнить, составить схему описания работы.

Микроскопы, микропрепараты. Таблица «Строение растительной и животной клетки».

Отчет по работе

§2.7

18.Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

31.10

Изучение нового материала.

Ассимиляция и диссимиляция.                      Метаболизм. Гомеостаз.

Знать:   особенности пластического и энергетического обмена в организме.                          Уметь:  объяснять взаимосвязь этих двух процессов.

Таблица. Компьютер, диск

Тест «Органеллы клетки»

§2.8 вопр. Стр.61

19. Энергетический обмен. Питание клетки. Гетеротрофы.

13.11

Комбиниро-ванный урок

 Гликолиз. Спиртовое брожение. Клеточное дыхание. Питание. Автотрофы. Гетеротрофы.

Знать:   о метаболизме на основе изучения сущности энергетического обмена и особенностей трех его этапов;  типы и особенности питания живых организмов.                        Уметь:  объяснять значение АТФ как важнейшего энергетического вещества клетки; различать организмы и клетки по способу их питания.

Таблица «Энергетический обмен». Таблицы, рисунки.

§2.9, 2.10, 2.12

20. Фотосинтез. Хемосинтез.

14.11

Комбиниро-ванный урок

Световая и темновая фазы. Хемосинтез. Железобактерии. Серобактерии. Нитрифицирующие бактерии.

Знать:   особенности протекания фотосинтеза, хемосинтеза.                                                    Уметь:  показать последовательность протекания процессов при фотосинтезе в темновую и световую фазы; объяснять космическую роль зеленых растений.

Таблица. Компьютер, диск. Клубеньковые бактерии - влажный препарат. Таблица. Компьютер, диск. Гербарий. Комнатные растения.

§2.11

21.Синтез белков в клетке

20.11

Изучение нового материала.

Генетический код. Транскрипция. Трансляция. Стоп- кодон. Полисома. Кодон. Антикодон.

Знать:   свойства генетического кода ,роль ДНК в биосинтезе белков, особенности протекания транскрипции и трансляции.                                                   Уметь:  раскрыть роль ДНК, РНК, рибосом и последовательность процессов в биосинтезе белка.

Таблица «Биосинтез балков»

§2.13

22.Деление клетки. Митоз. Амитоз.

21.11

Изучение нового материала.

Митоз. Амитоз. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза.

Знать:   виды и биологическое значение митоза и бесполого размножения.                                Уметь:  показать последовательность протекания митоза по фазам.

Компьютер, диск. Рисунок учебника. Таблица «Митоз».

§2.14

23. Обобщение по теме «Клеточный уровень»

27.11

Урок обобщения знаний.

Обобщить и систематизировать знания учащихся

Компьютер, диск.

Тестирование на компьютере.

повт. главу 2.

24.Контрольная работа №2 по теме «Клеточный уровень»

28.11

Урок контроля знаний.

Контроль знаний учащихся

Тестовая работа

Тема 3. Организменный уровень  (16 часов).

25.Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

4.12

Изучение нового материала.

Бесполое размножение. Вегетативное размножение

Знать:   основные формы размножения; особенности и виды бесполого размножения.                                Уметь:  раскрыть сущность и значение бесполого размножения.

Компьютер, диск. Рисунок учебника. Таблица «Размножение».

составление схемы «Виды вегетатив-ного размноже-ния».

§3.1

26. Половое размножение.

5.12

Комбиниро-ванный урок

Половое размножение. Гаметы. Гермафродиты. . Яичники. Семенники.

Знать:   основные формы размножения; особенности и виды полового размножения.                                Уметь:  раскрыть сущность и значение полового размножения.

Компьютер, диск. Рисунок учебника. Таблица «Размножение».

§3.2 до стр.89

27.Мейоз. Оплодотворение.

11.12

Изучение нового материала.

Мейоз. Конъюгация. Кроссинговер. Оплодотворение. Зигота. Двойное оплодотворение.

Знать:   особенности и этапы протекания мейоза в клетке; значение мейоза для организма; сущность и типы оплодотворения.                             Уметь:  показать последовательность протекания мейоза по этапам.

