Работа в группах на уроках при изучении раздела «Животные»
статья по биологии по теме

Коваленко Светлана Евгеньевна

Статья об одном из методов групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kovalenko.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в группах на уроках при изучении раздела «Животные».

Среди разнообразных педагогических технологий одно из ведущих мест занимает технология группового обучения. Организация работы в группах на уроке предполагает выполнение следующих задач:

- научить школьников самостоятельности и правильному  распределению обязанностей видов деятельности между членами группы;

- развивать у учащихся умения или руководить групповой деятельностью, или быть исполнителями, т.е. подчиняться заданным правилам совместной работы;

- развивать у учащихся коммуникативные умения (высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других членов группы).

Работу в группах можно организовать на уроках  биологии при изучении тем по многообразию в разделе «Животные». Нами были организованы такие способы работы при изучении тем по многообразию насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Работа в группах организовывалась следующим образом. Учащиеся делились на группы, имевшие одинаковое количество человек. Затем в каждой группе выбирали командира, который вытаскивал карточки с определенным объектом исследования.

Например: по теме «Экологические группы птиц» объектами заданий стали  птицы леса, водоплавающие и хищные птицы, а также птицы открытых пространств. При изучении темы «Систематические группы рыб» группы учащихся получили задания  по  следующим разделам: хрящевые рыбы (акулы и скаты), подкласс Осетровые, подкласс Кистепёрые, подкласс Двоякодышащие.

Внутри каждой группы учащиеся работали по методическим карточкам. Так, при изучении многообразия птиц, каждая группа учащихся получила полный набор карточек по всем заявленным экологическим группам птиц. Но им необходимо было выбрать только те карточки, которые характеризуют изучаемую ими группу птиц. Предложенные учащимся карточки включали: название птиц, особенности местообитания, питание, способ строения гнезд, тип птенцов, биологические особенности.

 Каждый учащийся в группе выбирал своё направление поиска и отбирал только те карточки, которые соответствовали экологической группе птиц, с которой работала группа. Затем, каждая группа учащихся располагала карточки на ватмане в определённой последовательности, так, чтобы в итоге получился интересный рассказ по выбранной теме. Дополнительно каждая группа получает возможность художественно оформить свою работу. В результате, у каждой группы учащихся появляется оформленная на половине листа ватмана работа, рассказывающая о выбранной группе птиц.

Последний этап работы - защита своей работы перед классом. Выступать перед классом могут как представители группы (1-3 человека), так и все участники группы, по направлениям, с которыми они работали. При выступлении членов одной группы, участники других групп могу задавать интересующие их вопросы, на которые выступающие должны ответить. По ходу проведения работы можно оценить деятельность каждого учащегося, причем такую оценку может выставить как учитель, так и члены группы. Общая оценка группе может быть выставлена путём обсуждения деятельности учащихся всем классом.

Таким образом, применение технологии работы в группах при изучении материала по многообразию животных является эффективной, делая уроки интересными и разнообразными.

Литература:

Байкова Л.А. Методика самоопределения учащихся // Завуч. – 2003. – № 2.

Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение игровых технологий обучения школьников: Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии.- Петрозаводск, 2008.- 188 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока при изучении раздела "Рукоделие.Вышивка крестом"

Предлагаю вашему вниманию разработку для 5 класса, которой пользуюсь при изучении раздела "Рукоделие. Вышивка крестом". В качестве объекта для вышивки предлагаю детям игольницу. В ходе. урока над объе...

Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».

Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...

Контрольная работа по биологии для 7 класса по разделу "Животные"

Материал содержит 6 вариантов тестовой проверочной работы по биологии (7 класс)...

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

«Система уроков по изучению раздела «История России с древнейших времён до конца XVl века» в контексте внедрения ФГОС ООО»

Несколько уроков по истории России в 6 классе рассмотрены с точки зрения внедрения новых образовательных стандартов....

Работа в группе на уроке музыки (из опыта работы)

Работа в группе на уроке музыки(из опыта работы)...

Презентация к урокам при изучении раздела "Решение задач целочисленного линейного программирования"

Презентация к урокам при изучении раздела "Решение задач целочисленного линейного программирования"В презентации рассмотрены решения основных типов задач по данной теме....