Класс Млекопитающие или Звери
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Пелипенко Ирина Владимировна

 

Урок с компьютерной поддержкой

Тема: Класс Млекопитающие, или Звери. Цель:

обучающая - сформировать знания об особенностях млекопитающих, как самых

высокоорганизованных животных среди позвоночных, познакомить учащихся с размножением и

развитием низших млекопитающих: однопроходных и сумчатых, выяснить вопрос о

происхождении млекопитающих;

развивающая - развивать навыки работы на ЭВМ;

воспитательная - развитие умения работать самостоятельно.

Межпредметна я связь: биология и информатика.

Тип урока: изучение нового материала, практическая работа.

Метод: объяснение учителя, самостоятельное изучение нового материала.

Мотивация: индивидуальная работа на ЭВМ, достижение максимального результата.

Оборудование: таблица «Млекопитающие», диск - «Репетитор по биологии»

Ход урока Опрос

1. Отчет по экскурсии.

2.Письменный опрос по теме «Характеристика отрядов птиц»

1 вариант

Какие приспособления возникли у уток к жизни в экосистемах? В каких экосистемах они

обитают?

(длинная шея, короткие ноги, 4 пальца, 3 пальца направлены вперед и соединены плавательной перепонкой, четвертый палец направлен назад, короткий широкий клюв с роговыми пластинками, перья жесткие, регулярно смазываются жиром, много пуха, птицы водоемов)

2 вариант

-    Какие приспособления возникли у пингвинов к жизни в экосистемах? В каких экосистемах

они обитают?

(не могут летать, задние конечности с перепонками, передние - ласты, тело держат вертикально, перья мелкие, пуховых перьев нет, быстро плавают, птенцы зрячие, покрыты пухом; птицы водоемов)

Изучение нового материала

1. Общая характеристика класса Млекопитающие. (рассказ с последующей записью в тетради)

Млекопитающие — высший класс животных, наиболее высокоорганизованные позвоночные; 5,5 тыс. видов, появились 160 - 170 млн лет назад.

Предки - пресмыкающиеся, величиной с крысу. Развитие шло в трех направлениях: Первозвери (Яйцекладущие), Сумчатые и Высшие звери.

Среда обитания — суша, вода, воздух, почва.

Теплокровные животные. Отличительные признаки:

Наличие млечных (молочных) желез - образованы из потовых желез; Вскармливание детенышей молоком; Полости тела: грудная и брюшная; Теплокровные - постоянная температура тела; Шерстный покров или подкожный слой жира;

Развитие высшей нервной деятельности; размеры, облик - разнообразны;

Шейный отдел позвоночника - 7 позвонков;

Зубы различны по строению и функциям;

Развиты органы чувств;

Сердце четырехкамерное;

2 круга кровообращения.

Конечности расположены под туловищем

2.   Подкласс Яйцекладущие, или Первозвери.
Класс делится на 2 группы.

1 - я группа работает на компьютере.

2-я группа работает с текстом и рисунками учебника.

По мере выполнения заданий меняются местами.

1-я группа:

А) просмотр диска «Репетитор по биологии»

Б) выполнение задания 1  в рабочей тетради с.78 «Отряд Однопроходные»

2-я группа:

А) выполнение задания 2,3 в рабочей тетради с.79 «Отряд Однопроходные»

3.   Подкласс Настоящие звери.

Отряды Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. Класс делится на 2 группы. 1 - я группа работает на компьютере. 2-я группа работает с текстом и рисунками учебника. По мере выполнения заданий меняются местами.

1-я группа:

А) просмотр диска «Репетитор по биологии»

Б) выполнение задания 1 в рабочей тетради с.79 «Отряд Сумчатые»;

Заданий 1, 3 с.80 «Отряд Насекомоядные»;

заданий 1. 4   с.80 «Отряд Рукокрылые».

2-я группа:

А) выполнение задания 2 в рабочей тетради с.79 «Отряд Сумчатые»; заданий 2. 4 с. 80 «Отряд Насекомоядные»; заданий 2, 3 с.80 «Отряд Рукокрылые».

Закрепление полученных знаний

1.   Работа с дополнительным материалом с. 163 учебника. чем может быть опасен еж европейский? какие насекомоядные занесены в Красную книгу России? есть ли среди летучих мышей вампиры? почему кровотечение после укуса вампира длится до 8 часов?

Домашнее задание: § 31, вопрос 2 с. 163.

 


Урок - самостоятельная работа   (2 часа)

Тема: Отряды млекопитающих. Цель:

обучающая - дать представление о разнообразии млекопитающих в зависимости от условий жизни; развивающая - развитие умения работать самостоятельно с текстом учебника и таблицей. воспитательная - воспитание бережного отношения к природе.

