Урок по теме "Соцветие"
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

Дюбко Ольга Альбертовна

Второй урок по теме "Генеративные органы растений" посвящен изучению соцветий. Материал включает в себя конспект урока и приложение к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_socvetie.docx377.77 КБ
Файл urok_po_teme_plody.docx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК 2

   Тема урока: Соцветия

Цель урока: Познакомить с наиболее распространёнными типами соцветий, раскрыть их биологическую роль, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный урок

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

 - определение соцветия;

- биологическое значение соцветий;

- наиболее распространённые типы соцветий.

Учащиеся должны уметь:

- различать и называть соцветия;

- определять простые и сложные соцветия;

- называть растения, обладающие определёнными соцветиями.      

-Оргмомент

-Проверка знаний

- Индивидуальные задания

Два ученика получают  карточки с заданиями (Приложение к уроку№1)

и работают индивидуально у доски.

- Фронтальный опрос

- Из чего состоит околоцветник?

-  Какое строение имеет венчик?

- Какие цветки называют обеполыми? Приведите примеры.

- Какие цветки называют раздельнополыми? Приведите примеры.

- Назовите однодомные растения.

- Какие растения называют двудомными? Приведите примеры.

- Какие из цветков тыквенных – женские или мужские называют  

  пустоцветами? Почему?

- Проверка заданий, выполненных у доски.

- Презентация книги «Мозаика цветов» (учащиеся, подготовившие страницы книги выходят к доске, называют главу и дают краткую аннотацию своей работы. Вставляют страницу в файл и получают призовой бонус. По окончании презентации книга остаётся в классе и каждый желающий может познакомиться с её содержанием более подробно)

                 - Изучение нового материала

В середине мая мы наслаждаемся красотой распустившейся сирени, вдыхаем её нежный аромат, а лиловые и белые кисти называем цветами, не задумываясь о том, что при этом допускаем биологическую ошибку. Оказывается, что кисти сирени – это не цветы, а соцветия. Посмотрите на доску. Вы видите изображение сирени и схему её соцветия, на которой хорошо видно, что на одном цветоносном побеге расположены группы цветков в определённом порядке.

Попробуйте сформулировать определение соцветия (дети предлагают свои определения).

В ваших ответах я услышала много верных рассуждений. Давайте откроем словарь биологических терминов и посмотрим что там написано о соцветии (дети читают и записывают в тетрадь определение).

Как вы думаете, почему мелкие цветки собраны в соцветия? (дети высказывают свои предположения)

Из ваших ответов можно сделать вывод о том, что биологическая роль соцветий заключается в привлечении насекомых опылителей.

За много миллионов лет природа создала множество соцветий. Посмотрите на доску.

Перед вами простое и сложное соцветие. Цветоносный побег называют главной осью. Если цветы расположены на главной оси, то перед нами простое соцветие. Если они находятся на боковых осях, то соцветие сложное.

И простые и сложные соцветия делятся на несколько типов.

Давайте познакомимся с ними более подробно. Для этого вам необходимо открыть учебники на странице 129. Работая с текстом § 29, заполните таблицу

                                      «Типы соцветий»

Тип соцветия

Биологическая характеристика

Примеры

Кисть

Зонтик

Початок

Головка

Колос

Завиток

Метёлка

Сложный зонтик

Корзинка

Сложный колос

Щиток

           (Дети заполняют таблицу с комментированием)

                    - Закрепление пройденного

А теперь я буду называть растения, а вы соцветия, характерные для них

1) Черемуха – ... (простая кисть)
2) Виноград – ... (
сложная кисть)
3) Примула – ..... (
простой зонтик)
4) Морковь – ... (
сложный зонтик)
5) Подорожник – ... (
простой колос)
6) Ячмень – ... (
сложный колос)                                                                                                      7) Зверобой обыкновенный – ... (завиток).
8) Ландыш Майский – ... (
кисть).
9) Полынь горькая – ... (
корзинка).

Перед вами схемы соцветий. Укажите цифрой 1 соцветие зонтик, цифрой 2 -  кисть, 3 - щиток, 4 - корзинка, 5 - початок, 6 - метёлка, 7 - завиток,                                 8 - сложный колос.

- Итог урока

Что называют соцветием?

Какие типы соцветий вам известны?

В чём заключается биологическая роль соцветий?

                         

   - Домашнее задание

§ 29, зарисовать соцветия, отгадав, о каком из них идёт речь

1) ...прибавьте две буквы в конце к названию навеса над палубой, и вы узнаете соцветие, у которого все цветки расположены почти в одной плоскости. (Зонт – зонтик.)

2) ...вставьте две буквы в название стремительно текущей водной массы, и вы получите соцветие с утолщенной осью, на которой плотно сидят цветки. (Поток – початок.)

3) ...прибавьте две буквы к названию низшей школьной оценки, и вы получите соцветие злака, в котором цветки расположены вдоль конца стебля. (Кол – колос.)

4) ...вставьте 4 буквы в название наружной многослойной ткани ствола, и вы узнаете расширенное соцветие в форме блюдца. (Кора – корзинка.)

5) ...превратите вьюгу в соцветие сложная кисть. (Метель – метелка.)

                         

 Приложение №1

                                   Карточка №1

Запишите  формулу правильного обоеполого цветка, у которого 5 несросшихся чашелистиков, 5 несросшихся лепестков, 5 тычинок, 1 пестик.

Запишите формулу правильного обеполого цветка, у которого 4 несросшихся чашелистика, 4 несросшихся лепестка, 6 тычинок, 1 пестик.

Запишите формулу тычиночного цветка огурца, зная, что он имеет по 5 сросшихся чашелистиков и лепестков, 5 тычинок.

                                           Карточка №2

Зарисуйте диаграмму цветка, который имеет следующую формулу:          

                                        * Ч5Л5Т∞П1

Что обозначает каждый знак в данной формуле?      


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...