календарно - тематическое планирование по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме

Cтепанова Людмила Петровна

 Развернутое календарно - тематическое планирование по биологии  8 класс к программе В.В. Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_biologiya_12.13.docx58.46 КБ

Предварительный просмотр:

п / п

 Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля.

Измерители

Домашние задание

1

2

3

4

5

6

7

Введение – 1 ч.

1.

Науки, изучающие организм человека.

Их становление и методы исследования.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Предметы изучения наук о человеке: анатомия, физиология, гигиена, психология

Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, описание строения

Называть

Методы изучения организма человека, их значение для использования для использования в собственной жизни.

Объяснять

Роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания

О методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Тематический

Ответы на вопросы

П. 1 – 2

Стр. 6 – 12

Зад.5

Стр.6

Происхождение человека – 3 ч.

2.

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Основные понятия

Рудименты

атавизмы

факты

доказательства животного происхождения человека.

Систематическое положение

Определять

Принадлежность биологического объекта

 « человек разумный»  к классу млекопитающих, отряду приматов

Сравнивать

Человека с представителями класса млекопитающих  и отряда приматы и

делать вывод на основе сравнения

Характеризовать

Особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельности.

Фронтальный

Ответы на вопросы

П. 3

Стр. 14 - 17

3.

Основные этапы эволюции человека.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Факты

Влияние биологических и социальных факторов эволюции человека.

Экологические факторы, способствующие развитию прямохождения.

Объекты

Предшественники человека – австралопитеки. Древнейшие люди. Древние люди. Первые современные люди.

П. 4

стр. 18 – 21

зад 9

стр.8

4.

Расы человека. Человек как вид.

Урок  

закрепления знаний

Основные понятия

Антропология

Этнография

Объекты

Негроидная, европеоидная и монголоидная расы человека

П. 5

 стр. 21 – 24

зад 13

стр.9

Строение и функции организма -  57

Общий обзор организма – 1 ч.

5

 Уровни организации. Структура тела. Органы  и системы органов.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Строение  и процессы жизнедеятельности организма человека.

Давать определения понятиям:

Ткань, орган, система органов

Называть

Органы и системы  органов человека

Распознавать на таблицах и описывать

Органы и системы  органов человека

Характеризовать

Сущность регуляции жизнедеятельности организма

Работа с  дидактич. материалом

П.6

стр. 26 – 27

выучить органы и системы органов

Клеточное строение организма . Ткани.  – 5 ч.

6

Внешняя и внутренняя среда организма.  Строение и функции клетки.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Клеточное строение организма. Строение и процессы жизнедеятельности организма ( обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение.

Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Называть

Органоиды клетки

Распознавать на таблицах и описывать

Основные органоиды клетки

Сравнивать

Клетки растений, животных, человека

Характеризовать

Сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Работа с  дидактич. материалом

П.7

стр. 27 – 33

зад 19,21

стр. 12 - 13

7

Ткани. Эпителиальные ткани, соединительные ткани.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные

 ( костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечная ( гладкая, поперечно – полосатая, сердечная), нервная.

Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Давать определения понятию

Ткань

Изучать

Микроскопическое строение  тканей

Называть

 Основные группы тканей человека

 Сравнивать

Ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие

Между строением тканей и выполняемыми функциями.

Работа с  дидактич. материалом

П.8

Стр. 33  - 36

Зад 23

стр. 14

8

Мышечные ткани. Нервная ткань.

Лабораторная работа № 1

« Рассмотрение клеток и тканей в оптический микроскоп»

Урок  

закрепления знаний

Лабораторная работа № 1

П.8  

стр. 36 - 39

Зад 29

стр. 16

9

Контрольная работа № 1 « Клеточное строение организма. Ткани.»

Урок

Контроля, оценки и коррекции знаний

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Контрольная работа № 1

Повторить пройденный материал

Рефлекторная регуляция органов и систем организма – 1 ч.

10

Центральная и периферическая части нервной системы.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Рецепторы.

Давать определения понятию

Рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Называть

Принцип деятельности нервной системы

Характеризовать

Сущность регуляции жизнедеятельности организма

Роль нервной системы

Составлять

 схему рефлекторной дуги простого рефлекса

Тематический

П. 9

стр. 40 – 43

зад 26

стр. 15

Опорно – двигательная система – 8 ч.