Межпредметная связь: биология и география. Тип урока: практическая работа. Метод: самостоятельное изучение нового материала. Мотивация: достижение максимального результата.

Оборудование: таблицы с изображением представителей отрядов млекопитающих.

Ход урока

Опрос

1.  Работа с тестами, (ответы: 1г, 26, Зг, 4а,в, 5б,6а,б)

2.              Работа по карточкам.

3.              Фронтальный и индивидуальный опрос:

- Почему можно утверждать, что яйцекладущие, сумчатые и насекомоядные -

очень     древние и наиболее примитивные млекопитающие?

- Почему яйцекладущие и сумчатые сохранились в основном в Австралии и

прилегающих   островах?

- Почему необходимо охранять яйцекладущих, сумчатых, насекомоядных и рукокрылых животных?

Изучение нового материала

1.    Отряды млекопитающих

(рассказ с последующей записью в тетрадях)

Мир зверей разнообразен. Из хищных зверей самое крупное — житель Арктики белый медведь, который прекрасно приспособлен к суровым условиям. Их встречали в открытом море за 20 км от кромки льда. На суше, среди торосов и льдов, белый медведь поражает своей силой и ловкостью, проворством.

Ласка- самый маленький представитель отряда хищников. Настоящий пигмей среди млекопитающих - землеройка крошка, зверек из отряда насекомоядных; длина ее тела 4 см, а вес всего 2 г.

К самым крупным домашним животным по весу относятся лошади и быки некоторых пород. По росту к самым крупным домашним животным следует отнести верблюда.

Такие крупные хищники, как медведи и тигры, доживают до 40 - 5- лет, львы - до 30 лет, волк и лисица - 10 - 15 лет.

Деление класса Млекопитающие на отряды связано с развитием органов чувств (тех или    иных), зубов, конечностей, волосяного покрова в зависимости от способа питания и условий существования и добычи пищи.

2.      Отряды млекопитающих и их общая характеристика
Оформление таблицы при работе с текстом § 32 — 35 и рис. Учебника


Индивидуальная работа учащихся.

При оформлении таблицы (графа: характерные особенности) обратить внимание на: Развитие мозга, питание, строение зубов, развитие органов чувств, волосяной покров, строение конечностей.

 

Отряд

Характерные особенности

Представители

Грызуны

Размеры тела большинства средние или мелкие, сильно развиты резцы без корней, клыков нет, коренные с плоскими жевательными поверхностями. Питаются преимущественно растительной пищей, Быстро размножаются, большая плодовитость.

 

 

 

 

Белка, суслик, бобр, мыши, бурундук,

крысы.

Зайцеобразные

Размеры тела небольшие, резцов 2 пары, вторая развита слабо, расположена позади первой.

Заяц, кролик,

пищуха.

Хищные

Хорошо развиты клыки и хищные зубы, передний мозг хорошо развит, имеет борозды и извилины. Питаются преимущественно животной пищей. Некоторые всеядны.

Волк,лисица, лев, куница, тигр,

медведь.

Ластоногие

 

 

 

Большую часть жизни - в воде. Размножаются, линяют на суше. Конечности укорочены и видоизменены в ласты. Зубы как у хищных, но менее дифференцированы. Питаются рыбой, моллюсками, ракообразными.

Морж, тюлень, котик, сивуч

 

 

Китообразные

Живут в воде. Крупные или гигантские. Передние конечности - ласты, задних нет. Кожа голая.

Дельфин, кит

Хоботные

Мощные длинные бивни - образованы из резцов верхней челюсти. Размеры крупные. Хобот- срастание носа и верхней губы. Кожа толстая, волосяного покрова нет. Питаются растениями.

Слоны

Парнокопытные

Средние или крупные животные. Ноги длинные, 4 пальца, 2и 3 хорошо развиты, на пальцах - копыта. Нет ключиц.

Лось, кабан, зубр, олень, корова

Непарнокопытные

Питаются растениями. Размеры крупные. Число пальцев - нечетное, сильно развит третий. На пальцах -копыта. Нет ключиц.

Лошадь, осел, зебра

Приматы

Размеры различны. Мозговая часть черепа большая, глазницы направлены вперед. На пальцах - ногти. Большой палец может быть противопоставлен остальным.

Мартышка, шимпанзе, горилла

Закрепление:

1.  Проверка заполнения таблицы.

2.              Вопросы к § 31 - 35

3.              Выполнение заданий в рабочей тетради с.82 -96

Домашнее задание: выполнение заданий в рабочей тетради, вопросы к § 31 - 35, подготовится к контрольной работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mlekopitayushchie.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с компьютерной поддержкой

Тема: Класс Млекопитающие, или Звери. Цель:

обучающая - сформировать знания об особенностях млекопитающих, как самых

высокоорганизованных животных среди позвоночных, познакомить учащихся с размножением и

развитием низших млекопитающих: однопроходных и сумчатых, выяснить вопрос о

происхождении млекопитающих;

развивающая - развивать навыки работы на ЭВМ;

воспитательная - развитие умения работать самостоятельно.