Компьютер, диск. Рисунок учебника. Таблица «Мейоз».

§3.2, 3.3 вопр. стр.92

28.Индивидуальное развитие организма. Биогенетический закон.

12.12

Изучение нового материала.

Онтогенез. Типы онтогенеза. Метаморфоз. Плацента.

Знать:   об онтогенезе как о сложном процессе индивидуального развития организма; типы онтогенеза и его периоды.                            Уметь:  объяснять особенности периодов онтогенеза.

Компьютер, диск. Рисунок учебника. Таблица «Развитие ланцетника».

§3.4 вопросы стр.99

29.Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

18.12

Изучение нового материала.

Моногибридное скрещивание. Аллельные гены. Гомозиготы. Гетерозиготы. Доминантные и рецессивные гены. Правило единообразия и расщепления. Закон чистоты гамет.

Знать: историю развития генетики, основные понятия и законы генетики.                                 Уметь:  характеризовать науку генетику; раскрыть сущность гибридологического метода,  составлять схемы моногибридного скрещивания.

Компьютер, диск. Рисунок учебника. Таблица «Моногибридное скрещивание».

дискуссия

§3.5 задача

30.Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

19.12

Комбиниро-ванный урок

Неполное доминирование. Фенотип. Генотип. Анализирующее скрещивание.

Знать: основные термины и понятия, правила составления схем скрещивания.                                Уметь:  составлять схемы анализирующего скрещивания.

Компьютер, диск. Рисунок учебника. Сборник ЕГЭ.

§3.6 задача

31. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

25.12

Комбиниро-ванный урок

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Решетка Пеннета.

Знать:  особенности дигибридного скрещивания на примере гороха.                                Уметь:  решать задачи по генетике, опираясь на законы Г. Менделя.

Компьютер, диск. Рисунок учебника. Таблица «Дигибридное скрещивание». Сборник ЕГЭ.

Решение задач по генетике.

§3.7 задача

32.Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана.

26.12

Комбиниро-ванный урок

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Кроссинговер.

Знать:  основные положения хромосомной теории наследственности.                                Уметь:  объяснять закон Моргана и исключения из этого закона.

Компьютер, диск. Рисунок учебника. Наглядный материал                              « Скрещивание плодовой мушки дрозофилы»

Решение задач по генетике.

§3.8

33.Взаимодействие  генов.

15.01

Комбиниро-ванный урок

Комплементарность. Эпистаз. Полимерность. Плейотропность.

Знать:  основные типы и особенности взаимодействия генов.                                Уметь:  решать задачи на взаимодействие генов.

Компьютер, диск. Рисунок учебника. Сборник ЕГЭ.

Решение задач по генетике.

§3.9

34.Генетическое определение пола.

16.01

Комбиниро-ванный урок

Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Признаки,  сцепленные с полом.

Знать:  особенности генетики человека.                                Уметь:  объяснять сущность хромосомного механизма определения пола, раскрывать причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней.

Компьютер, диск. Рисунок учебника. Сборник ЕГЭ.

§3.10

35.Модификационная изменчивость.

22.01

Комбиниро-ванный урок

Изменчивость. Норма реакции. Модификационная изменчивость.

Знать:  типы изменчивости, их особенности и значение, виды модификационной  изменчивости.                                Уметь:  объяснять отличия и особенности наследственной и ненаследственной изменчивости.

Компьютер, диск. Рисунок учебника. Сборник ЕГЭ. Таблица «Типы изменчивости».

§3.11

36.Мутационная изменчивость.

23.01

Комбиниро-ванный урок

Генные, хромосомные, геномные мутации. Утрата. Делеция. Дупликация. Инверсия. Транслокация. Мутагенные факторы. Полиплоидия.

Знать:  типы изменчивости, их особенности и значение, виды мутационной изменчивости.                                Уметь:  объяснять отличия и особенности наследственной и ненаследственной изменчивости.

Компьютер, диск. Рисунок учебника. Сборник ЕГЭ. Таблица «Типы изменчивости».

§3.12

37.Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

29.01

Изучение нового материала.

Селекция. Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов.