11

Химический состав костей, типы костей.

Лабораторная работа № 2

 «Микроскопическое строение кости»

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Опора и движение. Строение и функции опорно – двигательной системы.

Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальца

Называть

Особенности строения скелета человека

Функции опорно – двигательной системы

Распознавать на  таблицах

Основные части скелета человека

Лабораторная работа № 2

П. 10

стр. 46 - 50

зад 32

стр.17

12

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Строение и функции опорно – двигательной системы.

Скелет человека. Отделы скелета человека.

Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно – двигательной системы

Называть

Особенности строения скелета человека

Функции опорно – двигательной системы

Распознавать на  таблицах

Основные части скелета человека

Характеризовать

Особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Тематический

П.11 – 12

Стр. 59

Зад 38,41

стр. 20 – 21

выучить части скелета

13

Типы соединения костей.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Соединения костей

( неподвижное, полуподвижное, подвижное)

Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

Тематический

П. 12

стр. 59 – 62

зад 44

стр.22

14

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.

Лабораторная работа № 3

« Мышцы человеческого тела»

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека:  гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы. Отделы мышц человека.

Распознавать

На таблицах основные группы мышц человека

Раскрывать

Сущность биологического процесса работы мышц.

Лабораторная работа № 3

П. 13

стр. 62 - 68

выучить мышцы человека

15

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Лабораторная работа № 4

« Утомление при статистической и динамической работе»

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Функции двигательной системы.

Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Раскрывать

Сущность биологического процесса работы мышц.

Использовать приобретенные знания

 По выявлению влияние  статистического работы на утомление мышц.

Лабораторная работа № 4

П. 14

стр. 69 - 72

оформить

лабораторную работу

зад. 52

стр. 25

16

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

Лабораторная работа № 5

« Выявление нарушений осанки и плоскостопия»

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Урок комплекс-

ного

примене -

ния  ЗУН

учащихся

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Укрепление здоровья.

Соблюдение правил здорового образа жизни.

Развитие опорно -  двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры  и спорта в развитии организма.

Факторы риска – гиподинамия.

Использовать приобретенные знания

Для профилактики заболеваний о опорно – двигательной системы.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Лабораторная работа № 5

П. 15

стр 73 – 75

зад 58

стр.27

17

Контрольная работа № 2

« Опорно – двигательная система»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Контрольная работа № 2

Повторить пройденный материал

Внутренняя среда организма – 3 ч

18

Компоненты среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.

Состав крови.

Лабораторная работа № 6

« Рассмотрение крови человека и лягушки под микроскопом»

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции.

Плазма крови, клетки крови ( эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Называть

Особенности строения организма человека, органов кровеносной системы

Признаки биологических объектов – кровеносные сосуды

Давать определения понятию

Аорта, артерии, капилляры, вены

Распознавать на таблицах

Систему органов кровообращения

Органы кровеносной системы

Систему лимфообразования

Характеризовать

Сущность биологического процесса – транспорт веществ, сущность большого и малого кругов кровообращения

Лабораторная работа № 6

П. 17

стр. 82 - 89

зад 64

стр. 29

19

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Иммунитет. Иммунная среда  человека ( костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебная сыворотка. Классификация иммунитета.

Давать определения понятию

Иммунитет

Описывать

Виды иммунитета

Объяснять

Проявление иммунитета у человека

Использовать приобретенные знания

Для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

Тематический

П. 18

стр. 89 – 93

зад 71

стр.31

20

Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Тематический

П. 19

 стр. 94 - 99

зад 77,79

стр.33, 35

Кровеносная и лимфатическая системы организма – 7 ч

21

Органы кровеносной и лимфатической систем.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Кровеносная система. Сердце, его строение и функции.

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены.

Большой и малый круги кровообращения.

Фазы сердечной деятельности. Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение артериального давления.

Пульс. Частота сердечных сокращений.

Называть

Признаки ( особенности строения ) биологического объекта – сердце.

Описывать

Сущность биологического процесса: работу сердца

Характеризовать

Сущность биологических процессов:

Движение крови по сосудам, регуляции жизнедеятельности организма

Автоматизма сердечной мышцы.