Межпредметна я связь: биология и информатика.

Тип урока: изучение нового материала, практическая работа.

Метод: объяснение учителя, самостоятельное изучение нового материала.

Мотивация: индивидуальная работа на ЭВМ, достижение максимального результата.

Оборудование: таблица «Млекопитающие», диск - «Репетитор по биологии»

Ход урока Опрос

1. Отчет по экскурсии.

2.Письменный опрос по теме «Характеристика отрядов птиц»

1        вариант

Какие приспособления возникли у уток к жизни в экосистемах? В каких экосистемах они

обитают?

(длинная шея, короткие ноги, 4 пальца, 3 пальца направлены вперед и соединены плавательной перепонкой, четвертый палец направлен назад, короткий широкий клюв с роговыми пластинками, перья жесткие, регулярно смазываются жиром, много пуха, птицы водоемов)

2        вариант

-    Какие приспособления возникли у пингвинов к жизни в экосистемах? В каких экосистемах

они обитают?

(не могут летать, задние конечности с перепонками, передние - ласты, тело держат вертикально, перья мелкие, пуховых перьев нет, быстро плавают, птенцы зрячие, покрыты пухом; птицы водоемов)

Изучение нового материала

1. Общая характеристика класса Млекопитающие. (рассказ с последующей записью в тетради)

Млекопитающие — высший класс животных, наиболее высокоорганизованные позвоночные; 5,5 тыс. видов, появились 160 - 170 млн лет назад.

Предки - пресмыкающиеся, величиной с крысу. Развитие шло в трех направлениях: Первозвери (Яйцекладущие), Сумчатые и Высшие звери.

Среда обитания — суша, вода, воздух, почва.

Теплокровные животные. Отличительные признаки:

Наличие млечных (молочных) желез - образованы из потовых желез; Вскармливание детенышей молоком; Полости тела: грудная и брюшная; Теплокровные - постоянная температура тела; Шерстный покров или подкожный слой жира;

Развитие высшей нервной деятельности; размеры, облик - разнообразны;

Шейный отдел позвоночника - 7 позвонков;

Зубы различны по строению и функциям;

Развиты органы чувств;

Сердце четырехкамерное;

2 круга кровообращения.

Конечности расположены под туловищем

2.        Подкласс Яйцекладущие, или Первозвери.
Класс делится на 2 группы.

1 - я группа работает на компьютере.

2-я группа работает с текстом и рисунками учебника.

По мере выполнения заданий меняются местами.

1-я группа:

А) просмотр диска «Репетитор по биологии»

Б) выполнение задания 1  в рабочей тетради с.78 «Отряд Однопроходные»

2-я группа:

А) выполнение задания 2,3 в рабочей тетради с.79 «Отряд Однопроходные»

3.        Подкласс Настоящие звери.

Отряды Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. Класс делится на 2 группы. 1 - я группа работает на компьютере. 2-я группа работает с текстом и рисунками учебника. По мере выполнения заданий меняются местами.

1-я группа:

А) просмотр диска «Репетитор по биологии»

Б) выполнение задания 1 в рабочей тетради с.79 «Отряд Сумчатые»;

Заданий 1, 3 с.80 «Отряд Насекомоядные»;

заданий 1. 4   с.80 «Отряд Рукокрылые».

2-я группа:

А) выполнение задания 2 в рабочей тетради с.79 «Отряд Сумчатые»; заданий 2. 4 с. 80 «Отряд Насекомоядные»; заданий 2, 3 с.80 «Отряд Рукокрылые».

Закрепление полученных знаний

1.   Работа с дополнительным материалом с. 163 учебника. чем может быть опасен еж европейский? какие насекомоядные занесены в Красную книгу России? есть ли среди летучих мышей вампиры? почему кровотечение после укуса вампира длится до 8 часов?

Домашнее задание: § 31, вопрос 2 с. 163.


Урок - самостоятельная работа   (2 часа)

Тема: Отряды млекопитающих. Цель:

обучающая - дать представление о разнообразии млекопитающих в зависимости от условий жизни; развивающая - развитие умения работать самостоятельно с текстом учебника и таблицей. воспитательная - воспитание бережного отношения к природе.

Межпредметная связь: биология и география. Тип урока: практическая работа. Метод: самостоятельное изучение нового материала. Мотивация: достижение максимального результата.

Оборудование: таблицы с изображением представителей отрядов млекопитающих.

