использование проектной деятельности
материал по биологии по теме

Брыкина Елена Васильевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование проектной деятельности

в экологическом воспитании и обучении учащихся»

   Среди педагогических технологий ведущая роль принадлежит технологии проекта обучения. Проектная технология позволяет использовать разные взаимосвязанные педагогические технологии, такие как исследовательская деятельность учащихся, которая становится ведущей, создавая информационную основу для разрешения проблемных ситуаций в сфере экологии. Работая над проектом, учащиеся оказываются в условиях реальной проблемной ситуации экологического характера и получают возможность самостоятельно применить приобретенные знания, умения и опыт.                  

  Технологию проекта я использую в течение последних 4-х лет.Одна из разновидностей проектных технологий -  проектно-исследовательская, которая является одним из способов личностно-ориентированного обучения. Много пополнен опыт проектной технологии в процессе реализации индивидуальных проектов по экологии во внеурочной работе с учащимися. Очень важно правильно организовать исследовательскую работу.      

   Исследовательская работа состоит из трех основных этапов:

  -правильная формулировка темы и цели исследования, выбор или отработка его методики.

  -сбор материала

  -обработка материала, обобщение, описание проекта.

  К работе над проектами я привлекала уч-ся  8-9 класса. Выбрав тему проекта, ученик работает над ней в течение нескольких лет до выпуска из стен школы.

Выбор и формулировка темы исследования способствуют формированию мотивационной сферы деятельности уч-ся.

  Обзор литературы по теме исследования предполагает описание содержания терминов, используемых в исследовании, построение рабочей модели объекта исследования.

  Подбираем методики для исследования, которые допустимы для выполнения учащимися при имеющимся уровне знаний, учащиеся обеспечены всеми необходимыми материалами и оборудованием.

  Эксперимент выполняется на базе кабинетов химии, а так же используют уч-ся данные санопидемстанции, очистных сооружений г.Усмани.

Используем социологический опрос уч-ся и других групп населения с последующим статистическим методом обработки данных.

  При организации исследовательской деятельности очень важно, чтобы тема исследования, за которую берется уч-ся, была реальной и выполнимой, интересной и настоящей. Ученик исследует самостоятельно, без посторонней помощи, является первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.      Исследовательскую работу реализую через образовательные экспедиции, которые организованы в виде летнего научно-исследовательского лагеря, экспедиций, походов. Во время экспедиции уч-ся работают над решением интеллектуальных творческих задач различной направленности, изучают и исследуют природные, культурно-исторические особенности района, в котором они находятся.

  Исследования завершаются написанием экологического проекта, с которым исследователи выступают на научно-практических конференциях, конкурсах, слетах, олимпиадах различного уровня. За последние четыре года много подготовили победители, призеры областных, региональных и всероссийских конкурсов, олимпиад.

  Интерес уч-ся к проектной деятельности значительно возрос, т.к. на основе успешной защиты экологических проектов наши выпускники зачисляются в ВУЗы страны.

  Выпускница школы Коровина Екатерина по результатам областной Всероссийской олимпиады школьников по экологии в г. Сочи с проектом «Улучшение экологического состояния г. Усмани» была рекомендована управлением образования и науки Липецкой области для зачисления без вступительных экзаменов в Липецкий Педагогический Университет, является Ленинским степендиантом.

  Школа поддерживает тесную связь с кафедрой экологии «Защита леса и лесного охотоведения ВГЛА, вела переписку с заслуженным лесоводом РФ Душкиным И.В. (2006г.).

Примеры тем экологических проектов, выполненных уч-ся школы.:

  «Проект по цветочному оформлению памятников и устройств цветников      «Салют, Победа!», посвященный 60-летию Победы Великой Отечественной войны». (Тампетер Татьяна,3 место в районном конкурсе).

  «Влияние водной эрозии на разрушение почвенного слоя» (Смольянинова Марина, 10 класс, 1 место на районной конференции).

  «Судьба города в наших руках» (Кирпичева Екатерина, 10 класс на районной конференции и лауреат областной).

  «Экологическое состояние почв г. Усмани» (Гоев Александр, 9 класс, 2 место на районной конференции юных исследователей природы).

  «Улучшение экологического состояния г. Усмани» (Коровина Екатерина, 11 класс, 1 место на областной олимпиаде школьников, лауреат Всероссийской олимпиады школьников).

Бывшие ученики-исследователи продолжают этот вид учебной деятельности на высшей ступени обучения в ВУЗах, поддерживают тесную связь со школой.

Проектная деятельность в экологическом воспитании и обучении уч-ся повышает интерес к экологии, о чем свидетельствует рост количества уч-ся, выбирающих данный предмет для прохождения итоговой и промежуточной аттестации.

Учебный

год

Кол-во

обуч-ся

Кол-во

сдающих

экзамен

Сдающие

экзамены

(%)

Успеваемость

(%)

Качество

знаний

2004-

2005

97

45

46

100

75

2005-

2006

64

60

94

100

82

2006-

2007

45

35

78

100

77

В 2006-2007 учебном году 1 уч-ся из 11 кл. сдавал экзамен в форме защиты исследовательской проектной работы по экологии.

Уровень обученности уч-ся («3», «4», «5») по предмету за три года:

Используется программа элективного курса по экологи «Экологический практикум» в 9 классе, где главное внимание уделяется экологическому эксперименту. Полученные исследования являются так же основой проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках литературы

В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в региональном компоненте

Современная система профессионального образования призвана готовить специалистов для будущего, которое в большей степени не является определенно-предсказуемым. Обучение сегодня имеет вероятностный хар...

Использование проектной деятельности на уроках истории

Доклад Использование проектной деятельностина уроках истории...

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей.

   Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,...

Использование проектной деятельности в работе с одарёнными детьми

Выступление  с представлением опыта работы...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...