Объяснять

Роль гормонов в организме.

Использовать приобретенные знания

Для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

П. 20

стр. 102 - 105

зад 81,82

стр.36 - 37

22

Круги кровообращения.

Лабораторная работа № 7

« Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.»

Урок закрепления знаний

Лабораторная работа № 7

П. 21

стр. 105 - 110

зад 87

стр.38

23

Строение и работа сердца.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Работа с  дидактич. материалом

П. 22

стр. 110 –114

зад 91

стр.39

24

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.

Лабораторная работа № 8

« Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

Урок закрепления знаний

Лабораторная работа № 8

П. 23

стр. 115 - 120

зад 96

стр. 41

25

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов.

Лабораторная работа № 9

« Функциональная проба»

Первая помощь при кровотечениях.

Урок закрепления знаний

Сердечно – сосудистые заболевания; причины и предупреждение.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Вредные привычки , их влияние на состояние здоровья.

Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Анализировать и оценивать

Факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно – сосудистой системы.

Воздействие факторов риска для здоровья

Использовать приобретенные знания

 Для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Профилактики вредных привычек

Оказания первой помощи при травмах

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Лабораторная работа № 9

П. 24 - 25

Стр. 121 - 130

Зад 101, 103

стр. 43 - 44

26

Контрольная работа № 3

«Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатические системы организма»

Урок

Контроля, оценки и коррекции знаний

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Контрольная работа № 3

Повторить пройденный материал

Дыхательная система – 4 ч.

27

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Связь с кровеносной системой.

Называть

Особенности строения организма человека – органы дыхательной системы

Распознавать на таблицах и описывать

Основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать

Сущность биологического процесса дыхания.

Работа с  дидактич. материалом

П. 26

стр. 132 –139

зад 109

стр. 46

28

Газообмен в лёгких и тканях.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения

Характеризовать

Сущность биологического процесса дыхания.

Транспорта веществ

Сущность процесса регуляции жизнедеятельности  организма.

Использовать приобретенные знания

Для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Работа с  дидактич. материалом

П. 27

Стр. 140 -141

Зад 114

стр.47

29

Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и  гуморальная регуляция дыхания.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Нейрогуморальная регуляция дыхания ( дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга)

Характеризовать

Сущность биологического процесса дыхания.

Транспорта веществ

Сущность процесса регуляции жизнедеятельности  организма.

Использовать приобретенные знания

Для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Называть

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Использовать приобретенные знания

 Для оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Работа с  дидактич. материалом

П. 28

Стр. 142 -146

30

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.

Лабораторная работа № 10

« Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Лабораторная работа № 10

П. 29

Стр. 147 - 153

Зад120 –122

стр.49 –51

Пищеварительная система – 7 ч.

31

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки,  жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

Называть

Питательные вещества и питательные продукты, в которых они находятся

Объяснять

Роль питательных веществ в организме

Характеризовать

Сущность процесса питания

Работа с  дидактич. материалом

П.30

Стр. 156 -161

Зад 126

стр. 53

32

Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения

Называть

Особенности строения  организма человека – органы пищеварительной системы

Распознавать на таблицах и описывать

Основные органы пищеварительной системы человека

Характеризовать

Сущность биологического процесса питания, пищеварения

Тематический

П.31

Стр. 161 -165

Зад 127- 128

стр. 53 - 54

33

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.

Лабораторная работа № 11

« Действие ферментов слюны на крахмал»

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке.

Давать определения понятию

Фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс

Распознавать на таблицах и описывать

Основные органы пищеварительной системы человека

Характеризовать

Сущность биологического процесса питания, пищеварения

Роль ферментов в пищеварении

Лабораторная работа №  11

П. 32

Стр. 166 -170

Зад 131 - 132

стр. 54 - 55

34

Пищеварительные железы

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении.

Давать определения понятию

Фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс

Распознавать на таблицах и описывать

Основные органы пищеварительной системы человека

Характеризовать

Сущность биологического процесса питания, пищеварения

Роль ферментов в пищеварении

Работа с  дидактич. материалом

П. 33

Стр. 171 -174

Зад 136

стр. 56

35

36

Регуляция деятельности пищеварительной системы.

