Программа факультативного курса "Жизнь животных"
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Сергеева Татьяна Александровна

Задачи факультатива состоят в расширении и углублении знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия. Факультативные занятия приводят к убеждению в необходимости рационального использования ресурсов живот­ного мира, реализации практических мер по его воспроизвод­ству и охране.

В процессе факультативных занятий на основе знаний о разнообразных взаимосвязях животных с факторами живой и неживой природы представляется возможным заложить основу экологического воспитания, продолжить формирование экологического мировоззрения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativnogo_kursa_zhizn_zhivotnyh_7_kl.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса по биологии «Жизнь животных» 7  класс

                                                     (34 ч, 1 ч в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Задачи факультатива состоят в расширении и углублении знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия. Факультативные занятия приводят к убеждению в необходимости рационального использования ресурсов животного мира, реализации практических мер по его воспроизводству и охране.

В процессе факультативных занятий на основе знаний о разнообразных взаимосвязях животных с факторами живой и неживой природы представляется возможным заложить основу экологического воспитания, продолжить формирование экологического мировоззрения учащихся.

Система знаний о жизни животных в изменяемых (культурное поле, город и др.) человеком природных сообществах по сравнению с неизмененными (лес, водоем, степь и т. п.) позволит расширить представление о влиянии производственной деятельности и одомашнивания на состояние животного мира и отдельных видов, сформировать понятие о сопряженном развитии природы и общества. Ознакомление с действующими законами, постановлениями об охране животного мира пополнит арсенал правовых знаний школьников.

Факультативное изучение жизни животных предусматривает организацию ряда семинаров, лабораторных работ, экскурсий в природу, зоопарк, зоомузей, краеведческий музей, проведение заключительной конференции по материалам, подготовленным учащимися по литературным источникам и на основании собственных наблюдений. Это способствует прочному усвоению учащимися знаний, овладению умениями обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности, а также способствовать подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.

Распределение разделов и отведенного на каждый из них времени предлагается приблизительное. В зависимости от местных зональных особенностей, сезона, наличия материала преподаватель имеет возможность переставить, сократить или дополнить отдельные занятия, выбрать те или иные практические работы, демонстрации, экскурсии.

Введение (2 ч)

Многообразие животного мира. Общий план строения позвоночных и беспозвоночных животных, связь строения и функций организма. Влияние на животных факторов неживой и живой природы. Роль и место животных в природе. Средообра-зующая деятельность животных. Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира.

1.        Животные водоемов (8 ч, из них 1 ч на экскурсию]

Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных. Строение и передвижение. Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям в жизни водоема. Местообитание, типы питания, пищевые цепи. Роль хищных животных в ограничении численности жертв и понятие биологического равновесия. Средообразующая роль водных беспозвоночных. Биологическая очистка воды.

Рыбы в природе и в хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум — модель экосистемы.

Демонстрация микропрепаратов, влажных препаратов, диафильмов, диапозитивов.

Лабораторные работы

№ 1, Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.

№ 2. Изучение многообразия животных пресного (морского) водоема.

№ 3. Наблюдения за питанием и передвижением головастика.

№ 4. Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных аквариума.

№ 5. Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства.

Экскурсия

№ 1. Жизнь животных водоема (пресный водоем, море).

2.        Животные-паразиты (2 ч]

Многообразие паразитических животных (простейшие, черви, членистоногие и др.). Приспособления к паразитическому образу жизни. Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в защите растений.

Демонстрация влажных препаратов.

Лабораторная работа

№ 6. Изучение строения паразитов (на примере грегарины, нематод, клещей и других объектов),

3.        Животные леса (10 ч, из них 3 ч на экскурсии)

Население животных подстилки и почвы; особенности строения в связи с передвижением и питанием. Роль животных в почвообразовании и повышении плодородия почв. Лесное хозяйство и животный мир. Население животных травяного яруса; пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом. Муравьи как общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.

Животные древесного яруса, их взаимоотношения с другими животными, растениями, неживой природой. Роль животных в регуляции численности насекомых, распространении плодов и семян. Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни лесных животных.

Демонстрация коллекций насекомых, чучел (птицы и мелкие млекопитающие), диафильмов и кинофильмов.

Лабораторные работы

№ 7. Изучение роющей деятельности земляных червей.

№ 8. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом питания.

Экскурсии

№ 2. Жизнь птиц весной  (природа).

№ 3. Изучение животных леса по следам деятельности.