Ход урока

Опрос

Работа с тестами, (ответы: 1г, 26, Зг, 4а,в, 5б,6а,б)

Работа по карточкам.

Фронтальный и индивидуальный опрос:

-        Почему можно утверждать, что яйцекладущие, сумчатые и насекомоядные -

очень     древние и наиболее примитивные млекопитающие?

-        Почему яйцекладущие и сумчатые сохранились в основном в Австралии и

прилегающих   островах?

- Почему необходимо охранять яйцекладущих, сумчатых, насекомоядных и рукокрылых животных?

Изучение нового материала

1.        Отряды млекопитающих

(рассказ с последующей записью в тетрадях)

Мир зверей разнообразен. Из хищных зверей самое крупное — житель Арктики белый медведь, который прекрасно приспособлен к суровым условиям. Их встречали в открытом море за 20 км от кромки льда. На суше, среди торосов и льдов, белый медведь поражает своей силой и ловкостью, проворством.

Ласка- самый маленький представитель отряда хищников. Настоящий пигмей среди млекопитающих - землеройка крошка, зверек из отряда насекомоядных; длина ее тела 4 см, а вес всего 2 г.

К самым крупным домашним животным по весу относятся лошади и быки некоторых пород. По росту к самым крупным домашним животным следует отнести верблюда.

Такие крупные хищники, как медведи и тигры, доживают до 40 - 5- лет, львы - до 30 лет, волк и лисица - 10 - 15 лет.

Деление класса Млекопитающие на отряды связано с развитием органов чувств (тех или    иных), зубов, конечностей, волосяного покрова в зависимости от способа питания и условий существования и добычи пищи.

Отряды млекопитающих и их общая характеристика
Оформление таблицы при работе с текстом § 32 — 35 и рис. Учебника


Индивидуальная работа учащихся.

При оформлении таблицы (графа: характерные особенности) обратить внимание на: Развитие мозга, питание, строение зубов, развитие органов чувств, волосяной покров, строение конечностей.

Отряд 

Характерные особенности 

Представители 

Грызуны 

Размеры тела большинства средние или мелкие, сильно развиты резцы без корней, клыков нет, коренные с плоскими жевательными поверхностями. Питаются преимущественно растительной пищей, Быстро размножаются, большая плодовитость. 




Белка, суслик, бобр, мыши, бурундук,

крысы. 

Зайцеобразные 

Размеры тела небольшие, резцов 2 пары, вторая развита слабо, расположена позади первой. 

Заяц, кролик,

пищуха. 

Хищные 

Хорошо развиты клыки и хищные зубы, передний мозг хорошо развит, имеет борозды и извилины. Питаются преимущественно животной пищей. Некоторые всеядны. 

Волк,лисица, лев, куница, тигр,

медведь. 

Ластоногие 



Большую часть жизни - в воде. Размножаются, линяют на суше. Конечности укорочены и видоизменены в ласты. Зубы как у хищных, но менее дифференцированы. Питаются рыбой, моллюсками, ракообразными.

Морж, тюлень, котик, сивуч 


Китообразные 

Живут в воде. Крупные или гигантские. Передние конечности - ласты, задних нет. Кожа голая. 

Дельфин, кит 

Хоботные 

Мощные длинные бивни - образованы из резцов верхней челюсти. Размеры крупные. Хобот- срастание носа и верхней губы. Кожа толстая, волосяного покрова нет. Питаются растениями. 

Слоны 

Парнокопытные 

Средние или крупные животные. Ноги длинные, 4 пальца, 2и 3 хорошо развиты, на пальцах - копыта. Нет ключиц. 

Лось, кабан, зубр, олень, корова 

Непарнокопытные 

Питаются растениями. Размеры крупные. Число пальцев - нечетное, сильно развит третий. На пальцах -копыта. Нет ключиц. 

Лошадь, осел, зебра 

Приматы 

Размеры различны. Мозговая часть черепа большая, глазницы направлены вперед. На пальцах - ногти. Большой палец может быть противопоставлен остальным. 

Мартышка, шимпанзе, горилла 

Закрепление:

Проверка заполнения таблицы.

Вопросы к § 31 - 35

Выполнение заданий в рабочей тетради с.82 -96

Домашнее задание: выполнение заданий в рабочей тетради, вопросы к § 31 - 35, подготовится к контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульные уроки по биологии в 7 классе «Класс Млекопитающие, или Звери», «Многообразие зверей»

Модульные  уроки  по  биологии  7  класс; рабочая  программа  по  биологии  для  6-9  классов (авторы  В.В. Пасечник  и  др.) - ку...

Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс

Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...

Урок биологии в 7 классе по теме: "Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни"

Кто такие Млекопитающие? Разнообразие видов. Среда обитания, происхождение, размножение....

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...