Гигиена органов пищеварения.

Урок закрепления знаний

Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения.

Переваривание пищи в двенадцаперстной  кишке. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки.

Давать определения понятию

Фермент

 Распознавать на таблицах и описывать

Основные органы пищеварительной системы человека

Характеризовать

Сущность биологического процесса питания, пищеварения

Работа с  дидактич. материалом

П.34 - 35

Стр. 174 -181

Зад 142,143

стр.58 - 59

Контрольная работа № 4 « Дыхательная система. Пищеварительная система»

Урок

Контроля, оценки и коррекции знаний

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Контрольная работа № 4

Повторить пройденный материал

Обмен веществ и энергии – 3 ч.

37

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен

Давать определения понятию

Пластический и энергетический обмен.

Характеризовать

Сущность обмена веществ и превращения энергии в организме

Обмен как основа жизнедеятельности организма человека.

Тематический

П. 36

Стр. 184 -187

Зад 148,149

стр 61

38

Витамины

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявление авитаминоза.

Называть

Основные группы витаминов и продуктов, в которых они содержатся.

Характеризовать

Роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания

Для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Работа с  дидактич. материалом

П. 37

Стр. 188 -192

Зад 150,151

стр.61-62

39

Энерготраты человека и пищевой рацион.

Лабораторная работа № 12

« Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Лабораторная работа № 12

П. 38

Стр. 193 -198

Зад 153

стр.63

Покровные органы. Теплорегуляция. – 3 ч.

40

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.  

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы.

Волосы и ногти – роговые придатки кожи.

Называть

Особенности    строения организма человека – кожи

Функции кожи

Распознавать на таблицах и описывать

Структурные компоненты кожи

Работа с  дидактич. материалом

П. 39

Стр. 200 -204

Зад157

стр. 66

41

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Нарушение кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Использовать приобретенные знания

Соблюдение мер профилактики вредных привычек

Оказание первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Работа с  дидактич. материалом

П. 40

Стр. 204 -209

Зад 159

стр.66

42

Терморегуляция организма. Закаливание.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Теплообразование, теплоотдача  и теплорегуляция организма. Роль кожи в теплорегуляции.

Укрепление здоровья. Факторы риска: стрессы, переохлаждение

Характеризовать

Роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма

Анализировать и оценивать

Воздействие факторов риска для здоровья

Использовать приобретенные знания

Для соблюдения мер профилактики заболеваний

Тематический

П. 41

стр. 209 –213

зад 160

стр.67

Выделительная система – 2 ч.

43

Органы мочевыделительной системы. Строение и работа почек.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек.

Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи из организма.

Называть

Особенности    строения организма человека – органы мочевыделительной  системы, другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать на таблицах и описывать

Основные органы  выделительной системы человека.

Характеризовать

Сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Работа с  дидактич. материалом

П.42

Стр. 213 -217

Зад 165

стр.69

44

Контрольная работа № 5

«Обмен веществ. Покровы тела. Выделительная система»

Урок

Контроля, оценки и коррекции знаний

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Контрольная работа № 5

Повторить пройденный материал

Нервная система человека – 6 ч

45

Значение нервной  системы. Мозг и психика.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический .

Нервы, нервные узлы.

Нервная регуляция.

Давать определения понятию

Рефлекс

Называть

Особенности строения нервной системы

Принцип деятельности нервной системы

Функции нервной системы

Распознавать на таблицах и описывать

Основные отделы и органы нервной системы человека

Текущий

Ответы на вопросы

П. 43

Стр. 220 -222

Зад167

стр.70

46

Строение  и функции спинного мозга.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга.

Называть

Особенности строения спинного мозга

Функции спинного мозга

Распознавать на таблицах и описывать

Основные части спинного мозга

Характеризовать

Роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

Текущий

Ответы на вопросы

П. 44

стр. 222 - 227

зад172,173

стр. 72

47

Строение головного мозга.

Лабораторная работа № 13

« Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.»

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Головной мозг, строение и функции.

Серое вещество и белое вещество головного мозга. Отделы головного мозга.