Знать: задачи и значение селекции. Уметь:  объяснять совпадение центров происх. растений с местами расположения древних цивилизаций.

Таблица «Центры происхождения культурных растений».

§3.13

38.Методы селекции.

30.01

Комбиниро-ванный урок

Гибридизация. Отбор. Гетерозис. Близкородственное скрещивание. Искусственный мутагенез. Биотехнология.

Знать: .основные методы селекции. Уметь:  приводить примеры селекционных работ.

Таблица «Селекционные работы Мичурина».

§3.14 повторить §3.1-§3.14

39.Обобщение и систематизация знаний по теме «Организменный уровень».

5.02

Урок обобщение

Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Компьютер, диск.

Тестирова-ние на компьютере.

Повторить §3.1-§3.14

40.Контрольная работа  №3 по теме «Организменный уровень».

6.02

Урок контроля знаний.

Контроль знаний учащихся

Тестовая работа

Тема 4. Популяционно - видовой уровень (3 часа)

41.Вид. Критерии вида.

12.02

Изучение нового материала.

Вид. Критерии вида.Ареал.

Знать: понятия вида и его критериев. Уметь:  определять критерии вид.

Гербарный материал.

§4.1

42.Популяции.

13.02

Комбиниро-ванный урок

Популяции. Демографические показатели.

Знать: понятия популяции и ее роль в экосистемах. Уметь:  давать характеристику данному уровню.

§4.2

43.Биологическая классификация.

19.02

Комбиниро-ванный урок

Систематика. Систематические категории. Естественная классификация.

Знать: Основные систематические категории; признаки царств природы.                Уметь:  определять принадлежность растений и животных.

Гербарии, коллекции животных.

§4.3

Тема 5.Экосистемный уровень (4 часа)

44.Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

20.02

Изучение нового материала.

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

Знать: Основные природные сообщества, их свойства и задачи.    Уметь:  сравнивать природные сообщества.

Таблица «Биогеоценоз леса», «Биогеоценоз водоема»

§5.1

45.Состав и структура сообщества.

26.02

Комбиниро-ванный урок

Морфологическая, трофическая, пространственная структура.

Знать: Основные структуры сообщества, их свойства и задачи.    Уметь:  сравнивать природные сообщества.

§5.2

46.Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность.

27.02

Комбиниро-ванный урок

Пирамида численности и биомассы. Пищевая цепь. Продуктивность.

Знать: характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах, изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям.   Уметь:  составлять пирамиды численности и биомассы.

§5.3, 5.4

47.Саморазвитие экосистем.

5.03

Комбиниро-ванный урок

Сукцессия первичная и вторичная.

Знать: характеристику экологической сукцессии, ее природы и механизмов; стадий сукцессии.    Уметь:  обосновывать значение сукцессий.

§5.5

Тема 6. Биосферный уровень (4 часа)

48.Биосфера и ее структура. Среды жизни.

6.03

Изучение нового материала.

Биосфера. Среды жизни.

Знать: структуру и границы биосферы; среды жизни организмов Уметь: приводить примеры приспособления организмов к жизни в определенной среде.

§6.1

49.Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

12.03

Комбиниро-ванный урок

Механическое воздействие. Физико-химическое. Биогенные элементы. Биогеохимический цикл.

Знать: среды жизни организмов, особенности воздействия организмов на среду обитания. Уметь: приводить примеры воздействия организмов на среду.

Схемы круговорота углерода, азота, фосфора.

§6.2, 6.3

50. Обобщение по темам: «Популяционно - видовой уровень. Экосистемный уровень. Биосферный уровень».

13.03

Обобщающий урок

Обобщить и систематизировать знания учащихся.

Повторить §4.1-§6.3

51.Контрольная работа  №4 по теме «Популяционно - видовой уровень. Экосистемный уровень. Биосферный уровень».

19.03

Урок контроля знаний.

Контроль знаний учащихся

Текст контр.раб.

Раздел 2. Эволюция (6 часов).

52.Развитие эволюционного учения.

20.03

Изучение нового материала.

Эволюция. Основные положения теории эволюции Ч. Дарвина.