№ 4. Муравьи — санитары леса.

4.        Животные степей и пустынь
(3 ч, из них 1 ч на экскурсию)

Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением. Сезонные и суточные изменения в жизни животных. Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей.

Демонстрация влажных- препаратов, диафильмов, диапозитивов.

Экскурсия

№ 5. Изучение животных (природа, зоопарк, краеведческий музей), многообразие животных степей и пустынь.

5.        Животные тундры и лесотундры
(3 ч, из них 1 ч на экскурсию)

Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды (короткий световой день, низкие температуры, снежный покров и т. п.). Сезонные изменения условий, колебания численности. Особенности использования и охраны фауны Севера.

Демонстрация диафильмов, диапозитивов, чучел мелких млекопитающих.

Экскурсия

№ 6. Приспособленность животных к жизни в тундре (краеведческий музей).

6.        Синантропные и домашние животные, животные
культурных ландшафтов (4 ч, из них 1 ч на экскурсию)

Животные сельскохозяйственных угодий, их небольшое число видов. Насекомые — опылители и вредители сельскохозяйственных культур. Хищные птицы и их роль в ограничении численности мелких млекопитающих. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодиях (применение, удобрений и ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, мелиорации и др.) и ее влияние на животный мир. Динамика численности животных в агроценозах. Биологические методы защиты растений.

Особенности поведения и питания животных города. Взаимоотношения животных и человека в городе. Эстетическое и воспитательное значение городской фауны. Привлечение и охрана животных города. Методы ограничения численности си-нантропных грызунов, насекомых.

Домашние животные и Их роль в жизни человека. Методы создания многообразия пород; распространенные и редкие породы. Охрана генофонда домашних животных. Одомашнивание животных и его перспективы. Управление поведением животных.

Демонстрация чучел мелких животных, препаратов, диафильмов.

Экскурсия

№ 7. Особенности жизни синантропных животных (краеведческий музей, питомник, зверосовхоз, сельскохозяйственное производство).

7.        Редкие и исчезающие виды животных (2 ч)

Человек как природопреобразующий фактор. Виды,  исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы, Охраняемые животные региона. Методы восстановления   их   численности.   Охрана   местообитания.    Значег

охраны генофонда. Животный мир — исчерпаемый ресурс. Система кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.

Демонстрация таблиц, диафильмов, Красных книг.

Экскурсия

№ 8. Редкие животные и их охрана (зоопарк, краеведческий музей, зоомузей).

ЛИТЕРАТУРА

Для  учителя

  1. АвиловаК- В. Позвоночные животные, изучение их в
    школе: Птицы. — М.: Просвещение, 1983.
  2. Забелин С. И., 3 у б а к и н В. А., К а в т а р а д з е Д. Н.
    Таблицы по охране природы. — М.: Просвещение,  1981.
  3. Измайлов И. В., М и х л и н В. Е., Ш а ш к о в Э. Н. Био
    логические экскурсии. — М.: Просвещение, 1983.
  4. Мамаев Б. М., Бардукова Е. А. Энтомология   для
    учителя. — М.: Просвещение, 1985.
  5. Симаков Ю. Г. Жизнь пруда.— М.: Колос, 1982.

Для учащихся

  1. Банников А. Г. Мир животных и его   охрана. — М.:
    Педагогика, 1981.
  2. К у з н е ц о в А. А., Б а б е н к о В. А. Птицы Красной кни
    ги СССР. — М.: Педагогика, 1986.
  3. Петров В. В. Жизнь леса и человек. — М.: Просвеще
    ние, 1985.
  4. Петров В. В.   Лес и его жизнь. — М.:    Просвещение,
    1986.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по биологии «Мир животных» 7 класс

Задачи факультатива состоят в расширении и углублении знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли ж...

Программа факультативного курса «Животные и культура человека» для 6-7 классов

Предлагаемая программа носит интегрированный характер. Здесь объединяются предметы: биология, экология, МХК.Кроме того, данная программа отличается от традиционной тем, что изучение конкретных групп ж...

Программа факультативного курса "В мире животных" для 7-х классов

Данная программа разработана на основе авторской программы «Занимательная зоология» для учащихся 7-х классов 34 часа. Программа элективного курса «Занимательная зоология» направлена на формиров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по биологии «Удивительные животные»

Программа факультативного курса «Удивительные животные»  разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Презид...

Рабочая программа факультативного курса по биологии «Удивительные животные» в 7 классе

      В школьном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о живой природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся получа...