Называть

Особенности строения головного мозга

Отделы головного мозга

Функции головного мозга

Распознавать на таблицах и описывать

Основные части головного мозга

Характеризовать

Роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма.

Лабораторная работа № 13

П. 45

Стр. 227 -231

Зад176 - 177

стр.73

48

Передний мозг.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Большие полушария головного мозга, доли. Аналико – синтетическая функция коры больших полушарий.

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Текущий

Ответы на вопросы

П. 46

Стр. 231 -235

Зад178,179

стр.74

49

Соматический и автономный отделы нервной системы.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Текущий

Ответы на вопросы

П. 47

Стр. 235 -239

Зад 181,182

стр.75

50

Контрольная работа № 6

« Нервная система человека»

Урок

Контроля, оценки и коррекции знаний

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Контрольная работа № 6

Повторить пройденный материал

Анализаторы – 5 ч.

51

Анализаторы и органы чувств.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза ( брови, веки, ресницы)

Строение и функции оболочек.

Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки.

Нарушение зрения, их профилактика.

Называть

Особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Распознавать на таблицах и описывать

Основные части органа зрения и зрительного анализатора

Объяснять

Результаты наблюдений

Использовать приобретенные знания

Соблюдение мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения

Профилактика вредных привычек

Тематический

П. 48

Стр. 242 -244

Зад184,185

стр.76

52

Зрительный анализатор. Гигиена зрения.

Лабораторная работа № 14

« Опыты , влияющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Лабораторная работа № 14

П. 49- 50

Стр. 244 -253

Зад189

стр.78

53

Слуховой анализатор. Значение слуха.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Слуховой анализатор. Нарушение слуха, их профилактика. Гигиена слуха.

Называть

Особенности строения органов слуха и слухового анализатора

Распознавать на таблицах и описывать

Основные части органов слуха и слухового анализатора

Использовать приобретенные знания

Соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха.

Профилактика вредных привычек

Работа с  дидактич. материалом

П. 51

Стр. 253 -257

Зад194

стр.80

54

Орган равновесия, кожно – мышечной чувствительности.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Работа с  дидактич. материалом

П. 52

Стр. 258 -263

Зад195

стр.81

55

Органы обоняния и вкуса.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Работа с  дидактич. материалом

П. 52

Стр. 258 -263

Зад196

стр.81

56

Контрольная работа № 7

« Анализаторы»

Урок

Контроля, оценки и коррекции знаний

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Контрольная работа № 7

Повторить пройденный материал

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. – 5 ч.

57

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Давать определения понятию

безусловный рефлекс, условный рефлекс

Называть

Принцип работы нервной системы

Характеризовать

Особенности работы головного мозга

Биологическое значение условных и безусловных рефлексов

Сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания

Для рациональной организации труда и отдыха

Тематический

П. 53

Стр. 266 -273

Зад198

стр.82

58

 Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.

Лабораторная работа № 15

«Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого  и выработка нового динамического стереотипа»

Урок  

закрепления знаний

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретение  формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Высшая нервная деятельность.

Давать определения понятию

безусловный рефлекс, условный рефлекс

Называть

Принцип работы нервной системы

Характеризовать

Особенности работы головного мозга

Сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания

Для рациональной организации труда и отдыха

Лабораторная работа № 15

П.54

Стр. 273 -278

Зад199,200

стр.83

59

Биологические ритмы. Сон и бодрствование.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Биологические ритмы. Сон и бодрствование, значение сна.

Характеризовать

Значение сна для организма человека

Использовать приобретенные знания

Для рациональной организации труда и отдыха

Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Работа с  дидактич. материалом

П. 55

Стр.279 –280

Зад 202

стр.84

60

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Особенности психики человека: осмысленность восприятия. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Типы нервной системы.

Называть

Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать

Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Использовать приобретенные знания

Проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Организации учебной деятельности

Называть

Психологические особенности личности

Работа с  дидактич. материалом

П. 56

Стр. 281 -287

Зад 206

стр.85

61

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли.

Лабораторная работа № 16

« Изменение числа  колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Лабораторная работа № 16

П. 57

Стр. 288 -293

Зад 211

стр.86

62

Контрольная работа № 8

« Высшая нервная деятельность»

Урок

Контроля, оценки и коррекции знаний

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Контрольная работа № 8

Повторить пройденный материал

Железы внутренней секреции – 2 ч.