Знать: основные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Уметь: сравнивать эволюционные теории Дарвина и Ламарка.

Портреты ученых

§7.1

53.Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяции.

2.04

Комбиниро-ванный урок

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генофонд популяции. Дрейф генов.

Знать: основную характеристику видов изменчивости, их роли в эволюции. Уметь: объяснять механизмы изменения генофонда популяции.

Гербарный материал.

§7.2, 7.3

54.Борьба за существование и естественный отбор.

3.04

Комбиниро-ванный урок

Борьба за существование и естественный отбор.

Знать: основную характеристику видов изменчивости, их роли в эволюции. Уметь: объяснять механизмы изменения генофонда популяции

§7.4

55. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы.

9.04

Комбиниро-ванный урок

Стабилизирующий и движущий отбор.  Изолирующие механизмы.

Знать: формы отбора; изолирующие механизмы. Уметь: объяснять действие изолирующих механизмов.  

§7.5,7.6

56.Микроэволюция. Макроэволюция.

10.04

Комбиниро-ванный урок

Микроэволюция. Макроэволюция. Главные линии эволюции.

Знать: формы видообразования и других таксонов, доказательства макроэволюции. Уметь: приводить примеры.

§7.7,7.8

57.Основные закономерности эволюции.

16.04

Комбиниро-ванный урок

Параллелизм. Конвергенция. Дивергенция.

Знать: типы эволюционных изменений. Уметь: приводить примеры и сравнение.

Таблица «Филогенетические ряды некоторых видов»

§7.9

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни (4 часа)

58.Гипотезы возникновения жизни.

17.04

Изучение нового материала.

Креационизм. Самопроизвольное зарождение жизни. Панспермии .Опарина –Холдейна.

Знать: Основные гипотезы возникновения жизни. Уметь: их характеризовать.

Портреты ученых

§8.1, 8.2, 8.3

59.Основные этапы развития жизни. Эра древней жизни.

23.04

Комбиниро-ванный урок

Основные этапы развития жизни. Эра древней жизни.

Знать: Основные этапы развития жизни. Уметь: их характеризовать.

Таблица «Развитие жизни на Земле»

§8.4, 8.5 доклады

60.Развитие жизни в протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.

24.04

Комбиниро-ванный урок

протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

Знать: Характеристику состояния органического мира в разные эры и периоды. Уметь: их характеризовать.

Таблица «Развитие жизни на Земле»

§8.6, 8.7, 8.8 повторить §7.1- 8.5

61.Контрольно – обобщающий урок по темам «Эволюция», «Возникновение и развитие жизни на Земле».

30.04

Комбиниро-ванный урок

Обобщить и систематизировать знания учащихся.

Раздел 4.  Экология (3 часа)

62. Экологические факторы. Экологические ресурсы.

7.05

Изучение нового материала.

Абиотические. Биотические. Экологические ресурсы.

Знать: Основные экологические факторы и ресурсы. Уметь: их характеризовать.

Составить схему «Экологичес-кие факторы»

§9.1, 9.2, 9.3

63.Адаптация организмов к условиям существования. Межвидовые отношения организмов.

8.05

Комбиниро-ванный урок

Адаптация. Межвидовые отношения.

Знать: Основные адаптации организмов и межвидовые отношения. Уметь: их характеризовать.

Гербарий.

§9.4, 9.5

64.Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

14.05

Комбиниро-ванный урок

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

Знать: Основные причины колебания численности организмов. Уметь: объяснять механизмы регуляции численности организмов.

§9.6

Раздел 5. Биосфера и человек (2 часа)

65.Эволюция биосферы.

15.05

Изучение нового материала.

Биосфера  и ее структура.

Знать: Основные этапы эволюции биосферы. Уметь: объяснять  взаимосвязь развития органического мира и эволюции биосферы.

§10.1

66.Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

21.05

Комбиниро-ванный урок

Загрязнение. Экология.

Знать: Основные виды антропогенного воздействия на природу; основы рационального природопользования. Уметь: применять меры, снижающие силу антропогенного воздействия.

§10.2, 10.3

67-68.Резерв

22.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...