63

Железы внешней, внутренней  и смешенной секреции. Свойства гормонов.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Эндокринная система . Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

Гормоны.

Называть

Особенности строения и работы желез эндокринной системы

Железы внутренней секреции

Железы внешней  секреции

Заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией  эндокринных желез

Различать

Железы внутренней секреции и железы внешней  секреции

Распознавать  и описывать

На таблицах органы эндокринной системы

Давать определения понятию

Гормоны

Характеризовать

Роль гормонов в обмене веществ

Фронтальный

П.58

Стр.298 –301

Зад 216

стр.87

64

Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Фронтальный

П. 59

Стр. 302 -305

Зад 218

стр.88

Индивидуальное развитие организма – 6 ч.

65

Жизненные циклы организмов. Мужская и женская половые системы.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки. Морская половая система. Образование сперматозоиды.

Называть

Особенности строения женской и мужской половой систем

Распознавать на таблицах и описывать

Женскую и мужскую  половые системы

Органы женской и мужской половой систем

Объяснять

Причины наследственности

Использовать приобретенные знания

Для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Работа с  дидактич. материалом

П. 60

Стр. 308 -312

Зад 221

стр. 89

66

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи.

 Забота о репродуктивном здоровье.

Давать определения понятию

Размножение, оплодотворение

Характеризовать

Сущность процессов размножения и развития человека

Использовать приобретенные знания

Для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекции

Вредных привычек

Работа с  дидактич. материалом

П. 61

Стр. 312 -317

Зад 226,227

стр.91

67

Наследственные и врожденные заболевания  и заболевания, передаваемые половым путем.

Урок  изучения и первичного

закрепления знаний

Работа с  дидактич. материалом

П.62

Стр.317 –319

Зад 229

стр. 92

68

Развитие ребенка после рождения.

Урок закрепления знаний

Забота о репродуктивном здоровье.

Объяснять

Причины проявления наследственных заболеваний

Характеризовать

Сущность процессов размножения и развития человека

Анализировать и оценивать

Воздействие факторов окружающей среды на здоровье

Работа с  дидактич. материалом

П. 63

Стр. 320 -324

Зад 231

стр.92

69

Интересы, склонности, способности.

Урок обобщения и систематизации знаний

Типы темперамента.

Тип психической деятельности

Характер

Волевые качества

Называть

Типы темперамента

Сопоставлять

Характер и темперамент

Работа с  дидактич. материалом

П. 64

Стр. 324 -327

Зад 235,236

стр.93-94

70

Обобщающий урок по курсу биологии 8 класса

Урок обобщения и систематизации знаний

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий при обобщении пройденного материала.

Работа с  дидактич. материалом

№ П\П

     ТЕМА

Кол-во

часов

Конт. раб.

Лабор. раб

1.

Введение

1

2.

Происхождение человека

3

3.

Общий обзор организма

1

4.

Клеточное строение организма . Ткани.  

5

1

1

5.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма

1

6.

Опорно – двигательная система

8

1

4

7.

Внутренняя среда организма

3

1

8.

Кровеносная и лимфатическая системы организма

7

1

3

9.

Дыхательная система

4

1

10.

Пищеварительная система

7

1

1

11.

Обмен веществ и энергии

3

1

12

Покровные органы. Теплорегуляция.

3

13

Выделительная система

2

1

14

Нервная система человека

6

1

1

15

Анализаторы

5

1

1

16

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

1

2

17

Железы внутренней секреции

2

18

Индивидуальное развитие организма –

6

       ИТОГО

70

8

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для 2 класса УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса, Титул 2012

Материал содержит календарно-тематическое планирование для 2 класса новой версии учебника М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса...

Календарно - тематическое планирование 5-6 класс и план мастер - класса по Городецкой росписи

Календарно м- тематическое планирование 5,6,7 класс, технология, девочки....

Календарно-тематическое планирование для 9 классов. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс".

Календарно-тематический план для 9 классов по программе О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс" на 2012 - 2013 уч. г.г....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др.  Геометрия 7-9 класс....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник  Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....